Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
ОВОС в примерах и задачах
(№8 [171] 10.06.2008)
Автор: Наталия Федорова
Наталия Федорова

Коротко о главном

Известно, что согласно нормативным документам в ходе проектирования объектов (сооружений) выполняется процедура оценки их воздействий на окружающую среду (ОВОС). Цели и задачи этой процедуры достаточно четко прописаны, например, в «Положении об ОВОС...», принятом у нас еще в 2000 году.
В этом документе, в частности, предложено ОВОС рассматривать как «...процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий…».
Исходя из этого, при проектировании объектов можно говорить о поиске в такого инженерного решения, при реализации которого на практике, воздействия его на окружающую среду (ОС) будут сведены к минимуму, причем сделано это будет не в ущерб решению той экономической задачи, на реализацию которой нацелен данный проект.

Перечень объектов, в отношении которых проводится процедура ОВОС достаточно большой, при этом объекты могут отличаться друг от друга по назначению, по специфике функционирования и особенностям эксплуатации, а также и по масштабу и интенсивности возможных воздействий конкретного объекта на окружающую среду.

Вследствие этих причин, по мнению автора, реализация основных положений ОВОС в некоторых случаях может вызвать дополнительные вопросы у разработчиков проекта, что объясняется как относительной новизной самой процедуры, так и некоторыми проблемами методического характера.

ОВОС или авось?

Поскольку иногда достаточно сложно своевременно выявить, описать и оценить все возможные воздействия объекта на ОС в ходе проведения ОВОС, то можно предположить, что инженерный подход к реализации этой процедуры оказаться достаточно эффективным. Поскольку он нацелен не только на более полное выявление и анализ перечня негативных воздействий на среду, но и детальную разработку в ходе проектирования необходимого комплекса природоохранных мероприятий (ПОМ), позволяющих в необходимом объеме минимизировать и компенсировать эти воздействия.

На практике это означает, что в ходе проектирования на всех его стадиях осуществляется поиск таких технических и конструктивных решений отдельных элементов сооружения (объекта), которые в дальнейшем обеспечат минимально возможный ущерб окружающей среде при его строительстве и эксплуатации.

Однако, возможен и другой вариант реализации процедуры ОВОС, которую иногда при желании можно свести к некому формальному исполнению вполне определенного перечня действий, предусмотренных правилами ее проведения. В этом случае возможен вариант, когда результатом проведения ОВОС могут быть объемные тома документации, подготовленной по результатам исследований, проведенных специалистами экологами для некого конкретного объекта. При этом можно предположить, что значительный «объем материалов» исследований не всегда будет равноценен поиску эффективного инженерного решения.
Поэтому автор полагает, что при решении проблемы оценки воздействия на среду, возможны, например, некие два сценария действий разработчиков проекта. Реализация первого сценария может в конечном счете в некоторых случаях свестись к тому, что при обосновании окончательного варианта технического решения разработчиками проекта будет прилагаться максимум усилий для того, чтобы доказать и обосновать, что предлагаемый вариант действительно самый надежный и оптимальный, как по экономическим, так и по экологическим характеристикам и параметрам. Поэтому автор полагает, что именно в этом случае возможно появление так называемой «объемной составляющей» раздела проекта по оценке воздействий объекта на среду.

Второй сценарий действия разработчиков изначально предполагает поиск и целенаправленное формирование нужного варианта технического решения на всех стадиях проектирования объекта, начиная с момента выбора участка под его строительство.

Понятно, что минимизировать воздействия объекта на ОС иногда проще и легче тогда, когда в силу тех или иных причин последствия этих воздействий проявится в меньшей степени. Степень их проявления зависит не только от интенсивности самих воздействий (нагрузки на ОС), но и от потенциальной восприимчивости ОС к этим воздействиям. Реализация этого положения на практике означает, что актуальным может быть предварительное исследование состояния ОС месте возможного строительства объекта. Результаты такого исследования могут оказаться решающим фактором при выборе места строительства конкретного объекта.

Поможет ли нам заграница в плане методическом?

Процедуру оценки воздействия на среду проекта (объекта, сооружения) за рубежом начали применять несколько раньше, чем в нашей стране. Поэтому целесообразно кратко остановиться на особенностях формирования зарубежной системы нормативных документов по оценке воздействия объекта на ОС. Анализ зарубежных методических и нормативных материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) сооружений и объектов следует начать с краткой исторической справки внедрения этих методов в практическую деятельность государственных экологических структур и организаций. Известно, что в 1970 году в США был принят Закон о национальной политике в области окружающей среды (NEPA). В соответствии с этим Законом инициатор проекта должен был подготовить Заявление об оценке на ОС (ЗОВОС) проекта. В дальнейшем были разработаны процедурные правила по проведению ОВОС и соответствующие методические положения и рекомендации, касающиеся внедрения этих правил в проектную работу организаций и деятельность государственных структур.

Процедурная часть организации и проведения ОВОС опирается на законодательную базу конкретного государства. Например, в странах Европейского Сообщества в 1985 году появился такой юридический нормативный документ как Директива № 337/85. Этот документ, например, касается общих вопросов организации и проведения ОВОС применительно ко всем типам объектов, возведение которых планировалось в странах Европейского Сообщества.
В этом же документе подчеркивается, что идеология проведения ОВОС базируется на том, что эффективная экологическая политика в первую очередь заключается в предотвращении загрязнения окружающей среды, а не в устранении экологических последствий этого загрязнения.

Согласно его требованиям отчетные материалы, подготовленные по результатам проведения ОВОС, включают следующие проработки:
•     описание проекта
•     материалы ОВОС
•     план реализации компенсационных и природоохранных мероприятий
•     резюме по результатам проведенной оценки воздействия на ОС конкретного объекта (проекта)

Таким образом, оценка воздействия конкретного объекта (проекта) на ОС не является самоцелью, а служит предпосылкой для целенаправленного формирования плана реализации природоохранных мероприятий, контроль выполнения которых возлагается в дальнейшем на государственные структуры, а источники финансирования этих мероприятий предусматриваются инициаторами проекта.

Важным моментом в проведении ОВОС за рубежом является определение рамок исследования. Под этими рамками подразумеваются как территориальные границы исследуемой области, которая, по мысли инициаторов проекта, подвергается воздействию, так и четкое определение конкретных научных областей, по которым в дальнейшем намечено проводить исследования. Основные направления исследований применительно к оценке воздействия на ОС любого типа проекта (вида хозяйственной деятельности) названы в статье 3 упомянутой выше Директивы, к ним отнесены следующие компоненты:
•     вода, воздух, почвы, климат и ландшафт
•     человек, флора, фауна
•     материальные средства и культурное наследие

Таким образом, за рубежом разработана и введена в действие достаточно стройная система документов для регламентации оценки воздействия на ОС проекта. Однако следует сказать, что требования зарубежных нормативно-технических документов целиком и полностью опираются на зарубежные нормативные юридические акты. Поэтому следование рекомендациям зарубежных методических документов в полном объеме в нашей стране, по мнению автора, может быть целесообразно только в отдельных случаях, некоторые из которых перечислены ниже:
•     во-первых, когда речь идет о крупномасштабном объекте, воздействия которого на ОС должны оцениваться в трансграничном контексте
•     во-вторых, когда инициатор проекта с нашей стороны испытывает настоятельную потребность в финансовой поддержке своего проекта зарубежной стороной, а поэтому предполагает, что материалы его проекта будут рассматриваться зарубежными инвесторами
•     в-третьих, когда речь идет о возведении уникального объекта, аналоги которого в стране нашей отсутствуют, но при этом они есть за рубежом.

Во всех остальных случаях при экологическом обосновании проектов целесообразно было бы использовать нашу нормативно-техническую и методическую базу. Однако можно отметить, что на настоящее время методическая база, которая используется в нашей стране применительно к оценке экологических последствий отдельных видов деятельности (проектов) может охарактеризована как не достаточно полная. Методические рекомендации и материалы для проведения ОВОС по одним видам объектов не всегда с успехом могут быть использованы для других типов объектов. Поэтому в рамках настоящей статьи далее будут рассмотрены только отдельные методические приемы, используемые при проведении ОВОС за рубежом, дополненные кратким анализом некоторых результатов исследований применительно к конкретному объекту.

Конфликтный анализ в рамках ОВОС

Остановимся на отдельных аспектах методологической составляющей оценки воздействия на среду. За рубежом идеология проведения ОВОС базируется на обеспечении всеми возможными способами и средствами минимизации ущерба ОС, возникающего в месте реализации объекта вследствие его возведения. В этом смысле цель ОВОС может быть определена как разработка эффективного комплекса ПОМ (природоохранных мероприятий). Минимизировать воздействия можно в ходе проведения так называемого конфликтного анализа, который для этих целей за рубежом применяется достаточно широко.

Проведение конфликтного анализа предваряет формирование банка данных по проекту, т. е. его технико-экономическим характеристикам, а также банка данных по тем областям исследований, которые будут проводиться в рамках ОВОС. Например, в ходе реализации проекта воздействию будут подвергаться такие компоненты окружающей среды как поверхностные и подземные воды, воздух, наземная и водная флора и фауна и т.д. Тогда в этот банк данных включаются исследование водной среды, атмосферного воздуха, флоры, фауны и т.д.

По завершении процедуры конфликтного анализа формируется так называемый банк данных по природоохранным мероприятиям и компенсационным мероприятиям, а также финансовым выплатам. Проводится конфликтный анализ, например, по следующей схеме, предусматривающий последовательное выполнение следующих действий:
•     Провести предварительные исследования по выявлению возможных воздействий на ОС. Для этих целей можно использовать, например, матричный способ или метод контрольного списка
•     Для предварительно выявленных в ходе исследования воздействий определить те из них, которых можно избежать в ходе работы над проектом при внесении в него необходимых корректив, например, варьируя возможными техническими решениями тех или иных обязательных элементов конструкций
•     Устранить в ходе проектирования те воздействия, которых можно избежать при варьировании возможными техническими решениями элементов конструкций
•     Последовательно выявить все негативные воздействия объекта на ОС, которые необходимо компенсировать посредством осуществления природоохранных мероприятий
•     Разработать комплекс необходимых природоохранных мероприятий для всех выявленных негативных воздействий
•     Занести данные о природоохранных мероприятиях в банк данных по мероприятиям
•     Выявить возможные изменения в ОС, которые не могут быть компенсированы с помощью природоохранных мероприятий, затем по возможности оценить степень проявления этих воздействий
•     Определить в какой форме будут реализованы компенсационные мероприятия, например, выяснить какие мероприятия потребуют наличия свободных земельных ресурсов, и определиться с тем, имеются ли свободные земельные ресурсы (площади) пригодные для их реализации
•     В случае отсутствия свободных земельных ресурсов определиться с размером денежных компенсаций тем сторонам, которым будет нанесен экологический ущерб при реализации проекта
•     Составить план компенсации ущербов, перечень планируемых мероприятий и денежных выплат, и занести эти сведения в банк данных по мероприятиям, ущербам и выплатам компенсаций

Исходя из детального анализа описанной выше процедуры, можно сделать вывод о том, что проектирование объекта всегда должно быть многовариантным, т. е. предполагается, что одна и та же техническая задача может быть решена различными способами (методами) или, как принято говорить в таких случаях, иметь альтернативные варианты возможных конструктивных решений.
С учетом этого обстоятельства последовательно выполняется детальное описание проекта и вызываемых им изменений в ОС для всех альтернативных вариантов проекта. При этом предполагается, что реализация проекта осуществляется в несколько стадий: строительство (возведение объекта), его эксплуатация (возможно модернизация).

При проведении ОВОС характеристика состояния ОС до и после возведения сооружения проводится последовательно к каждому отдельному компоненту ОС (например, вода, воздух, флора, фауна и т.д.). При характеристике воздействий на ОС учитываются такие их параметры как длительность воздействия, интенсивность, косвенный характер воздействия и т.д. Завершает процедуру программа мониторинга мероприятий, позволяющих избежать воздействий, минимизировать их или компенсировать.


Предварительные исследования в рамках ОВОС для конкретного объекта

В предыдущем разделе было сказано, что проведение конфликтного анализа предваряет предварительное выявление тех областей исследований (затрагиваемых проектом компонентов ОС), по которым в дальнейшем и проводится оценка воздействий объекта на среду. Поэтому для крупномасштабных проектов за рубежом, как правило, проводятся предварительные исследования, в ходе которых пытаются определиться с тем, какие изменения в окружающей среде, возможно, произойдут и насколько они будут значимы.

Проанализируем вариант предварительных исследований по конкретному проекту. В качестве такого проекта рассмотрим проект увеличения глубины судового хода на фарватере р. Эльба (Германия). С материалами предварительных исследований автору удалось познакомиться в учреждении, являвшемся Руководителем (координатором) всех работ по проекту, в качестве которого выступал один из институтов органов экономики Гамбурга. Эти материалы содержали:
•     содержательную постановку общей задачи по оценке воздействий объекта на ОС
•     формулировку экономической цели проекта
•     исследование взаимосвязи между экономической и экологическими целями проекта, а также технических возможностей его реализации на практике
•     описание альтернативных вариантов проекта
•     краткую характеристику проработанных технических вариантов
•     материалы предварительных исследований по оценке возможных воздействий проекта на ОС
Далее представлено краткое содержание перечисленных выше разделов, которые пронумерованы с целью удобства их чтения.

1. Постановка общей задачи.
Решение проблемы оценки воздействия на окружающую природную среду того или иного объекта предполагает, что изначально четко сформулирована основная экономическая цель реализации этого проекта. Исходя из формулировки этой цели, на начальном этапе проектирования выполняются технические проработки и расчеты по данному проекту, которые включают в себя также и оценку воздействия на среду проектируемого объекта. При этом учитывается то обстоятельство, что реализация общей концепции организации и проведения ОВОС, в конечном счете, сводится к тому, что основная экономическая цель проекта не должна противоречить экологическим требованиям, предъявляемым к объектам данного типа, которые в свою очередь должны увязываться с техническими и технологическими нормами проектирования этих объектов.

2. Формулировка экономической цели проекта.
Проект увеличения глубины судового хода на фарватере реки Эльба разрабатывался по инициативе органов экономики города Гамбурга исходя из требований общего плана развития транспортной инфраструктуры Гамбургского портового комплекса, расположенного на расстоянии порядка 100 км от устья реки Эльбы. Начало работ по проектированию этого объекта относится к 1991 году. В качестве исходной предпосылки к началу работ послужило то обстоятельство, что к этому времени при перевозках генеральных грузов, осуществляемых через порт Гамбург, наметилась четкая тенденция к увеличению объема этих перевозок, приходящихся на долю контейнерных судов. Тенденция к росту объема контейнерных перевозок подтверждается также тем фактом, что такой рост был характерен для всех портов северной части Европы. Вместе с тем для порта Гамбург эта тенденция характерна в большей степени, чем для других европейских портов.
Устаревшие в техническом плане контейнерные суда третьего поколения подлежали замене на современные контейнерные суда четвертого поколения. Необходимость своевременной замены судов на современные была обусловлена тем, что суда третьего поколения практически выработали свой ресурс, возраст их составлял 20 лет и более. Таким образом, экономическая цель реализации проекта дноуглубления судового хода на фарватере реки Эльба была продиктована объективными обстоятельствами и сводилась к тому, чтобы добиться существенного увеличения объема контейнерных перевозок через порт Гамбург, а также стабильного ежегодного увеличения объема таких перевозок.

3. Технические возможности реализации проекта на практике
Реализация общей экономической цели подразумевала решение следующей технической задачи: увеличение глубины судового хода на фарватере таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственный и безаварийный проход по нему контейнерных судов четвертого поколения, имевших следующие основные габариты: длина до 300м, ширина - 32,3м, осадка до 13,8м
Экологическая цель данного проекта состояла в том, чтобы на предварительном этапе предложить такое техническое решение, при осуществлении которого в дальнейшем воздействие проекта на окружающую среду было бы сведено к минимуму. Это означало, что решение конкретной технической проблемы, обеспечивающей достижение основной экономической цели проекта, должно было сопровождаться совокупным минимально возможным воздействием проектируемого объекта на такие компоненты окружающей среды как подземные и поверхностные воды, воздушная среда, микроклимат, почвы, ландшафт, наземная и водная флора и фауна. Помимо этого при осуществлении проекта должен быть минимизирован ущерб в таких областях деятельности человека, которые связаны с использованием водных и наземных ресурсов на прилегающих к объекту территориях. К этим видам деятельности в данном случае отнесены: охота, рыболовство, сельское и лесное хозяйство.

4. Описание альтернативных вариантов проекта
Известно, что детальному исследованию проектируемого объекта на окружающую среду, как правило, предшествует поиск возможных альтернативных вариантов реализации проекта. На практике это означает, что помимо основного проектного решения должны быть рассмотрены другие инженерно-технические варианты решения проблемы. Например, применительно к предложенному проекту в качестве альтернативы рассматривался вариант отказа от дноуглубительных работ на участке от 623 км по 747 км, а взамен этого расширение причального фронта в районе порта Cuxhaven, расположенного непосредственно на побережье. Реализация подобного альтернативного варианта позволяла решить проблему увеличения объема перевозок контейнерными судами четвертого поколения за счет их размещения у причалов вышеназванного порта.
Таким образом, при осуществлении подобного альтернативного варианта необходимость в техническом решении проблемы в ходе дноуглубления фарватера реки Эльбы отпадала сама собой. К основным недостаткам предложенного альтернативного варианта были отнесены: значительные потери территории, необходимой для размещения объектов портового хозяйства, существенные воздействия объекта на водную флору и фауну, которые являются следствием значительных объемов работ по возведению причального фронта.
5. Краткая характеристика проработанных технических вариантов.
Проектом предусматривалось шесть вариантов проведения дноуглубительных работ с целью увеличения глубины судового хода. Эти варианты отличались друг от друга в первую очередь объемами дноуглубительных работ, т.е. объемами грунта, извлекаемого в процессе дноуглубления. Объемы извлекаемого грунта зависели в свою очередь от того, до какой отметки дна будет проводиться выемка грунта. Естественно, что эта отметка в первую очередь определялась требованиями к безопасному проходу по фарватеру судов с осадкой 13,8м. Существенные коррективы в проект внесли естественные природные условия того участка реки, по которому суда заходили в порт Гамбург, в частности явление приливной волны. Во-первых, проход судов в порт по фарватеру мог осуществляться независимо от подъема уровня воды в этом случае глубина судового хода должна быть больше, чем тогда, когда судно заходит в порт во время прилива. Во-вторых, возможен был проход судов в порт только по графику с учетом периодичности приливно-отливных колебаний.

Исходя из этих соображений, и были разработаны шесть основных вариантов дноуглубления фарватера. Так называемый нуль-вариант сводится к отказу от проведения дноуглубительных работ. Процедура оценки воздействия на среду осуществлялась в несколько этапов. Здесь речь идет о так называемой предварительной оценке.

6. Материалы предварительных исследований по оценке возможных воздействий проекта на ОС
На этапе предварительных исследований были выявлены так называемые области предварительных экологических исследований, а также определены те методы, которые в дальнейшем рекомендуются с целью их использования в ходе проведения этих исследований. Далее был выявлен круг специалистов и организаций, к проведению предварительных исследований.

В качестве основных областей исследования были названы:
•     гидрологический режим водного потока
•     последствия проведения дноуглубительных работ на различные компоненты ОС
•     воздействия проекта на водную флору и фауну
•     исследование проблемы депонирования извлекаемого грунта
В качестве основных методов проведения исследований были рекомендованы:
•     метод физического моделирования гидродинамических процессов
•      методы, основанные на обобщении мнений специалистов-экспертов
•      метод «затраты – выгоды» для экономической оценки эффективности принимаемых решений.
Исследования гидромеханики потока и последствий изменения его гидрологических характеристик применительно к рассматриваемым компонентам ОС показали, что дноуглубление фарватера не окажет сколько-нибудь существенного влияния на повышение уровня воды во время прилива. Кроме того, было установлено, что расширение поперечного профиля пути в результате дноуглубления не вызовет существенных изменений скоростей течения, которые увеличатся максимум на 0,1 м/с, что в свою очередь не повлияет на морфологию прилегающих берегов и не явится причиной усиления эрозионных процессов.

Приведенный пример интересен тем, что дает возможность убедиться в том, что сама по себе оценка воздействия на среду крупномасштабного объекта процедура порой достаточно длительная и трудоемкая и требует привлечения к ней квалифицированных специалистов различного профиля. Поскольку в ходе ее проведения используются как масштабные лабораторные исследования, так и постоянные многочисленные консультации со специалистами.
Начинается эта процедура с так называемых предварительных исследований, при проведении которых определяются как основные направления дальнейшей работы, так и методы, которые предполагается использовать в ходе проведения исследований. Кроме того, на этом этапе выявляется круг потенциальных соисполнителей различных разделов исследования.

Резюме

В заключение можно сказать, что разработанная за рубежом система по проведению ОВОС содержит достаточно большое количество методических материалов, которые при необходимости могут быть успешно адаптированы к нашим условиям с учетом требований нашей нормативной базы.
Примеры конкретных исследований по организации и проведению ОВОС могут также представлять несомненный интерес для наших специалистов, решающих аналогичные задачи в ходе проведения своих исследований. Изучение зарубежного опыта всегда полезно в том плане, что уровень квалификации специалиста определяется не только его личными умениями и навыками, но и его достаточно широким профессиональным кругозором.

______________
© Федорова Наталия

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum