Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Федеральный бюджет России на 2019 год
24 ноября 2017 года Госдума приняла бюджет, зафиксировавший экономические макро ...
№19
(352)
10.12.2018
Культура
Структурные изменения в посттрадиционном обществе
(№18 [198] 20.12.2009)
Автор: Вольфганг Нойзер
Вольфганг Нойзер
Структурные изменения принадлежат к самым большим вызовам современного общества. Они включают смену ценностей в результате распада религиозных традиций; глобализацию экономики, при которой роль международных корпораций становится сравнимой с ролью национальных государств; формирование средств общения, стремительно изменяющих повседневную жизнь людей; социальные напряжения и этически-религиозные конфликты, создающие угрозы национальной и индивидуальной безопасности; успехи производства, высокая прибыль от которого сочетается с падением качества частной и общественной жизни и т.п.
Эти структурные изменения означают фазу, в историческом плане подобную поздней античности или ренессансу, а также таким явлениям, как устранение политической гегемонии церковной власти, реорганизация Европы из-за конкуренции с США, смена культурных традиций (христианизация вместо локальных религий, рационализм и эмпиризм вместо учения Аристотеля), переоценка этических норм, военные столкновения (вандализм, гражданские войны, терроризм).
Даже если принять, что двигателем этих изменений выступают политические и социальные потрясения, сами эти потрясения представляют лишь проявление таких общественных сдвигов, причины которых, как я укажу в дальнейшем, лежат в изменении способов понимания.
Мне представляется, что можно разработать инструменты осознания и анализа структурных сдвигов, их влияния на изменение ценностей. Это позволит адекватно реагировать на эти сдвиги и наметить дальнейший план действий.
1. Способы понимания общества. В современном обществе структурные перемены охватывают как экономические и технологические процессы, так и процессы изменения самой цивилизации. У них есть причина, состоящая в смене способа понимания того, как и какие экономические отношения создают общество, или какие технические отношения полезны для общества, или каким моральным правилам хочет или должно следовать общество.
Под способами понимания мы имеем в виду концептуальные отношения, которые усвоены и доведены до других людей. Эти отношения не могут быть любыми, они должны приводить к широкому общественному согласию, так как только в таком случае они передаются другим людям.
Отдельные понятия обычно более или менее изменчивы и не требуют всеобщего согласия. Но значительная часть понятий, по меньшей мере, базовые понятия достаточно устойчивы. Эти понятия изменяются в течение больших временных периодов при участии почти всех членов общества. Дело в том, что они выступают общими условиями возможности понимания мира.
Каждому изменению общества соответствует смена способа понимания мира на основе определенных понятий, а вместе с тем и действий, основанных на этом миропонимании.
Можно установить через философское исследование способ понимания мира данным обществом, изменения соответствующих понятий и их контекстов в соответствии с законами, управляющими изменениями понятий. И таким образом, можно предвидеть дальнейшее развитие этих понятий.
Поэтому предметом философского исследования являются базовые понятия данной цивилизации, смена которых влечет за собой всестороннее изменение миропонимания, ориентации в мире и оценок действия. Хотя эта смена происходит непрерывно на протяжении больших исторических промежутков времени и может быть замечена внимательным наблюдателем, все же имеются исторически замечательные, относительно короткие периоды (100–150 лет), в течение которых изменяются ключевые понятия, а вместе с тем и понимание мира, что ведет к новому видению мира, а вместе с тем и к новым понятиям. Я рассматриваю эти изменения понятий в качестве определяющих при переходе от традиционного общества к посттрадиционному?.
Посттрадиционные общества можно определить как подвижные культурные формы, которые по мере приобретения, в конечном счете, стабильности снова превращаются в традиционное общество.
Сегодня мы живем в таком посттрадиционном обществе, и его изучение позволяет усмотреть возможности его развития в будущее традиционное общество.
2. Что характеризует традиционное общество? Общественная структурная перемена уже дважды совершалась в истории Запада в виде посттрадиционных фаз, это – поздняя Античность и эпоха Возрождения. К традиционным фазам можно отнести Античное и Средневековое общества, а также общество Нового времени.
Традиционные общества также меняются, но таким образом, что их основное миропонимание слабо изменяется в течение небольших промежутков времени. Военные, экономические события, эпидемии могут привести традиционные общества к серьезным социальным потрясениям, тем не менее, они остаются теми же самыми в своей определенности. В этом смысле они стабильны.
Стабильным можно назвать общество, в котором способ объяснения мира, вопросы, которые человек ставит перед собой по поводу мира, или знание о мире, сумма опыта, которая лежит в основе понимания мира, а также действия индивидов и общества в целом – остаются неизменными. Поскольку сохраняются базовые понятия, это в свою очередь обеспечивает то, что структура объяснения мира, опыт и действия остаются постоянными, и нет каких-либо существенных противоречий или неразрешимых действий в его объяснении. Люди воспринимают свои действия как не противоречащие их знаниям.
Таким образом, существует молчаливое согласие. По поводу некоторых изменений, в крайнем случае, оговаривается, что они не могут быть приняты ни в коем случае. Другие изменения понимания интегрируются в существующую систему понятий. Никакое расхождение не выступает существенным в традиционном обществе по поводу оценок и ценностей.
В понимание мира входят общие ценности, нормы и их обоснование. Традиционное общество передает свою культуру новым поколениям в неизменном виде; понятия, ценности, нормы меняются медленно, и общество остается тем же самым на протяжении долгого периода времени. Эта стабильность понятий и ценностей сама по себе является ценностью традиционного общества.
Конечно, в традиционном обществе тоже происходят открытия, проводятся наблюдения и опыты, которые передаются другим поколениям. Однако, пока эти открытия и опыты не противоречат ключевым понятиям и приводят к изменению лишь отдельных понятий, традиционное общество не меняется.
Конец традиционному обществу наступает в результате ломки базовых понятий, что в свою очередь неизбежно влечет модификацию других понятий для обеспечения внутренней согласованности. Изменяются нормы. Становится невозможным придерживаться прежних понятий, ценностей и норм. Стабильность – в философском смысле – не выступает уже просто как что-то желаемое. Изменения становятся все более и более необходимыми. Дело в том, что когда происходит освоение чего-либо нового, изменяются и описательные понятия, и оценочные стандарты, и особенно понятия, напрямую зависящие от изменившихся ключевых понятий, которые в свою очередь тоже должны быть изменены во избежание несоответствий. Тогда единственным способом стабилизации общества является корректировка и изменение понятий и норм: готовность к переменам оказывается способом стабилизации. И тогда мы уже находимся на пути к посттрадиционному обществу.
3. Что характеризует посттрадиционное общество? Это культурная форма, которая в течение 100-150 лет полностью меняет представление о мире, включая все области бытия. Перестают быть значимыми прежние способы объяснения, сохраняется лишь то, что могло бы объяснить пока необъясненное.
Таким образом, новая система объяснения мира, соответствующая будущему традиционному обществу, подготавливается в рамках посттрадиционного общества, и этот период включает переход от зарождающейся до полностью сформированной новой системы мирообъяснения. Формирование этой новой системы, таким образом, является задачей посттрадиционного общества, которое приводит прежнюю несоответствующую систему объяснения наличного опыта к новому стабильному состоянию, то есть к новой системе.
В период посттрадиционного общества ни одно объяснение не принимается как окончательное, хотя имеется много общего между опытом и его объяснением, можно сказать, что они идут рядом. Поэтому существует большая терпимость между необходимыми и прежними концепциями. Они идут параллельно с малой лишь долей согласия по общим действующим ценностям и нормам. Если это согласие есть, то лишь в рамках социологически незначимой узкой группы. И это согласие существует по небольшому числу вопросов. Для остальных объяснений и норм отдельных членов посттрадиционного общества характерна непоследовательность. Понятия и объяснения постоянно изменяются. Строящаяся система может обновляться в течение всего своего развития при быстрой смене ценностей.
Традиции знания и образования больше не передаются новым поколениям в том же самом виде, наоборот, они могут превращаться в разные, взаимоисключающие программы при жизни одного и того же поколения. И вот когда посттрадиционное общество приводит в конце концов к формированию непротиворечивых и приемлемых для всех кругов общества понятиям, общество становится снова традиционным, отличающимся, однако, коренным образом от того состояния, от которого стартовало посттрадиционное общество.
4. Что вызывает перемены? Культура общества зависит от опыта, теоретическое объяснение которого и вместе с этим последующие действия взаимосвязаны.
В обычной жизни, так же как и в науках, гуманитарных и естественных, в основе лежит определенное отношение опыта, объяснений и действий, которые выступают не по отдельности, а взаимосвязано. В деятельности мы приобретаем опыт лишь потому, что прямо или косвенно ищем объяснение, лежащее в основе этого опыта. Однако опыт предшествует также каждому нашему действию, так как мы можем ожидать из нашего прежнего опыта и их теоретического объяснения, что они вызовут в будущем определенный, именно этот, результат.
Теоретические объяснения должны предшествовать каждому действию, чтобы мы могли понимать результат действия именно как результат нашего действия и вместе с тем как основу и инструмент прогноза для следующих действий.
Таким образом, непротиворечивое сочетание понятий, действий и опыта имеет фундаментальное значение для человеческого существования. Мы почти всегда ведем себя именно так, а не иначе, потому что привыкли поступать именно так в подобных ситуациях. Мы можем это поведение объяснить в соответствии с прежними концептами, которые у нас есть, а также прежним опытом, который у нас имеется, и который объясняет согласованность наших действий. Взаимосвязь отдельных последовательных элементов наших знаний обеспечивается единством пространства опыта, действий и структурой теорий обобщающих понятий.
Хотя, конечно, люди вносят что-то свое в свои действия, соответственно изменяя их. Это происходит, когда пространство опыта расширяется, и мы не можем его объяснить на уже имеющейся основе. Тогда мы ищем объяснения для возможного прогнозирования своих будущих действий на основе этого нового опыта. Допустим, что наш опыт увеличивается. Вначале мы выясняем, нет ли объяснения данных действий у других людей. Если этих объяснений не находим, то ищем новое объяснение или новое понятие. Если наш новый опыт представляет интерес для культуры данного общества, тогда мы можем ожидать, что соответствующие изменения в объяснениях или новые понятия будут восприняты обществом и тем самым будут социализированы. «Общество» восприняло новое. Это может касаться всех сфер культуры, и начаться во всех из них. Эти изменения касаются всеобщего понимания традиционного общества. И эта перемена войдет в повседневное понимание в традиционном обществе.
В понятии можно различать, во-первых, явный смысл, во-вторых, подразумеваемые (скрытые) значения и, в-третьих, ценность, которую представляет данное понятие для объяснения возможного действия. Эти три аспекта мы удерживаем в нашем мышлении, когда следуем в наших поступках схеме, на которой основываются понятия. Эти понятия позволяют ограниченные изменения в рамках неявного значения (контекст, оттенки). Вместе с изменением пространства опыта должны изменяться действия и их значения. Это изменение опыта, практической деятельности и пространства идей в повседневном понимании происходит в традиционном обществе на протяжении многих веков, для того чтобы появилось что-то действительно новое.
Только когда совершаемый опыт в принципе не объясняется существующими понятиями, и действия приобретают непредсказуемые последствия, тогда возникает необходимость менять базовые понятия и основные концепции объяснения. А это может привести к тому, что нужно менять почти все остальные понятия. Многое из того, что было ранее, новыми понятиями не объяснимо, но это плюс, так как этот прежний опыт человек больше не хочет объяснять. Пространство опыта и действий полностью изменено. Это стремительное изменение концепций и ценностей, приводит к множественному поиску объяснений, но последовательность и связь действия и опыта не могут продолжаться долго. Фаза, в которой происходят стремительные изменения – фаза посттрадиционного общества. Она начинается с увеличения скорости изменения в непроблематичном пространстве опыта действия и их системы объяснений, понятий. Посттрадиционный этап заканчивается новым согласованным и последовательным набором опыта, деятельности и понятий. Она ведет к новому традиционному обществу, не существовавшему ранее.
5. Что происходит с ценностями в посттрадиционном обществе? Наш главный инструмент описания структурного изменения с философской точки зрения в посттрадиционном обществе – это понятие, которое концентрирует в себе систему опыта, действий и объяснения. На нем основываются наши знания, и из него следует наше действие, которое в свою очередь основывается на нашем прежнем знании и действии. С нашим действием мы непосредственно связываем оценку, которая или уже связана, или которую мы хотим связать с возможным и прогнозируемым действием в рефлексии. При определенных обстоятельствах нам становится ясно, совершать действие или нет. При других обстоятельствах, это нам становится очевидным только после долгой и тщательной рефлексии или коммуникации. Как при непосредственной, так и при косвенной адаптации оценок действий или их последствий, мы соединяем ценности со схемами, которые управляют нашим действием. С отдельными понятиями, на которых основаны схемы, мы соединяем ценностные стандарты.
Даже если мы повышаем свои нравственные мерки на основе этических убеждений, это может произойти только потому, что эти мерки в контексте нашего миропонимания крепко связаны со схемами. Они являются частью наших понятий, которые объясняют наше пространство опыта и управляют нашим действием. С понятием мы связываем эксплицитное (явное) содержание значения, которое подчеркивает соотнесенность с материальным референтом, и имплицитное (неявное) содержание значение, которое указывает, какие контексты с эксплицитным содержанием значения имеются или могут иметься в виду. Контекст говорит об абстрактной истории понятия, поскольку при понятиях сначала имеются в виду ближайшие по времени взаимосвязи действия, и только потом учитывается история применения этих взаимосвязей, причем понятие может абстрагироваться от изначальных контекстов. Ценностный аспект может быть привязан к изначальным или к позднейшим контекстам, также он может быть привязан к эксплицитному или имплицитному содержанию значения; он может быть в определенном смысле изменяемым или неизменным. В любом случае все понятия привязаны эмотивно через эту ценность.
Чем сильнее понятие привязано к эксплицитному содержанию значения, тем это понятие менее изменчиво и тем глубже могут оказаться последствия изменения этого понятия, эксплицитное содержание значения которого непосредственно связано с оценкой, – для общей картины общества.
В обществе, понимаемом как традиционное, ценности в большей степени представляются несомненными и связаны с более или менее однозначным содержанием значения. Ценностные сдвиги происходят редко. Этические нормы, на которые ориентируются наши нравственные мерки, то есть наши правила для наших действий, прочно связаны со схемами. Посттрадиционное общество характеризуется тем, что изменение содержаний значения и ценностей происходит не в больших временных рамках, как в традиционном обществе, а с точки зрения исторических масштабов мгновенно, то есть так быстро, что долгая действительность ценностей и содержаний значения понятий не переживается.
В условиях, когда ценности изменяются быстро, никто не может считать их действующими и обязательными. Но так как никто не может что-либо воспринимать и действовать без ценностного отношения, а с другой стороны, отсутствует общественный консенсус, то устанавливаются индивидуальные заменители понятийных критериев ценности. Это влечет за собой часто и социальные изменения в обществе.
Так как в посттрадиционном обществе динамика и изменение становятся сами по себе ценностью, то и изменение ценностей начинает рассматриваться как ценность; нарушение табу становится нормой. Культура, которая прежде была носителем объяснения на основе консенсуса, делает осознанным значимость еще существующих, хотя и больше некогерентных ценностей, и повергает их эксплицитной рефлексии. Это можно наглядно наблюдать сегодня в киноиндустрии и литературе. Технические и естественнонаучные новшества, которые происходят также с изменением понятий в посттрадиционном обществе, имеют дополнительно следствием то, что установление ценности консолидируются с новыми понятиями изменившегося пространства опыта. Использование принятых этических норм ведёт к проблемам, что мы сегодня и наблюдаем, например, в медицине, в био- и генной технологии.
6. Какие задачи вытекают для этики? Этика – научная дисциплина, которая предоставляет инструментарий, дающий обществу рациональные нравственные критерии. Этика развивает содержание норм, организовывает эти нормы и определяет связи между ними. Этика пересматривает и определяет содержание норм. Писаные и неписаные законы (право и мораль) должны быть обговорены с точки зрения их применения для совершения действий. Связи между нормами в сфере обычаев, нравственности и морали, с одной стороны, и права, с другой, в позднем или старом традиционном обществе являются совпадающими и непротиворечивыми. Там, где этого не было, проделывалась корректировка, для того, чтобы интуитивно подразумеваемый смысл совпадал с моралью. Научная дисциплина, которая в традиционном обществе показывает и обеспечивает это соответствие религиозных и мировоззренческих норм, и есть этика. Таким образом, ее роль ограничена изучением соответствия стандартам. В основном эти согласованные нормы не создаются сознательно, иначе они всегда четко бы представлялись. В традиционном обществе они выступают как неизменные и несомненные.
В посттрадиционном обществе чаще всего отсутствуют сами нормы. Требование этики в посттрадиционном обществе заключается в том, что изменение ценностей, нарушение норм, запретов превращается в некую ценность (псевдоценность), и, пожалуй, порой приобретает значимость, если этому удается дать объяснение. Таким образом, в посттрадиционном обществе этика наряду с проверкой когерентности норм относительно писаных и неписанных законов ставит задачу разрабатывать их и давать им объяснение.
В области экономики в посттрадиционном обществе возникает проблема одновременного сосуществования различных хозяйственных укладов и способов производства. Требуется непрерывное, в течение всей жизни образование, чтобы оказаться способным справиться с изменением научно-технических, организационных, коммуникативных норм. Современные же дискуссии по поводу глобализации, места экономики и стандартов социального страхования следует воспринимать в качестве «процессов понимания общества» в контексте ценностных отношений. В этом качестве эти процессы понимания оказываются предметом исследований этики.
При всей перемене норм эти процессы понимания даже в пределах философски обоснованных рамок понятия, согласно нашему подходу, остаются рационально зафиксированными. Поэтому экономическая этика предлагает шанс: предприятие способно – при всей изменяющейся в обществе ситуации и при отсутствии стандарта общего консенсуса – достигать стабильности в том, что касается ответственности отдельных лиц и коллективных действий, своей собственной системы ценностей в посттрадиционном обществе, и гарантировать эту стабильность своим партнерам.
Эта система ценностей должна выполнять ряд непростых условий: ожидаемые изменения должны быть так прогнозируемы, чтобы система ценностей не устарела к моменту, когда приходят к какой-то договоренности (заключают контракты). В то же время она должна быть обязательной. Так как к согласию относительно ценностей в посттрадиционном обществе прийти нелегко, необходимо участие всех заинтересованных сторон в выработке надежных ценностей, которые на первый взгляд таковыми не являются. Необходимо их соответствие национальным и международным правовым системам, а также области действия их конкурентов.
Для достижения всего этого философия и разрабатывает соответствующий методологический инструментарий.

Литература:

Jean-Francois Lyotard, La condition postmoderne, Paris 1979.
Neuser, Wolfgang (1995): Natur und Begriff, Stuttgart/Weimar/New York.
Neuser, Wolfgang (1997): Die Logik des Entwurfs. Verstehen als Konstruktion von Wirklichkeit, in: System und Struktur. V/1, S. 7-21.
Neuser, Wolfgang (1999): Nichtwissen. Eine konstitutive Bedingung f?r den Entwurf von Welt, in: K. G?tz (Hrsg.), Wissensmanagement. Zwischen Wissen und Nichtwissen, hrsg. von, M?nchen/Meringen, S. 85-98.
Neuser, Wolfgang (2002a): Philosophie an einer technisch-naturwissenschaftlichen Universitat, in: H. Hofrichter, Visionen, Kaiserslautern, S. 103-110.
Neuser, Wolfgang (2002b): Ethische Dimensionen des Nichtwissens. Ver?ffentlichung des Japanisch-Deutschen Zentrums, Berlin. Im Druck.

Название на немецком языке:
Wolfgang Neuser
Strukturwandel in der posttraditionellen Gesellschaft


Перевод статьи осуществлен ассистентом кафедры иностранных языков ВятГГУ
Н.Г. Уткиной, окончательная редакция выполнена профессором кафедры философии и социологии М.И. Ненашевым.


Статья была опубликована на русском языке:
Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - № 2(1). – Киров: 2009. – С. 20-24

__________________
© Нойзер Вольфганг


Она хотела, чтобы свободными были мы
Памяти Людмилы Алексеевой - от редакции, друзей и единомышленников
Крошка-сын к отцу пришел
Комментарий к интервью Никиты Михалкова Юрию Дудю
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum