Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Литературные блоги: между литературой и журналистикой
(№11 [209] 01.08.2010)
Автор: Галина Тимофеева
Галина Тимофеева


Прежде чем говорить о блог-литературе как о составляющей части сетературы, хотелось бы упомянуть о том, что сам коммуникационный принцип блогов придуман не в прошлом веке, и даже не в прошлом тысячелетии, а ещё… до нашей эры.

Блоги – родом из античности

Конечно, каждый, кто только взглянет на этот подзаголовок, подумает: какие могли быть в античности блоги? Ведь тогда же не было Интернета!

Но мы и не утверждаем, что в античности были блоги. Однако сам их принцип зародился ещё тогда, в полисной демократии.

Вот что говорит доктор философских наук, профессор Таганрогского института управления и экономики Андрей Дмитриевич Майданский:  «греческая демократия была в сущности рынком слов». И сравнивает её с современными парламентскими демократиями, которые «представляют собой не что иное, как политические формы бытия частной собственности. Только товаром тут являются слова, и роль денег играет не золото, а иной эквивалент – голоса избирателей» [1].

Если перенести эту схему на блогосферу, то станет очевидно, что она устроена по тому же принципу полисной демократии Древней Греции: блоги – форма бытия частной собственности; товаром тут являются слова, а роль денег играют комментарии. Ведь любой блогер знает, что вознаграждение за блогерский труд – количество комментариев. Именно от них зависит успех блогинга и все его возможные последствия (популярность, доход и т.д.).

В подтверждение нашим словам об общности атмосферы Древней Греции и блогосферы приведём обширную цитату из статьи классика (уже вполне можно назвать его таковым) теории сетературы Сергея Корнева: «Если искать параллели Интернету в прошлом, искать столь же высокую степень концентрации интеллектуальной жизни, когда все стягивается как бы в одной точке пространства и времени, то лучше всего, пожалуй, подойдет атмосфера древних Афин 5-3 века до н.э., как она изображена у Диогена Лаэртского. Ситуация перманентного диалога; множество колоритных персонажей, столкнувшихся в рамках одной дискуссии; верховенство живого голоса, который говорит здесь и теперь, пренебрежение к рангам и титулам, заставляющее каждого постоянно подтверждать свои претензии на обладание истиной, – где еще в прошлом мы найдем нечто подобное? Возможно, истинный дух свободной античной культуры по-настоящему может почувствовать только человек, который на некоторое время окунулся в сетевую среду». [2]. Правда, С. Корнев ещё не имел в виду блоги, и уж тем более блог-литературу: эти явления появились в Рунете несколько позднее. Он говорил о сетевой среде в целом и о сетературе в частности.

Каждый, кто хорошо знаком как с современностью, так и с античностью, может провести ещё одну параллель – между блогами, блог-литературой и античным театром.

«В греческом театре всегда был хор, который располагался на сцене позади актёров. Хор комментировал действие, передавал внутренний мир персонажей, временами горячо убеждал их в чём-то. Очень удобно, скажи? Мне иногда кажется, что неплохо было бы иметь за спиной такую группу поддержки».

Это – слова Осимы, сказанные Кафке  – нет, не тому, который написал «Процесс», «Замок», «Превращение» и другие гениальные вещи, а главному герою романа  Харуки Мураками «Кафка на пляже» [3].

Неужели это ничего вам не напоминает?

Конечно же – существующие ныне блоги! Главное действие – сам материал (заметка, или как называют сами блогеры – пост), а под заметкой – хор комментаторов, которые обсуждают это действие, вступая в полилог с автором текста, с его текстом, с другими текстами и с другими комментаторами. Аналогом же театральной сцены служит сам блог.

Так что истоки и самого блогинга, и блог-литературы в частности – в далёком античном прошлом. Только и демократия, и литература сейчас другие, цифровые. А суть их не сильно видоизменилась. Не зря ведь говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Или даже не очень-то забытое…

И всё же – почему мы тогда говорим о сетературе как о новом явлении?

Да потому, что это действительно новое явление в литературе, обладающее свойствами, которых не было у «обычной», до-сетевой литературы. И даже если считать, что гипертекст не является уникальной особенностью сетературы (как уверяют некоторые заметные в истории литературного процесса Рунета личности, например: Александр Житинский [4], Георгий Жердев [5], Максим Кононенко [6], Дмитрий Коваленин [7] и другие, приводя в качестве примера гипертекста в  традиционной литературе поздние произведения Итало Кальвино, «Хазарский словарь» Милорада Павича и прочие художественные произведения с признаками гипертекстовости), то другие её свойства: динамичность, мультимедийность, интерактивность – от сетературы неотделимы.

 Уже только на этом основании можно считать сетературу довольно новым явлением в литературном процессе. Однако это не подразумевает какого-либо противопоставления традиционной «бумажной» и сетевой литературы, как это делают некоторые авторы, заявляя, что сетература – вообще новый вид искусства.

На наш взгляд, сетература – это тоже литература, только другая.  Наверное, правомерно расценивать сетературу как специфический род литературы, имеющий ряд своих особенностей. И однозначно не стоит считать её чем-то иным, и тем более, противопоставлять литературе в целом, так как часть никогда не может противостоять целому, сегментом которого она является.

И всё же различия есть. И они исходят из специфики литературы, живущей и функционирующей в Сети. Основные отличительные признаки сетературы мы уже назвали выше: динамичность, мультимедийность, интерактивность и гипертекстовость (хотя о гипертексте как о признаке сетературы и ведётся немало споров, но всё же большинство художественных произведений «традиционной» оффлайновой литературы не содержат гипертекста, а вот для сетевой литературы этот признак является довольно типичным).

Функции блог-литературы тоже несколько отличаются от функций традиционной литературы. Они несколько шире, чем у её «бумажной» сестры. По своим функциям современная сетература, а именно – блог-литература, очень близка к журналистике (точнее, к интернет-журналистике).

 

Функции блог-литературы

 

Как говорит известный теоретик журналистики Е.П.Прохоров, «…любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства…» [8]. По различным средствам, используемым в блог-литературе, можно классифицировать её жанры и определить их функции.

В целом блог-литература (как и сетература вообще) выполняет те же функции, что и оффлайновая литература (рекреативную, релаксационную, культурно-образовательную, идеологическую, оценочную и т.п.), но у неё есть и ярко выраженные функции, которые, как правило, не присущи «бумажной» литературе или не столь акцентированы в ней (например, функция социализации, коммуникативная, информационная, рекламно-справочная), и по этим своим функциям сетература максимально приближена к жанрам, более свойственным журналистике.

Особенно ярко представлены в блог-литературе коммуникативная функция и функция социализации. Эти функции определяются самим характером блог-литературы, направленным в первую очередь на коммуникацию между участниками полилогичного и динамичного литературного процесса в Интернете, на инициацию личности как полноправного участника литературного процесса (в качестве автора произведений, со-автора, комментатора, интерпретатора, критика или просто читателя). И если в традиционной литературе преобладает рекреативная, культурно-образовательная и релаксационная функции, то в блог-литературе на первое место выходит коммуникативная функция (от лат. «communication» – путь сообщения, форма связи) – «функция общения, налаживания контакта» [9], что сближает её с журналистикой.

Есть в блог-литературе жанры и жанровые элементы, которые практически не встречаются (или вовсе не встречаются) в оффлайновом литературном процессе: это – комментарии, блогроллы, гостевые посты (записи) и т.п.

Функции литературной коммуникации и социализации блог-литературы выполняют многие жанры и жанровые элементы блог-литературы, приведённые ниже в таблице [10]. Но даже те жанры блог-литературы, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от жанров традиционной литературы, всё равно практически всегда имеют существенное отличие – сопутствующий и дополняющий их комментарий (о его важной роли мы поговорим дальше).

 

Структура жанров блог-литературы*

 

 

Название жанра

или элемента жанровой структуры

Функции, которые выполняет

 (в порядке убывания значимости для той или иной структуры)

Характер функции

  1. Информационные жанры и элементы

1

Анонс

  1. информационная
  2. рекламно-справочная

субъективный

2

Блиц-опрос

  1. информационная
  2. оценочная
  3. рекламно-справочная

субъективно-объективный

3

Блогролл [11]

  1. информационная
  2. рекламно-справочная
  3. оценочная

 субъективный

4

Информационная заметка

  1. информационная
  2. коммуникативная

(остальные варьируются в зависимости от тематики)

субъективный

5

Информационное интервью

       те же

субъективный

6

Каталог

  1. информационная
  2. рекламно-справочная
  3. оценочная

 объективный

7

Репортаж

  1. информационная
  2. рекреативная
  3. оценочная

Субъективный

8

Списки (как правило, объединённые по тематике: например, список любимых блогов автора (не путать с блогроллом), ссылок по теме)

  1. информационная
  2. рекламно-справочная
  3. оценочная
  4. коммуникативная

 

 

Субъективный

9

Ссылка (в том числе постовой [12])

  1. информационная
  2. рекламно-справочная
  3. коммуникативная

субъективно-объективный

  1. Аналитические жанры и элементы

10

Аналитическая корреспонденция

  1. оценочная
  2. информационная
  3. рекреативная
  4. культурно-образовательная
  5. идеологическая

Объективный

11 

Аналитический опрос

  1. оценочная
  2. информационная

субъективно-объективный

12

Аналитическое интервью

  1. оценочная
  2. информационная
  3. рекреативная
  4. коммуникативная
  5. социализации

субъективный

13

Анкета

  1. оценочная
  2. информационная

субъективно-объективный

14

Исповедь

  1. коммуникативная
  2. социализации
  3. информационная

субъективный

15

Мониторинг

  1. оценочная
  2. информационная

объективный

16

Обзоры

  1. оценочная
  2. информационная
  3. культурно-образовательная
  4. социализации
  5. коммуникативная

субъективный

17

Обозрение

те же

субъективно-объективный

18

Письмо

  1. коммуникативная
  2. информационная
  3. социализации

субъективный

19

Рейтинг 

  1. оценочная
  2. информационная
  3. рекламно-справочная
  4. социализации     

 объективный

20

Рекомендация (совет)

  1. информационная
  2. прагматическая
  3. рекламно-справочная

субъективный

21

Рецензия

  1. оценочная
  2. интерпретационная
  3. информационная
  4. рекреативная
  5. культурно-образовательная
  6. рекламно-справочная

субъективный

22

Социологическое резюме

  1. оценочная
  2. информационная
  3. рекламно-справочная

объективный

23

Статья

  1. оценочная
  2. информационная
  3. рекреативная
  4. культурно-образовательная
  5. идеологическая

субъективный

  1. Художественно-публицистические жанры и элементы

24

Анекдот

1.рекреативная

2. релаксационная

субъективный

26

Житейская история

  1. рекреативная
  2. идеологическая

субъективный

25

Зарисовка

  1. рекреативная
  2. эстетическая

субъективный

28

Очерк

  1. оценочная
  2. рекреативная
  3. информационная

субъективный

29

Реплика

  1. коммуникационная
  2. интерпретационная
  3. оценочная
  4. рекреативная

субъективный

30

Фельетон

  1. оценочная
  2. рекреативная
  3. релаксационная

субъективный

31

Эпиграф

  1. культурно-образовательная
  2. рекреативная
  3. информационная

субъективный

32

Эссе

  1. рекреативная
  2. информационная
  3. оценочная
  4. культурно-образовательная
  5. идеологическая

субъективный

  1. Синтетические (интеграционные) жанры

7

Авторский пост с не выраженной жанровой структурой

  1. информационная
  2. рекреативная
  3. коммуникативная

(остальные функции варьируются в зависимости от тематики)

субъективный

12

Акция

те же

субъективно-объективный

8

Гостевой пост [13] с не выраженной жанровой структурой

  1. социализации
  2. информационная
  3. коммуникативная
  4. рекреативная

субъективный

27

Игра (например, задание, требующее отгадки)

  1. рекреативная
  2. релаксационная

объективный

14

Комментарий

  1. коммуникативная
  2. интерпретационная
  3. оценочная
  4. социализации
  5. информационная

субъективный

11

Конкурс

  1. рекреативная
  2. оценочная
  3. коммуникативная
  4. социализации
  5. культурно-образовательная

объективно-субъективный

10

Эстафета

  1. рекреативная
  2. коммуникативная
  3. социализации
  4. культурно-образовательная

субъективно-объективный

 

 

* В таблицу включены только те жанры и элементы жанровой структуры, которые наиболее типичны для блог-литературы.

 

Исходя из этой таблицы, мы видим, что блог-литература выполняет многие функции, больше присущие журналистике.

Если учесть ещё и то, что блог-литература существует больше в малых жанрах (небольшие стихотворения, короткие рассказы, информационные заметки, зарисовки, эссе, рецензии), то можно выделить ещё одно отличие сетературы от традиционной оффлайновой литературы – её динамичность, что также сближает её с журналистикой (в первую очередь, с интернет-журналистикой).

Причём, в понятие динамичности некоторые авторы включают не только скорость публикаций (возможность практически моментально, без всяких особых затрат и препятствующих условий опубликовать только что написанное произведение, и даже возможность создавать его непосредственно в Сети в реальном времени), но также и перманентную «незавершённость»: возможность изменения в любой момент уже опубликованного произведения (что в традиционной публикации на бумаге реализовать невозможно: что опубликовано в печати, то, как говорится, уже «не вырубишь топором»; есть только одна возможность изменить уже напечатанное на бумаге – переиздание с поправками, что очень дорогостояще и не всегда рентабельно).

Иное восприятие блог-литературы по сравнению с традиционной – именно из-за наличия у сетературы свойства динамичности – отмечает Сергей Караевский в статье «Литературный “блог”»: «Будучи активным участником игры нашего самосознания «блог» формально открывает и перед литераторами новые возможности, которые исчисляются не только коммуникативными особенностями моментальной публикации и прочее, прочее. Ещё точнее, он интересен для литераторов не только этим. Одна из таких особенностей, которая мне кажется значительной, это когда окончание произведения соотносится регламентом публикации с началом нашего чтения. Вернее, последняя заметка, запись, глава… что угодно. И тогда получается, что таковая не может прозвучать как финал, завершающий аккорд чего-либо» [14].

Произведение сетературы даже после своей публикации всегда остаётся «открытым», оно по своей природе никогда не может быть «закрытым», раз и навсегда завершённым. В блог-литературе это выражено особенно отчётливо в силу того, что каждый новый комментарий к произведению (в том числе и ответ на него автора самого произведения, который тоже приравнивается к комментариям) является не относительно самостоятельной интерпретирующей единицей, как, к примеру, литературная критика в традиционной оффлайновой литературе, а органичной частью (вспомогательным интерпретирующим продолжением) самого произведения, которая может повлиять на изменения основного текста, придать ему новые смысловые значения, создать новый поворот темы и даже породить продолжение основного текста.

Исходя из этого, можно утверждать, что в блог-литературе комментарий не может быть самостоятельным жанром: сразу после своего появления он обязательно становится неотъемлемой частью произведения. Именно поэтому каждый комментатор в той или иной степени является и со-автором самого произведения. И именно по этой причине даже сам автор произведения никогда не знает, когда оно будет завершено. А многие авторы понимают, что знать это в принципе невозможно, потому что у произведений блог-литературы всегда открытый финал, проще говоря: они никогда не бывают абсолютно законченными.

 

Примечания:

  1. Майданский А.Д. Исторические принципы возникновения науки в Древней Греции / Е.В. Мареева С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. Философия науки. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 52.
  2. Корнев С. Сетевая литература и завершение постмодерна // НЛО. 1998. № 4 (32). С. 29-47; сетевая публикация: Сетевая словесность. 1998. http://www.netslova.ru/kornev/kornev.htm.
  3. Мураками  Х. Кафка на пляже. М.: Эксмо, 2010. С. 216. 
  4. Известный литератор, редактор «Нового Геликона»  А.Н. Житинский считает гипертекст, «не более, чем игрой»,  и сомневается, что «только с его помощью можно создать что-то особо значительное, поскольку литература – это прежде всего слово, а все остальные "выкрутасы" – не более, чем дополнительные атрибуты». Цит. по Бломберг С.. Родная сетература для "оффлайновых чайников" // Заповедник. 2000. № 13 (октябрь). С. 10.
  5. Георгий Жердев – один из редакторов и веб-мастер журнала «Сетевая словесность», соавтор и веб-мастер множества более поздних литературных интернет-проектов.
  6. М.В. Кононенко – российский журналист, публицист, программист, один из пионеров русскоязычного Интернета. Автор и участник множество литературных интернет-проектов. Победитель литературного интернет-конкурса «Тенёта» (1995).
  7. Д.В. Коваленин – востоковед, переводчик и писатель. Известен как автор переводов книг Харуки Мураками. Автор книги о биографии и творчестве Х.Мураками «Суси-Нуар. Занимательное МуракамиЕдение» (2004) и сборника малой прозы о жизни современной Японии «Коро-Коро. Сделано в Хиппонии» (2005).
  8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. С. 44.
  9. Там же. С. 46.
  10. При составлении таблицы автор опирался на  типологию жанров, изложенную в трудах: В.В. Ворошилов. Журналистика. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 304 с. С. 64-81; И.С. Маилян. Информационные жанры журналистики. Рн/Д, 1999; А.А. Тертычный. Жанры периодической печати. М., 2002; а также на классификацию функций журналистики, описанную в трудах: Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М, 2001; Е.П. Прохоров. Введение в теорию журналистики. М., 2000. С. 64-81.
  11. Блогролл – список ссылок на главные страницы других блогов (как правило, сходных с тематикой блога, на котором расположен блогролл. Чаще всего этот список состоит из тех блогов, которые нравятся автору блога, но, бывает, блогеры  просто меняются ссылками). Обычно размещается в сайдбаре или отдельной страницей.
  12. Постовой – ссылка, находящаяся в начале или в конце поста. Их может быть несколько. Постовой оплачивается один раз и существует до тех пор, пока действует (существует) блог.
  13. Гостевой пост – запись в авторском блоге, сделанная другим блогером (по договорённости, как правило: обмен гостевыми постами, спонсорское участие или дружеские отношения между блогерами). Тематика гостевого поста должна соответствовать тематике блога, в котором размещается пост «гостя». Цель – повышение ТиЦ (тематического индекса цитирования) и т.п., что благотворно влияет на «раскрутку» блога.
  14. Сергей Караевский. Литературный «блог» // Топос. 2009. 4 мая. http://www.topos.ru/article/6675.

_____________________________

© Шеферимофеева) Галина Леонидовна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum