Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Отечественная автомобильная промышленность. Историко-библиографический обзор.
(№11 [133] 04.06.2006)
Автор: Елена Прокофьева
Елена  Прокофьева
Затрагивая тему роли и значения автомобильной промышленности в экономическом и социальном развитии государства, трудно удержаться от штампов. Высказывания типа:
- «автомобильная промышленность является ведущей отраслью машиностроения, ориентированной на потребительский рынок, оказывающей значительное влияние на развитие технического прогресса»;
- «автомобильная отрасль играет роль локомотива экономического развития государства»;
- «автомобилестроение повсеместно является отраслью, определяющей уровень экономического развития страны»;
- «наличие автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства»;
- «уровень развития автопромышленного комплекса во многом определяет лицо промышленности страны;
- «развитие автопрома напрямую связано и с выполнением стратегических задач развития экономики – удвоением ВВП, обеспечением занятости населения» - привычны и бесспорны.

Более того, они носят характер аксиомы, о чем свидетельствуют ключевые экономические параметры. Масштаб отрасли по выпуску продукции составляет 26 % объема машиностроения, 4,3 % общепромышленного выпуска [1]. В автомобилестроении объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс.чел.
Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения [2]. Российский рынок автомобилей стал одним из самых динамично развивающихся в последние годы. Объем продаж легковых машин увеличился с 1,2 млн. шт. в 2000 году до более чем 1,6 млн. шт. в 2004 году. В стоимостном выражении он вырос с 7 до 18 млрд. $. (Для сравнения: объем внутреннего рынка газа в 2004 году составил около 12 млрд. $., рынка электроэнергии – менее 10 млрд. $) [3].
C 2002 г. Правительство РФ в соответствии с Концепцией развития автомобильной промышленности проводит (успешно или неуспешно, последовательно или непоследовательно – судить экономистам) политику, направленную на «создание интегрированную в мировое автомобилестроение конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечение удовлетворение растущего платежеспособного спроса на автомобильную технику, повышение экспортного потенциала отечественного машиностроения, оказание позитивного влияния на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчисление во внебюджетные фонды» [4]. В свете чего заявление экс-председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» В.В. Каданникова: «Нам нужна агрессивная, если хотите, маркетинговая, историческая кампания, для того, чтобы придать восприятию отечественного автопрома в глазах потребителя истинно патриотическую окраску. Уважительное отношение к … собственной истории, причем и на общегосударственном уровне, должно рассматриваться нами как один из вариантов рыночного лоббирования национального производителя» [5], переориентирует традиционные преимущественно описательные исследования в сфере истории отечественного автомобилестроения в разряд прикладных востребованных современной ситуацией. В связи с этим представляется небезынтересным проследить историю освещения проблем отечественного автомобилестроения в отечественной исторической науке.

Если в качестве точки отсчета истории мировой автоиндустрии взять 1886 г. – год получения патента Карлом Бенцем на трехколесный экипаж (трицикл) и Готлибом Даймлером — на четырехколесный, то автомобилестроение в целом существует 120 лет. Датой рождения отечественного автомобилестроения традиционно принято считать 1896 г. – год изобретения П.А. Фрезе и Е.А. Яковлевым 2-местного легкого экипажа, т.е. отечественная автоиндустрия моложе мировой на 10 лет. Соответственно и история автомобилестроения является относительно молодым направлением исторических исследований. Ввиду этого, в нашем кратком историко-библиографическом обзоре мы позволим себе отойти от традиционной группировки исторической литературы по хронологическому принципу, а возьмем за основу принцип тематический.
Количество нами выявленных работ непосредственно по истории отечественной автомобильной промышленности крайне ограничено. Анализируя их содержание, можно выделить две группы, а точнее – два последовательных в хронологическом отношении этапа, имеющих свою подходы и специфику в раскрытии обозначенной проблемы. Это 60-е – 80-е гг. ХХ в. (после издания 36-ти томов общесоюзной тематической серии «История индустриализации СССР 1926-1941 гг.») и 90-е гг. ХХ в. – начало ХХI вв.

Для первого этапа характерны попытка формирования целостной истории отечественного автостроения с выделением определенных этапов развития отрасли [6]; выявление роли автомобилестроения в развитии отечественной индустрии в целом и смежных отраслей промышленности в частности [7]; широкое привлечение статистического материала [8]. При этом нужно отметить, что в ряде работ значение досоветского периода в отечественном автомобилестроении преуменьшалось [9], вопросы сотрудничества отечественных автопроизводителей с зарубежными партнерами, как правило, освещались фрагментарно. В целом расширение источниковой базы на современной этапе и отказ от политической заданности дает нам возможность для критичного подхода к ряду выводов, свойственных исследованиям того периода.

Второй этап исторических исследований в области отечественного автопрома, безусловно, отразил в себе все изменения, затронувшие историческую науку на пути реформирования российского общества. Детальный анализ данных явлений, причем в близком для нас тематическом контексте, дан в очень глубокой по содержанию и фактологии статье Р.Г. Пихои «Историография истории Волжского автомобильного завода» [10]. Принципиально соглашаясь со всеми характеристиками, данными автором «третьему этапу изучения истории фабрик и заводов», отметим, что для работ непосредственно по истории автопрома в этот период характерно изменение общетематического вектора исследований. От исследований истории отрасли в целом авторы, на базе нового источникового материала, с проработкой досоветского периода, с анализом роли зарубежных партнеров и учетом исследований экономического характера [11] обращаются к освещению истории отдельных ее периодов [12]. Также необходимо отметить появление интересные исследования в сфере проблем автомобилестроения отдельных регионов [13]. Однако даже беглый взгляд на список работ по истории отечественного автомобилестроения в конце прошлого – начала нынешнего веков позволяет нам отметить значительную непроработанность данной тематики. Из перечня работ, безусловно, выделяются два монографических исследования, выполненных на базе как федеральных, так и региональных архивов, – доктора исторических наук, профессора Нижегородского государственного университета А.А. Зубкова «Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.)» и кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета И.П. Плеханова, кандидата исторических наук, доцента Тольяттинского государственного университета В.М. Ямашева «Автомобильная промышленность Среднего Поволжья 1991-1998: кадровый потенциал». Небезынтересной также видится проблематика, поднятая в диссертационном исследовании А.Г. Агаджаняна «Исторический опыт партийно-государственного управления автомобильной промышленностью СССР в 1960-1970-е гг.». Однако естественные тематические, региональные и хронологические ограничения работ, и, главным образом, отсутствие взаимодополняющих исследований по истории отечественного автомобилестроения затрудняют получение целостной картины развития автопрома.

Гораздо более проработанным сегодня выглядит блок, посвященный истории отечественного автомобиля и транспорта. Данные исследования в области истории техники, не затрагивая напрямую проблемы индустриального развития автопрома, дают разностороннее представление о конструкции отечественных автомобилей и ее поэтапной модификации, анализируют специфику автомобильного транспорта России относительно зарубежных аналогов, приводят обширные данные о фирмах, заводах-производителях автомобилей и подробные биографические сведения об инженерах-конструкторах машин. Традиционно этот блок работ сопровождается большим иллюстративным материалом: фотографии и рисунки внешнего вида моделей, схемы устройства автомобиля и его отдельных элементов, портреты конструкторов.
Работы по истории автомобиля делятся на следующие группы: исследования, прослеживающие развития феномена автомобиля с момента возникновения до настоящих дней [14], работы, характеризующие автомобиль определенного исторического периода [15] и труды, посвященные автомобилям определенной марки [16]. Отдельную группу работ представляют энциклопедии книжного издательства «За рулем» [17].
Большой интерес, как для историков - профессионалов, так и для широкого круга читателей представляют работы кандидата технических наук, основателя отечественного стайлинга автомобилей Ю.А. Долматовского, ведущего конструктора гоночных автомобилей Л.М. Шугурова и историка техники В.И. Дубовского. Авторы - признанные специалисты в сфере автомобилестроения, причем специалисты-практики, интересуясь, а точнее, живя, историей автомобильной техники своими работами создали историю отечественного автомобиля. Ценно, что в качестве источниковой базы исследований выступали редкие издания отечественной и зарубежной периодической печати, научной, научно-популярной литературы как дореволюционного, так и советского периодов, мемуары, интервью, в ряде случаев (к примеру, в работе В.И. Дубовского) – материалы центральных архивов. Бесспорно, что исследования по данной теме могут рассматриваться в качестве основы для исторических изысканий в сфере отечественной автомобильной промышленности.

К следующей группе работ, связанной с проблематикой российского автопрома, мы отнесли книги и статьи, посвященные истории отдельных предприятий автомобильной промышленности. Как представляется, данную группу можно разделить на две подгруппы. К первой логично отнести исторические, историко-экономические, историко-публицистические исследования, посвященные истории конкретных предприятий отечественного автопрома [18]. Наиболее проработанными представляются темы, связанные с историей ОАО «АВТОВАЗ». Подробная историография истории ВАЗа представлена в упоминаемой уже нами работе Р.Г. Пихои [19]. Данное явление имеет свое объяснение. Исследования по истории ОАО «АВТОВАЗ» были инициированы руководством предприятия. Для привлечения внимания к проблемам автопрома и непосредственно автозавода руководство предприятия провело две всероссийские конференции «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность», материалы которых были опубликованы [20] .
Вторую подгруппу представляют исследования экономического, социального юридического и иного характера, выполненные на основе сведений по отдельным предприятиям автомобильной промышленности [21].
Завершают исследования по истории отечественного автомобилестроения работы различной тематики и различного жанра, опосредованно связанные с проблемами автомобильной промышленности. Это издания, посвященные личностям, внесшим вклад в развитие отечественного автомобилестроения [22], работы по отечественному автомобильному спорту [23], литература, порожденная ситуацией экономического и политического реформирования [24].

Формат представленной статьи позволил нам, не проводя историографического анализа, представить структурированный перечень работ по тематике отечественного автопрома. Данный перечень позволяет сделать вывод о сохранении актуальности исследований по истории автомобильной промышленности. На сегодняшний момент наиболее проработанными представляются разделы, связанные с историей автомобиля и отдельных предприятий отрасли. Исследования, освещающие процесс формирования и развития отрасли, структуру управления ею, процессов, происходящих внутри автопрома, – то есть задающие целостное видение исторического процесса – не проведены. Небольшие, в большинстве случаев, по объему фрагментарные по тематике, существенно ограниченные региональными и хронологическими рамками работы не выделяют отрасль как объект научного исследования. Отсутствие на настоящий момент взаимодополняющих работ по истории отечественного автомобилестроения позволяет говорить о необходимости развития данного направления исторических исследований.

Библиография:

1. Автомобильная промышленность: анализ, прогноз, варианты стратегии. Материалы Института комплексных стратегических исследований, представленные на семинаре «Стратегия развития». Москва, Высшая школа бизнеса МГУ. 21.10.2002. См.: http://www.opec.ru/library/images/attach/200.pdf.

2. Концепция развития автомобильной промышленности России. Документ одобрен распоряжением правительства № 978 р от 16 июля 2002 года. См.: http://www.strana.ru/ 19.07.02.

3. Христенко В. О реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 гг.) приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России.// Доклад на заседании Правительства РФ по проблемам автомобильной промышленности. См.: Инновационный портал Уральского Федерального округа. http://www.invur.ru/

4. Концепция развития автомобильной промышленности России. Документ одобрен распоряжением правительства № 978р от 16 июля 2002 года. См.: http://www.strana.ru/19.07.02.

5. Каданников В.В. Значение исторической науки для анализа путей развития ОАО «АВТОВАЗ» и отечественной автомобильной промышленности. История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность // Материалы II Всероссийской научной конференции. 26-27 октября 2005 г. Тольятти. 2005. С. 29.

6. Абрамович А.Д. Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомобильного транспорта в СССР. М., 1958; Автомобильная промышленность /Ред. кол.: А.М. Тарасов и др. М., 1970; Захарова Н.М. Развитие советского автостроения в 1918-1941 гг. Историко-экономическое исследование. М., 1976; Устинов Е.А., Лирман Н.Я. Пятьдесят лет советскому автомобилестроению. М., 1974; Лирман Н.Я. Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и начало развития автомобилестроения в России // Автомобильная промышленность. 1976. № 11; Кобзев А.С. Отечественному автомобилестроению 50 лет // Автомобильная промышленность. 1974. № 11.

7. Автомобилестроение в СССР: достижения в XI пятилетке и задачи отрасли на XII пятилетку. М., 1986; Андерс А.А. Автомобилестроение СССР в период 1959 - 1969 гг. Обзор. М., 1970; Андерс А.А. Автомобильная промышленность и развитие смежных отраслей промышленности // Автомобильная промышленность. 1970. № 8; Лунев И.С. Автомобилестроение и смежные отрасли // Автомобильная промышленность. 1970. № 7.

8. Автомобильная промышленность в девятой пятилетке. М., 1976; Любинский Е.Н. Автомобильная промышленность СССР сегодня. М., 1990.

9. Воронкова С.В. Строительство автомобильных заводов в России в годы первой мировой войны (1914-1917 гг.) // Исторические записки. М., 1965; Воронкова С.В. Российская промышленность начала ХХ века. М., 1966; Устинов Е. Биография отрасли // За рулем. 1977. № 7. С.10-11.

10. Пихоя Р.Г. Историография истории Волжского автомобильного завода // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции 26-27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р.Г. Тольятти, 2005. С. 11- 28.

11. Погребняк., Е.В. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы / Е.В. Погребняк, А.Р. Белоусов, Б.В. Кузнецов, Д.Л. Пахомов; Ин-т комплекс. стратег. исслед. М., 2002. Клочкова Е.Н. Статистический анализ и прогнозирование развития автомобильной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 М., 2004; Ляхов Я.А. Формирование механизма мотивации персонала в отечественной автомобильной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2004; Хмелев С.А. Управленческий учет на предприятиях автомобилестроения: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 Н.Новгород, 2005; Хрисанов Ю.Н. Совершенствование системы оплаты труда работников предприятий автомобилестроения на основе гибких тарифных ставок и вознаграждений: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Н.Новгород, 2005; Эмдин С.В. Управление инвестиционными процессами на предприятиях автомобильной промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 СПб., 2005; Баяндаев В.В. Рынок грузовых автомобилей и тенденции развития в России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2005; Брызгалов А.И. Использование зарубежного опыта в развитии автомобильной промышленности России: Экономические аспекты: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2003; Джавадов М.Г. Опыт привлечения прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2004; Зубкова С.В. Совершенствование механизмов управления развитием комплексов предприятий автомобилестроения: Синергетический подход: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Набережные Челны, 2004; Кравцова В.И. и др. Проблемы российского автомобилестроения в условиях становления рынка // Автомобильная промышленность. 1993. № 8.

12. Зубков А.А. Автомобильная промышленность России (1966-1980 гг.). Н. Новгород, 2000; Агаджанян А.Г. Исторический опыт партийно-государственного управления автомобильной промышленностью СССР в 1960-1970-е гг.: Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 М., 2003; Каданников В.В. Прорыв российского автомобилестроения // Волжский автостроитель. 2004. 18 ноября; Ковригин А.С. Автомобилестроение России на пороге XXI века //Автомобильная промышленность. 2001. № 3. Кравцова В.И. и др. Проблемы российского автомобилестроения в условиях становления рынка // Автомобильная промышленность. 1993. № 8; Куров Б. А. От кустарного производства - к серийному: Из истории отеч. Автомобилестроения // Автомобильная промышленность. - 1999. - N6. -С. 36-38; Куров Б.А. Первые попытки, неудачи, успехи: К 75-летию массового отечественного автомобилестроения // Автомобильная промышленность. - 1999. - N5. -С. 34-37; Куров Б.А. Первые послевоенные десятилетия (1945-1965) // Автомобильная промышленность. 1999. № 10; Митин С.Г. О развитии национального автопрома // Автомобильная промышленность. 1999. № 4; Синцеров А.М. Отечественный автопром (к столетию первого русского автомобиля) // Автомобильная промышленность. 1995. № 12; Измайлов В.Н. Плюс автомобилизация всей страны // Автомобильная промышленность. 1999. № 11. Синцеров Л. М. Отечественная автомобильная промышленность // Автомобильная промышленность. 1996. N1. С. 27-31; Студеникин И.И. Отечественному автомобилестроению - 70 лет. Так оно начиналось // Автомобильная промышленность. 1994. № 11.

13. Плеханов И.П., Ямашев В.М. Автомобильная промышленность Среднего Поволжья 1991-1998: кадровый потенциал. Тольятти, 2003. Адаевская Т.И., Ямашев В.М. Автомобилестроение Среднего Поволжья в последнее десятилетие XX века // Теоретико-методические проблемы профессионального образования. СамГПУ. Самара, 1999.

14. Автомобильный транспорт страны Советов за 60 лет. Обзорная информация. М., 1977; Гордиенко М.П., Смирнов Л.М. От повозки до автомобиля. Алма-Ата, 1990; Долматовский Ю. Беседы об автомобиле. М., 1976; Долматовский Ю. А. Автомобиль за 100 лет. М., 1986; Долматовский Ю.А., Трепененков И.И. Тракторы и автомобили. М., 1957; Исаев А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111. М., 1961; Шляхтинский К. В. Автомобиль в России: История автомобиля. М., 1993; Туренко А.Н., Богомолов В.А., Клименко В.И. История инженерной деятельности. Развитие автомобилестроения. Харьков, 1999; Шугуров Л.М., Ширшов В. П. Автомобили страны Советов. М., 1983; Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. В 3-х кн. М., 1993-1995; Антонов И.С. Краткая история автомобилестроения. Учебное пособие. Ульяновск, 2001; Моравский А.В. История автомобиля. М.- СПб, 1996; Аркуша В. Век ХХ: авто для россиянина // За рулем. 1999. № 9; Долматовский Ю.А. Век автомобиля. Столичный транспорт в генеральном плане развития Москвы // Новое в жизни, науке и технике. М., 1973.

15. Хайфан Ю.А. Первые русские автомобили и их эксплутационные качества. М., 1959; Дубовской В.И. Автомобили и мотоциклы России (1896-1917 гг.). М., 1994; Дорофеюк А.А. История автомобильного транспорта России до 1917 г. // Вопросы истории. 1996. № 10; Гоголев Л.Д. Автомобили в боевом строю. М., 1981; Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты: очерки об истории развития и военном применении автомобилей. М., 1990; Шугуров Л.М. В погоне за Руссобалтом М., 2004;. Бутырин М.А. Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны // Автомобильная промышленность. 1985. № 4-5; Коган Д. Автомобили ХХ века 1941-1945: из истории автомобилестроения // Автомобильный транспорт. 1998, N8; Коган Д. Автомобили ХХ в.: 1951-1955гг.: Из истории автомобилестроения // Автомобильный транспорт. 1998, N10. Паньков Н.П. Автомобили Красной Армии в годы Великой Отечественной войны // Автомобильная промышленность. 1985. № 2.

16. Адфельт Н. Первые десять советских автомобилей (1924 г.). М., 1931; Гоголев Л.Д. Автомобили в боевом строю. М., 1981; Долматовский Ю.А. Городские электромобили - реальность завтрашнего дня. // Гор. хозяйство Москвы, 1974, N10; Каданников В.В. Автомобиль для России и россиян // Наука и жизнь. 2002. № 7; Лирман Н.Я. Первый отечественный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и начало развития автомобилестроения в России // Автомобильная промышленность. 1976. № 11; Медведков В.И. Советские бронеавтомобили // Автомобильная промышленность. 1985. № 3; Родители автомобилей марки «ВАЗ» // Миллион. Спецвыпуск. Тольятти, 2002; Пономарев Я. “Моторная телега” Бориса Луцкого // За рулем. 1996. № 6.

17. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: За рулем, 2001; Энциклопедия классических автомобилей. М.: За рулем, 2004; Энциклопедия легковых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: За рулем, 2004; Энциклопедия мотоциклов. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: За рулем, 2003.

18. АВТОВАЗ на рубеже веков / Гл. ред. Л. Плешанова. Тольятти, 2001; ВАЗ: страницы истории. Воспоминания и факты. В 5-и кн./Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 1996 – 2005; Высокой мысли пламень. Управление главного конструктора АВТОВАЗ: Страницы истории. В 2 кн. Тольятти, 2000-2004; Горьковский автомобильный / Науч. ред. В.Я. Доброхотов. М., 1981; Житков А.А. Вершиной жизни стал ВАЗ. Тольятти, 1997; Автомобильная промышленность на новом витке модернизации экономики России (на примере возникновения и развития ОАО "АВТОВАЗ") / Науч. ред. Шмакова Н. П. Тольятти, 2004; История Московского автозавода имени И.А. Лихачева. М., 1966; История Ульяновского автомобильного завода. М., 1988; На волне памяти: История Волжского автомобильного в документах и фотографиях: В 2 кн./ Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 1996 - 2001. От Фиата к “Жигулям”/ Под ред. Котлярова В.А. Тольятти, 2000; Полвека труда и строительства (История Ярославского моторного автомобильного завода). Ярославль, 1966; Ускорение социально-экономического развития объединения: Опыт АвтоВАЗа // А.И. Ясинский, В.М. Смирнов, В.И. Фрезе и др. М., 1988; Андреев М.Б. Автозавод имени Ленинского комсомола // Автомобильная промышленность. 1984. № 11; Атрашкин Г. 75 лет заводу-труженику: Очерк об истории ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей". Чебоксары, 2004; Андреев М.Б. Родоначальник заводов отрасли // Автомобильная промышленность. 1984. № 10; Асатрян Р.С. От имени КИМ до ОАО «Москвич» // Автомобильная промышленность. 2000. №10; ВАЗ: эффективность и качество / Под редакцией П.М. Кацуры, А.К. Денисенко. Куйбышев, 1978; Волжский автомобильный: опыт управления // Наука и жизнь. 1976. № 2; Исторические ведомости (История ВАЗа на страницах городской газеты). Тольятти, 2002; Киселев В.П. Горьковский автозавод в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1981. № 5; Киселев И.И. ГАЗу – 50 лет //Автомобильная промышленность.1982. № 1.

19. Пихоя Р.Г. Историография истории волжского автомобильного завода // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции 26-27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р.Г. Тольятти, 2005. С. 11- 28.

20. Материалы I Всероссийской научной конференции 26-27 ноября 2003 г. / Отв. редакторы Лившиц А.Э., Нахманович П.А. Тольятти, 2003; История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции 26-27 октября 2005 г. / Отв. редактор Пихоя Р.Г. Тольятти, 2005.

21. Гордин А.А. Формирование представлений советских рабочих 30-х годов о общественно-политической жизни в странах Запада: На материалах Горьковского автомобильного завода: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Н. Новгород, 2004; Кацура П.М. Хозяйственный механизм предприятия. Куйбышев, 1982; Горячев В.В. Расследование краж на предприятиях автомобильной промышленности: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 Владимир, 2005; Греков Р.Г. Совершенствование механизма управления инвестиционной деятельностью в автомобильной промышленности: На примере предприятий Ярославской области: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Ярославль, 2003; Девятов А.Г. Развитие производственной структуры и управления в организациях автомобилестроения на основе создания бизнес-единиц: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 М., 2005; Журова Л.И. Управление развитием стратегических зон хозяйствования: На примере предприятий автомобильной промышленности Приволжского федерального округа: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Саранск, 2004; Левченко Г.Н. Управленческая культура как фактор развития социального потенциала производственного коллектива: На материалах ОАО "КАМАЗ": Автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 Казан. гос. энергет. ун-т Казань, 2003.

22. Энциклопедия автознаменитостей. Конструкторы. Дизайнеры. Предприниматели. М.: За рулем, 2002. В этом наша судьба (воспоминания о В.И. Исакове) / Идея и работа над текстом Е.Э. Кузнецова. Тольятти, 2002; В.Н. Поляков глазами современников / Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 2003; В.Н. Поляков глазами современников / Ред.-сост. А.А. Шаврин. Тольятти, 2003; Воспоминания об Иване Алексеевиче Лихачеве // Московский журнал. 2001. №6; Житков А.А. Вершиной жизни стал ВАЗ. Тольятти, 1997.

23. Долбиш А.А., Ипатенко А.И., Шугуров Л.М. Биография быстрых колес. История отечественного автомобильного спорта (1898-1975 гг.). Справочник. М. 1993.

24. Колосков Л. Собкор КГБ. Записки разведчика и журналиста. М. 2001. Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский или история разграбления России. М., 2001. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. М. 1994.

____________________________
© Прокофьева Елена Юрьевна


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum