Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
15, 14, 13. Расчет окончен!
(№12 [134] 20.06.2006)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
Не правда ли, звучит несколько странно? Однако, при этом, вполне соответствует нынешнему положению дел в ОАО «АВТОВАЗ». Ведь в 2004 году обновленное семейство автомобилей «LADA SAMARA» наконец-то совсем вытеснило «Самары» первого поколения с главного конвейера и стало полным, следовательно – «расчет закончен». Ну, а появление машин этого самого поколения происходило не по возрастающей, как обычно, а по убывающей. Сначала был начат выпуск седана «LADA-2115», затем свет увидел пятидверный хэтчбек «LADA-2114». И только в сентябре 2004 года состоялся дебют трехдверного хэтчбека «LADA-2113». Причем нынешние автомобили семейства «SAMARA» уже далеко не те первые «пятнашки», которые появились на автомобильном рынке России в далеком 1998 году…

Ты помнишь, как все начиналось…

Выпуск автомобилей самого первого вазовского переднеприводного семейства начинался в «правильном» порядке: сначала появилась «LADA-2108» (1984 год), затем «LADA-2109» (1987 год) и только потом «LADA-21099» (1990 год). Однако в дальнейшем судьба не баловала эти модели – «девяносто девятая» еще не успела встать на конвейер, как в Дирекции по техническому развитию (в то время Генеральном департаменте развития) ОАО «АВТОВАЗ» начались обширные проектные и доводочные работы по абсолютно новому семейству машин – «десятому». Именно поэтому «Самары» оказались на некоторое время в роли «золушек» и достаточно долго выпускались практически без какой-либо серьезной модернизации.
И лишь только к середине девяностых годов прошлого века, когда подготовка производства «LADA-110» уже близилась к завершению, на ВАЗе, наконец, «вспомнили» и о предшественнице «десятки». Причем начались работы по глубокой модернизации «Самар» с пятидверного хэтчбека, получившего в новой жизни наименование «LADA-2114». Опытные образцы этой машины имели оригинальную дверь задка, доходящую до уровня бампера, и складывающееся по частям заднее сиденье. Благодаря таким конструкторским решениям заметно удобнее стало пользование багажным отделением. Правда, при испытаниях модернизированного хэтчбека проявился и еще один положительный фактор – из-за измененного угла наклона двери задка ее стекло абсолютно не загрязнялось при езде даже в дождливую погоду!
Однако затем на первый план вышел седан «LADA-2115», причем испытывались его версии с восьми- и шестнадцатиклапанными впрысковыми моторами, оснащенные к тому же антиблокировочной системой тормозов и четырнадцатидюймовыми колесами. Но в 1998 году в Опытно-промышленном производстве Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ» началась мелкосерийная сборка «пятнашек» с… карбюраторными двигателями ВАЗ-21083 и так называемыми «высокими» панелями приборов (модель 21099), имеющими весьма низкие эргономические показатели. И только в дальнейшем начался переход на более современные моторы ВАЗ-2111 с системой распределенного впрыска топлива и на панели приборов модели 2114 (в народе именуемые «европанелями»), который был полностью завершен в 2000 году, когда «LADA-2115» наконец-то попала на главный вазовский конвейер. Вот тогда и началась «новейшая история» этого семейства.

День сегодняшний

А сегодня с конвейера ВАЗа сходят автомобили «LADA SAMARA» с тремя типами кузовов в двух комплектациях – «стандарт» (номерное обозначение «20») и «люкс» (обозначение «22»). Список оборудования для этих комплектаций приведен в таблице 1. Однако следует сделать оговорку – заводом предусмотрено вариантное исполнение «Самар», имеющих заводские индексы 2113-20-031, 2114-20-031 и 2115-20-031 (последние три цифры обозначают здесь дополнительную, в отличие от базовой, комплектацию), которое предусматривает оснащение «стандартных» машин наружными зеркалами с противоослепляющим покрытием синего цвета, а также контроллером М 7.9.7 и системой улавливания паров бензина. В комплекте с новым контроллером применяются датчик расхода с улучшенными эксплуатационными показателями и катушка зажигания вместо прежнего модуля. Все эти новшества призваны облегчить процесс пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха и повысить надежность электронной системы управления двигателем.
Ну а для более долговечной работы ходовой части и снижения уровня шума при движении «Самар» в самое последнее время на них были внедрены усиленные подшипники ступиц передних колес, новые неразборные телескопические стойки в передней подвеске и амортизаторы – в задней. Также все автомобили семейства в настоящее время комплектуются уплотнителями дверных проемов усовершенствованной конструкции, благодаря чему заметно улучшилась герметичность салона.
Внешне рестайлинговые «Самары» выглядят гораздо современнее и элегантнее своих предшественниц в результате изменения формы капота и передних крыльев, использования оригинальных бамперов, окрашенных в цвет кузова, пластиковых накладок дверей и обтекателей порогов. Кстати, передние бамперы могут быть двух видов – либо жесткий, полипропиленовый без отверстий под противотуманные фары и с пластмассовой балкой (так называемый «тринадцатый»), либо мягкий полиуретановый с металлической балкой («четырнадцатый»).
Автомобиль с кузовом седан смотрится более цельно, так как имеет новую крышку багажника с крупным спойлером и разъемом по уровню бампера, а также оригинальные задние фонари со вставкой между ними. К большому сожалению, хэтчбеки, с целью сокращения затрат на подготовку производства, так остались со «старыми» дверью задка и задними фонарями… А вот что явно не украшает все модели семейства, так это маленькие 13-дюймовые колеса со штампованными дисками, тем более, что «Руководство по эксплуатации» допускает установку более солидных 14-дюймовых колес, как на «десятках» с шестнадцатиклапанными двигателями.
Салон новых «Самар» по вместимости немного проигрывает «десяточному», а во всем остальном весьма хорош, пожалуй, даже в чем-то превосходит салоны более дорогих «LADA-110». Достаточно элегантная комбинация приборов с двумя дисплеями, регулировка рулевого колеса по высоте, бортовая система контроля и передние электростеклоподъемники даже на машинах самой доступной комплектации «стандарт» - это просто здорово! А вот блок управления вентиляцией и отоплением с невнятным алгоритмом уже давно устарел…
Плюсом же является то обстоятельство, что для окраски автомобилей «LADA SAMARA» применяются абсолютно те же металлизированные эмали, что и для машин «десятого» семейства.
Использование на всех «Самарах» более мощных и тяговитых впрысковых двигателей обеспечивает этим автомобилям неплохие динамические показатели и низкий расход топлива (см. таблицу 2). Ну а отличная управляемость в любых дорожных условиях досталась второму поколению «LADA SAMARA» от прославленного в этом плане первого поколения.

День завтрашний

Итак, на вазовском конвейере обновленные «Самары» полностью вытеснили своих заслуженных предшественников. Что же дальше? Понятно, что в первую очередь ВАЗ готовит замену морально устаревшим заднеприводным моделям «LADA 2105» и «LADA 2107», следовательно «Самары» наверняка будут производиться еще несколько лет. А вот можно ли ожидать появления на них вслед за «десятками» 1,6-литровых двигателей, гидравлических или электрических усилителей рулевого управления, АБС в тормозной системе и подушек безопасности? К большому сожалению вряд ли это случится…

Таблица 1



Комплектации автомобилей «LADA SAMARA»


Тип кузова Трехдверный хэтчбек
(2113)
Пятидверный хэтчбек
(2114)
Седан
(2115)
«Стандарт» Панель приборов 2114, комбинация приборов 2115 с указателем температуры наружного воздуха, электростеклоподъемники передних дверей с кнопками управления на дверных ручках, бортовая система контроля, иммобилайзер, дополнительный сигнал торможения, ворсованная обивка багажника (только на седанах)
«Люкс» «Стандарт» + центральный замок, улучшенная обивка салона (бархат), набивка передних сидений растительным волокном, подголовники задних сидений, бортовой компьютер, тонированные стекла, противотуманные фары, наружные зеркала с противоослепляющим эффектом, два тональных звуковых сигнала, колпаки колес, электронная система управления двигателем на базе контроллера М 7.9.7 и система улавливания паров бензина


Таблица 2



Технические характеристики автомобилей «LADA SAMARA»


Тип кузова хэтчбек седан
Количество дверей 2 5 4
Количество мест, включая водителя 5
Габаритные размеры, мм:
- длина
- ширина
- высота
4122 1650 1402 4330 1650 1402
Колесная база, мм 2460
Колея колес, мм:
- передних
- задних

1400
1370
Дорожный просвет (до нейтрализатора), мм 135
Снаряженная масса, кг 945 970 985
Компоновка поперечное расположение двигателя, привод на передние колесаr
Модель двигателя 2111
Система питания распределенный впрыск топлива с электронным управлением
Нормы токсичности Евро 2
Количество цилиндров/клапанов 4/8
Рабочий объем, куб. см 1499
Максимальная мощность, л.с. при об/мин 78 5400
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 115,7
3000
Максимальная скорость, км/ч 158
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 14,2
Средний расход топлива, л/100 км 7,6
Полная масса буксируемого прицепа, кг:
- не оборудованного тормозами
- оборудованного тормозами
300
750
Емкость топливного бака, л 42,5
Размер шин 175/70R13
Объем багажника, л 330/600* 430

Примечания: * - в числителе для разложенного заднего сиденья, в знаменателе – для сложенного
____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum