Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Общество
Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей российской молодежи
(№12 [134] 20.06.2006)
Автор: Александра Гежа
Александра  Гежа
В развитии общества можно обнаружить новые тенденции или то, что действовало уже длительное время, но приобрело иную динамику, масштабы, темпы развития. Мировое сообщество переживает сложный этап глобализации общественных процессов, что обусловлено, в частности, развитием информационных технологий. Глобализация охватила экономическую, политическую, культурную сферы общества. С давних пор люди пытались осознать свою взаимозависимость, целостность и единство; интеграция сопутствовала поступательному развитию общественных систем.
Выделяются два аспекта глобализации: с одной стороны, гомогенизация жизненного мира, приверженность общим культурным ценностям, жизнь по единым принципам, следование обще-признанным нормам поведения, стремление все универсализировать; с другой – естественно рас-тущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ под напором действий глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, межгосударст-венных органов, общественных объединений. Под воздействием процессов глобализации фор-мируется единый, целостный универсальный социум [1].

Традиционно глобализацию оценивают как процесс формирования и функционирования транснациональных институтов в сфере эконо-мики, политики и финансов. Действительно, с ней связаны проблемы национального суверенитета, обеспечения национальной безопасности, перемещения людей, желающих изменить социаль-ный статус. Но у глобализации есть социальный аспект, касающийся изменения социальных связей, а также жизненных стратегий индивидов под влиянием не только экономических эффектов глобализации, но и трансформации социальных и культурных идентичностей, образовательных установок.
С развитием процессов глобализации часто связывают такие понятия, как «американиза-ция», «макдональдизация». По мнению Дж. Ритцера [2], на более общем уровне «американизация» – просто термин для описания влияния Америки и ее норм, ценностей, структур и институтов на остальной мир. Макдональдизацию автор характеризует как процесс, обладающий четырьмя особенностями: эффективностью, предсказуемостью, упором скорее на количество, чем на качество и контролем посредством замены человеческих технологий унификацией операций. Все эти особенности переносятся в современном обществе на многие сферы жизни, начиная от ресторанов быстрого питания и заканчивая снятием денег по кредитным карточкам [3]. Это не могло не сказаться на молодежи, которая является слоем, наиболее подверженным воздействию как позитивных, так и негативных факторов глобализации. Не случаен в этой связи рост доли тех, кто считает, что в качестве национальной идеи могла бы выступить идея сближения с Западом, вступления России в общеевропейский дом, с 17 % в 1996 г. до 22,2 % в 2001 г. [4]. В связи с этим доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. В связи с языковой глобали-зацией актуализируется проблема взаимодействия языков, формируется общепринятый разговорный язык – английский.

Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.
Глобализация характеризуется распространением информационных технологий. Одно из технических нововведений современного общества – телевидение, которое является мощнейшим фактором глобализации. Оно ускорило темп жизни, сформировало свои мифы, переписало исто-рию. Именно потому, что зритель не остается безучастным к транслируемым событиям, телеви-дение может глубоко воздействовать на его способ мышления и обусловливать поступки. В связи с этим у молодых людей формируются зачастую неверные представления о жизни. Об этом го-ворят увеличение молодежной преступности, снижение возрастного порога вступления в поло-вую жизнь, формирование новых жизненных стандартов. Использующее рекламу телевидение зарекомендовало себя идеальным средством стимулирования и манипулирования. Положительной стороной современного ТВ является наличие разнообразного учебного материала в специ-альных и образовательных передачах, расширение кругозора, возможность формирования своей позиции по тому или иному вопросу [5].

С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия. Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация прежде всего вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи, осознание «отсталости» отечест-венной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, кото-рое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости». 24 % респон-дентов заявляют о желании во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую сис-тему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. На со-ображения учиться за границей влияет не только экономический фактор, но и чувство наставни-чества, характерного для эпохи глобализации. Для 43,4 % молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 56 – несовершенное владение иностранными языками, для 41 % -- недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе. Респонденты отмечают наличие иных социокультурных стандартов, а также трудности в повседневном общении. Позитивно настроенная на участие в глобальном образовательном процессе молодежь не готова к осуществлению своих жизненных стратегий. Такое расхождение пози-ционирует состояние неудовлетворенности, когда молодой человек критически оценивает состояние системы образования, но становится сторонним наблюдателем, ссылаясь на невозможность в российских условиях реализовать собственные жизненные амбиции. Можно с доверием отнестись к утверждению Н. Д. Сорокиной, что 24 % студентов МГУ, безусловного лидера рос-сийского образования, изъявляют желание после окончания учебы уехать за границу с целью по-лучения второго или дополнительного профессионального образования, или хорошей работы [6].

В целом молодежь полагает, что уровень ее жизни значительно ниже, чем у зарубежных сверстников (62 %), хотя по ценностным ориентациям различия признаются незначительными. Молодые люди слабо осведомлены о проблеме глобализации. Опрос респондентов показал, что 55 % молодых людей считают наиболее значимыми проблемами глобализации экологические, что, видимо, связано с активной деятельностью международных экологических организаций и высоким спросом на участие в экологическом движении зарубежной молодежи. На втором месте по значимости находятся политические проблемы, связанные в основном с положением России в современном мире, их отмечают 44 % респондентов. Для 29, 6 % наиболее близки культурные проблемы, отношения, наступление массовой культуры и сохранение отечественных культурных ценностей; 27, 4 – научно-технические и 24 % – гуманитарные. В восприятии молодого поколе-ния утвердился образ России как бедной или, в лучшем случае, развивающейся страны, что подкрепляется неясностью глобализационных перспектив российского общества и его влияния на процесс глобализации. Для молодежи привлекательны позиции умеренного изоляционизма, дистанцирования от решения глобальных проблем.

Огромным достижением глобализации молодежь считает развитие мировой информационной сети (Интернета), но в России из 1000 человек всего лишь 8, 5 % имеют доступ к интернет-ресурсам, что характеризует существенный разрыв со странами Европейского союза и США (22, 4 и 65, 3 % соответственно) [7]. Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало чело-вечество. Его пользователями в основном являются молодые люди, как наиболее восприимчивые и легко осваивающие различные технические нововведения. Это обстоятельство выступает критерием дифференциации среди молодежи и со старшими поколениями, где число пользователей составляет 2, 3 %. Влияние Интернета как последствия глобализа-ции, конечно, шире, чем непосредственного пользования. Для молодых россиян пользова-ние им является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта», как собственный автомобиль или путешествие за границу. Это создает дистанцирование Интернета в стратегиях молодежи от сферы образования. К нему в 65 % случаев обращаются для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей.

Положительным фактором Интернета является его терапевтическое воздействие. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт, который усваивается в концентрированном виде. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Существуют также и негативные по-следствия Интернета. Дружба и любовь в виртуальности требуют от молодых людей несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к таким негативным явлениям, как порнография, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления, включая политический экстремизм. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.
Итак, глобализация и информатизация общества влияют на изменение ценностей молодежи. С одной стороны, межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие глобальных перемещений, способствует обогащению духовных ценностей молодежи, росту интереса к другим культурным традициям, религиям. Глобализация способствует решению такого насущного вопроса, как рост национализма, шовинизма и дискриминации. Информационные системы позво-ляют поддерживать этнокультурную коммуникацию и сами являются структурами этнической консолидации и взаимодействия этноса в мировом культурном пространстве. Это воспитывает терпимость к другим этносам и народам и соответственно неприятие к международному терроризму и дискриминации. В сфере материальных ценностей в характерах молодых людей развиваются принципы соревновательности и конкурентности на рынке труда; стремление к определенному уровню благосостояния, выравниванию условий жизни, индивидуализации сознания и поведения. Благодаря глобализации в молодежной среде нарастает политическая либерализация общественного сознания, расширение круга социальной терпимости и плюрализация политиче-ских и общественных взглядов.

К негативным последствиям влияния глобализации на систему ценностей молодежи относится криминализация сознания, ощущение вседозволенности, связанные с девальвацией духов-ных ценностей, что обусловливается трансформацией экономической системы и возрастающим разрывом между богатыми и бедными, т.е. дифференциацией общества.

Литература:

1) Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003. С. 226–228.
2) Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 499.
3) Там же. С. 497–498.
4) Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год. М., 2002. С. 100.
5) Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.4: Общество: статика и дина-мика. М., 2004. С. 927–928.
6) Сорокина Н. Д. Образование в современном мире: социологический анализ. М., 2004.
7) Формирование общества, основанного на знаниях. М., 2003.
________________________________
© Гежа Александра Георгиевна

Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum