Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
История
Таможенный форпост юга России
(№2 [8] 12.02.1999)
Автор: A. Епифанов
Издавна велись споры о том, что принять за начало Ростова: возникновение на его территории временных поселений в 30-40-х годах XVIII в. или учреждение в 1749 году Темерницкой таможни, или начало постройки в 1761 году крепости Дмитрия Ростовского, или образование в 1797 году Ростовского уезда с центром в крепости Дмитрия Ростовского, или, наконец, утверждение в 1811 году первого городского плана и герба Ростова. По-видимому,наиболее верным решением было вести летопись нашего города от указа Императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года об учреждении Темерницкой таможни. Именно эта таможня дала толчок к оживлению торговли в Приазовье, а, вследствие этого, быстрому притоку населения и торгового люда на нижний Дон, и, что самое важное, этим первым историческим документом было положено начало формированию города, получившего впоследствии название Ростов-на-Дону.

Таможню начали строить не у Богатого Колодезя, а двумя с половиной верстами ниже - на левом берегу Темерника, близ его устья, на месте разрушенных валов древнегреческой крепости. Это наглядно изображено на реставрированном плане (первый план г.Ростова-на-Дону) Темерницкой таможни 1751 года. Место было уже отчасти знакомое, разведанное. Во времена азовских походов 1695-96 годов тут стояли лагерем петровские войска, устроена была временная верфь для ремонта судов. Здесь были временные поселения рыболовов и охотников, в 1713 г. устроен Темерницкий форпост.

Так в устьях Дона зарождалась и организовывалась южнорусская торговля. Но при проходе турецких крепостей и таможенных застав турки взимали с товаров произвольные, очень большие суммы. Правительство же, сильно заинтересованное в развитии южнорусской заморской торговли, не раз обращалось с призывом к богатым купцам торговать через Азовское море и сулило им разные льготы и покровительство. Наконец, на этот призыв откликнулись купцы: московский Василий Хостатов, калужский - Никита Шемякин и ярославский - Алексей Ярославцев. Они основали в 1756 г. Российскую коммерческую компанию и открыли конторы в Москве, в Темерницкой таможне и в Константинополе. Указом от 24 февраля 1757 года этой компании была выдана привилегия на право исключительной торговли с Константинополем и другими портами Черного и Средиземного морей. Называться она стала "Российской в Константинополь торгующей коммерческой компанией".

Для защиты всего Нижнего Дона от набегов турецких захватчиков и крымских татарских орд, а также "чтобы держать в страхе донских казаков" было начато строительство мощной крепости (1761-1763 гг.), названной крепостью Св. Дмитрия Ростовского, в честь известного церковного деятеля петровских времен. Ее строил А.И.Ригельман - крупный военный инженер и историк того времени. Учитывая, что Ростовской крепости предстояло играть немаловажную роль в проведении внешней и внутренней политики на юге России, правительство решило выделить ей значительную земельную площадь. С расширением границ государства на юг и запад содержать гарнизоны стало накладно. В результате русско-турецких войн второй половины XVIII в. Россия превратилась в Черноморскую державу и развернула энергичное заселение и широкое сельскохозяйственное освоение обширных пространств плодородных приазовских и причерноморских земель, ставших русской территорией. С 1769 г. территория Приазовья навсегда вошла в состав русского государства. Юридически это было оформлено Кючук-Кайнарджийским миром 1774 г. Турция вынуждена была предоставить у себя русским подданным полную свободу торговли.

В начале XIX в. Таганрогская портовая таможня становится главной таможней на Азовском море, где складировались товары и проходил транзит грузов. Таганрогский порт занимал второе место после Одессы по объему грузооборота. В 1805 г. организуется Таганрогский таможенный округ, в состав которого входили Керченская и Бердянская таможни, Ростовская и Мариупольская таможенные заставы и Азовская береговая стража. На таганрогского градоначальника возлагается обязанность попечителя купеческой торговли на Азовском море. В 1806 г. Таганрог получил право складирования иностранных товаров, в 1808 г. в городе учреждается Коммерческий суд, ведавший всеми торговыми делами Таганрога, Ростова, Нахичевани и Мариуполя.

В 1797 году образована Новороссийская губерния с 12-ю уездами. "Крепость Святого Дмитрия Ростовского" получает новое название: "Ростовского на Дону уезда с управлением в крепости". В правительственных актах долгое время город не имел своего названия. Так было и после образования Ростовского уезда. Впервые наш город был назван Ростовом в указе Александра I от 17 августа 1806 года о переводе присутственных мест из Таганрога в Ростов. В последующем его стали называть Ростовом-на-Дону, в отличие от Ростова Ярославского. В 1811 г. Ростову был утвержден городской герб и первый план города.

Быстрый экономический рост Ростова в первой половине XIX в. был связан с его участием во внешней торговле России. До 1836 г. Ростов не проводил самостоятельных внешнеторговых операций, а был по существу огромным перевалочным пунктом, откуда на каботажных судах хлеб, сало, шерсть, льняное семя, металлы и др. товары доставлялись по Дону и морю к Таганрогу и через его таможню отправлялись за границу. Это делало Таганрог крупнейшим внешнеторговым портом на юге России, уступавшим лишь Одессе. Вместе с тем отсутствие в Ростове собственной таможни отрицательно сказывалось на развитии торговли города, хотя его экономический потенциал был значителен, и он был достойным соперником Таганрога.

Расширение внешней торговли в начале XIX в. проходило в Ростове в неблагоприятных условиях. В 1806-1812 г. Россия вела войну с Турцией; и в эти годы внешняя торговля на южных морях почти прекратилась. Отечественная война 1812 г. также оказала свое влияние на экономическое развитие Ростова и состояние его внешней торговли, которая, как и в годы русско-турецкой войны, не могла успешно расширяться.

Несмотря на временное сокращение вывоза товаров через Ростовский порт, экономическое значение города во внешней торговле вскоре вновь возросло. Продажа товаров за границу через Ростовский порт давала большие выгоды предприимчивым русским и иностранным купцам. Не случайно именно в первой половине XIX в. в Англии, Франции, Германии, Турции и в других странах стали выходить различные справочники о портах Азовского моря и, в частности, о Ростове, знакомившие иностранных купцов с этими местами и выгодами для расширения торговых связей.

Завоевав за пределами своей страны славу большого коммерческого центра, Ростов в то же время долго не находил признания у себя, в России, и продолжал оставаться малоизвестным уездным городом на далекой окраине страны, экономической судьбой которого мало интересовались.

Положение отчасти изменилось после того, как здесь была вновь открыта портовая таможня. Многолетние жалобы ростовских купцов на то, что отсутствие таможни препятствует "процветанию" города, были услышаны новороссийским генерал-губернатором графом М.С.Воронцовым. 20 сентября 1835 г. правительственным указом таможня в Ростове была возобновлена, с 12 марта 1836 г. начала свои операции на новом месте. Перевод таможни в Ростов вполне оправдал те цели, которые при этом преследовались, и уже в год ее открытия в городе заметно оживилась торговля с заграницей. В навигацию 1836 г. в Ростов пришло 262 судна и отправилось из Ростовского порта 542, а в 1850 г. прибыло уже 2076 и отправилось 2462 судна. Большинство из них было каботажными судами. На долю Ростовского каботажа приходилась половина всего каботажа Азовского моря.

Десятилетие перевода таможни было отмечено почти десятикратным увеличением экспортных операций Ростовского порта, и они уже значительно превзошли таганрогский экспорт, а общий торговый оборот увеличился в 30 раз. Главной их статьей их все более становилась пшеница, а также льняное семя, шерсть, сало, икра, кожа, железо и др. Ни один порт на юге России не знал столь стремительного роста экспорта как Ростов. С 1836 по 1860 г. вывоз хлеба из Ростовского порта увеличился более чем в 100 раз, льняного семени - почти в 60 раз. Особое место Ростов занимал в российском экспорте железа. С открытием таможни оно вывозилось за границу непосредственно из Ростова, который стал главным портом по экспорту железа на юге страны. В Ростове была учреждена специальная "железная биржа", которой принадлежали в порту лучшие складские помещения. Железо направляли главным образом в Турцию, откуда вывозили в другие страны Азии, в Египет и на острова Средиземного моря. В 1884 г. Ростову было предоставлено право получения в течение 25 лет 10 процентов таможенного сбора, взимавшегося в Ростовском порту. Это несколько увеличило доходы города, которые в 1847 г. составили около 28 тыс. рублей. Сумма не очень большая, чтобы думать о каких-нибудь значительных ассигнованиях для развития городского хозяйства, хотя многие города России и того не имели. В середине 60-х гг. XIX в. из 595 русских городов только у 33 доходы составляли свыше 25 тыс.рублей. Быстро развивающаяся внешняя торговля позволила расширить круг стран, с которыми были установлены тесные внешнеэкономические связи. Уже к 1850 г. в Ростове были открыты консульства Австро-Венгрии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Португалии, Турции, Франции, Швеции др. Еще более ожил Ростов после постройки Ростово-Владикавказской железной дороги (1872-1875 гг.), Ростов стал крупным железнодорожным узлом.

По вывозу хлебных грузов Ростов по-прежнему занимал второе место в России. В связи с НЭПом и активизацией хозяйственной и внешнеторговой деятельности, советское правительство принимало меры для разработки таможенно-тарифной политики. В 1923 г. было образовано 8 округов, в том числе Южный с центром в Ростове. В него вошли Ростовская, Таганрогская, Новороссийская, Мариупольская и Бердянская таможни. Непродолжительная либерализация таможенно-тарифной системы в период НЭПа сменилась административно-командной системой регулирования внешней торговли в конце 20-х годов. В дальнейшем на развитие таможенного дела оказывала влияние жесткая государственная монополия на внешнюю торговлю. Таможня утратила свое значение, занимаясь, в основном, проверкой багажа. Прекратили свое существование многие таможни, в том числе в конце 30-х годов Таганрогская, в 50х - Ростовская.

Экономическая реформа, начатая в 1986 г., открыла новый этап в развитии отечественной таможенной системы. Начинается отход от принципа государственной монополии внешней торговли, растет объем международных перевозок и пассажирского сообщения. 19 ноября 1986 года приказом создаются Казанская и Ростовская таможни. Переход России к новым экономическим отношениям кардинальным образом изменил назначение таможенной службы, превратив ее в один из ведущих государственных институтов. Началом воссоздания таможенной службы Российской Федерации принято считать 25 октября 1991 года, когда Указом Президента РСФСР был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет РСФСР.

Вышедший 11 ноября 1991 г. Указ Президента России "О либерализации внешнеэкономической деятельности РФ" стал ключевым в направлении экономической политики. В связи с этим кардинальным образом менялись функции и порядок деятельности таможенных органов. В 1992 г. создается три региональных управления: Северо-Западное (г. Санкт-Петербург), Дальневосточное (г. Владивосток) и Северо-Кавказское (г. Ростов-на-Дону). В приказе ГТК РФ от 20 апреля 1992 г. "О создании Северо-Кавказского таможенного управления Российской Федерации говорится: "В целях повышения эффективности государственного таможенного контроля, ...создать Северо-Кавказское таможенное управление Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону). Включить в зону деятельности Северо-Кавказского управления таможенные учреждения, расположенные на территории Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Дагестанской, Калмыцкой, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской республик".

Выбор Ростова-на-Дону центром таможенного дела на юге России был оправдан. Ростовская область обладала значительным экономическим и промышленным потенциалом, широкими внешнеэкономическими связями, мощной транспортной инфраструктурой, была "воротами Кавказа". Регион деятельности СКТУ включает 11 административно-территориальных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации, в том числе 6 из них имеют статус республик, 5 - краев и областей. Общая площадь региона, на которой проживает около 20 млн. человек, составляет более 540 тыс. кв.км. Регион является южным форпостом в Европейской части Российской Федерации, через который проходит большой поток товаров из стран Средиземноморья, Ближнего Востока, Азии и Африки. Поэтому во внешнеэкономической деятельности региона ведущую позицию занимают страны дальнего зарубежья, куда поставляются нефтепродукты, каменный уголь, цветные и черные металлы, продукция сельского хозяйства.

В настоящее время в состав Северо-Кавказского таможенного управления входит 19 таможен, 87 таможенных постов, 18 автомобильных и 8 железнодорожных пунктов пропуска. В основном создана околотаможенная инфраструктура, которая включает почти 170 организаций, осуществляющих свою деятельность декларантов на основе договора, 365 таможенных складов и складов временного хранения.

Следует отметить, что Ростовская таможня является одним из крупнейших в России. В прошлом году на каждый рубль, вложенный в таможенную службу нашего региона, госказна получила 25 рублей. Каждый наш таможенник, а их в регионе около 7 тысяч, приносил в доход Федерального бюджета в среднем почти 55 млн.рублей ежемесячно.

Внешнеторговый оборот Северо-Кавказского региона постоянно растет. Значительно возросла эффективность внешней торговли региона. Положительное сальдо торгового баланса составило более 52 млн. долларов, сложившись в основном за счет торговли со странами дальнего зарубежья, их доля во внешнем обороте региона составила 64% и постоянно увеличивается. География экспортно-импортных поставок представлена более, чем 120 странами мира. Это страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, США, Азии и Африки. Ростовская область имеет внешнеэкономические связи со свыше 100 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами среди стран ближнего зарубежья на протяжении всех лет остаются Украина, Беларусь, Казахстан, Узбекистан. Среди стран дальнего зарубежья - Германия, Турция, Италия, Болгария.
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Шест ему в руки. Фантастический рекорд
Рассказ о том, как был побит великий рекорд великого чемпиона по прыжкам с шестом Сергея Бубки, который продер...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum