Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
История
К истории малого предпринимательства в г. Тольятти
(№12 [134] 20.06.2006)
Автор: Владимир Тарабаров
Владимир  Тарабаров
Проблема взаимоотношений государства, власти и малого предпринимательства не только выходит на первый план развития и жизнедеятельности страны и общества, но касается теперь каждого россиянина. Создание условий, при которых каждый гражданин имеет возможность реализовать свои гармоничные усилия, - одна из главных задач власти.
В СССР со второй половины 1980-х гг. возросла самостоятельность предприятий, началось их разгосударствление и преобразование в арендные предприятия и кооперативы. Реальные процессы опережали законотворчество; однако первый этап разгосударствления открыл широкие возможности для начала скрытой, спонтанной, теневой приватизации. В изучаемый период складываются управленческо-правовые предпосылки становления малого предпринимательства.
Динамику предпосылок можно разбить на пять этапов.

Первый этап. В связи с принятием законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности", от 19 ноября 1986 и "О кооперации", от 16 мая 1988 года [1] появилась возможность с первого мая 1987 года действовать многочисленным частным торгово-посредническим предприятиям. На практике это означало возникновение малого предпринимательства. В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Закон “О государственном предприятии”, от 30 июня 1987 года [2] означал отказ государства от прямого вмешательства в работу предприятий, руководители которых уже самостоятельно решали многие производственные и финансовые вопросы, в том числе вопросы сбыта. На практике такими организациями становились фирмы, созданные самими руководителями (или их родственниками, доверенными лицами), что давало возможность осуществлять скрытую приватизацию части имущества (или финансовых доходов). В результате возникали крупные капиталы, направлявшиеся в инвестирование теневой экономики и за рубеж. В это же время было принято постановление Совета Министров СССР о переводе предприятий и организаций на хозрасчет. Принципы, благодаря постановлению названные журналистами три "с" - самоокупаемость, самофинансирование и самостоятельность, - позволили начать реализовывать его на практике.

Второй этап. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и малых предприятий», малыми стали именовать предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объём хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически не была установлена. Первая попытка была осуществлена принятыми законами РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года.

Третий этап. Выделение третьего этапа связано с переводом центра тяжести на республиканский уровень. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406, «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» большая часть позиций союзного постановления была сохранена. Исключение составляют: 1) численный состав в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек, 2) отсутствие численного состава в розничной торговле.

Четвёртый этап. Выделение четвёртого этапа связано с реализацией установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Впервые (а может в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»?) в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-43 закреплено право граждан на осуществление предпринимательской деятельности. Именно с этого этапа можно говорить об определённых данных по малому предпринимательству в России.
В соответствии с названным ФЗ № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности, в строительстве, на транспорте      - 100 человек;
в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере      - 60 человек;
в оптовой торговле                      - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом
обслуживании населения                      - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности                      - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Пятый этап связан с несовершенством ФЗ № 88-43. Ряд положений было изменено двумя ФЗ: 1) от 31 июля 1998 года № 148 и 2) от 21 марта 2002 года № 31 (вступил в силу с 1 июля 2002 года).
Дальнейшее цивилизованное развитие малого предпринимательства осуществляется за счёт концептуально-стройной системы основывающейся на русской идее в духовной сфере, научном восприятии государственно-правовых мер в социальной и удовлетворения потребностей индивида в биологической сфере. Гарантом этой системы выступает президент.
Расставляя приоритеты в названной системе необходимо подчеркнуть, что цели ставит этика, если угодно – философия, религия, искусство. И цели для России известны – жизнь (бытийность), люди, самоценность индивида, сопричастность к целому, всеединство, софийность, общее дело [3].
Наука решает: можно ли добиться этих целей и прописывает и просчитывает механизм реализации. А если учесть, что Россия - это общество с минимальным объёмом прибавочного продукта, то необходим вдесятеро меньший государственный аппарат или офицерский корпус для выполнения тех же функций, что и на Западе [4].
Россиянину останется самое главное – воплощение в практику. Безусловно, философская, юридическая и экономическая составляющие отражались в реальной жизнедеятельности людей, как и бытийность, формировала законотворчество, мировоззренческую и практически-поведенческую составляющую человека и общества в целом. Восполняя пробел исследований с исторической точки зрения, особенно на региональном уровне, подробнее остановимся на развитии малого предпринимательства в г. Тольятти. Поскольку именно этот город внес немалую лепту в факт развития Самарской области по числу малых предприятий. Статистика по этому показателю[5] позволила занять области четвёртое место по России, после городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области.

     Отдел статистики и управление предпринимательства мэрии г. Тольятти сохранили регистрацию малых предприятий с 1987 года. Уже за первые пять лет, вплоть до 1991 г. включительно, динамика зарегистрированных предприятий возросла в четыре раза (со 128 предприятий в 1987 году, до 524 – в 1991 г.) [6].
В 1992 г. предприятия государственного сектора были приватизированы. В том числе за счёт этого, произошёл резкий скачок в регистрации частных предприятий, примерно в семь раз (в 1992 г. – 3524 предприятия) [6]. Первоначальная эйфория, в течение последующих двух лет, привела к снижению малых предприятий в два раза (в 1994 г. – 1828 предприятий). И только федеральный закон 1995 года поднял эту планку до 5162 предприятий. Начиная с этого закона, количество зарегистрированных предприятий в г. Тольятти неуклонно росло. А вот средняя численность работников, вплоть до 2001 г., неуклонно падала.
В целях развития предпринимательской деятельности в г. Тольятти администрация города приняла постановление от 10 февраля 1995 г. за № 176 "Об управлении развития предпринимательства администрации г. Тольятти". Управление развития предпринимательства (УРП) администрации г. Тольятти создано для координации производственной деятельности предприятий различных форм собственности, поддержки и развития предпринимательства. Положение определяло цели создания и деятельности управления развития предпринимательства администрации г. Тольятти, структуру, функции, права и ответственность, формы взаимодействия со службами администрации г. Тольятти и районов, предприятиями и организациями и являлось основанием для разработки должностных инструкций, инструктивных и методических материалов, процедур документооборота.
УРП не являлось юридическим лицом, имело собственный расчетный и иные счета в банке, обособленное имущество, баланс, печать и штампы с полным собственным наименованием и другие необходимые атрибуты собственного документооборота, могло приобретать имущественные и личные неимущественные права.
Деятельность УРП финансировалась из бюджетных средств, средств, установленных штатным расписанием, а также из средств, полученных от собственной деятельности.

В структуру УРП входили:
- служба по координации и развитию предпринимательства и рыночных структур;
- служба по привлечению инвестиций и новых технологий.
По положению УРП осуществляло 16 функций. Наиболее значимые из них – пять:
1) анализ и определение приоритетных направлений развития рыночной инфраструктуры г. Тольятти;
2) стратегическое планирование при организации малого и среднего бизнеса, городских инвестиционных и иного рода фондов;
3) анализ предложений по развитию базовых инфраструктур городского хозяйства;
4) анализ проектов, оказание помощи юридическим и физическим лицам, в т. ч. консалтинговых, маркетинговых, представительских, социально - бытовых и иных сервисных и информационно - консультационных услуг;
5) переподготовка и обучение лиц, желающих работать в сфере мелкого и среднего бизнеса [7].
11 июня 1996 г., мэр города подписал постановление, в котором поддержал инициативу Торгово-промышленной палаты г. Тольятти о создании муниципального фонда поддержки малого предпринимательства. Как написано в констатирующей части: «В целях совершенствования поддержки малого предпринимательства в г. Тольятти, содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений и программ в сфере малого бизнеса, обеспечения наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, создания инфраструктуры рынка» [8]. Администрация города Тольятти (г-н Уткин Н.Д.) выступила учредителем Фонда от имени органов местного самоуправления города с муниципальной долей участия в Уставном капитале Фонда в размере 50% от общей величины уставного капитала Фонда.
Формирование Уставного капитала Фонда было предусмотрено за счет норматива средств от приватизации объектов муниципальной собственности, подлежащего зачислению в городской бюджет, согласно решению Тольяттинской городской Думы N 158 от 11.12.1995 г.      
     8 июля 1996 года в связи с тем, что администрация г. Тольятти являлась одним из учредителей муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, постановлением за № 1098 назначило представителем администрации в попечительском совете фонда Демидова А.В. начальником управления развития предпринимательства администрации г. Тольятти [9].
     12 июля 1996 г. в целях выполнения Закона РФ N 88 от 14.06.95г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и Постановления главы администрации Самарской области N 321 от 05.07.94 г., реорганизует управление развития предпринимательства администрации г. Тольятти в городской центр развития предпринимательства (ГЦРП). И предлагает директору городского центра развития предпринимательства (Демидову А.В.) обратиться к областному департаменту поддержки предпринимательства и малого бизнеса для подписания договора о сотрудничестве и финансировании. С момента вступления в силу данного постановления юридические отношения между ГЦРП и городской администрацией строились на договорной основе, кроме обязательств сторон, предусмотренных Положением "О городском центре развития предпринимательства" [10].
7 августа 1996 года, в соответствии с постановлением N 1144 от 12.07.1996 г. "О создании городского центра развития предпринимательства", администрация постановила создать муниципальное учреждение "Городской центр развития предпринимательства" (ГЦРП) [11].

     Процесс взаимодействия малого предпринимательства с администрацией города не ограничивался экономическим или административным ресурсом. На протяжении нескольких лет в программу Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО входили акции и инициативы, реализуемые горожанами, предприятиями и организациями города. Стала очевидна необходимость координации в решении обще социальных проблем города и региона с программами ЮНЕСКО - в образовательных, научных и культурных областях, в сферах: коммуникаций, средств массовой информации и информатики; экологии и оздоровления; в историческом и философско-религиозном просвещении, с целью возрождения духовного и национального самосознания, развития творческих способностей личности.
Представительство Московского Международного Фонда содействия ЮНЕСКО учреждается для обеспечения интересов Фонда за пределами его юридического адреса, а именно в регионе г. Тольятти: Ставропольский и Самаро-Лукский регион, город Тольятти, территории вдоль водных бассейнов реки Волги выше и ниже Волжской ГЭС, оказывающие обще социальное и экологическое содействие на территорию города Тольятти, в т.ч. - ее акваторию, инфраструктуру и технологии.
Основными задачами представительства являлись: реализация проектов Фонда в целях оказания материальной и интеллектуальной поддержки в различных областях: образования, науки и культуры, исторического и философско-религиозного просвещения. В сферах: коммуникаций, средств массовой информации и информатики, экологии, ноосферных знаний и технологий, валеологии и здорового образа жизни, возрождения духовного и национального самосознания. Всё это было направлено на развитие программ ЮНЕСКО на территории региона города Тольятти, Самарско-Тольяттинской агломерации, а также на расширение возможностей для творческой деятельности граждан в различных областях общественной жизни, для международного обмена. А также - для пропаганды деятельности ЮНЕСКО: для углубления и развития новых форм диалога между страной, регионом - городом Тольятти, с зарубежными странами; осуществления контроля за выполнением обязательств Фонда, предусмотренных некоммерческими договорами во всех регионах России, с которыми город Тольятти имел договора о сотрудничестве [12].
Скоординированная работа некоммерческих организаций города, наряду с углублением диалога, способствовала минимизации кризиса в духовной и культурной жизни. Не только в 90-е годы ХХ века, но и в ХХI-м многие направления сохраняют свою значимость. Наиболее яркими из них являются: школа РИТС (Школа Интеллекта и Творческих Способностей), получившая грант Фонда Сороса и программа координации работы с молодыми талантами на базе института патентирования в рамках всероссийской программы «Шаг в будущее».
16 апреля 1997 года тольяттинская городская Дума впервые принимает представленную мэрией Программу поддержки и развития малого предпринимательства. Программа поддержки и развития малого предпринимательства города была разработана в соответствии с Федеральной целевой программой государственной целевой поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы и Комплексной программой государственной поддержки малых предприятий Самарской области на 1997-2000 годы.

Программа была призвана обеспечить действенность системы государственной поддержки малого предпринимательства на территории города, а также реализацию социально-экономических целей и развитие приоритетных направлений экономической политики органов местного самоуправления.
Программа исходила из того, что приоритетное развитие малого частного предпринимательства - не самоцель, а основное условие экономического и социального возрождения всей России, что широкомасштабное развитие малого предпринимательства гарантирует политическую стабильность, осуществление подлинной демократии, ориентирующейся на коренные человеческие интересы. Малый бизнес, как творческое проявление экономической инициативы граждан, является фундаментом независимости работников и их семей. Как массовое явление, малый бизнес служит катализатором экономической жизни как в плане производства необходимых обществу товаров и услуг, так и в плане потребления разнообразной продукции [13].
     Несколько опережая события, необходимо сказать, что больших успехов достичь не удалось, по ряду объективных и субъективных причин. Но начало процессу, было положено. Огромную роль в этом сыграли, и заказчик (мэр города Тольятти) С.Ф. Жилкин, и головной исполнитель - городской центр развития предпринимательства. Основные разработчики - городской центр развития предпринимательства, торгово-промышленная палата г. Тольятти, районный центр развития предпринимательства центрального района, муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, комитеты и управления мэрии города, городской центр занятости населения – так же приложили немало усилий для реализации программы. И это в условиях, когда количество работающих малых предприятий центрального района города уменьшилось на 200, за предыдущий 1996 год [13]. И это, в показательном районе города: количество малых и средних предприятий на 1000 жителей в России, на тот период, составляло 5,65, в Самарской области – 5,12, в центральном районе г. Тольятти – 9,59 [13].

Всего по программе поддержки и развития малого предпринимательства предполагалось освоить:
- 425 млн. руб. из бюджета города;
- 660 млн. руб. из бюджета области;
- 115 млн. руб. из Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;
- 250 млн. руб. из средств на размещение наружной рекламы;
- 100 млн. фонда занятости;
- 300 млн. средств коммерческих банков.
Итого - 1 850 млн. руб.
Кроме того:
- за счет соответствующих статей бюджета во внебюджетных фондах на городское хозяйство и социальную сферу по конкурсу среди малых предприятий - 5 млрд.руб.;
- из средств выделяемых Европейским союзом на реализацию утвержденных программ - 173,4 тыс. экю [13].
     Кроме создания организационной структуры и программ поддержки малого предпринимательства, городское сообщество начинает проводить всевозможные конкурсы. Районные администрации включаются в проведение городского конкурса предпринимательства "Старт в 21 век" [14].
В г. Тольятти, в этот период, взаимодействие власти и малого предпринимательства не ограничивалось только городскими программами. Так в соответствии с "Программой поддержки малого предпринимательства на 1998 - 2000 г.г.", утвержденной решением коллегии администрации Центрального района от 16.04.98 было принято постановление о проведении конкурсов на звание "Лучшее малое предприятие района" и "Лучший предприниматель района" [15]. В постановлении хорошо прописаны критерии отбора и определённого рода льготы, для развития. Для победителей конкурса на звание "Лучшее малое предприятие района" определялось три призовых места:
1 место - Почетная грамота администрации района, льготы по уплате арендной платы за землю - 100% от стоимости аренды, бесплатное участие в выставке "Малый бизнес - 99", ценный подарок – видео двойка;
2 место - Почетная грамота администрации, льготы по уплате арендной платы за землю - 50% от стоимости аренды, бесплатное участие в выставке "Малый бизнес - 99" и ценный подарок - музыкальный центр;
3 место - Почетная грамота администрации, бесплатное участие в выставке "Малый бизнес - 99" и ценный подарок – фотоаппарат [16].
Для периода 1998-2000 гг., в регионе, крайне важна была активизация легального бизнеса, привлечение предпринимателей на территорию района, выявление лучших малых предприятий, лучшего предпринимателя, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение количества и качества предоставляемых услуг, удовлетворение спроса населения на товары и насыщение потребительского рынка города.
В начале века ХХI, для региона стали важны другие ориентиры. Город заинтересован в развитии новых высокотехнологичных предприятий. Для привлечения инвестиций, необходимо показать, что в городе есть и изобретатели, и идеи, и новые технологии. Для создания потока инноваций и возможности внедрения их в производство, в 2004 г. прошёл конкурс «Кулибины в Тольятти». Инновационная деятельность одновременно и самая рентабельная и самая рискованная, но стимул для инвесторов реальный – высокий процент прибыли в случае успеха [6].
В этой связи наиболее результативными стали комплексные программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в сельских районах Самарской области, прилегающих к крупным городам.
Начиная с 1992 года, в Ставропольском районе реализовывались законодательные документы РФ о развитии предпринимательства. Рост малых предприятий в районе (с учетом ликвидированных) выглядел так: в 1999 г. их было 2 тысячи, в 2000 г. – 2250, на 1 марта 2001 г. – 2930.

Количество работников, на постоянной основе, росло незначительно. Если в 2000 году их число составляло 3460 человек, то на 01.03.2001 года оно увеличилось на 40 человек и составило 3500 человек. Это 20% от числа работающего населения в районе. С помощью мероприятий, проводимых совместно с Центром занятости, удалось снизить уровень безработицы в Ставропольском районе на 1,58%.
Если уровень безработицы на 1.01.2000 года в районе составлял 3,21%, то на 01.01.2001 года - 1,63%. Уплачено налогов в районный бюджет на сумму 87 млн. 840 тыс. рублей, что составляет 72% от общего поступления налогов [17].
В связи с острой нехваткой финансов на открытие новых и решение проблем уже существующих частных предприятий сферы производства и услуг, ставропольчане заложили в основные мероприятия ряд значимых моментов, так как воспользоваться банковскими кредитами многие не могли из-за их высокой стоимости, отсутствия гарантии возврата кредитных средств банку (например, Банк кредитования малого бизнеса "КМБ Банк": казалось бы, название банка должно соответствовать его задачам, но здесь были высокие ставки - до 40% годовых) [17].

     Благодаря вышеперечисленным мероприятиям, на первое января 2005 года, число предпринимателей без образования юридического лица составляет 33 тыс. человек, каждый из которых в среднем имеет 4 человека в найме. 33000 чел. х 4 чел. = 132000 чел. + 55784 чел. (численность занятых на малых предприятиях) = 187784 чел. В малом предпринимательстве занято больше, чем на самом крупном заводе в г. Тольятти – ВАЗе. С учётом индивидуальных предпринимателей, количество малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей, составляет 53-54, что соответствует уровню этого показателя за рубежом [6].
     Процесс объединения предпринимателей начатый административным потенциалом, стал приобретать общественный характер. В городе созданы общественные организации предпринимателей – некоммерческое партнёрство «Деловой центр развития предпринимательства», объединение предпринимателей Комсомольского района, объединение предпринимателей Автозаводского района, в городе успешно работает Тольяттинская Торгово-промышленная Палата, в 2003 г. создана ремесленная Палата, есть Самарское отделение Движения развития предпринимательства, Тольяттинское отделение опоры РФ, появляются объединения предпринимателей по отраслям.
     К сожалению, всё это обилие уже устоявшихся и ещё складывающихся объединений не получило оформления в одно целое, единое начало. «Как высказались в своём обращении представители ремесленной палаты, малый бизнес в Тольятти разрознен и не имеет объединяющего органа, который мог бы отстаивать его интересы» [18].
     Для нормального развития малого и среднего предпринимательства, важны усилия не только административного, общественного и личного потенциала в регионах, но и в центре. Как федеральный закон 1995 года привёл к резкому скачку малого предпринимательства, так и сегодня назрела необходимость в решении этих задач повсеместно, с одной оговоркой – с научной проработанностью темы, как минимум, на основе экономического анализа, если вести речь о региональном уровне.

Литература

1. Здесь и далее нормативные акты представлены по справочно-правовой системе КОДЕКС. Версия от 10.11.2005.
2. Большая часть исследователей определяют развитие малого предпринимательства, в лучшем случае, с 1988 года, а то и с 90-х. Мы считаем, что начало положил именно этот закон. Поскольку и он формировался, а понятие «процесса» носит длительный характер, то правомернее было бы считать сложившееся начало развития малого предпринимательства именно с мая 1987 г.
3. Подробнее см. работы автора: Тарабаров В.В. Человек в современном российском обществе. // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Философия». Вып. 2. - Тольятти, 2001; К вопросу о философии качества или сходства философии Деминга с исконными духовными ценностями России. // Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг: Мат-лы 5 Всеросс. конф. по качеству. – Москва-Тольятти: ТГУ, 2002; К вопросу о снижении дифференциации. // Татищевские чтения. Мат-лы Всеросс. науч. конф. 10-12 октября 2002 г. (отв. ред. А.Э. Лившиц) – ТГУ, Тольятти, 2002; К вопросу о философии системно-синергетического эволюционизма. // Сб. статей по мат-лам рег. конф. «Синергетизм в управлении социальными и экономическими системами» (17-18 апреля, г. Тольятти) – ТГУ, Тольятти, 2003; К вопросу о выработке механизма реализации достижений российских мыслителей и предпринимателей. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Философия». Вып. 5. – ВуиТ, Тольятти, , 2004 и др.
4. Подробнее см.: Паршев А.П. Почему Россия не Америка? - М., 1999.
5. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России, 2003. - С.323-324.
6. Шамшина С.М. О техническом задании на разработку Программы развития предпринимательства в г. Тольятти на 2005 г.
7. Подробнее см.: Постановление администрации г. Тольятти от 10 февраля 1995 г., за N 176, об утверждении положения «Об управлении развития предпринимательства администрации г. Тольятти».
8. Подробнее см.: Постановление мэрии г. Тольятти от 11 июня 1996 г., за N 19-06/01-08, «О создании Тольяттинского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства».
9. Подробнее см.: Постановление администрации г. Тольятти от 08 июля 1996 г., за N 1098 «О представителе от администрации в попечительском совете муниципального фонда поддержки малого предпринимательства города Тольятти».
10. Подробнее см.: Постановление администрации г. Тольятти от 12 июля 1996 г., за N 1144 «О создании городского центра поддержки предпринимательства»
11. Подробнее см.: Постановление администрации г. Тольятти от 7 августа 1996 года N 1337 «Об учреждении муниципального учреждения "Городской центр развития предпринимательства».
12. Подробнее см.: Постановление администрации г. Тольятти от 16 августа 1996 г. № 1402 «Об итогах официальной встречи-конференции «ДУХОВНОЕ СОГЛАСИЕ-2000».
13. Подробнее см.: Решение тольяттинской городской Думы от 16 апреля 1997 г. №63 «О программе поддержки и развития малого предпринимательства города Тольятти на 1997 год».
14. Распоряжение администрации автозаводского района г. Тольятти от 14 января 2002 г. № 35-1/р «О проведении городского конкурса предпринимательства «Старт в 21 век».
15. Подробнее см.: Постановление администрации Центрального района г. Тольятти о проведении конкурсов на звание "Лучшее малое предприятие района" и "Лучший предприниматель района" от 24 августа 1998 года № 2054.
16. Постановление администрации Центрального района г. Тольятти о проведении конкурсов на звание "Лучшее малое предприятие района" и "Лучший предприниматель района" от 24 августа 1998 года № 2054, с.4-5.
17. Решение собрания представителей ставропольского района самарской области от 29 марта 2001 года N 55 об утверждении "Комплексной программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Ставропольском районе Самарской области на 2001-2003 годы".
18. Матвеева Н. Уразову не дадут собрать 200 миллионов. // Хронограф. Тольятти. Информационно-аналитический еженедельник. 30 января 2006 г.
________________________________
© Тарабаров Владимир Викторович
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum