Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
О писателе Викторе Ивановиче Лихоносове (в качестве предисловия к его мемуарному очерку "Счастливые годы")
(№24 [78] 28.12.2001)
Автор: Николай Глушков

Нажмите, чтобы увеличить.
В.Лихоносов


Родившийся на станции Топки Кемеровской области (1936) в семье с тамбовской родней, в середине 1950-х годов он поселился на Кубани, закончил историко-филологический факультет Краснодарского пединститута (1961) и Бог знает, где и когда ныне живет - в поселке ли Пересыпь на Тамани или в краевом центре. Может быть, потому так народно душевны его произведения. Или - задушевно народны?... 

Эти слова я повторил не случайно. В.Лихоносов - крупнейший ныне (в "живой" русской литературе) творец лирико-психологической прозы о русской действительности не столько в собственных интригах-сюжетах, сколько в мире наших мыслей и чувств, нередко интимных переживаний в будничном драматизме отечественной истории. К его произведениям, именуемым рассказами (вроде "Чалдонок", "Брянских") и повестям (как "Осень в Тамани") больше подходит пришвинское определение "очерковой поэзии" (в структурно-стилевых смыслах понятий). Ему же принадлежат первые опыты лирического романа в почти не изведанном предшественникам направлении: "Когда же мы встретимся" и "Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)". Напоминая "Жизнь Арсеньева", "Кащееву цепь", "Повесть о жизни" и лиричные романы, они очень своеобразны - "лихоносовские" не менее нарицательно, нежели "бунинский", "пришвинский", "паустовский". Главное в романах предшественников - лиро-эпический герой в окружающем мире, а у Лихоносова как бы наоборот - мир в ощущениях героев. При всей близости это не одно и то же.

Нажмите, чтобы увеличить.
Писатель В.Лихоносов на встрече со студентами семинара проф. Глушкова Н.И. в Кубанском университете


Лиро-эпос Лихоносова, почти без "социалистических" примет-дексем в ее ткани, до середины 1980-х годов жаловали далеко не все издания Советского Союза. Публикация романа "Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)" журналом "Дон" в 1986 году было литературной сенсацией. Это лирико-психологическая эпопея казачьих драм, преимущественно - эмигрантских, в русской смуте XX века. Он изложил недописанные мемуары и устные рассказы нескольких людей с взаимосвязанными судьбами. Большинство персонажей - кубанские казаки. Главное место действия - Екатеринодар, на многих страницах ретроспективно, в исторической памяти Краснодара. "Наш маленький Париж", - это он в ласково-шутливой ностальгии кубанцев-эмигрантов. Художественное время - ушедшее столетие в перемежающихся нескольких сознаний, с экскурсами в казачью среду.

Такое изображение участников "контрреволюции" побуждало парт-ортодоксов обзывать произведение "белогвардейским", "белоказачьим" романом. Вслед за моей рецензией "Правда истории. Новые книги о гражданской войне на Дону и Кубани" ("Вечерний Ростов" 31 марта 1987г.), одобрявшей романы "Золотое оружие" (позднее - "Красные дни") А.Д.Знаменского и "Наш маленький Париж", та же "Вечерка" уже 11 апреля напечатала погромную статью "Нужна ли такая "правда истории"?" за подписями ведущих тогда в Ростове историков-профессоров А.Козлова и Л.Этенко, доцентов Я.Перехова и Ю.Кириенко (вскоре - доктора), преподавателя А.Венкова (главного автора, перед выходом в кандидаты исторических наук).

Тревожным было время то для нас: В.И.Лихоносова и А.Д.Знаменского (с обеими, "белой" и "красной" правдой отважной традиции "Тихого Дона" М.А.Шолохова), похвалившего романы литературоведа и, конечно, для смельчаков журнала "Дон" (А.Я.Обертынского и В.А.Воронова, которым больше других обязан первой публикацией "Наш маленький Париж"). Особенно разгневал моих оппонентов (защитников "ленинской концепции революции и гражданской войны") следующий абзац рецензии: "А равнодушным и тем, кто может обозвать роман "белогвардейским", В.И.Лихоносова, подчеркнувший, что он внук "тамбовской кацапки" и "красноармейца", предусмотрительно адресовал специальную главу "А на что оно вам?" - мужественный укор беспечным наследникам трагедий вольного казачества и "ленивым, трусливым, пустоглазым историкам". И он прав..".

Нажмите, чтобы увеличить.
Письмо В.Лихоносова Н.И.Глушкову


Виктор Иванович писал мне 21 июня 1987 года: "За все благодарю Вас. В Краснодаре устроен такой же погром на историка Ф.А.Щербину, т.е. на мою статью о нем в "Комсомольце Кубани" за 30.01. с.г. Везде нынешние историки одинаковы".

Впрочем, далее уместней В.И.Лихоносов собственным голосом - страницами воспоминаний о том, как создавались "Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)", опубликованных впервые в "лихоносовском" (под его редакторством) журнале "Родная Кубань" (2001, № 1).

__________________________

© Глушков Николай Иванович

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum