Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Альтернативная архитектура: в поисках человеческого «гнезда»
(№4 [94] 15.06.2004)
Автор: Сергей Малахов
Сергей  Малахов
Появилась информация о том, что известный самарский архитектор Сергей Малахов пишет книгу, посвященную проблемам альтернативной архитектуры и концепции обитания человека в городской среде. О своем новом проекте Сергей Алексеевич рассказал журналистке Светлане ЯНЮШКИНОЙ.

– Книга называется “Альтернативные сценарии обитания”. В ней мы с моим соавтором и женой Евгенией Репиной хотели рассмотреть опыт концептуального проектирования, накопленный за последние лет пять. Книга написана в форме дневника: само пространство книги строилось на основе дневниковых записей.

Специально для книги нами был сделан ряд проектов, иллюстрирующих её основные идеи. В соответствии с этими идеями все проекты разбивались на несколько смысловых сюжетов: дома-архетипы, дома-гнёзда, спонтанные дома, пост-проекты…

Дома-архетипы

Это серия из двадцати проектов – не для воплощения, а для дискуссии, для разговора о смысле жизни, о наших ценностях… Предпосылкой создания этой серии послужило убеждение, что мы живем слишком скучно. Наши дома при их кажущемся внешнем разнообразии по своему генетическому коду идентичны. Своим внутренним устройством и своей философией все они похожи друг на друга. В сущности, все наши дома – это острова семейного уюта, имеющие одинаковую планировочную структуру – поэтажного обитания, существования в комнатах. Мало кто из нас, строя дом, задумывается о концепции своего существования – так же, как никто при покупке машины не пересматривает концепцию автомобиля как средства передвижения. Кроме того, генетически наши дома выросли из одного корня – из традиционной избы-пятистенка, адаптировавшей все человеческие функции, необходимые для выживания семьи. Человек всегда стремился в дом, чтобы поесть, поспать, согреться во время холодов. Это концепция выживания.

Но сама идея существования дома как убежища, укрытия, изолирующего человека от города, в последнее время всё больше подвергается ревизии. В то же время всё более очевидным становится факт, что в своих домах мы проводим не так уж много времени и само это времяпрепровождение удручающе однообразно и бессобытийно. Событием для нас становится момент перемещения из дома: переезд в другой город, ночевка у друзей, жизнь в палатке на природе или в гостинице. Мы решили идентифицировать эту ситуацию, придать ей очевидность, представить её как своего рода концепцию. Для этого мы в несколько гротескной форме показали различные состояния, превращающие дом в событие, в приключение, в иной сценарий обитания: дом-мост, дом-бумеранг, дом-шар… Так появились двадцать проектов домов-архетипов, домов-приключений.

В чем вообще смысл проекта как вида деятельности, отличие его от иных форм существования, например, от созерцательной? Проект ориентирован в будущее. Он предполагает изменение жизни, привнесение в неё новых ценностей. Соответственно, внедрение запроектированных объектов в нашу жизнь провоцирует определенные последствия. Таким образом, архитектурная деятельность является одной из форм планирования будущего.

Дома-гнёзда

Если рассматривать принципиальную функцию дома как убежища, возникает мысль о том, что его появление инициировано идеей оболочки, скорлупы. Изначально человеку нужна вторая, дополнительная оболочка для тела – поэтому ребенок прячется под одеяло или залезает под стол, строя себе убежище. И это детское стремление укрыться мы транслируем в своё взрослое состояние. И даже построив большой дом, мы ищем в нем “пятый угол”, где бы мы могли уединиться, укрыться от окружающих. Отсюда возникает идея принципиального разделения дома на зону общения (общественное пространство) и зону уединения (личное пространство). “Гнездо” воплощает идею уединения с максимальной отчетливостью. Когда мы проектируем дополнительную оболочку в виде “гнезда” внутри дома, мы делаем эту идею очевидной, противопоставляя общественное и личное пространство. Тем самым мы освобождаем всё остальное пространство дома для его общественной функции – то есть для города, привнесенного в дом. Так выявляется бинарность дома и города, оппозиция “дом - город”, дуалистичность любого архитектурного объекта, формулой которого становится уникальное выражение двух противоположных начал.

В книге мы определяем концепцию “гнезда” как минимального пространства обитания, исследуя свой опыт, свои собственные состояния: что бы мы делали, построив внутри большого дома маленький домик – как домик Карлсона, который живет на крыше, – и что бы мы чувствовали, сидя в такой “скорлупе” и выглядывая из окна в пространство большого дома? Мы бы медитировали, мы бы находились в состоянии полного покоя, отрешенности от суеты, заторможенной активности… Ведь современный человек слишком много движется, слишком часто делает ненужное, плодя ошибки и преодолевая их. Отрешиться, отъединиться от этой ситуации человек мог бы в “гнезде” – обычная комната для этого слишком велика. Это форма спасения от собственной деятельности, позволяющая человеку осмыслить себя и вернуться во внешний мир перерожденным.

В то же время, высвобождая основное пространство дома для социального и активного начала, мы создаем в нем ситуацию приключения. Ничего не происходит и не должно происходить в “гнезде”, время там останавливается. И наоборот – остальное пространство дома наполняется событийностью и перестаёт быть скучным. В этом суть концепции “дома-города”.

Принципиальное отличие города от дома в том, что город – это движение, город – это приключение, город – это спонтанность, город – это свобода, город – это жизнь.

А дом – это уединение, дом – это пауза, дом – это покой и медитация, в каком-то смысле дом – это отсутствие жизни.

Любой архитектор, проектируя дом, вольно или невольно, осознанно или неосознанно, выявляет это контраст между домом и городом.

В то же время “гнездо” может быть самостоятельным архитектурным объектом – поэтому мы создали целую серию проектов “гнезд” – маленьких домов. Вместо одного большого дома, в котором ему всё равно придется создавать себе “гнездо”, человек может построить себе несколько маленьких – разбросанных по городу или даже по миру. И тем самым сделать город (или мир) своим большим домом.

Пост-проекты

Это ещё одна очень важная для нас тема книги. Пост-проектирование – это обратный процесс, направленный не в будущее, а в прошлое. Это работа с теми материальными ценностями, с теми объектами, которые уже наплодило человечество. Если оглянуться вокруг – на этот тысячу раз застроенный и перестроенный мир – то возникает ощущение, что всё уже сделано. И задача художника – переосмыслить то, что сделано, вернуть объектам утраченные смыслы.

В рамках пост-проектирования мы разрабатывали проекты для тех объектов, которые уже были построены: мы находили в окружающей действительности анонимные и странные объекты, для которых мы придумывали историю, “легенду” – о том как, кем и для кого они были созданы – и “воссоздавали” проекты, по которым они могли бы быть построены. Таким образом мы придавали форму этим забытым и заброшенным объектам. Мы создавали миф о людях, создающих и населяющих эти объекты. Многие герои этого мифа – реальные люди, но существующие одновременно в параллельном культурном пространстве. Таким образом реальные люди и реальные объекты получали новый сюжет своего существования.

В рамках этой концепции было создано более шестидесяти пост-проектов, в том числе палаццо Массимо Иори, дом Фли Баркета, дом Валерия Бондаренко, дом актера Борисова… В частности прототипом “Дома актера Борисова” послужил огромный ржавый резервуар на окраине поселка Прибрежный, рядом с которой ютился дачный домик, типичный для советского периода, и эти два объекта объединились для нас в один общий сценарий. Так мы создали легенду об актере Борисове, у которого в этом огромном баке располагался собственный театр, а в маленькой хижине – его спальня с камином. Таким образом, мы создали для актера Борисова альтернативный сценарий существования – с театром для выражения его актерской сущности и маленьким домиком, достаточным для его частной жизни.

Мы работаем в жанре утопии. Пост-проектирование – это, с одной стороны, культурологическая игра, а с другой – тема для серьёзной философской и профессиональной дискуссии.

Спонтанные дома

Концепция спонтанных домов связана со сценарием правого берега Волги. Это отдельная и очень важная для нас тема.

Мы живем в уникальном пространстве. Настоящие ценности нашей жизни осмысливаются в контексте отношений между урбанизированным левым берегом и неурбанизированным правым, между искусственной средой города и естественной природой правобережья – это контрастные отношения, которые очень удивляют европейцев. Замечено, что люди, переезжая на правый берег Волги, меняют своё поведение: становятся более демократичными, выравниваются в социальной иерархии, перестают кичиться своим социальным статусом или богатством.

Попадая на ПРАВЫЙ БЕРЕГ, мы изменяем сам темп своего бытия. От активного существования мы переходим к созерцательному. Нам становятся близки и очевидны многие вещи, которые нам непонятны, когда мы носимся по улицам города. Мы начинаем различать, как устроен цветок, как солнечные блики отражаются в воде, как шумит ветер в кронах деревьев… Мы можем, не сходя с места, лежа у кромки воды и просеивая песок сквозь пальцы, постигать целый мир.

Спонтанные объекты ПРАВОГО БЕРЕГА, возникающие без проекта, без идеи, практически из ничего, и обладающие собственной неизбывной ценностью, позволяют нам по-новому взглянуть на плоды профессиональной деятельности архитекторов, возводящих дорогостоящие и бессмысленные городские конструкции.

Сам по себе современный город как среда обитания человека переживает кризис. Мы пытаемся спрятаться от города – и тем самым мы прячемся от собственной жизни. Ведь все события происходят в городе. Попытка перенести всю вселенную в пространство собственного дома – это результат ошибочного движения “от себя”. Ведь человек всё равно реализует себя через общественные отношения. Поэтому странно и ненормально, что мы пытаемся ограничить себя рамками дома. В этом смысле наша книга делает шаг к переосмыслению роли дома в нашей жизни.

Следующий шаг – это проблема нашего общего дома, то есть города.

Мы столько сил вкладываем в строительство домов, а когда мы выходим из них в пространство города, то он – город - оказывается брошенным и отчужденным. И мы не знаем, как в нем жить. И мы испытываем серьезный стресс и смятение, когда город отвечает нам тем же, когда его пространство становится враждебным. И тогда мы ещё больше стремимся спрятаться в своих домах, превращая их – иногда буквально – в крепости. И тем самым мы ещё больше усугубляем ситуацию, делая город всё более и более опасным для своего существования.

Наша концепция “дома-города” является своего рода попыткой вырваться из замкнутого круга: создать представление о возможности иного обитания, через пересмотр концепции дома изменить и гуманизировать саму городскую среду.

__________________________________
© Малахов Сергей Алексеевич
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum