Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
Краткий обзор англоязычных информационно-поисковых систем Интернета
(№10 [16] 28.05.1999)
Автор: Юлия Уракчеева
При всей многофункциональности глобальной компьютерной сети ею пользуются для развлечений и для поиска нужной информации. Последним обусловлено то, что наиболее посещаемые серверы Интернет - так называемые поисковые системы.

Поисковая система (Search tool - англ.) - сервер в сети Интернет, содержащий тематический каталог ресурсов, в котором можно производить поиск по отдельным словам, словосочетаниям, просто темам. То есть, зная довольно точно, что вам надо, вы вводите это в строку поиска, нажимаете кнопку "Поиск" (Search - англ.), и через некоторое время система выдает вам список сайтов, содержание которых может быть связано с нужной вам темой. Все сайты даны с гиперссылками на них.

Однако узконаправленный поиск - далеко не единственное, что вы можете осуществить, зайдя на страничку поисковой системы. Главная страничка большинства из них - а именно информационно-поисковых систем (ИПС, отличаются от просто поисковых именно своей "разносторонностью") включает также рекламу и уже сгруппированную по разделам информацию - от "Авто" и "Здоровья" до "Искусства" и биржевых сводок. В том числе раздел "Новости". Если его нет, всегда есть что-нибудь вроде Headlines - Today's Headlines, Top Headlines, World Headlines и т.д. Но суть одна: большинство поисковых систем являются своеобразным средством массовой информации.

Меня заинтересовало содержание и структура подборок новостей. По какому принципу подбираются новости и заголовки? И как связаны источники новостной информации и угол зрения, под которым информация подается? Это очень важно, учитывая два фактора: "американизацию" Сети и то, что неспециалисты зачастую черпают новости именно из ИПС.

Я рассмотрела 12 наиболее популярных поисковых систем. Это:

AltaVista [www.hotbot.com]
HotBot [www.hotbot.com]
LYCOS [www.lycos.com]
Infoseek [www.infoseek.com]
Excite [www.excite.com]
YAHOO! [www.yahoo.com]
AOL - America OnLine [www.aol.com]
DejaNews [www.dejanews.com]
WebCrawler [www.webcrawler.com]
Netguide [www.netguide.com]
Netcenter [home.netscape.com]

Первые пять ИПС были определены как самые лучшие и потому самые популярные английским журналом Internet World. Netcenter несколько выбивается из общего ряда. Это страничка компании Netscape. С сайта Netcenter можно осуществлять поиск с помощью других поисковых систем. Не вдаваясь в технические подробности, скажу, что в данном случае у меня были все основания отнести Netcenter к ИПС.

Поисковые системы - детище новейших технологий. Самые "старшие" из них - Excite, Hotbot - были основаны в 1994 году, самые младшие - в прошлом. За каждой из них стоит совершенно конкретный владелец, будь то Excite,Inc. , Wired Digital,Inc. , CMP Media,Inc. , Carnegie Mellon University - но главное, что все они базируются в США.

Наверное, это что-нибудь да значит, что все наиболее популярные ИПС - американские? Но, надо сказать, что некоторые из них могут осуществлять поиск не только на английском, но и на некоторых европейских языках, и на китайском! Excite называет себя "всемирная медиа - компания", имеет филиалы по всему миру, от Нидерландов до Японии и Австралии. Но руководят всеми потоками информации, идущими в эти филиалы, люди из Редвуда, Калифорния.

Новости в поисковых системах представляют собой заголовки и небольшие заметки (в сводке от 3 до 10 заметок), часто снабженные хорошего качества фотографиями. Поисковые системы, согласно своей функции, только цитируют и ссылаются на других; собственно своей информации о несетевых темах у них нет. Всегда есть ИСТОЧНИКИ.

Иногда информации - самостоятельные, законченные материалы, иногда это начало статьи. Например, в поисковой системе Hotbot, в разделе World News - ровно 5 строк, и заметка обрывается на пол-фразы. Далее идет гиперссылка на источник, где можно прочитать продолжение, в данном случае это электронная версия газеты Washington Post. В DejaNews даны просто лиды статей из электронной версии USA Today. В AltaVista - News by ABCNews.com.

Итак, всегда есть гиперссылка на источник в Сети, куда имеет смысл "кликать" тем, кто заинтересован в более подробной информации.

Каковы же источники новостей в ИПС Интернет? Предложенная ст. преп. кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики РГУ А.П. Короченским классификация делит их на 4 вида.

А) структуры, ранее не выступавшие как информационные агентства. Теперь они - в не совсем обычной для себя роли поставщиков информации. Таковы американские телекомпании CNN, английская телерадиокомпания BBC.

Б) Традиционные ИА [англ. Reuters, амер. Associated Press, фр. France-Presse].

В) Электронные версии газет [Washington Post, USA Today, The New York Times].

Г) Новейшие структуры, электронные ИА [BusinessWire, MSNBCБ].

Подчеркиваю, все они имеют представительство в Интернет, где есть все новости, только полнее.

Результаты моего исследования показали, что самый мощный, популярный поставщик информации для новостных разделов поисковых систем - ABCNews. Фигурирует в 55 % случаев.

CNN - 45 % случаев.
Reuters - 27 %.
AP, USA Today, Washington Post, MSNBC, The New York Times - по 18 %.

За исключением Reuters (англ.) и France-Presse (франц.) все перечисленные структуры - американские.

Наиболее мощные поисковые системы - Netcenter, LYCOS, YAHOO - апеллируют ко многим источникам, но это многообразие - кажущееся: там все те же AP, Reuters, France-Presse, CNN.

Напрашивается вывод: западные - американские - ИА дают "американскую" информацию, как по тематике, так и поданную с американской точки зрения. Что касается тематики, американские темы - в Netguide, AOL, LYCOS. Заходя туда и, допустим, ожидая результатов поиска, осматриваясь кругом, вы чувствуете себя как в гостях у Америки, где представители другой части света - гости, которым разрешено просто смотреть, но в разговор они не вступают, тем более что не понимают, о чем идет речь.

Netguide - сервер самый американский, причем неполитический: в новостях здесь - налоги (в апреле, когда американцы подавали налоговую декларацию), начало бейсбольного сезона, дело Кеворкяна, празднование Пасхи в США, интерактивное голосование "Кто лучший президент США 20 века?

В поисковой системе Excite есть разделы Local News (местные новости, со строкой поиска) и World News (мировые). Я предположила, что Local - отдельно по странам мира, а оказалось - отдельно по штатам США.

Впрочем, остальные ИПС более космополитичны по тематике. Есть новости из Индии, Белфаста, Колумбии, России (Ельцин+Дума), сектора Газа, Израиля. Важное место в любом разделе новостей занимает сводка погоды.

Для того чтобы представить свою точку зрения в Интернет, надо говорить на международном языке. Тем более если речь идет об ИПС, которая осуществляет поиск на нескольких языках (чем их больше, тем популярнее будет сервер), но базируется, допустим, в России, и новости подает "с российской колокольни". Чем больше таких "колоколен" разные страны выстроят в Сети, тем ближе подойдет наше общество к настоящему плюрализму.
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum