|
|
|
Прежде чем говорить о блог-литературе как о составляющей части сетературы, хотелось бы упомянуть о том, что сам коммуникационный принцип блогов придуман не в прошлом веке, и даже не в прошлом тысячелетии, а ещё… до нашей эры. Блоги – родом из античности Конечно, каждый, кто только взглянет на этот подзаголовок, подумает: какие могли быть в античности блоги? Ведь тогда же не было Интернета! Но мы и не утверждаем, что в античности были блоги. Однако сам их принцип зародился ещё тогда, в полисной демократии. Вот что говорит доктор философских наук, профессор Таганрогского института управления и экономики Андрей Дмитриевич Майданский: «греческая демократия была в сущности рынком слов». И сравнивает её с современными парламентскими демократиями, которые «представляют собой не что иное, как политические формы бытия частной собственности. Только товаром тут являются слова, и роль денег играет не золото, а иной эквивалент – голоса избирателей» [1]. Если перенести эту схему на блогосферу, то станет очевидно, что она устроена по тому же принципу полисной демократии Древней Греции: блоги – форма бытия частной собственности; товаром тут являются слова, а роль денег играют комментарии. Ведь любой блогер знает, что вознаграждение за блогерский труд – количество комментариев. Именно от них зависит успех блогинга и все его возможные последствия (популярность, доход и т.д.). В подтверждение нашим словам об общности атмосферы Древней Греции и блогосферы приведём обширную цитату из статьи классика (уже вполне можно назвать его таковым) теории сетературы Сергея Корнева: «Если искать параллели Интернету в прошлом, искать столь же высокую степень концентрации интеллектуальной жизни, когда все стягивается как бы в одной точке пространства и времени, то лучше всего, пожалуй, подойдет атмосфера древних Афин 5-3 века до н.э., как она изображена у Диогена Лаэртского. Ситуация перманентного диалога; множество колоритных персонажей, столкнувшихся в рамках одной дискуссии; верховенство живого голоса, который говорит здесь и теперь, пренебрежение к рангам и титулам, заставляющее каждого постоянно подтверждать свои претензии на обладание истиной, – где еще в прошлом мы найдем нечто подобное? Возможно, истинный дух свободной античной культуры по-настоящему может почувствовать только человек, который на некоторое время окунулся в сетевую среду». [2]. Правда, С. Корнев ещё не имел в виду блоги, и уж тем более блог-литературу: эти явления появились в Рунете несколько позднее. Он говорил о сетевой среде в целом и о сетературе в частности. Каждый, кто хорошо знаком как с современностью, так и с античностью, может провести ещё одну параллель – между блогами, блог-литературой и античным театром. «В греческом театре всегда был хор, который располагался на сцене позади актёров. Хор комментировал действие, передавал внутренний мир персонажей, временами горячо убеждал их в чём-то. Очень удобно, скажи? Мне иногда кажется, что неплохо было бы иметь за спиной такую группу поддержки». Это – слова Осимы, сказанные Кафке – нет, не тому, который написал «Процесс», «Замок», «Превращение» и другие гениальные вещи, а главному герою романа Харуки Мураками «Кафка на пляже» [3]. Неужели это ничего вам не напоминает? Конечно же – существующие ныне блоги! Главное действие – сам материал (заметка, или как называют сами блогеры – пост), а под заметкой – хор комментаторов, которые обсуждают это действие, вступая в полилог с автором текста, с его текстом, с другими текстами и с другими комментаторами. Аналогом же театральной сцены служит сам блог. Так что истоки и самого блогинга, и блог-литературы в частности – в далёком античном прошлом. Только и демократия, и литература сейчас другие, цифровые. А суть их не сильно видоизменилась. Не зря ведь говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Или даже не очень-то забытое… И всё же – почему мы тогда говорим о сетературе как о новом явлении? Да потому, что это действительно новое явление в литературе, обладающее свойствами, которых не было у «обычной», до-сетевой литературы. И даже если считать, что гипертекст не является уникальной особенностью сетературы (как уверяют некоторые заметные в истории литературного процесса Рунета личности, например: Александр Житинский [4], Георгий Жердев [5], Максим Кононенко [6], Дмитрий Коваленин [7] и другие, приводя в качестве примера гипертекста в традиционной литературе поздние произведения Итало Кальвино, «Хазарский словарь» Милорада Павича и прочие художественные произведения с признаками гипертекстовости), то другие её свойства: динамичность, мультимедийность, интерактивность – от сетературы неотделимы. Уже только на этом основании можно считать сетературу довольно новым явлением в литературном процессе. Однако это не подразумевает какого-либо противопоставления традиционной «бумажной» и сетевой литературы, как это делают некоторые авторы, заявляя, что сетература – вообще новый вид искусства. На наш взгляд, сетература – это тоже литература, только другая. Наверное, правомерно расценивать сетературу как специфический род литературы, имеющий ряд своих особенностей. И однозначно не стоит считать её чем-то иным, и тем более, противопоставлять литературе в целом, так как часть никогда не может противостоять целому, сегментом которого она является. И всё же различия есть. И они исходят из специфики литературы, живущей и функционирующей в Сети. Основные отличительные признаки сетературы мы уже назвали выше: динамичность, мультимедийность, интерактивность и гипертекстовость (хотя о гипертексте как о признаке сетературы и ведётся немало споров, но всё же большинство художественных произведений «традиционной» оффлайновой литературы не содержат гипертекста, а вот для сетевой литературы этот признак является довольно типичным). Функции блог-литературы тоже несколько отличаются от функций традиционной литературы. Они несколько шире, чем у её «бумажной» сестры. По своим функциям современная сетература, а именно – блог-литература, очень близка к журналистике (точнее, к интернет-журналистике).
Функции блог-литературы
Как говорит известный теоретик журналистики Е.П.Прохоров, «…любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства…» [8]. По различным средствам, используемым в блог-литературе, можно классифицировать её жанры и определить их функции. В целом блог-литература (как и сетература вообще) выполняет те же функции, что и оффлайновая литература (рекреативную, релаксационную, культурно-образовательную, идеологическую, оценочную и т.п.), но у неё есть и ярко выраженные функции, которые, как правило, не присущи «бумажной» литературе или не столь акцентированы в ней (например, функция социализации, коммуникативная, информационная, рекламно-справочная), и по этим своим функциям сетература максимально приближена к жанрам, более свойственным журналистике. Особенно ярко представлены в блог-литературе коммуникативная функция и функция социализации. Эти функции определяются самим характером блог-литературы, направленным в первую очередь на коммуникацию между участниками полилогичного и динамичного литературного процесса в Интернете, на инициацию личности как полноправного участника литературного процесса (в качестве автора произведений, со-автора, комментатора, интерпретатора, критика или просто читателя). И если в традиционной литературе преобладает рекреативная, культурно-образовательная и релаксационная функции, то в блог-литературе на первое место выходит коммуникативная функция (от лат. «communication» – путь сообщения, форма связи) – «функция общения, налаживания контакта» [9], что сближает её с журналистикой. Есть в блог-литературе жанры и жанровые элементы, которые практически не встречаются (или вовсе не встречаются) в оффлайновом литературном процессе: это – комментарии, блогроллы, гостевые посты (записи) и т.п. Функции литературной коммуникации и социализации блог-литературы выполняют многие жанры и жанровые элементы блог-литературы, приведённые ниже в таблице [10]. Но даже те жанры блог-литературы, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от жанров традиционной литературы, всё равно практически всегда имеют существенное отличие – сопутствующий и дополняющий их комментарий (о его важной роли мы поговорим дальше).
Структура жанров блог-литературы*
* В таблицу включены только те жанры и элементы жанровой структуры, которые наиболее типичны для блог-литературы.
Исходя из этой таблицы, мы видим, что блог-литература выполняет многие функции, больше присущие журналистике. Если учесть ещё и то, что блог-литература существует больше в малых жанрах (небольшие стихотворения, короткие рассказы, информационные заметки, зарисовки, эссе, рецензии), то можно выделить ещё одно отличие сетературы от традиционной оффлайновой литературы – её динамичность, что также сближает её с журналистикой (в первую очередь, с интернет-журналистикой). Причём, в понятие динамичности некоторые авторы включают не только скорость публикаций (возможность практически моментально, без всяких особых затрат и препятствующих условий опубликовать только что написанное произведение, и даже возможность создавать его непосредственно в Сети в реальном времени), но также и перманентную «незавершённость»: возможность изменения в любой момент уже опубликованного произведения (что в традиционной публикации на бумаге реализовать невозможно: что опубликовано в печати, то, как говорится, уже «не вырубишь топором»; есть только одна возможность изменить уже напечатанное на бумаге – переиздание с поправками, что очень дорогостояще и не всегда рентабельно). Иное восприятие блог-литературы по сравнению с традиционной – именно из-за наличия у сетературы свойства динамичности – отмечает Сергей Караевский в статье «Литературный “блог”»: «Будучи активным участником игры нашего самосознания «блог» формально открывает и перед литераторами новые возможности, которые исчисляются не только коммуникативными особенностями моментальной публикации и прочее, прочее. Ещё точнее, он интересен для литераторов не только этим. Одна из таких особенностей, которая мне кажется значительной, это когда окончание произведения соотносится регламентом публикации с началом нашего чтения. Вернее, последняя заметка, запись, глава… что угодно. И тогда получается, что таковая не может прозвучать как финал, завершающий аккорд чего-либо» [14]. Произведение сетературы даже после своей публикации всегда остаётся «открытым», оно по своей природе никогда не может быть «закрытым», раз и навсегда завершённым. В блог-литературе это выражено особенно отчётливо в силу того, что каждый новый комментарий к произведению (в том числе и ответ на него автора самого произведения, который тоже приравнивается к комментариям) является не относительно самостоятельной интерпретирующей единицей, как, к примеру, литературная критика в традиционной оффлайновой литературе, а органичной частью (вспомогательным интерпретирующим продолжением) самого произведения, которая может повлиять на изменения основного текста, придать ему новые смысловые значения, создать новый поворот темы и даже породить продолжение основного текста. Исходя из этого, можно утверждать, что в блог-литературе комментарий не может быть самостоятельным жанром: сразу после своего появления он обязательно становится неотъемлемой частью произведения. Именно поэтому каждый комментатор в той или иной степени является и со-автором самого произведения. И именно по этой причине даже сам автор произведения никогда не знает, когда оно будет завершено. А многие авторы понимают, что знать это в принципе невозможно, потому что у произведений блог-литературы всегда открытый финал, проще говоря: они никогда не бывают абсолютно законченными.
Примечания:
_____________________________ © Шефер (Тимофеева) Галина Леонидовна |
|