Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
Подборка фотографий из различных интернет-ресурсов источников, а также фотографи...
№15
(368)
25.12.2019
Общество
Криминальные программы на ТВ: влияние на образ современной России
(№18 [140] 01.10.2006)
Автор: Ирина Суховеева
Ирина Суховеева
Сегодня для большинства россиян телевидение является основным источником получения информации. Ежедневно каждый человек проводит у экрана телевизора несколько часов, просматривая различные виды программ, которые предлагают зрителю телеканалы. Палитра этих программ очень разнообразна: от выпусков новостей до развлекательных шоу. Программы на криминальную тематику занимают особое место.

В настоящее время только на трех основных телеканалах – «Первый», «Россия» и «НТВ» больше десяти видов программ на криминальную тематику. Трансляция криминальной информации ведется практически круглосуточно. В поле зрения журналистов попадают самые разноплановые события из жизни криминального мира: разборки в среде авторитетов, мошенничество и коррупция в высших эшелонах власти, преступления в сфере бизнеса, а также рядовые семейно-бытовые случаи. И вся эта информация транслируется зрителям в неограниченном количестве.
Естественно, что обилие информации об убийствах, серийных маньяках, заполненные сценами насилия, негативно влияют на психологическое состояние зрителей и могут вызвать агрессию у лиц с неустойчивой психикой.

Исследователь в области масс-медиа Е. Поликарпова [1] анализирует функции электронных СМИ и приходит к выводу, что СМИ в современном обществе выполняют не только позитивные аксиологические функции, но и негативные. В современном обществе весьма эффективно функционирует социальная машина манипуляции общественным сознанием, представляющая собою набор технологий господства, одним из существенных элементов которого являются СМИ.

Негативные функции СМИ, особенно электронных масс-медиа, проявляются в том, что они используют манипулятивную семантику и риторику, технологии разрушения сознания и конструирование специфической, реальности, внедряя в сознание человека виртуальную реальность, которой ничего не соответствует в объективной социальной действительности. С последним утверждением автора можно поспорить. Программы на криминальную тематику хоть и создают атмосферу национальной катастрофы и чувство полной безысходности, но тем не менее все же отражают ту ситуацию в обществе, которая имеет место в реальности.

С одной стороны, вывоз капитала, наркомания, алкоголизм, коррупция, преступления, совершаемые в стране, порождены объективными факторами. Они имеют место в российской действительности. А с другой, роль телевидения в создании образа бандитской России очень большая. Зеркально отражая события, телевидение, тем не менее, не является полностью объективным информатором. Объясняется это многими причинами.

Во-первых, даже самые профессиональные журналисты не могут до конца выяснить всю информацию, касающуюся серьезной проблемы страны. Во-вторых, само телевидение не всегда готово отразить реальную картину происходящего, потому что информационное поле и СМИ также принадлежат определенной группе лиц и действуют в их интересах. Таким образом, информация, которую зритель может получить с экрана телевизора является либо результатом сотрудничества редакции с пресс-службами органов внутренних дел, соответственно тщательно отфильтрованная и незначительная (аварии, поимка преступников, бытовые разборки), либо скользящая по поверхности фактов и только обозначающая проблему России как факт.

В итоге, благодаря концентрированному воздействию телевидения, отдельный человек практически неизбежно утрачивает объективный критерий истины. Дело в том, что доступная ему практика, которая выступает в качестве критерия истинности его представлений об окружающем мире, имеет уже не материальный, а информационный, «виртуальный» характер. Последний задается представлениями, господствующими в тех или иных социальных группах и создаваемом средствами массовой информации «медиа-пространстве».

Многообразие программ на криминальные темы, а их более двадцати только на трех телеканалах, и особенности их размещения в сетке вещания, а также количество сообщений в блоках криминальной хроники и подробности журналистских расследований приводят к тому, что информация криминального характера накапливается в сознании телезрителя. В итоге отдельные фрагменты событий выстраиваются в цельную картину действительности.

В результате всего вышесказанного можно обобщить информацию криминального характера, транслируемую по телевидению, и обрисовать образ России, который складывается в сознании российского зрителя, регулярно проводящего время у телевизора за просмотром передач криминального содержания:

1. Все нынешние богатые – воры, а все честные – нищие.
2. Алкоголизм и наркомания – причина российского демографического кризиса.
3. Коррупция в высших эшелонах власти приобретает колоссальные масштабы.
4. 80% авиатехники технически не исправно.
5. Продукты на прилавках и игрушки в магазинах – недоброкачественны.
6. Милиции не следует доверять.
7. Все давно куплено.
8. Рост преступности среди несовершеннолетних.
9. В ДТП погибают населения городов.
10. Из России много незаконно вывозится и еще больше ввозится.
11. Национальные богатства давно поделены между власть имущими.
12. Вся госструктура держится на кумовстве.
13. По улицам ходить небезопасно.
14. Русская мать бросает детей, а иностранная подбирает и забивает до смерти.
15. Людей с легкостью продают на трансплантанты.
16. Пластической хирургии не следует доверять.
17. Пол-России сидит в тюрьме.
18. Распространение субкультуры. Язык тюрьмы становится общепринятым.
19. Иностранцам небезопасно жить в России.
20. Большое зло остается безнаказанным, а "пешек" убирают.
21. Русские девушки – товар российско-турецкого бизнеса.
22. Алкоголизм и наркомания – причина многих российских проблем: от продажи ценностей за бутылку водки до более масштабных, таких, как демографический кризис..
23. Современная молодежь – жестокое поколение, выросшее в криминальной субкультуре.

Можно сделать следующие выводы. Во-первых, в результате просмотра программ у зрителя образ России складывается как опустошенной, запущенной экономически и политически страной, в которой творится полнейший беспредел. Но главное, что должен уяснить себе зритель, это то, что он в стране ничего изменить не может. Россия получается бандитским государством, в котором простой телезритель – маленький человек, не способный влиять на происходящее, ему остается только наблюдать с экрана чужую жизнь, молясь, чтобы страшные события не коснулись его и его семьи.

Во-вторых, программы на криминальную тему не только создают определенный образ страны, но и способствуют укреплению в обществе чувства опасности, катастрофизма, обделенности, несправедливости, недоверия.

В-третьих, как правило, все выпуски криминальных программ состоят из сюжетов об очередных наездах мафии, компроматах, финансовых авантюрах, депутатских скандалах, дорожно-транспортных происшествиях и сенсационных расследованиях. Когда зрителю в течение суток транслируются такие передачи, картина мира становится ирреальной. Как считает Сергей Муратов, от информаторов зависит, какой предстает на экране жизнь [2]. Программы на криминальную тему бесконечно информируют о росте преступности, предпочитая не замечать, что сами способствуют этому росту.

Все это позволяет сделать вывод о том, что телевизионные каналы, создавая передачи на криминальную тему, задумываются только об одном – продать рекламодателю эфирное время. А вопрос о создании образа России можно считать спорным. С одной стороны, можно предположить, что авторы криминальных передач не задумываются о том, какую картину действительности конструируют в обществе, считая, что выполняют главную функцию журналистики – информирование о происходящем. А с другой стороны, существует вероятность того, что образ России как криминальной страны создается намеренно, чтобы спровоцировать массовые страхи. А как следствие, гражданами, которые боятся жить в своем государстве, будет легче управлять.
Даже если не учитывать фильмы и сериалы, в которых проповедуется образ бандитской России, наша страна выглядит следующим образом: окровавленные трупы, криминальные авторитеты, мошенники, убийства, ограбления, бандитский беспредел. Образ России, создаваемый телевидением, просто ужасающ. Неужели многообразие криминальных программ – это единственный способ повышения рейтинга?

В 2003 году в эфире телеканала НТВ глава МВД Борис Грызлов высказал обеспокоенность количеством телевизионных программ, посвященных криминальной теме. «Чрезмерное насилие на экранах ведет к насилию в жизни. Я не сторонник сокрытия преступлений от общества, безусловно, каждый имеет право знать и понимать реальную ситуацию. Я говорю только об одном – делать насилие зрелищем – не лучший способ зарабатывания денег, когда-нибудь оно может коснуться каждого», – отмечает он.
Можно сделать вывод, что телеканалы нашли легкий способ получения денег. Показать оперативные съемки силовых структур и обработать готовую информацию о преступлениях гораздо легче, чем искать информацию самим и воплощать проекты в жизнь.

Интересен факт различной постановки задач журналистами определенного вида программ некоторых телеканалов. К примеру, такие программы, как «Дежурная часть», «Чрезвычайное происшествие» и другие криминальные хроники рассказывают российскому зрителю о преступлениях, совершаемых в стране, и опыте их раскрытия. В результате просмотра у зрителя должно возникнуть впечатление, что хоть и много нарушений закона происходит в государстве, но правоохранительные органы работают хорошо и способствуют наказанию нарушителей. А другие передачи, например, «Специальный корреспондент» и «Честный детектив» обнажают перед зрителем все несовершенство жизни, а как причину всего происходящего – коррумпированность и бездействие милиции, иначе, откуда бы мог так разгуляться беспредел? В итоге, какое мнение о работе различных служб должно сложиться у зрителя – хорошее или плохое – если одни и те же телеканалы то ругают, то хвалят милицию? В результате, эффект, который преследуют пресс-службы силовых структур – рассказать об эффективной работе милиции – получается обратным: доверие к оперативникам просто исчезает.

Криминальная проблематика пользуется у населения страны повышенным интересом. Согласно данным опроса, проведенного ВНИИ МВД России в апреле 2000 г. среди 133 журналистов ряда регионов России, информация на правовую тему присутствует в 63,9% случаев в каждом номере российских газет, эфирном времени теле- и радиокомпаний, затрагивающих в своих публикациях правоохранительную тематику. Особое значение придается информации, которая может вызвать большой общественный резонанс. Начиная с 1999 года, насилие и криминал – основной семиотический ресурс российского телевидения. Мы видим, как сегодня ТВ разрабатывает тему преступности. «Криминальная Россия», «Дежурная часть», «Криминал», «Честный детектив», «Человек и закон», «Совершенно секретно», «Чрезвычайное происшествие» – десятки программ в неделю. Телевидение расширяет «криминальную нишу» потому, что эта продукция хорошо продается рекламодателям.

В результате специфика показа картины преступности по телевидению, в частности, изображение криминальных событий в отрыве от социальных и межличностных взаимодействий, поверхностный стиль изложения способствуют распространению в сознании россиян чувства страха, агрессивности, социального деструктивизма. А как следствие, граждане своей страны боятся жить в родном государстве, потому что исчезает ощущение безопасности и защищенности, а также возможности что-либо изменить своими силами.

Чтобы изменить в обществе образ криминальной страны, хотелось бы предложить несколько возможных путей решения этой проблемы. В настоящее время появились разнообразные периодические издания правоохранительных органов, на страницах которых читателю предлагается как милицейская хроника, так и аналитические материалы. Те люди, которых интересует криминальная тематика, покупают эти газеты. Так и зрителю необходимо предложить право выбора. Нельзя сказать, что права выбора просмотра передач нет сейчас у зрителя, но оно заключается в другом: не хочешь смотреть – выключи телевизор. Разнообразие жанров криминальных программ позволяет создать специализированный телевизионный канал, который заполнит нишу криминальной тематики. В результате на основных телевизионных каналах, таких как «Первый», «Россия» и «НТВ» освободится, как минимум, пять часов в день для размещения в эфире культурных, познавательных, образовательных и детских программ, которых в настоящее время недостаточно.
Кроме того, в существующих передачах криминальной тематики, журналистам следует более ответственно подходить к освещению материала.

Стремление к сенсационности нередко приводит к искажению фактов действительности и созданию нереальной картины. А зритель привык доверять тому, что рассказывается с экрана, как самому объективному средству массовой информации. Конечно, изменить образ бандитской России, много лет создаваемый всеми телеканалами, в один момент не удастся. Только при изменении программной политики телеканалов и вероятности того, что руководство средств массовой информации вспомнит о функциях журналистики, можно будет верить в то, что изменится отношение к трансляции криминала, которая в настоящий момент воспринимается как норма. Сократить злодеяния, отучить людей быть жестокими в силах самого телевидения. Достаточно только прекратить бесконечный поток насилия и криминала, транслируемого жителям страны.

Литература:
1. Поликарпова Е. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. М., 2002.
2. Муратов С. Любовь к плохому. Философия депрессивного телевидения // Среда 2001, № 2. С. 19.
________________________
© Суховеева Ирина Акимовна
Жизнь в инореальности. 4 статьи
Статьи о том, как ниги, видеоигры, телесериалы создают когнитивную систему современного пользователя интернета
"Всего лишь человек". О поэзии Леонида Григорьяна
Воспоминания о Леониде Григорьевиче Григорьяне в связи с 90-летней годовщиной со дня его рождения и его стихи.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum