Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
Удар по будущему России
(№3 [3] 03.05.1998)
Автор: Валерий Сендеров
Если произнести сегодня слова "Указ №1", мало кто вспомнит, о чем шла речь. А шла она о первоочередных мерах по развитию образования в России. В своем первом указе президент провозгласил образование приоритетной проблемой страны.

"Согласно утвержденной реформе образования, количество студентов, принимаемых в этом году в вузы России за счет бюджета, сокращено на 10%. Стипендии урезаны наполовину. Потери преподавательского состава - 18%, - сообщили 26 марта "Известия".

Что стоит за этими цифрами?

10% это не очень много. Однако число студентов-бюджетников сокращается неуклонно. Учиться в России занятие престижное, модное. Так относятся к учебе многие толстосумы - их детей трудно не встретить в любом серьезном вузе; как правило, не на бюджетных местах. Нетрудно встретить и иностранцев, они понимают, годы учебы в нашей стране пройдут не зря.

Так что вузовские скамьи пустовать не будут. Но найдется ли на них место для молодых россиян, способных к учебе, к науке - но не способных даже и вообразить сотни и тысячи долларов, все более необходимые для оплаты учебы?

Сокращение на 15% преподавательского состава наводит на некоторые воспоминания. Например, о данных, приведенных журналом "Высшее образование в России" в 1993 году. Средний возраст профессоров, докторов наук, работающих в вузах, уже тогда был предпенсионным - 58 лет.

А уж ополовинивание стипендии… Мы обзвонили студентов нескольких вузов, стипендии у них все оказались в пределах 90 рублей. Студенты Второго медицинского точную цифру назвать не могли. Одни говорили, что последняя стипендия, которую им (3 месяца назад) выплатили, равнялась 81 рублю. Другие возражали: 83-м.

Студенческий проездной билет стоит 54 рубля. Так что реформа уже на данном своем этапе лишает студентов возможности посещать занятия. Это - если рассуждать теоретически, наивно, то есть исходить из того, что студент получает стипендию, дабы иметь возможность отдавать время учебе. В реальности это давно уже не так: студенты подрабатывают где придется, и крайне редко это идет учебе на пользу.

Но лишение студентов 45 рублей - мероприятие отнюдь не юмористическое: платить сегодня приходится за все. Например, повышается ставка за пользование учебной литературой. Сколько студентов, живущих на пределе бедности, не могут взять книгу в руки?

…Вспоминается еще один президентский указ. Ельцин подписал его перед референдумом, а назывался он - "О мерах государственной поддержки студентов".

Оставим, однако, все эти шутки: речь ведь идет о планомерном и быстром уничтожении образования в России. А значит, науки и культуры. То есть России как таковой.

Происходящее представляется особенно нестерпимым, если вспомнить: образовательный потенциал нашей страны остается чрезвычайно высоким. Это подтверждается многими объективными показателями; вот один пример.

На последней международной математической олимпиаде (1997) первое место заняла команда китайских школьников. На втором месте Венгрия, на третьем Иран, четвертое место поделили Россия и США.

Венгрия - старейшая в мире страна элитарного школьного образования: именно здесь более сто лет назад были проведены первые в мире национальные олимпиады. А причина и значение высоких мест КНР и Ирана понятны и неспециалисту: эти страны пестуют своих школьников с теми же целями, с какими это делал СССР.

Россия и США идут вровень в официальном, командном зачете; но "золота" наши школьники увезли больше. Несмотря на то, что международном уровне в последние годы представлены далеко не все российские "звезды". Дело в том, что обор в "международную" команду проводится по результатам всероссийской олимпиады. А на нее далеко не всякая область может послать своих школьников: нет денег.

Нет денег на поддержание главного стратегического резерва страны - интеллекта молодежи. Юношеские мозги, как мало что иное, делают Россию конкурентно способной в ее естественном соревновании с другими странами Запада. И они же - наше оружие, оно может пригодиться в противостоянии отнюдь не исчезнувшему в мире агрессивному тоталитаризму.

Уничтожение образования в России было бы прямо необъяснимым - ведь и некомпетентности властей должен быт предел . Но оно "удачно" вписывается в некоторые общезападные процессы.

"Тот факт, что с (временным?) прекращением военного противостояния фундаментальная наука перестала финансироваться, является позором для современной цивилизации, ведущей себя подобно свинье под дубом".

Это слова из выступления одного из крупнейших математиков современности Владимира Арнольда. Выступление состоялось на семинаре в администрации президента РФ 25 сентября минувшего года, "РМ" писала о нем (№4193).

Но в США и в Европе есть наработанные технологии, и потому на западные затылки "дуб" научного самоуничтожения обрушится не в ближайшие годы.

На 14 апреля Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов наметила общероссийскую акцию протеста. "Масштабы акции впечатляют", - пишут "Известия".

Нас не впечатляют: мы не верим ни в массовость, ни в эффективность студенческих протестов. Студенты устали - как и многие в России, а корпоративное чувство у них развито весьма слабо. Зато эксцессы во время акции возможны - и делу они пойдут только во вред.

"Лоббирование" интересов студенчества, интересов будущего России могла бы взять на себя интеллигенция: яркий пример Арнольда у всех перед глазами. Этот путь мог бы быть перспективным - но вряд ли интеллигенция захочет на него встать.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum