Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении
(№18 [140] 01.10.2006)
Автор: Ирина Лесовик
Ирина Лесовик
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопределении является важнейшим условием качественных изменений и в образовании, и в обществе.

Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников.
Сложившиеся понимание профессионального самоопределения как составляющей общего процесса развития личности предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны – это, личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассника.

Профессиональное самоопределение в отечественной науке понимается и как компонент личностного новообразования старшего школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и процессу самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.
Теоретический анализ научной литературы и практика педагогического исследования позволяют нам уточнить понятие профессионального самоопределения старшеклассников как готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда в условиях целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса.

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия (их отмечают 92% респондентов), возникающие в связи с решением задач выбора профессии. В основе их лежит несколько групп противоречий: противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы: между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей, между склонностью к какой-либо профессии и представлением о ее непрестижности или неперспективности, между осознанием уровня своего общего развития и необходимостью заняться малоквалифицированной работой и другие противоречия, связанные с оценкой своей пригодности для избираемого пути: между интересами и способностями, между профессиональным идеалом и самооценкой, между уровнем притязаний и реальными возможностями, между особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Практика исследования показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессии и, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; неумение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное; переоценка или недооценка роли отдельных индивидуально-психологических качеств при выборе профессии; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; неправильное понимание способностей, подмена их морально-нравственными качествами; неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля деятельности; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; неумение изменить решение при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.
В процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, на наш взгляд, необходима педагогическая поддержка как система средств, направленная на развитие субъектности оптанта. На основе вышеизложенного нами была разработана модель педагогической поддержки учащихся в профессиональном самоопределении (см. рис. 1).

Успешность формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению предполагает реализацию следующих подходов:
•     деятельностный подход означает, что деятельность - основа, условие и средство профессионального самоопределения и развития старшеклассников;
•     активизирующий подход предполагает рассмотрение ученика не как объекта профориентационных воздействий, а как субъекта собственного профессионального самоопределения и развития;
•     развивающий подход означает перенос акцента с оказания помощи в конкретном профессиональном выборе на развитие тех качеств и умений, которые дают возможность в будущем самостоятельно строить и корректировать свой выбор с учетом изменений ситуации;
•     психологический подход предполагает построение профориентационной работы на основе психологических знаний о закономерностях процесса профессионального самоопределения и развития, о методах исследования личности, о методах коррекции личности;
•     возрастной подход означает реализацию профориентационных воздействий с учетом специфики различных возрастных периодов развития человека;
•     личностный подход в профориентации предполагает ориентацию на личностные особенности старшеклассника, прежде всего в индивидуальных формах работы;
•     опережающий подход означает, что в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению необходимо учитывать не только существующую ситуацию на рынке труда и в мире профессий, но и прогнозируемые изменения мира профессий и рынка труда, что связано с направленностью профориентационной работы на будущее.

Прежде чем оказать поддержку молодому человеку в профессиональном самоопределении, необходимо осознать цель и смысл оказания помощи, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора профессии и дальнейшего профессионального образования. Недостаточно дать рекомендации учащемуся, какая профессия подходит; необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего обучающийся сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.
Одним из таких условий должен стать образовательный процесс, ориентированный на развитие у школьников готовности к личностному и профессиональному самоопределению. Его вариативная организация может проявляться на уровне содержания образования - введение углубляющего или расширяющего компонентов в профильных классах; на уровне учебного плана - интеграция учебных планов среднего общего и начального(среднего) профессионального образования при сохранении инвариантной части учебного плана школы, учебных планов дополнительного образования; на уровне организации самого урока и расписания занятий; на уровне личностно-развивающих технологий и методов обучения; на уровне различных вариантов нетрадиционных форм учебных занятий: в малых группах в рамках курсов по выбору, в учебно-исследовательских группах; поточно-групповой организации занятий в 10-11 классах, позволяющей сочетать базовое образование с элементами пирофилизации («мягкий профиль»).

По желанию учащихся и запросам родителей могут быть представлены дополнительные образовательные услуги:
•     преподавание спецкурсов и новых дисциплин;
•     занятия с учащимися углубленным изучением общеобразовательных предметов;
•     курсовая подготовка по различным областям знаний;
•     профессиональная подготовка в рамках профиля класса и вне его;
•     разработка индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация.

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 1. Модель педагогической поддержки учащихся в профессиональном самоопределении.

Дополнительное образование основывается на свободном и добровольном сотрудничестве учащихся, их родителей и педагогов, которое способствует установлению взаимопонимания и доверия между субъектами образовательного процесса, обладает большими возможностями (педагогической поддержки обучающихся:
•     возможность всестороннего развития учащихся по личностно ориентированным программам с целью выявления и развития индивидуальности каждого;
•     возможность варьирования различными курсами, исходя из интересов учащихся и пожеланий родителей;
•     возможность свободного выбора занятий, в наибольшей степени соответствующих интересам и проявлению индивидуальности каждого ученика;
•     возможность концентрации внимания педагога на индивидуальности каждого ребёнка;
•     возможность включения в образовательный процесс родителей обучающихся с целью создания в семье среды, способствующей саморазвитию личности.
Таким образом, целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации педагогической поддержки осуществляют комплексный подход к решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.
__________________________
© Лесовик Ирина Васильевна
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum