Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Инновационное инженерное образование в городе
(№18 [140] 01.10.2006)
Авторы:
 Анна Князева , Вячеслав Волков
Анна Князева
Вячеслав  Волков
РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ

Сегодня, когда в обществе ведется обсуждение и поиск путей экономического развития страны, в рамках обозначенных приоритетов статус национальных приобретут те проекты, которые имеют социальную направленность. Очевидно и то, что каждое из обозначенных направлений в той или иной мере содержит эту направленность, но важнее то обстоятельство, что самостоятельное развитие каждого направления задает изменения во многих сферах.
Так, изменения, произошедшие в конце 2005 г. в г. Тольятти, связанные со сменой собственника ОАО «АВТОВАЗ», окажут влияние не только на автомобильный сектор, но и экономику в целом, по меньшей мере, можно выделить три важных составляющих этого влияния при позитивном развитии событий на автогиганте:

1)     повышение мобильности населения - повышение экономической активности людей, содействие развитию малого предпринимательства;

2)     достижение мультипликативного эффекта - на каждое рабочее место на автозаводах 10-20 рабочих мест в смежных отраслях, обеспечение массовой занятости;

3)     увеличение инновационного эффекта - востребованность инженерных и научных кадров, сбережение и развитие интеллектуального потенциала страны.

Основной инновационный эффект и обеспечение позитивного сценария развития автомобильного кластера напрямую зависит от того, насколько система образования сможет обеспечить подготовку и переподготовку инженерного корпуса, способного к решению современных задач.
Реформирование системы образования, которое проводит министерство образования через проведение конкурсных отборов вузов, отвечающих критериям инновационности, ставит задачу самостоятельного поиска путей, обеспечивающих привлекательность и эффективность для работодателя.

Тольяттинский государственный университет, непосредственный участник Консорциума образовательных учреждений г. Тольятти, участвуя в конкурсном отборе министерства образования, заявил себя как инновационный вуз, создающий свою программу развития. Университет принимает активное участие в решении задачи развитии города и его предприятий и организаций, осуществляет подготовку современных специалистов для различных сфер жизнедеятельности, обеспечивает города актуальными знаниями. Университет является непосредственным участником созданного в 2004 г. в городе Консорциума образовательных учреждений. Решая эти задачи, разрабатывая образовательные программы, университет в качестве одного из главных своих приоритетов обозначает инженерную подготовку.

Инженерное образование относится сегодня к области общенациональных стратегических интересов РФ. В условиях перехода страны к устойчивому развитию инженеры становятся ключевыми фигурами в социально-экономической сфере общества. Подготовка инженеров – задача инновационного вуза, который в планировании и реализации своей образовательной деятельности ориентируется на передачу способов и методов инженерной деятельности, постановку инженерного мышления, проектирование новых инновационных технологий организации инженерной деятельности по всем типам образовательных программ (развивает у студентов способность ставить и решать инженерные задачи, производить инновации и осваивать новые технологии их потребления).

Тольяттинский государственный университет, создавая свою историю, всегда ориентировался на решение практических задач, начиная с подготовки инженеров – гидростроителей для Волжской ГЭС, а в последствии обеспечивая инженерными кадрами все строящиеся предприятия. Сегодня практикоорентированное образование является основным требованием для образовательных программ.

Современная практика складывается в инженерных коллективах, создающих передовую технику, и именно этот опыт должен стать основой для подготовки инженера, но это требует пересмотра отношений между теми, кто готовит инженеров и теми, кто, по сути, осуществляет инженерную деятельность. Эта ситуация – поиск взаимных интересов в создании инновационного потенциала современной экономики, в ядре которого лежит подготовка современного инженера – может быть разрешена только через тесное сотрудничество и совместное решение с теми, для кого инженерный потенциал, является основной осмысленной действующей силой.

Понимая свое назначение и оценивая эту ситуацию, коллектив университета видит возможность ее решения и, прежде всего, через решение задач, которые сегодня ставит перед собой ОАО «АВТОВАЗ» - стать флагманом отечественной промышленности.
Совместное решение этих задачи с ведущими отечественными и зарубежными специалистами позволит создать модель высокотехнологичной инновационной практической подготовки современного инженера.

На сегодняшний день в Поволжском регионе накоплен определённый опыт взаимодействия основных участников автомобильного сектора и организаций, его сопровождающих. Этот опыт, особенности нашей территории, а так же мировые тенденции организации партнерских схем в сфере автомобилестроения – это то, что требует критического разбора и анализа при подготовке современного инженера и развития инновационной инженерной деятельности.

ЗАХВАТ ПРОСТРАНСТВА – ПОВОЛЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Сложившийся на протяжении нескольких лет в поволжском регионе характер взаимоотношений предприятий поволжской автопромышленной зоны демонстрирует в последние годы ряд признаков формирующегося автомобильного кластера.
Поволжский автомобильный кластер, стремящийся к устойчивому территориально-отраслевому партнерству предприятий и организаций, объединенному инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий – это попытка всех заинтересованных субъектов не только повысить свою конкурентоспособность, но и создать необходимые условия для развития инженерной деятельности в стране.

Участниками кластера сегодня являются производители и поставщики, инжиниринговые и консалтинговые фирмы, научно-исследовательские организации и ВУЗы, кредитные организации и банки, инфраструктуры, администрации города и регионов, профессиональные и общественные организации. Список участников кластера не имеет четко формализованных границ, постоянно дополняясь и меняя свой состав. Сегодня, вокруг ОАО «АВТОВАЗ» сосредоточены такие предприятия как:

Автосборочные производства:
−     УАЗ
−     ИЖ-Авто

Совместные предприятия:
−     СП «GM-АВТОВАЗ» (г.Тольятти)
−     СП «VDO» (г. Чистополь)
−     СП «ПЭС/СКК» (г. Самара)
−     СП «БОШ-Саратов»
−     др.

Производители автокомпонентов:
−      «Автовазагрегат» (г. Тольятти)
−     «Вазинтерсервис» (г. Тольятти)
−     «Вланкас» (г. Кинель)
−     «ДААЗ» (г. Димитровград)
−     «Вентол» (Самарская обл.)
−     «ЗиТ» (г. Самара)
−      «ДСК» (г. Тольятти)

Участники Поволжского Клуба Качества:
−     Администрации Самарской области
−     АО "СКК"
−     ОАО "АВИААГРЕГАТ"
−     ГНП РКЦ ЦСКБ-ПРОГРЕСС
−     ОАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ”
−     Самарский и Тольяттинский ЦСМ
−     Торгово-промышленные палаты Самарской области и города Тольятти
−     группа компаний "Авиация Самары"
−     ряд промышленных предприятий Поволжья,
в т.ч. зарубежные партнёры:
−     UTAC
−     TUV
−     GOPA Consultants

Поставщики корпоративных информационных систем:
−     SAP AG (-SAP R/3-)
−     Microsoft Business Sulutions (-Axapta-)
−     Frontstep (-SyteLine-)
−     

Инжиниринговые центры:
−     НТЦ ОАО «АВТОВАЗ»
−     Делкам (Самара)
−     ПО РИА (Самара)
−     НИИ Автоэлектроприбор
−     

Научно-образовательные центры:
−     Тольяттинский государственный университет
−     СГАУ
−     Тольяттинский политехнический колледж
−     Тольяттинский техникум машиностроения
др.

Автомобильные кластеры Европы (NEAC):
−     Nordrhein-Westfalen, Германия (VIA NRW)
−     Уэльс, Великобритания (WAF)
−     Верхняя Австрия (AC)
−     Nord-Pas de Calais, Франция (ARIA)
−     Basque country, Испания (ACICAE)
−     Piemonte, Италия (CISFI)
−     Словения (Automotive Cluster of Slovenia)
−     Styria, Австрия (Astyria)
−     Венгрия (PANAC)

Современная национальная автомобильная промышленность необходима России:
−     для сохранения и укрепления позиций отечественной продукции на внутренних и внешних рынках;
−     для сохранения и укрепления конкурентных позиций смежных отраслей, поставщиков автомобильных компонентов и материалов;
−     для обеспечения рабочих мест не только в сфере производства, но и в сфере образования, науки и иной интеллектуальной деятельности; для восстановления и развития научно-технического потенциала страны.

Складывающаяся сегодня система взаимоотношений и совместных работ участников кластера поволжской автопромышленной зоны претерпевает ряд определённых сложностей, связанных, в первую очередь, с нестабильной ситуацией отдельных участников кластера, чья деятельность, как правило, нуждается в соответствующем стратегическом, управленческом, социально-экономическом, кадровом, маркетинговым, научно-исследовательском обеспечении.

Инновационный бизнес не будет развиваться, если он не будет поддержан спросом на его разработки на рынке, каковым должна быть, прежде всего, российская промышленность. К сожалению, сегодня российская промышленность в массе невосприимчива к инновациям. В России внедрением инноваций занимается лишь 4-5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии – от 70 до 82%. Это явление имеет исторические причины. Лишь немногие крупнейшие советские предприятия, ВАЗ в их числе, имели и сохранили собственные подразделения НИОКР. Большинство предприятий обслуживалось внешними структурами, прежде всего отраслевыми институтами. В результате сегодня предприятия просто не имеют ни кадров, ни подразделений, которые способны выстраивать инновационные стратегии и программы.
Развитие кластера сильно зависит от уровня поддержки, который получают его участники от органов власти, крупных компаний, бизнес-сообщества в целом, научно-исследовтательских и образовательных организаций и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Возможности решения социальных проблем и экономического развития региона, которые при этом возникают, не должны быть упущены.

Развитие автомобильной промышленности, являясь вопросом экономического суверенитета России, невозможно без пересмотра существующего устройства организации инженерной деятельности и подготовки современных инженеров. Это задача представителей научно-образовательной сферы среди участников кластера.

Тольяттинский государственный университет (в прошлом политехнический институт) является непосредственным участником Поволжского автомобильного кластера, беря на себя ответственность за кадровое, образовательное, научно-исследовательское сопровождение деятельности основных участников кластера, таких как ОАО «АВТОВАЗ», а также его сателлитов. Основная задача вуза в структуре кластера – обеспечить рост интеллектуального капитала кластера, который бы в свою очередь обеспечил конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность его участников и региона в целом.

«ЗНАНИЯ ГОРОДА – СИЛА»

«Делать хорошие автомобили в городе, где нет университета, нельзя, не получится, а уж что-то более тонкое, чем автомобили – и вовсе не получится» … – таким образом охарактеризовал требования к городу В.Л.Глазычев (Интервью в Тольяттинском государственном университете от 24.02.2004 http://www.tltsu.ru:8080/razum.tltsu.ru/universum/in....

Университет, в данном случае, понимается нами как «центр» научно – образовательной сферы города, организующий работу других учебных заведений, тем самым, задавая стартовый импульс формирования дальнейших перспектив развития и сферы образования, и других сфер, и территории.
Город - центр развития инженерной подготовки и деятельности. Нисколько не умаляя важности разработки планов, прогнозов, программ на уровне регионов, все же не стоит забывать, что реальные процессы социально-экономического развития происходят в городах и от степени изучения и познания этих процессов на так называемом «провинциальном уровне» непосредственно зависит наше понимание и степень объективности отражения ситуации в регионе, стране, сфере.

Сегодняшние оценки российской интеллектуальной капитализации неоднозначны, «многое зависит от того, что считать: пыльные полки, на которых лежат разработки, или реальные группы ученых, которые способны что-то генерить» (А. Малиновский, Фонд «ЦСР Северо-Запад», «Центры трансфера технологий - звено между наукой и бизнесом», http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1881), это совершенно разные точки отсчета.

Тольяттинский опыт показывает, что для инновационной сферы финансовые ресурсы, административные барьеры – не проблемы. Одна из наиболее актуальных проблем – отсутствие в учебных заведениях города (да и во всей научно – образовательной сфере города) «бизнесменов» / менеджеров, т.е. тех, которые были бы способны осуществлять инженерную деятельность и исследования как бизнес, создавая идеи и продукты, продвигая его на рынок. Нашим учёным, как правило, легче исследовать, не выходя за двери университета в город. Необходимо повышать уровень капитализаций знаний, производимых в городе, а также ориентировать эти знания на реальную практику города, тем самым, анализируя и прогнозируя развитие города и воспроизводя лучшие образцы.

Основная миссия производства знаний города – обеспечить рост интеллектуального капитала города, который бы в свою очередь обеспечил конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность городских продуктов инженерной деятельности для внешних и внутренних инвестиций, привлекательность городских мест занятости для молодёжи, развитие научно – образовательной сферы и сферы актуальных научно – технических исследований, воспроизводство накопленного в городе опыта практической деятельности.
Только в тех сферах города, где производится, функционирует (употребляется) и воспроизводится знание, есть возможность развития. Что такое производство знаний города? Это то, что связано со сменой технологий, а не то, что несёт информацию о деятельности городе. В тех же сферах жизнедеятельности города, где идет переход к практическому (актуальному) знанию, где происходит переход от теории к организации деятельности, и, в частности, к технологии деятельности, в тех сферах есть потенциал развития инженерной деятельности. В этом плане эффективная организация научно-образовательной сферы города – одна из основных задач формирования инновационной инженерной подготовки и сегодня необходимо внедрять накопленный потенциал научных, проектных разработок и НИОКР. Это то, что сможет привлечь значительные инвестиции в городскую экономику, т.е. необходимо ориентироваться на создание в городе такого инновационного продукта, который будет менять технологию инженерной деятельности, а, следовательно, будет востребованным. В этом аспекте актуальна интеграция науки, прикладных разработок, проектирования и образования.
Безусловно, устройство и деятельность сегодняшних научно – образовательных единиц города должны быть пересмотрены с точки зрения методической, методологической, экономической, управленческой, для того, чтобы продукты научно – образовательной деятельности стали инновационным, актуальным знанием города, а выпускники и работники этих учреждений стали их реальными «живыми» носителями, способными не только делать из этого бизнес, но и передавать накопленный опыт. Тогда можно говорить о складывании некоторых предпосылок для формирования инновационной экономики города, где те, кто производят знание, получают прибыль, а те, кто его используют, в том числе в массовых процессах, платят технологическую и инновационную ренту производителям знаний.

Только тогда, оценивая человеческий ресурс города, мы сможем перейти от идеологии «рабочей силы» и «трудовых ресурсов» к идеологии «интеллектуального капитала» и «интеллектуальных ресурсов».
Появление такой организованности на уровне города как Консорциум образовательных учреждений – это ещё один шаг в направлении аккумулирования интеллектуального капитала, накопленного в городе для развития инженерной деятельности и инженерного образования. Учебные заведения, сегодня входящие в состав Консорциума, уже способны начать работы по анализу и конструированию требований к подготовке современных инженеров, а также требований к организации инженерной подготовке и её сопровождению, представляя и удерживая различные позиции в сфере ответственности за организацию образования на уровне города. Это тот случай, когда локальными усилиями, наиболее трепетно осознавая особенности той территории, на которой разворачиваешь своё «дело», существующие ограничения рассматриваются как вызов и возможность собственными усилиями решать судьбу учреждения, содержательного позиционирования сферы, обеспечения рынка, развития города и нового знания.

Таким образом, производство знаний города призвано обеспечить стартовый импульс к подготовке класса «производителей» нового поколения технических, управленческих и социокультурных инноваций», а также формированию в городе «массового слоя культурных «потребителей» и «пользователей» инноваций».
Городу необходим опыт в производстве информации и знания, в создании новых технологий, не только научный, но и экономический опыт. Город должен иметь технологические заделы в индустрии знания, научные традиции, научно-образовательную инфраструктуру, иметь базу для шага вперед, кадры, способные реализовать возможности. Современные инженеры, способные вывести инженерную деятельность на новый этап развития, сделать её конкурентоспособной не только на международном рынке, но и создать прецедент конкуренции среди завершённых продуктов инженерной мысли российских профессионалов.

КТО ТАКОЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР?

Одним из основных критериев инновационного вуза в планировании и реализации своей образовательной деятельности является его ориентир на передачу способов и методов инженерной деятельности, постановку инженерного мышления, проектирование новых инновационных технологий организации инженерной деятельности по всем типам образовательных программ. В соответствие с этим критерием в реализации своей образовательной деятельности университет должен стремиться к подготовке инженеров – людей, умеющих ставить и решать сложные задачи, работать с конструктами и конструкциями, способных самостоятельно учиться и преобразовывать пространство вокруг себя, производить инновации и осваивать новые технологии их потребления. Для всех видов образовательных программ (инженерно-технических, гуманитарных, естественнонаучных, педагогических) оправдан ориентир на выпуск инженеров, т.е. людей, умеющих ставить и решать сложные задачи, работать с конструктами и конструкциями, быть способным самостоятельно учиться и преобразовывать пространство вокруг себя, быть способным производить инновации и осваивать новые технологии их потребления.
Инженерное образование России обладает богатыми традициями фундаментальной подготовки специалистов. Однако, в последнее время это богатство «теоретически» все чаще реализуется нашими специалистами «практически» за рубежом, зарубежные фирмы используют интеллектуальный потенциал России для развития своего бизнеса и извлечения прибыли.

Подготовку современных специалистов для различных сфер жизнедеятельности и развития страны, регионов и города в частности призвана решить система инновационного инженерного образования, ориентированная на формирование определенных компетенций, навыков, техник и методологической культуры за счет соответствующего актуального содержания, форм организации обучения и современных практикоориентированных образовательных технологий.
Если до сегодняшнего времени в основу обучения в вузе был положен либо культурны опыт преподавания той или иной предметности, либо практическая деятельность (работа), не связанная никаким образом с образовательной деятельностью, то сегодня в объявленных принципах в основу образования должна быть положена практика этого образования, проходя которую, студент становится способным осознанно двигаться по осваиваемой образовательной программе вуза и задавать новые направления развития соответствующей профессиональной сферы.

В связи со сказанным выше актуален новый иной к инженерному образованию. Уже в первый год обучения для обучающихся должна быть предусмотрена связь учебного материала с их будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, социально-экономического развития города, отдельной сферы, предприятия.
Одним из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является «контекстное обучение», когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Этот метод является достаточно эффективным, так как аспект применения является для студентов критически важным. Не менее важным является «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения. Данные методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через деятельность и на основе опыта.

Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения. Междисциплинарный подход к обучению позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте решаемой задачи.
Также одним из эффективных форм организации обучения является использование «case-studies», основанных на анализе реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, менеджменте, организации производства и выработке соответствующих предложений и решений.

Особую значимость в инновационном инженерном образовании имеют проектно-организованные технологии обучения работе в команде/проектной группе. При этом создаются условия, практически полностью соответствующие реальной инженерной деятельности, и, таким образом, студенты приобретают опыт комплексного решения задачи инженерного проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

ВОПРОСЫ К КОНТЕКСТУ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Крайне важным представляется инициатива городских вузов выявить инновационные потребность на уровне города и готовить специалистов, ориентированных на их выполнение.
Много лет назад ряд исследований науковедов, сравнивавших советскую и американскую науку, зафиксировали «эффект опрокинутой пирамиды» - значительное различие приоритетов студентов и ученых обеих стран. В советские времена наиболее престижными считались теоретические исследования, связанные с фундаментальными науками (астрофизика, теория гравитаций т.д.). Затем стояли прикладные исследования и, наконец, только на третьем месте конкретные работы, направленные на воплощение научных идей в товары, услуги, образцы новых технологий. Но для того, чтобы в стране были инновации система приоритетов должна быть обратной.

Именно «думающие инженеры», а не абстрактные теоретики являются локомотивом инновационного социально-экономического развития. Этот же недостаток, значительно препятствующий возрастанию инновационной активности, унаследовала и российская система образования. Его устранение потребует больших усилий и в образовательной, и в организационной, и в научной, и, что не менее важно, в культурной сферах.
Инженерное образование возможно, только если задан образ и тип такого мышления, отличающегося от научного, философского, гуманитарного. Но образ не возникает сам по себе, он всего актуализирован ситуацией, временем, социальной практикой. Сегодняшняя постановка вопроса о необходимости подготовки современного инженера обусловлена, прежде всего, тем, что именно инженер, т.е. творящий предметный мир, ориентированный только на техническую реализацию своих разработок, является «породителем» социальных проблем. Еще в свое время В.Маяковский метко заметил, что: «…если на технику не надеть эстетического намордника, то она перекусает все человечество».

Инженер, инженерное мышление – это шире технического приложения. Уже сегодня не вызывают недоумения такие предикаты к слову инженер как социальный, педагогический. Но как и на чем готовить такого инженера, какие практики необходимо организовать, чтобы продукты инженерной деятельности обустраивали не только технику, но и социум? Что необходимо сделать, что бы педагог мог конструировать свой предмет?
Ответ очевиден: научить можно, если исходным материалом конструирования будет не только техника. А сегодня социальным материалом манипулируют психологи, политтехнологи и прочие гуманитарные специалисты, не оснащенные навыками конструирования, создания рабочих конструкций, их доводки и внедрения в эксплуатацию.

Конфликт инженерного и неинженерного сегодня наиболее очевиден в таком ограниченном пространстве как город, но человеческая среда, обустроенная по техническим требованиям, агрессивна. Можно ли в этом винить инженеров, создающих города, дороги, машины, инфраструктуры жизнеобеспечения?
Может быть, это и есть место постановки вопроса: что необходимо современному инженеру, чтобы создавать человеческую среду? Представителями каких сфер возможно обсуждение этого вопроса, не противоречивое трепетным представлениям об устройстве социума?
__________________________________________
© Князева Анна Владимировна, Волков Вячеслав Евгеньевич
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum