Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Стэнфордская программа МВА — самая короткая дорога в большой бизнес
(№4 [94] 15.06.2004)
Автор: Ольга Горькина
Ольга  Горькина
Еще с советских времен методики преподавания, принятые в отечественных ВУЗах, равно как и выпускаемые ими специалисты (особенно это касается точных наук — математики, физики-ядерщики и др.), достаточно высоко котировались за рубежом. В последнее десятилетие многое изменилось: преобладание точных дисциплин в вузовских программах сменило преобладание экономических, выплату студенческих стипендий в большинстве вузов сменила плата за обучение, перекочевали к нам и зарубежные методики обучения.

И все же, каково учиться в заграничном ВУЗе? Какова процедура поступления в них? Каков порядок платы за обучение? Какие акценты в зарубежных методиках преподавания? Насколько трудна процедура устройства для выпускника зарубежного ВУЗа? С этими и рядом других вопросов мы обратились к студенту Стэнфордского Университета (ранее выпускнику Московского Физико-Технического Института) Соколову Григорию.


Здание Стэнфордского Университета --- Нажмите, чтобы увеличить.
Как Вы стали студентом Стэнфордского Университета? Имеются ли отличия в процедуре приема в зарубежные ВУЗы по сравнению с российскими?

Процедура поступления в Стэнфордский Университет, как и во многие другие зарубежные ВУЗы действительно имеет отличия: приемная комиссия более взыскательна в подборе абитуриентов. Помимо суммы баллов, набранных на вступительных экзаменах, немалое значение имеет вступительное эссе, в котором абитуриент расставляет значимые, на его взгляд, акценты: о характере и специфике приобретенных навыков на занимаемой ранее должности, рейтинг фирмы, в которой он ранее работал, оценке собственных способностей и качеств характера. Как правило, свое эссе абитуриент сопровождает рекомендательным письмом от имени авторитетного лица или представителя фирмы, в котором также акцентированы достоинства абитуриента. Окончательное решение приемная комиссия формирует с учетом суммы этих факторов.

Можно ли назвать обучение в Стэнфордском университете уникальным? Каковы принципы его организации?

Стэнфордский Университет считается одним из самых престижных учебных заведений, не только в Америке, но и в мире. Он занимает лидирующие позиции в самых различных рейтингах: Business Week, US News&World Report (занимает 2 место — 2004 г.), Financial Times (1999 г. — третье место в мире как в основном рейтинге, так и по размеру зарплаты его выпускников — $109 тыс. в год с учетом бонусов и компенсаций).

Стэнфорд очень удачно расположен с географической точки зрения — в Калифорнии, где действуют головные офисы каждой десятой компании из рейтинга Fortune 500. Стэнфорд находится в центре силиконовой долины — главного инкубатора компаний hi-tech. Можно сказать, что дорога из Стэнфорда в большой американский бизнес короче, чем из любой другой школы. В школе бизнеса Стэнфордского Университета преподают Нобелевские лауреаты Уильям Ф.Шарп, Майрон Шоулз, А.Майкл Спенс. Читать лекции приезжают такие знаменитости, как К.Фиорина (президент Hewlett-Packard), Билл Гейтс (глава Microsoft), Герб Алисон (глава Lynch).

Учебный план Стэнфорда считается инновационным. Полученные здесь знания, по мнению руководителей школы, не устаревают и через 20 лет. МВА не делает вас менеджером, но готовит к непрерывному процессу развития, необходимого для того, чтобы быть менеджером и лидером в своей области.
Обучение в бизнес-школе Стэнфорда построено по двухлетнему циклу. В первый учебный год упор делается на 14 обязательных для всех дисциплин (finanсial accounting, managerial economics, organizational behavior, finance, marketing management, information technology, operations и др.), а также двух дисциплинах по выбору.

Второй год обучения практически полностью посвящен специализации и поиску будущей работы. В летние каникулы после первого года обучения (июль—август) студенту предлагается выбор: либо каникулы, либо стажировка в компании (зачастую иностранной), которую слушатель выбирает примерно из 200 вариантов. Со многими студентами уже в процессе стажировки компании заключают контракты на будущую работу.

Учебная неделя в Стэнфорде строится так: занятия в классе составляют 15 часов в неделю (2—3 курса по полтора часа каждый день), а на самостоятельную подготовку в среднем уходит 4 часа ежедневно.
Около 4—5 часов в неделю студенты посвящают работе над групповыми проектами. На коллективное выполнение заданий отводится 70% времени. Каждый триместр студент участвует в 1—3 групповых проектах. Групповой проект — это самостоятельная работа группы студентов, который может касаться решения проблем реальной компании или изучения более общих вопросов рынка.

Вы упоминали о заработной плате выпускников Стэнфорда, размеры которой ($109 тыс. в год (!) с учетом бонусов и компенсации), нам представляются фантастическими. А каков порядок платы за обучение?

Да, впоследствии выпускников Стэнфорда ожидает прекрасное будущее. Однако и сама стоимость обучения в бизнес-школе составляет порядка $36,3 тыс. в год (по данным за 2003—2004 учебный год). Согласно официальному каталогу бизнес-школы помимо оплаты обучения студенты несут и другие существенные расходы: около $3 тыс. — на оплату учебников, $1200 — на медицинскую страховку, $800 — на транспорт, $17,6 тыс. — на аренду жилья, питание и прочее. Стэнфордская бизнес-школа предоставляет своим студентам ссуды на оплату обучения в размере до $100.000,00, на которую большинство студентов и рассчитывает. После окончания обучения студент должен погасить свой долг в течение 13 лет с учетом процентной ставки LIBOR + 4.0%.

Вы упоминали, что некоторые студенты уже в процессе стажировки могут получить приглашение от компаний и даже заключить контракт на будущее трудоустройство. А какие еще пути к этому открыты для выпускников?

Чтобы Вы имели ясную картину по поводу трудоустройства, замечу, что 90% студентов второго года обучения имеют на руках заключенные договора о работе. Вообще же у студентов МВА Стэнфорда есть два пути трудоустройства. Те, кто нацелен на работу в крупной компании, идут традиционным путем: рассылка резюме. Те, кто ищет работу в узкой индустрии (например, в гостиничном бизнесе), в небольшой компании или желает найти работу в другой стране, обращаются в офис развития карьеры. В обширной базе выпускников находят того, кто уже работает в данной стране (отрасли, компании), связываются с ним и он помогает устроиться на желаемую работу. И здесь «корпоративная спайка стэнфордовцев» не уступает гарвардской взаимопомощи.

А какие именно компании предпочитают выпускников Стэнфорда?

В списке компаний, рекрутирующих наибольшее количество выпускников Стэнфорда, можно найти A.T. Kearney, Andersen Consulting, Bank of America, Cisco, Citibank, Deloitte&Touche, General Motors, Intel, Lehman Brothers, McKinsey&Co, Merrill Lynch, Microsoft и др.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum