Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Литературный август
Статья о памятных для русской литературы писателях разных времен в связи с их юб...
№08
(398)
01.08.2022
Культура
Всю жизнь быть Джузеппе...
(№4 [4] 17.05.1998)
Автор: Виктория Концова
"Давным-давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе. Однажды ему попалось под руку полено, обыкновенное полено для топки очага в зимнее время…" А дальше, стараниями шарманщика Карло, из этого полена на свет появился озорной мальчишка по имени Буратино. Это сказочка из детства. А, вырастая мы забываем и веселого проказника Буратино, и своего милого плюшевого мишку, или стройные ряды солдатиков. В ростовском театре кукол есть человек, профессия которого - всю жизнь быть Джузеппе. Вадим Николаевич Карнухов - главный художник этого театра - уже создал, нет, зародил жизнь в более 100 куклах.

- Расскажите, как появляются на свет куклы нашего театра?

- Создание куклы очень сложная работа, требующая не одной недели труда многих человек. Она проходит в два этапа, которые очень условны и постоянно переплетаются. Это создание образа, эскиза и воплощение его в "тело", форму. Для первой части существует наш "мозговой центр", второй занимаются мастера.

- В чем заключается именно ваша работа?

- Все начинается с того, что мне дают пьесу, над которой я думаю" о чем она будет?", как лучше показать тот или иной момент, передать смысл. Потом наш так называемый "мозговой центр" собирается вместе, и мы уже начинаем обсуждать, как видит пьесу режиссер, как видит ее художник… поговорили, разошлись. Каждый опять подумал, набросал эскизы. Сошлись, проработали, обсудили: сходится, не сходится, что и почему не получается. Снова подумали. И, наконец, наступает такой момент, когда мы все приходим к согласию. Тогда делаются уже точные эскизы, и я начинаю работать уже с мастерами, объяснять, чего хочу. Это тоже очень долгий и сложный процесс, но даже когда наш ребенок обретает тело, его жизнь еще не начинается. С ним работает актер, они приспосабливаются друг под друга. Нужные тесты, удобные как для актера, так и для куклы, нужные движения, какие-то детали.

- Вы называете кукол детьми, значит они живые?

- Безусловно, у каждого ребенка-куклы свой характер, своя судьба.

- Как это проявляется и когда закладывается в них?

- Когда кукла начинает приобретать форму, по каким-то отдельным черточкам мастер складывает ее характер. Ведь кукла - это и есть, по сути, ярко выраженный характер. Бесхарактерных кукол просто нет. И еще, любая из них обязательно должна быть обаятельна. Даже если это страшный или злой персонаж.

- Таким способом вы пытаетесь обаять своих зрителей?

- Не совсем так. Наш зритель - ребенок, человек, который только начинает жить, и наша цель показать ему и серьезное, и смешное. Это очень важно. Нельзя забывать, что ребенок лучше всего воспринимает яркие образы. Он должен получать эту информацию об окружающем мире, о жизни через положительные эмоции, даже от отрицательных персонажей. А сами характеры мы пытаемся передать через типажи, используя многие приемы, от физиономистики, до разрешения цветовой гаммы.

- Вы не боитесь быть не понятыми детьми, ведь у них не выработались еще устойчивые стереотипы?

- В этом вы сильно ошибаетесь. Дети - это очень сложный зритель. Они все воспринимают четче взрослых. Однажды мы показывали достаточно сложный спектакль очень маленьким детям. Получили интересные отзывы. Все малыши безошибочно определились в персонажах - кто хороший, кто плохой. Поразительно, насколько чутко, эмоционально, совершенно открыто дети воспринимают мир. Для них не существует шор, накладываемых на взрослых их штампами и опытом.

- Давайте вернемся к разговору о вашей работе. Приходилось ли вам работать над нелюбимыми пьесами? Если да, то как складывались ваши с ними отношения?

- Чисто профессионально. Это не значит плохо. Даже для пьесы, которая "не моя", не лежит к душе, я отдаю максимум старания и мастерства. Это моя ответственность перед зрителем.

- Выбор репертуара не намного зависит от вас, и все же , над какой пьесой вы бы хотели поработать?

- Это уже из области фантазии, а она у меня довольно своеобразна. Давно хочу сделать мистический спектакль, может даже попробовать в жанре ужасов. В этом плане сцена театров кукол мне очень подходит: она мобильна и здесь можно легко достичь нудного визуального эффекта. Такой же спецификой еще обладает только кинематограф.

- Значит, вы мечтаете сделать спектакль для взрослых?

- Это вполне нормально. Кукольный театр исторически возник как театр для взрослых. Вспомните тех же скоморохов и любимого персонажа Петрушку. Сейчас "взрослых" спектаклей гораздо меньше: то ли время изменилось, то ли мы потеряли нужную для этого почву. В данный момент, например, мы пытаемся сделать вечернюю шоу-программу для взрослых. Помимо этого, некоторые спектакли уже майского репертуара будут интересны, на мой взгляд, не только детям, но и многим взрослым. Например, "Маленький принц" или "Бемби". Даже если вы придете на них просто из любопытства, вы не пожалеете. Мы приглашаем всех.
Почти невидимый мир природы
Автор делится своими наблюдениями за природой растений и насекомых. Продолжение, начало см. в №№395, 396 и 39...
В поисках солнечной активности
О научных поисках русского мыслителя Александра Леонидовича Чижевского в связи с его учением об исторических к...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum