Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
День поминовения: в мире отметили 100-летие окончания Первой мировой войны
Репортаж с церемонии международной встречи по поводу 100-летия Первой мировой во...
№18
(351)
20.11.2018
Наука и техника
От «Самоката» до «Автомобильного дела»
(№4 [94] 15.06.2004)
Автор: Сергей Мельник
Сергей Мельник
Кто-то изобрёл велосипед. Значит, кому-то нужно было изобрести и журнал для велосипедистов. 110 лет назад, в январе 1894 года, в Санкт-Петербурге действительно появился такой журнал — иллюстрированный еженедельник «Самокат», издаваемый и редактируемый братьями Орловскими. Просуществовало это интересное издание шестнадцать лет: до 1910 года предприимчивые братья выпустили 635 номеров.

Нажмите, чтобы увеличить.
Обстоятельства смерти журнала, к сожалению, неизвестны. Возможно, он стал жертвой конкуренции на российском журнальном рынке. Еженедельник прекратил своё существование под именем «Автомобильное дело». С таким заголовком вышли последние 75 номеров.

К тому времени в стране было уже несколько изданий подобного профиля. Впрочем, все они, очевидно, могли считать себя обязанными старейшему журналу, довольно популярному и авторитетному в кругах профессионалов и просто любителей быстрой езды. Интересно и поучительно листать подшивки «иллюстрированного технического журнала, посвящённого механическим способам передвижения: автомобилям, моторным лодкам, мотоциклам и пр.».

Грустным созвучием для нас отдаётся горькое признание в одном из первых номеров «Самоката»: «Россия далеко отстала от Запада в практическом применении самокатов; конечно, причина этого та, что незначительное сравнительно количество велосипедистов в России ещё не успело переменить мнение общества в благоприятную для себя сторону». На Западе же велосипедисты «буквально всё заполонили»: в одном Копенгагене 20 тысяч велосипедистов, а в Англии их более 500 тысяч. У нас же, ко всему прочему, обычные бюрократические рогатки.

Так, в правилах, утверждённых Санкт-Петербургским градоначальником, предписывалось не обижать лошадей («в случае беспокойства лошадей следует сойти с велосипеда и стараться по возможности укрыть его»), а также особ царской фамилии, похоронные процессии и крестные ходы.

Да и развернуться особо было негде. В то время как за кордоном велосипедисты буквально резвились: приспосабливали к велосипеду паруса, скорострельные орудия и совершенствовали железного коня всякими иными способами. К тому же гибли за правое дело: например, «один из ревностных защитников велосипедного дела в Испании М. Е. Формигер погиб, к сожалению, при взрыве социалистской бомбы».

Эмиль Золя предсказывал самокату бесконечное будущее. Может быть, под его влиянием «какой-то американский самокатчик думал отправиться к Северному полюсу». Как сложилась судьба энтузиаста, журнал не сообщает. Зато появляется заметка, дающая повод для оптимизма: «Земля, кажется, скоро будет уже мала для велосипедных поездок; по крайней мере, один англичанин задумал о поездке на Альфу созвездия Центавра... Однако после приблизительного расчёта оказалось, что если он будет ехать безостановочно день и ночь по 25 миль в час, то окончит путешествие через 94 000 000 лет. Надо полагать, что поездка не состоится». Но даже такие очевидные неудачи не убавили гонора у патриотов самокатного дела. Скорее, наоборот: «Мы недалеки от эпохи, когда самокат будет служить единственным средством передвижения».

Не случайно, видимо, так настороженно отнеслись издатели журнала к сообщению, поступившему из Германии. В 34-м номере «Самоката», среди множества заметок и теоретических статей, посвящённых успехам велосипедистов и перспективам велосипедного дела, почти неприметна следующая информация: «Изобретён новый мотор-цикл, не требующий силы ездока... Ничего не известно относительно внутреннего устройства и силы, которою приводится он в движение... Открывается в Мюнхене фабрика, которая займётся эксплуатацией этого нового изобретения».

Это было началом новой эпохи. Но потребовалось почти десять лет, чтобы сей факт был признан братьями Орловскими: последние номера журнала за 1904 год выходят под названием «Самокат и мотор». Однако уже задолго до того журнальная площадь была поделена между велосипедной и моторной тематикой. «В программу журнала входят: моторные коляски, двух и трёхколёсные моторы, самокаты (велосипеды), туризм и фотография... При редакции даются указания о технических особенностях разных систем моторов и самокатов».

Из номера в номер печатались «Секреты конструкции моторов» и различные практические рекомендации по обращению с ними. Страницы журнала заполнила реклама автомобилей иностранных фирм, торговых домов Петербурга и Москвы, которые занимались продажей. Так, например, фирма «Лесснер» предлагала «собственного изготовления автомобили, катера с бензиновыми, спиртовыми и керосиновыми моторами... автомобили для перевозки тяжестей, омнибусы» и так далее. Рекламировалась коляска «Ришар» в 10 лошадиных сил с магнитоэлектрическим зажиганием, тремя скоростями и задним ходом.

Появились и первые тревожные сообщения. Например, о смерти французского рекордсмена-автомобилиста, который «коснулся мотора и упал так несчастливо, что через несколько дней умер. Это уже четвёртый смертный случай, причинённый лидерными моторами», — констатирует журнал.

Однако отступать было некуда. В одном из номеров «Самокат и мотор» пишет: «В России имеется большой спрос на моторы, но только следует посылать сюда исключительно хорошие моторы и построенные применительно к местным условиям». Впрочем, поклонники мотора сталкиваются с теми же проблемами, что и самокатчики. Они вынуждены доказывать публике, насколько выгодно новшество: «Существует мнение, что моторы дороги, и пока не будет многочисленных доказательств, мнение некомпетентной публики будет очень трудно изменить».

Эту, казалось бы, непосильную ношу и взвалил на себя с января 1905 года журнал «Автомобильное дело». Особенно интересен он в последний год издания. Читатель, похоже, уже разобрался с устройством двигателей разных конструкций и прочими техническими деталями. Настала эпоха автосервиса. В журнале появляется всё больше рекомендаций и советов любителям: как, например, покупать автомобиль по случаю. Перепечатывается работа одного из западных профессионалов «Искусство хорошо управлять автомобилем». Даются сводки типа «Русская автомобильная торговля и промышленность». И конечно же, реклама. Товарищество «П. Яковлев», в частности, предлагает автомобили лучших фирм: «Мерседес», «Рено», «Фиат», «Адлер».
Наконец, апофеозом автомобилизма и свидетельством скорого и неминуемого завоевания России автомобилем становится международная гонка Санкт-Петербург—Киев—Москва— Санкт-Петербург, принятая под Высочайшее покровительство. «Этот пробег... будет иметь несомненное значение для выработки типа дорожного автомобиля, пригодного для наших условий», заключает журнал. В качестве участников состязаний были приглашены фирмы «Бенц», «Итала», «Опель», «Пип», «Берлье», «Гаггенау», «Мерседес», «Руссо-Балт», «Форд» и многие другие. К сожалению, о результатах гонки журнал сообщить не успел в связи с прекращением издания.

Представляют интерес и два сообщения, появившиеся в 630-м номере «Автомобильного дела». Одно из них — об автомобильном обслуживании:
«Недавно организовалось Общество для эксплуатации автомобильного сообщения между Севастополем и Ялтой... Товарищество поставило целью предоставить пассажирам возможно больше удобства. Для этой цели приобретены четырёхместные лимузины специального типа, причём при пассажирских автомобилях имеется грузовая платформа... Вероятно, на этом дело не остановится...»

О новом качестве автомобилизма свидетельствует и известие о создании профессионального общества шофёров в Петербурге. Помимо защиты экономических интересов водителей, профсоюз взялся содействовать «их умственному и нравственному развитию... устраивать лекции, библиотеки и т. п.», обеспечивать юридическую и медицинскую помощь и «вообще помогать своим сочленам во всём». Главная же задача формулировалась так: «Дать контингент более опытных и надёжных механиков, связанных общими интересами, и потому более точных и исполнительных».

Эти сообщения относятся к 1910 году. К тому времени Россия уже не мыслила себя без автомобиля. И поворот этот в сознании россиян совершился не без участия журнала братьев Орловских, одного из первых в России автомобильных изданий...


______________________________
© Мельник Сергей Георгиевич
Символ Веры. Рассказы
Шесть новых рассказов нашего автора Николая Ефимовича Ерохина
ТАСМАНИЯ. Путевой очерк
Очерк нашего автора, жителя Австралии Ильи Буркуна об увлекательном путешествии на уникальный остров Тасмания
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum