Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
«Десятки» для самых взыскательных
(№13 [135] 10.07.2006)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
За более чем вековую историю развития мирового автомобилестроения сложилась следующая, ставшая уже традиционной, схема обновления модельного ряда: с определенной периодичностью появляются абсолютно новые модели, а в промежутке между этими важными событиями происходит регулярная модернизация сходящих с конвейера автомобилей с целью их наиболее полного соответствия постоянно возрастающим требованиям потребителей. Крупнейший отечественный автопроизводитель ОАО «АВТОВАЗ» с момента своего пуска в 1970 году работает именно по такому принципу. Одним из ярких примеров сказанному является освоение на ВАЗе в мае нынешнего года обновленной комплектации «люкс» автомобилей LADA 110, которое произошло, несмотря на то, что уже начат выпуск модели LADA PRIORA, которая буквально через два года полностью заменит на главном конвейере машины «десятого» семейства.

По пути совершенствования

Еще не все модели LADA SAMARA первого поколения встали на конвейер, а в Дирекции по техническому развитию (в то время Генеральном департаменте развития) ОАО «АВТОВАЗ» начались проектные и доводочные работы по абсолютно новому семейству машин – «десятому». Автомобили этого семейства должны были стать не только более солидными, чем «Самары», но и обеспечить их владельцам гораздо более высокий уровень потребительских свойств. Несмотря на достаточно тяжелое экономическое положение нашей страны в конце прошлого века, вазовским специалистам удалось-таки разработать и поставить на производство машины, конструкция и технология изготовления которых намного опережали уровень всех других отечественных моделей!
Первыми в 1996 году на российском авторынке появились седаны LADA 110. Сначала эти машины комплектовались только восьмиклапанными двигателями рабочим объемом 1,5 литра с карбюраторной системой питания (обозначение автомобилей – 2110) и имели довольно-таки скромный уровень оснащения. Однако затем началось постоянное совершенствование «десяток», продолжающееся до сих пор. На смену морально устаревшим карбюраторным версиям пришли автомобили с впрысковыми моторами того же объема – модификации 21102 (8 клапанов) и 21103 (16 клапанов).
Через два года к седанам добавились вместительные и очень практичные универсалы LADA 111 (индекс версии с карбюраторным мотором – 21111, с впрысковым 8-клапанным – 2111, 16-клапанным – 21113). А еще через два появились щеголеватые пятидверные хэтчбеки LADA 112, изначально оснащаемые только впрысковыми двигателями (модификация 2112 – шестнадцатиклапанным, 21122 – восьмиклапанным).
В достаточно просторных салонах автомобилей семейства LADA 110 удобно размещаются до пяти человек, а плавность хода этих машин просто поражает: далеко не всякая иномарка так легко справляется с ямами и ухабами российских дорог! Без проблем управлять машинами помогают превосходная обзорность во всех направлениях, а также тяговитый впрысковой двигатель. Да и по аэродинамике автомобили семейства превосходят не только все предыдущие модели ВАЗа, но и целый ряд зарубежных аналогов, благодаря чему обеспечивается очень низкий расход топлива.

Универсал LADA 111, помимо просторного салона, имеет очень вместительное багажное отделение, которое можно значительно увеличить путем полного или частичного (в соотношении 1:2) складывания заднего сиденья. Пятидверный хэтчбек LADA 112 привлекает активных водителей своим спортивным видом и отличными динамическими показателями. Для потребителей, подолгу находящихся за рулем без пассажиров, либо с одним пассажиром, но чей статус в обществе и запросы в плане комфорта, динамики и безопасности транспортного средства не позволяют пользоваться дешевыми микролитражками, предназначены оригинальные LADA 112 COUPE, изготовление которых весной нынешнего года началось в Опытно-промышленном производстве Дирекции по техническому развитию ОАО «АВТОВАЗ».

Комфорт + динамика + экология

Базовое оснащение современных «десяток» стало гораздо более привлекательным для их многочисленных почитателей, чем у самых первых машин этого семейства. В зависимости от модификации по объему двигателя и варианта исполнения (последних предусмотрено три – «стандарт», «норма» и «люкс») автомобили уже на заводе могут быть укомплектованы электростеклоподъемниками передних дверей, центральным замком, иммобилизатором, маршрутным компьютером, противотуманными фарами, наружными зеркалами с электроприводом и обогревом, легкосплавными 14-дюймовыми колесными дисками, электроподогревом передних сидений и спойлером с дополнительным стоп-сигналом на крышке багажника.
Ну, а в конце 2004 года все модели «десятого» семейства получили новые моторы с увеличенным до 1,6 литра рабочим объемом, электронной системой управления нового поколения на базе контроллера М 7.9.7 фирмы Bosch и катколлектором, что не только дало дальнейшее повышение динамических качеств этих машин и облегчило пуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха, но и обеспечило полное соответствие международным нормам токсичности Евро 2 и Евро 3. Однако и это не предел – в сентябре 2005 года автомобили с новыми двигателями прошли омологацию на соответствие даже весьма жестким нормам Евро 4! Обновленные автомобили стали обозначаться следующим образом: 21101, 21112, 21121 (8 клапанов) и 21104, 21114, 21124 (16 клапанов).
Однако, несмотря на огромную популярность у потребителей многих стран, семейство LADA 110 постоянно продолжает совершенствоваться. Очередным шагом в данном направлении стало появление в мае нынешнего года «десяток» в обновленной комплектации «люкс», отличающейся дизайном задних фонарей и оригинальным интерьером. Часть «люксовых» машин оснащается еще и гидравлическим усилителем рулевого управления. Именно с одним из таких «навороченных» уже на заводском конвейере автомобилей нам и удалось познакомиться поближе.

LADA 110 – топ-версия

Началось наше знакомство, естественно, с внешнего осмотра машины. Автомобиль престижной модификации 21104-02 (то есть в наиболее богатом исполнении «люкс», который к тому же оснащен шестнадцатиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 литра), сошедший с вазовского конвейера летом 2006 года, выглядит очень даже солидно и современно: окрашенный «металликом» кузов, элегантный спойлер на крышке багажника, обновленной формы пороги и «жабо», слегка затемненные стекла, изящные легкосплавные колесные диски, на которые «обуты» шины размерности 185/60R14. Заметно усиливают положительные впечатления от экстерьера машины задние фонари оригинального дизайна, подчеркивающие принадлежность данного конкретного экземпляра к только-только появившейся на свет обновленной «люксовой» комплектации. Мало того, что эта светотехника полностью соответствует тенденциям современной автомобильной моды, за счет более мощных световых элементов и применения рассеивателей нового типа существенно возросла яркость свечения фонарей.
Однако основные изменения претерпел все же салон автомобиля. Интерьер стал выглядеть гораздо элегантнее благодаря новой панели приборов, ранее устанавливающейся только на мелкосерийную версию LADA 110Т, выпускаемую в Опытно-промышленном производстве. А вот симпатичное и приятное на ощупь рулевое колесо, комбинация приборов с отлично читаемыми шкалами и встроенным дисплеем бортового компьютера, а также весьма удобные подрулевые переключатели максимально унифицированы с LADA KALINA. Верхняя строка на дисплее отображает по выбору водителя общий или суточный пробег автомобиля, а нижняя – текущее время, температуру наружного воздуха или же функции борткомпьютера (время и среднюю скорость движения, средний и мгновенный расход топлива, количество израсходованного топлива и остаточный запас хода). Причем переключение отображаемых параметров осуществляется с помощью двух клавиш на переключателе стеклоочистителей.

Гораздо легче и даже приятнее стало управлять микроклиматом в салоне – ведь теперь вместо регуляторов ползункового типа на LADA 110 «люкс» установлены три более эргономичных вращающихся регулятора: направления потоков воздуха, его температуры и скорости вращения электровентилятора.
Высокой оценки заслуживает работа гидроусилителя рулевого управления – стало заметно проще парковаться в стесненных условиях, так как использование ГУРа известной фирмы ZF позволило не только существенно снизить усилие на рулевом колесе, но и изменить передаточное число рулевого механизма. Теперь количество оборотов «баранки» от упора до упора уменьшилось с 4,5 до трех! При этом на высоких скоростях движения обеспечивается хорошее чувство автомобиля.
Таким образом, нововведения, появившиеся на LADA 110 весной нынешнего года, не только улучшили внешний вид машин, но и ощутимо повысили удобство их эксплуатации.

А будет еще круче!

Естественно, за улучшение потребительских свойств потребителю необходимо будет доплатить, но разница эта весьма небольшая. Изменение рекомендованной ВАЗом розничной цены для комплектации с обновленным интерьером составляет менее тысячи рублей. Что же касается автомобилей с гидроусилителем рулевого управления, то увеличение рекомендуемой розничной цены составляет около 10 тысяч рублей, поскольку усилитель – достаточно сложная система, существенно улучшающая потребительские свойства автомобиля. Но и это существенно дешевле такой опции на автомобилях-конкурентах или усилителя, который куплен и установлен на тюнинговой фирме.
В 2006 году предполагается выпустить около 90 тысяч автомобилей с улучшенным интерьером, из них чуть более 35 тысяч - с гидроусилителем рулевого управления.
Стоит отметить, что на этом модернизация «десятого» семейства совсем даже не заканчивается! На ВАЗе уже прорабатывается возможность дополнения новых комплектаций еще некоторыми опциями, например, измененными обивками дверей, задними электростеклоподъемниками, дистанционным управлением блокировкой дверных замков. Кроме того, планируется постепенно перевести все исполнение «люкс» семейства LADA 110 на выпуск только в улучшенной комплектации, а некоторые из изменений распространить на другие исполнения и комплектации. А это значит, что еще далеко не все резервы этих, так полюбившихся многочисленным автолюбителям машин, исчерпаны…

_____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum