Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему? | Григорий Явлинский

Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестны...

№13
(366)
01.11.2019
Образование
«Я вспомню лучшее, что было». К юбилею кафедры журналистики в Тольятти
(№13 [366] 01.11.2019)
Автор: Александр Акопов
Александр Акопов

НАЧАЛО

    Узнав, что в ТГУ собираются справить 20-летие кафедры журналистики, я удивился, но потом вспомнил, что речь идет о начале подготовки выпускников филологического факультета по журналистике, начиная с приема, еще до меня. 

        Мое же участие в этом процессе началось с 2001 года и происходило так.

    Я в июне 2000-го, уже в конце учебного года, побывал в Перми по приглашению Пермского госуниверситета прочитать курс лекций. Провел там с большим удовольствием примерно две недели. Читал по своему желанию, кажется, три своих курса. Каждый день по 4-6 часов на разных курсах. Организаторы (а заведовала всем и сопровождала меня доцент Лилия Рашидова Дускаева) – приглашали студентов из разных курсов. (Публикация в №83 Ростовской электронной газеты)     

     В начале февраля 2001-го был, по многолетней традиции, на факультете журналистики в МГУ, где собирали со всей страны преподавателей на конференцию во время зимних каникул каждый год. На дружеской ведущей кафедре, у Михаила Васильевича Шкондина я рассказывал о поездке в Пермь, причем с увлечением, если не страстью. Присутствовали разные люди, случайно собравшиеся на кафедре перед началом конференции. Слушали, как мне казалось, с завистью, о том, как мне было хорошо – и с поездкой, и главное, с работой, с хорошими студентами.

    В процессе рассказа неизвестная мне миловидная женщина, скромно опуская глаза, спросила неуверенно: «а к нам бы приехали, в Тольятти?» Ею оказалась Наталья Степановна Ярыгина. И я не мог даже предположить, что это неуверенное предложение показавшейся в тот момент застенчивой незнакомой женщины повлечет за собой столько важных для меня событий,  изменивших мою жизнь на многие годы…

        А дальше было так. В апреле того же, 2001-го, выбрав момент, поехал я-таки в Тольятти. В Сызрани меня встретила Наталья Степановна с мужем Станиславом, оказавшимся крупным инженером Волжского автомобильного завода.

    Я прочитал серию лекций в Тольяттинском филиале Самарского педагогического института в Новом городе, на улице Фрунзе.  Лекции читал каждый день, по разным своим курсам. Удивился, что было много студентов и преподавателей, это мне сразу понравилось, такой живой интерес и внимание. Пригласившая меня Наталья Степановна познакомила меня с  завкафедрой практической филологии и журналистики Галиной Николаевной Тараносовой и деканом филологического факультета Эльмирой Камиловной Мустафиной, которые мне объяснили, что Минвуз предоставил филиалу специализацию по журналистике, которую  ввели в обучение филологам как дополнительную, на 4-м и 5-м курсах, с тем, чтобы эту специализацию, при условии добавления в учебные планы ряда журналистских дисциплин, ввести в дипломы. Видимо, поэтому студентов этих курсов обязали посещать лекции, введя мои предметы в программу, а студенты других курсов и преподаватели – приглашались по желанию. Потом меня повели к директору филиала И.П. Плеханову, который стал сразу приглашать на постоянную работу с предоставлением квартиры, а пока – по совместительству. 

       В моем архиве сохранилось заявление о приеме работу по совместительству от 16 апреля 2001 года, адресованное директору, но было ли оно реализовано именно тогда, – уже не помню. Зато запомнил свое удовлетворение работой, удовольствие от нее и от знакомства с замечательными людьми. Провел в Тольятти неделю или две, читая по 4-6 часов лекций в день, тем не менее, не уставал (вспомнилось у Высоцкого – «от песен никогда не устаю»), а еще кое-что увидел в городе, повозила и показала Наталья Степановна, позднее – Елена Раскатова. Несмотря на такие эмоции и удачную поездку, мысли об увольнении из Ростовского университета тогда не возникло: ведь там я несколько лет заведовал кафедрой теории журналистики и как раз в это время создал новую – кафедру средств массовых коммуникаций с тем, чтобы воплотить идею о специализации по интернет-журналистике. Об этом мною  были написаны программы и посланы предложения в Минвуз. То есть ожидались большие перемены и надежды, даже уверенность в их воплощении. С 1998 года я уже читал курс по интернет-журналистике в РГУ, стал издавать «Ростовскую электронную газету», опубликовал первые статьи – и в «Журналисте» в 97-м, и в научном журнале РГУ в 98-м на тему «Интернет как новый вид СМИ». Так что, несмотря безразличие к моему докладу на ежегодной конференции на факультете журналистики МГУ, всегда считавшем себя безоговорочным руководителем науки и образования в сфере СМИ в стране, ожидания, подтверждаемые уверенными устными обещаниями в Ростове, создавали почву для воплощения планов. Поэтому Тольятти мною рассматривался как дополнительная площадка для распространения научных и образовательных идей.

     Второй мой приезд в Тольятти состоялся в том же, 2001 году, 1 сентября. Узнав, что РГУ откладывает начало занятий до 15-18 сентября, и, подогреваемый перепиской с уже знакомыми тольяттинцами, я приехал с тем же, с чем и в первый раз, – прочесть курс лекций по своему усмотрению (мне не навязывали ни тематику, ни программу занятий) в течение двух недель.

        После этого я фактически стал работать по совместительству, познакомился с членами кафедры филологии, которая ввела специализацию по журналистике. Потом, уже в 2002-м году, приезжал несколько раз, читал лекции.

Лекция по издательскому делу 19 марта 2002 года
 

     К этому времени решением правительства РФ был создан Тольяттинский государственный университет на базе Тольяттинского политехнического института и Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета. Инициатор создания университета был мэр города Сергей Федорович Жилкин, который был назначен, а летом 2002 года избран первым ректором ТГУ. С его назначением работа университета быстро активизировалась, в частности, стали проводиться научно-практические конференции по разным специальностям. В сентябре 2002 года такая конференция прошла и по журналистике. Конечно, декан и завкафедрой, и другие сотрудники этим занимались, но всеми организационными вопросами в Тольятти  руководила Наталья Степановна Ярыгина, в том числе с помощью ее мужа, Станислава Ярыгина, в то время одного из руководителей дирекции ВАЗа.

     Я активно участвовал в конференции: выступил сам с научным докладом, помог выступить молодым преподавателям кафедры, пригласил знакомых коллег из разных городов уже от имени Тольяттинского университета. Провести конференцию по журналистике такого масштаба было очень большой смелостью со стороны кафедры и факультета с учетом, что никто в стране из научно-педагогической сферы еще не слышал о существовании специальности «журналистика» в Тольяттинском университете и о научных работах его сотрудников. Однако результат этого смелого решения стал сразу очевиден. Тольятти проявился как некий еще один центр научно-педагогической журналистики: во-первых, благодаря участию очень известных ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга и других городов; во-вторых, выступлениями самих тольяттинцев, включая теперь  и меня.                 

      Я уже полюбил Тольятти и тольяттинцев, мне было там хорошо. Возник вопрос о переезде и переходе в основной штат. Но тут стояла проблема: как уйти из РГУ? На это после  многих лет работы было трудно решиться. А кроме того – мучила совесть: создал новую кафедру, уже читал курсы по новой программе, принял аспирантов по интернет-журналистике и начал ими руководить – как это всё бросить? 

    Но через некоторое время обстоятельства изменились. Когда уже долго, сетуя на медленное решение вопросов, я выклянчивал то помещение, то компьютеры, то ремонт и проводку скоростного интернета, открылась всероссийская программа «Электронная Россия» с гигантским по тем временам финансированием. Ректор послал меня в командировку на совещание по этой программе, которое проходило в Высшей школе экономики, где решался вопрос о финансировании. Я был там единственный гуманитарий, выступал, убеждал, что кроме естественных и технических наук необходимо и в гуманитарной сфере начать готовить специалистов, в том числе журналистов. Итогом стало обещание щедрого финансирования, но когда оно реально состоялось, то каким-то образом, против обещаний, обошло мою кафедру полностью, то есть, мне не дали на развитие направления ни копейки. Нет смысла описывать детали, тем более, что истинные подробности этого дела мне неизвестны, но стало понятно, что перспектив развития направления интернет-журналистики нет никаких. И поэтому у меня появилось не только настроение, но и моральное право решиться на увольнение с планами осуществления науки и образования по интернет-журналистике в Тольятти (это было мое третье научное направление – первым была «типология СМИ», вторым – «журналоведение»).

      И я решился. Для этого вначале нужно было подробно переговорить с ректором созданного ТГУ Сергеем Федоровичем Жилкиным. Вероятно, руководители и сотрудники факультета и кафедры, где уже планировался первый выпуск филологов со специализацией «журналистика», уже подготовили ректора к этому разговору и проявили желание меня уговорить переехать на постоянную работу в Тольятти в качестве заведующего кафедрой журналистики, отделившейся от кафедры филологии, которой заведовала замечательная Галина Николаевна Тараносова. 

   Я встречался с ректором уже осенью 2002 года, он рассказал, как трудно городу, являющемуся в течение многих лет для страны просто большим предприятием, формировать свою культурную составляющую и, завершая долгий разговор, сказал решительно: «я не родился в этом городе, но прожил в нем всю жизнь, с детского сада, это – мой город, и я всё сделаю для того, чтобы он стал городом культуры и образования». Но ключевая встреча с ректором, когда он мне официально предложил перейти в штат университета, состоялась весной 2003-го, вероятно, в феврале или марте. Он говорил со мной несколько часов. Обо всём. Не сильно настаивая, а как бы увлекая своими планами, которые казались слишком грандиозными, чтобы стать реальностью. Я знал, что он уже в 34 года стал мэром этого города и пробыл на этой должности 6 лет! Сразу просматривался в нем талант организатора, но мне, с высоты своего возраста и опыта вузовской работы, хотелось немного остудить его страстные намерения, чтобы потом не было разочарований, говоря о том, что вуз – это консервативная система и всё в ней происходит крайне медленно; это печально, но неизбежно… Он же делился своими идеями о реформировании учебного процесса, используя лучший зарубежный опыт и свои задумки по разным поводам. Ни разу до этого я не встречал человека (особенно в действительно консервативной образовательной системе) так искренне увлеченного построением будущего вверенного ему государственного учреждения…

      Мы говорили на кафедре (помещение для нее было уже выделено), был уже поздний вечер, кажется, понравились друг другу. Во всяком случае, я понял, что именно с таким руководителем мне удастся осуществить мои творческие мечты. Когда выходили, в соседней комнате оказались сотрудники кафедры, как выяснилось, ожидающие решения, понимая, что именно сейчас это решается. С.Ф. был раздражен, увидев сотрудников, так поздно сидящих в ожидании, проворчал что-то и ушел. Я же объявил коллегам, что принял решение, теперь буду увольняться, на что уйдет некоторое время, но решение принято. Люди очень обрадовались, искренне, и мы отметили это событие…

      Вернувшись домой, я объявил о решении декану и ректору Ростовского университета, которые не верили долго в серьезность моих намерений, напоминая, что я уже не раз пытался уволиться, в том числе подавая заявления. Я убеждал, что теперь это серьезно и стал готовить дела и сотрудников кафедры, с тем, чтобы не было потерь от моего ухода и достигнутые результаты не были утеряны. Это еще продолжалось, я настаивал, руководители не верили и не желали меня уволить по собственному желанию, пока я написал новое заявление с указанием срока, зарегистрировал его официально, сказав, что больше говорить не буду об этом, если мне не выдадут трудовую книжку, я уеду без нее, в соответствии с законодательством.

       Убедившись, что уговорить меня остаться не удастся, ректор РГУ позвал меня в кабинет и уже с грустью, поскольку мы были в хороших личных отношениях, сказал: «а что я еще могу сделать для тебя в связи с отъездом?» Я сказал: вот, у меня несколько аспирантов, я оставляю их, независимо от степени готовности диссертаций, но двоих прошу перевести в Тольятти. Ректор сказал «ладно» и добавил: «и помни, что ты можешь в любое время вернуться на ту же должность». Я ответил: «спасибо, но не вернусь – мне здесь не дали осуществить то, что необходимо для специальности «журналистика», а там дадут»… С 1 июля 2003 года я был уволен по собственному желанию из Ростовского университета и принят в Тольяттинский на такую же должность – заведующего кафедрой.

       Всё это время, до отъезда, я готовил все дела на своей кафедре в РГУ, чтобы оставить их в хорошем состоянии, и готовился к переезду в ТГУ, чтобы начать то, о чем переговаривался и лично, и потом по телефону. Два аспиранта из Ростова – Алексей Гарматин и Владимир Колодкин – были переведены в ТГУ на кафедру журналистики, что оказалось делом не простым: оба ректора обращались в Минвуз, который на эту тему издал приказ, чтобы эти единицы оказались в Тольятти. В РГУ я пообещал, что если понадобятся эти аспиранты в качестве преподавателей или их научные публикации, никаких препятствий для этого с моей стороны не будет, тем более, что они остаются жителями Ростова и основную часть времени будут проводить там.  

      Ректор ТГУ нам (мне и двоим аспирантам) предоставил автомобиль, на котором мы перевезли из Ростова, из  моей квартиры, оборудование для фотолаборатории, книги, журналы, много всяких сопутствующих работе и быту предметов. Нас тепло встретили сотрудники филологического факультета. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Приезд в Тольятти. Встреча в кафе на берегу Волги
 
 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ   

      С 1 июля 2003 года началась моя работа в Тольятти в качестве уже штатного заведующего кафедрой. Я вошел в разные советы, участвовал в деятельности университета и через короткое время был назначен советником ректора по Гуманитарному институту, приняв участие в его создании и деятельности, затем – в создании научного журнала института и т.п. 

     Главное, что произошло у меня в 2003-м году: я приехал в город, который сразу понравился, я почувствовал себя комфортно в этом пространстве, познакомился с прекрасными людьми, которых полюбил, стал работать так, как мне хотелось, и делать то, что считал нужным. Впервые в жизни. Условия для этого создал, безусловно, Сергей Федорович Жилкин, но помогли всё осуществить и наполнили своим творчеством и своей энергией, конечно, коллеги по кафедре,  факультету, университету. Прежде всего, это Наталья Степановна Ярыгина, Галина Владимировна Чевозерова, Людмила Иванова, Елена Раскатова, Александр Долгополов, только окончивший университет, о каждом из них скажу впереди, отдельно. И – завкафедрой литературы Галина Николаевна Тараносова, декан факультета Эльмира Камиловна Мустафина – вузовские специалисты высочайшей квалификации – и педагоги, и организаторы.

Нажмите, чтобы увеличить.
Аспиранты В.Колодкин и А.Гарматин в приемной ректора ТГУ
 

Нажмите, чтобы увеличить.
Встреча на кафедре журналистики 4.10.2003. Сидят справа налево: аспирант В.Колодкин, декан факультета филологии и журналистики Мустафина Эльмира Камиловна, преподаватели Елена Раскатова, Елена Посупонько; стоят справа налево: преподаватели Л.Иванова, А.Долгополов, М.Желтухин.
 

«РЕЛГА»

     Однако мои знакомства быстро стали выходить за рамки университета. Прежде всего, я познакомился с журналистом очень высокой квалификации, к этому времени уже очень опытным, работавшим и сотрудничавшим в ряде очень известных газет и журналов – Сергеем Георгиевичем Мельником. Знакомство с ним сразу помогло мне с решением проблемы по изданию «Ростовской электронной газеты». Демонстрация издания на большом экране в интернете с участием ректора С.Ф. Жилкина и С.Г. Мельника, а также декана и всего педколлектива, и студентов позволила сразу познакомить с изданием и убедить всех сотрудничать с этим интернет-проектом, которому к этому времени уже исполнилось пять лет.

Нажмите, чтобы увеличить.
ТГУ. 1.04.2004. Доклад А.А. Гарматина о журнале Relga.ru
 

Нажмите, чтобы увеличить.
ТГУ. 1.04.2004. Доклад А.А. Гарматина о журнале "Релга". На переднем плане слушают: ректор ТГУ Сергей Федорович Жилкин и журналист Сергей Мельник.
 

   Проблема состояла в том, что нужна была серьезная реорганизация «Ростовской электронной газеты» – и по содержанию, и по технологии. Технологически предстояло создать сайт, который будет в состоянии обеспечить бесперебойную работу периодического издания со своей структурой и многими ее составляющими (рубрики, публикации, авторы и пр.). А в содержательном смысле стало очевидным, что обеспечить выход газеты без штатной редакции не получится, если это делать на профессиональном уровне, а не любительском, как раньше. Заниматься изданием самоокупаемым потребует много затрат и усилий, отвлекаемых от учебного процесса. Поэтому нужно переходить на более редкий выход с переходом на аналитические материалы, то есть, становиться уже не газетой, а журналом. 

       Технологические проблемы требовали затрат. Мы с Алексеем Гарматиным до приезда в Тольятти нашли студентов мехмата РГУ, которые согласились сделать эту работу. Поторговавшись до минимума, договорились о цене. Сергей Фёдорович согласился оплатить работу, и в краткие сроки появился сайт, работающий до сих пор. Журнал получил название Relga – сокращённый вариант от «Ростовской электронной газеты» и издаётся до настоящего времени. 

Нажмите, чтобы увеличить.
24 марта 2005 г. Награда победителю конкурса Союза журналистов России "Золотой гонг" редакции журнала "Релга" – статуэтка древнегреческой богини информации Ириды
 
В Релге стали публиковаться студенты, преподаватели, аспиранты как с научными и учебными, так и с публицистическими и творческими текстами. Для аспирантов и преподавателей это была возможность быстрой публикации, для студентов – зачетом контрольных и курсовых работ, производственной практики.

   В 2005-м году журнал Relga был удостоен самой престижной награды российской журналистики «как лучшее Интернет-издание года». В 2006-м – дипломом всероссийского конкурса интернет-проектов «Новая реальность», позже – другими наградами Минвуза России… Трижды Союз журналистов России награждал званием лучшего журналиста России Сергея Мельника именно за публикации в Релге.

24.03.2005. Диплом победителю конкурса "Золотой гонг" в номинации "Лучшее интернет-издание года" журналу "Релга".
 

Репортаж С.Мельника о награждении в 2005-м:

http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles

ПРИЕМ

    Также сразу, уже при приеме студентов в 2003-м и дальше каждый год – мы ввели творческие конкурсы для абитуриентов, поступающих на отделение журналистики. Это уже применялось в стране, однако мы составили своё положение, которое каждый год корректировалось и закреплялось приказом ректора. У меня нет сомнения в том, что наши правила поступления на отделение журналистики ТГУ были самыми эффективными в стране, поскольку позволяли очень глубоко изучить профориентации абитуриента и дать ему конкретные советы по совершенствованию навыков в будущей профессии.

     Для приема каждый год назначалась комиссия по творческому конкурсу, состоящая из преподавателей и журналистов-практиков. Постоянными членами комиссий со стороны преподавателей был я, Н.С. Ярыгина и сменившая ее Г.И. Щербакова, со стороны практиков  – известные в городе журналисты Сергей Мельник, Леонид Рабинович, Ирина Ульянчук, Сергей Удалов. Не пересказывая правила проведения творческого конкурса, назову лишь некоторые виды заданий: вольное сочинение после просмотра документального фильма, посещения художественной выставки, встречи с интересным человеком и др. Кроме этих, не известных никому заранее заданий, было собеседование и просмотр всех представленных абитуриентом его творческих работ.

Нажмите, чтобы увеличить.
2006. Комиссия по творческому конкурсу для абитуриентов, поступающих на отделение журналистики ТГУ: А.И.Акопов, Ирина Ульянчук, Сергей Мельник.
 

    С приемом наладилось сразу, в творческом конкурсе участвовали, так или иначе, все сотрудники кафедры, тематика творческих заданий определялась обсуждениями среди узкого круга сотрудников и с ректором, который периодически давал советы, но никогда не вмешивался в процесс. Это касалось всего приема, всех экзаменов и собеседования. Ни разу ректор не сделал ни одного предложения по приёму. Однажды в момент разговора ректора со мной в его кабинете, ему позвонил хороший знакомый, судя по разговору, ответственный работник (ну, мэром ведь был ректор раньше несколько лет). Как ни просил человек, С.Ф. Жилкин настойчиво повторял: «нет, не могу», добавив в конце – «ну, на платное поступайте, там проще!»

  Такая обстановка привела к тому, что сразу, уже с 2003-го года, слухи, видно, распространились, и стали приезжать из разных крупных городов России очень сильные абитуриенты, многие с золотыми медалями. Не все из них поступали, но были такие подготовленные, сильные и ориентированные в профессии, что душа радовалась. Объясняли, при выяснении причины приезда на собеседовании, почему приехали издалека. Ответы сводились к трем вариантам: здесь бабушка живет, выжимают большую взятку и нечестно отбирают (по блату или за деньги). Эти пороки у нас, в ТГУ, абсолютно были исключены. И в этом объективном отборе во многом был залог дальнейшего успеха в подготовке элитарных студентов. 

      Рассказываю об этом, поскольку имел уже опыт работы по приёму в разных городах: таких благоприятных условий я больше не  встречал ни до, ни после тех лет.

          Ну и теперь непосредственно об учебном процессе и науке.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

     Учебные программы кафедры я изучил, начиная с первого приезда и в период работы по совместительству в 2001-2002 гг., поэтому летом 2003-го и в последующие годы планы рассматривались в рабочем порядке и обсуждались на заседаниях кафедры. Главный упор был сделан на то, чтобы максимально использовать знания и опыт практической работы. Разумеется, обсуждали каждый курс, входили новые, посещали занятия друг друга, помогали советами. Атмосфера царила творческая. Лично мне обстановка и отношения между преподавателями очень понравились. Особенно близость к практической журналистике, чего нехватало на многих отделениях журналистики в стране и было важной проблемой, поскольку опытные журналисты обычно не хотели, а часто и не умели преподавать. В этом смысле сразу себя проявила Елена Робертовна Раскатова, имеющая опыт работы на радиостанции и сразу полюбившая преподавательскую работу. Обсуждая практическую сторону преподавания радиожурналистики, она сразу попросила помочь с приобретением учебной радиостанции, но действующей, профессиональной, с хорошим оборудованием. Я предложил ей, посоветовавшись с опытными радиожурналистами, составить перечень необходимого оборудования и пошел с ним к ректору. И сказал так: «я понимаю, что бесполезно просить у минвуза что-то и как сложно решить эту проблему, но если вам это удастся, я обещаю, что наша учебная студия в скором времени себя проявит, и вы увидите результат уже через полгода, а то и раньше». С.Ф. Жилкин был человеком дела, и через короткое время было получено новое оборудование, а Елена Робертовна, совместив учебные задачи с профессиональной работой, добилась того, что радиостудия не только стала заметной в городе, но и выиграла областной конкурс среди молодежных радиостанций. В Самаре губернатор Титов вручил ей диплом 1 степени…

     Производственная база для подготовки журналистов была главной проблемой во всех вузах. Фактически она была в достаточной степени обеспечена только в МГУ. В других городах (как москвичи любили выражаться, на периферии) ее не было, создавалась трудно и медленно за счет инициативы и помощи местных властей, как исключение. Предполагаю, что делалось это по отношению к журналистике сознательно. И, зная это, я стал готовить документы для ректора уже по созданию телевизионной студии, готовясь к тому, что на это уйдут годы. 

    Однако и в этом деле, гораздо более сложном и дорогом, ректор стал действовать быстро и весьма заинтересованно. Первое оборудование поступило быстро и вполне обеспечило учебный процесс. Но оставалась мечта создать полноценную, большую профессиональную студию как базу подготовки журналистов-телевизионщиков. На эту амбициозную задачу ушло несколько лет. Когда я по прошествии этих лет в Ростове своей соискательнице, к тому времени поучившейся и поработавшей в Нью-Йорке, показал фотографии этой телестудии, она была восхищена и сказала: «ого! так у это у нас в CNN сейчас стоит!» Для работы на телевизионной студии позднее были приглашены профессиональные телевизионщики, которые производили продукцию по заказам города, но при этом в первую очередь обеспечивали учебный процесс: Ирина Евдокимова, Косов Андрей Алексеевич, Гапеева Любовь Константиновна. Это произошло позднее, но начало было положено тогда, в первое пятилетие новой, чисто журналистской кафедры. 

     Что касается основной в то время печатной журналистики, то тут читала лекции уже поработавшая в различных СМИ Галина Владимировна Чевозерова, что не помешало ей, наряду с практическим уклоном в занятиях со студентами, разработать и преподавать теоретические основы журналистики как вида деятельности с углублением в философию, а в дальнейшем позволило защитить диссертацию в Москве на соискание ученой степени кандидата философских наук. Наталья Степановна Ярыгина читала лекции по основам педагогики и проводила практические занятия по анализу печатной прессы. Я читал курсы по «Введению в журналистику», «Типологии СМИ», «Журналоведению», «Издательскому делу». Александр Юрьевич Долгополов, только заканчивающий университет, еще до защиты дипломной работы начал преподавать – вел практические занятия и читал лекции по массовым изданиям – журналам, газетам и литературе в интернете. Людмила Викторовна Иванова читала лекции и вела занятия по городской прессе Тольятти, включая историю и современную типологию газет и журналов. 

       Что касается практического проекта по печатной прессе, то он в 2003-м тоже возник. Мои теоретические рассуждения в лекциях по типологии СМИ, особенно по созданию модели издания, стали известны некоторым журналистам и, с участием Елены Раскатовой превратились в проект по созданию нового журнала. Она пригласила ко мне троих молодых людей, в числе которых был ее брат Евгений, предполагаемый редактор будущего журнала Дмитрий Баранцов и корреспондент Александр Кондратьев, немного не доучившийся на кафедре, сделавший перерыв в учебе, любимец преподавателей, как выразилась Г.В.Чевозерова, «сын полка». Речь шла о создании российского журнала по хоккею. Амбициозная идея возникла из-за успехов в то время  тольяттинской хоккейной команды. Тут стоит отметить, что среди главного из замечательных условий, созданных мне ректором Жилкиным, была отличная изолированная двухкомнатная квартира в здании общежития ТГУ. Именно там мы стали встречаться и обсуждать проект будущего журнала, организуя периодически мозговые штурмы. 

   В итоге журнал был доведен до реализации. Название его мне не понравилось «ПРОХоккей», ну, это «Про», что было тогда модно, мне не понравилось из-за стилистики, но будущий редактор настоял. Однако в целом издание получилось: и тексты, и фотографии в первом же номере были профессиональными. Мне был подарен номер, где меня записали членом редколлегии, но я попросил в следующем номере убрать мое имя, мотивируя тем, что в редколлегии должны быть специалисты по спорту. 

     Ну, а Кондратьев, по настоянию кафедры, восстановился в университете и успешно защитил творческую дипломную работу, посвященную модели спортивного журнала, с приложением первого номера, как практического результата проекта. Защита прошла исключительно успешно, дипломная работа получила высокую оценку – как рецензента, так и председателя ГАК.  

  Практической базой по интернет-журналистике служила «Ростовская электронная газета», затем – журнал relga.ru

   Таким образом, специализация студентов на старших курсах фактически уже обозначилась, а затем реально была осуществлена без всяких бесполезных, по моему ростовскому опыту, обращению в Минвуз. 

      К этому времени и факультет, по инициативе декана Э.К. Мустафиной, был переименован в факультет журналистики и филологии.   

НАУЧНАЯ РАБОТА  

       Развитие кафедры журналистики в то время, ее внедрение образовательное пространство страны невозможно было представить без серьезных научных исследований, которые бы стали известны и одобрены в стране, закреплены публикациями в научной литературе, выступлениями на научных конференциях, защитами диссертаций. Вышеупомянутая научно-практическая конференция, проведенная в сентябре 2002 года, была важна, можно сказать, положила начало этому процессу. Но доказать свое место в отечественной науке по журналистике кафедре еще предстояло.

       Поэтому были определены планы научных исследований каждого сотрудника исходя из его интересов – как сложившихся раньше, так и возникающих в процессе обсуждения. И, конечно, для перспективы наиболее важным было планирование диссертационных исследований, которые включали в себя и публикации, и выступления на конференциях, и включение результатов исследований в учебный процесс с использованием во всех видах студенческих работ – контрольных, курсовых, дипломных, в материалах производственных практик.

     В 2003-м, с 13 по 16 октября, Галина Николаевна Тараносова провела весьма значительную всероссийскую конференцию под названием «Текст». Я не много бывал на чисто филологических конференциях, но всё, что видел раньше, сразу побледнело в моих глазах. Это был блеск научной мысли в сочетании с потрясающей обстановкой. Участвовали очень известные ученые. Хотя разделение кафедры литературы произошло, Галина Николаевна большое внимание уделила журналистам. Приехали ученые-журналисты из разных городов России, работала секция, где преподаватели и аспиранты сделали доклады. Очень сильно выглядела культурная программа. 

Нажмите, чтобы увеличить.
Тольятти, ТГУ. Профессор Галина Николаевна Тараносова открывает международную конференцию "Текст".
 

      Развитие темы интернет-журналистики было выбрано так. Поскольку никто в стране не занимался исследованиями в этом направлении, больше того, в столицах еще долго рассуждали, является ли Интернет СМИ, решение было таким. Сначала нужно исследовать пространство интернета по видам СМИ, то есть, в самом общем виде диссертация Марии Колесниковой, защищенная первой в Ростове, была посвящена текстам – как бы трансформации печати в Интернет, условно говоря, «Печатные СМИ в Интернете». Переведенным в Тольятти из РГУ аспирантам кафедры журналистики ТГУ, были определены темы – «Радиовещание в Интернете» (В.Колодкину) и «Телевидение в Интернете» (А.Гарматину). Только поступивший в аспирантуру выпускник ТГУ Александр Долгополов занялся темой «Художественная литература» в Интернете. Затем, конечно, по мере научных изысканий, тематика диссертаций уточнялась, конкретизировалась.

      Одновременно начали работать над диссертациями преподаватели Людмила Иванова и Елена Раскатова. Все диссертации были, безусловно, пионерскими. Исследования, проводившиеся аспирантами и соискателями, обладали серьезной новизной и актуальностью. 

    Поскольку диссертационного совета в ТГУ не было, было принято решение всем тольяттинцам защищаться в Воронеже, на факультете журналистики, где был создан и функционировал Докторский диссертационный Совет под руководством декана, профессора  В.В.Тулупова, который неоднократно приезжал в Тольятти и участвовал в работе кафедры и на конференциях, и в качестве председателя ГАК. Успешно сдав кандидатские экзамены, соискатели стали публиковать свои разработки в научных журналах Ростова и Воронежа, одновременно ведя занятия со студентами.  

     Результатом этой большой работы в течение двух-трех лет стали успешные защиты диссертаций в 2005 году. Считаю необходимым кратко остановиться на сущности этих исследований, которые, не сомневаюсь, являются вкладом в журналистскую науку. Итак.

          Диссертация Алексея Гарматина «Теоретические основы и принципы организации 

телевизионного интернет-вещания» впервые представила исследование, посвященное внедрению интернет-телевидения в систему действующих СМИ. При всей актуальности теоретической части, в диссертации были заложены практические основы интернет-вещания, что позволило создать в ближайшей перспективе создать на ростовском телевидении отдел интернет-вещания, который он и возглавил. По образу и подобию этой теории и этого опыта было построено затем и российское интернет-вещание.  

   В диссертации Владимира Колодкина «Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов» впервые были детально исследованы как теоретические аспекты, так и все элементы создающегося радиовещания.  

      Важно отметить, что и телевидение, и радио в интернете только зарождались, развитию этого направления, в которое не верило большинство специалистов, сильно тормозилось в то время технологическими ограничениями в скорости и емкости передачи информации. Так что обе диссертации значительно опережали практику и ей способствовали. Как и положено настоящей науке.

       Диссертация Александра Долгополова –  «Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации и функционирования» – впервые открыла путь исследованиям трансформации различных отраслей культуры в Интернете. Долгополов, будучи филологом по образованию, посвятил диссертацию художественной литературе. Изучив различные проявления сетевых технологий в практике создания сайтов, посвященных прозе, поэзии, юмору и сатире, диссертант задумался над вопросом о том, влияет ли интернет-технологии на литературу как на явление и процесс. И пришел к выводу, что влияют, и значительно.  Дело в том, что в печатную эпоху хорошее литературное произведение – рассказ, повесть, роман – публиковалось в толстом журнале. На это уходили годы ввиду этапов рецензирования, затем издательская обработка, потом очереди на публикацию ввиду постоянной заполненности портфеля редакций, после чего типографское исполнение – набор, верстка, печать, выход в свет и время доставки читателю – по подписке и продажи в торговой сети. От момента завершения писателем текста до чтения его читателем проходило, как правило, несколько лет. Однако обратной связи не было. Публиковались рецензии и отклики также в течение двух-трех лет, еще позднее – альтернативные опубликованным мнения… Возможность опубликовать текст автора сразу и в течение очень краткого времени – откликов читателей и рецензий специалистов, организация дискуссий – и по свежим следам, и в течение времени, – создали новые отношения между обществом и литературой. Восприятие, связь с текущими событиями в стране и в мире – прямая либо опосредованная, как фон, – в корне изменили литературный процесс. Исследование этих трансформаций приобрело важное значение для науки. 

       Все три диссертации были с блеском защищены на Диссовете факультета журналистики Воронежского университета 22 июня 2005 года.

Нажмите, чтобы увеличить.
Воронеж, 22 января 2005 г. А.И.Акопов с тремя соискателями, защитившими диссертации на Диссовете факультета журналистики ВГУ – А.Гарматиным, В.Колодкиным, А.Долгополовым.
 

    Но кафедра вела и другие исследования. Так, Людмила Иванова несколько лет вела глубокие исследования газет Тольятти (Ставрополя-на-Волге) как в историческом плане, так и современного состояния. Результатом стала её диссертация – «Пресса как фактор формирования городской среды (на примере газетной периодики г. Ставрополя-на-Волге – Тольятти)». Массированное изучение всех газет в истории Тольятти привело Людмилу Иванову к выявлению нового типа газеты – феномену советского периода градостроительства, когда речь шла о «моногороде», где крупное предприятие определяло развитие целого города, рост населения, создание инфраструктуры, в связи с чем вчерашняя многотиражка градообразующего предприятия, оставаясь таковой формально, трансформировалась в городское СМИ. В Ставрополе-на-Волге это уникальное явление произошло дважды – со строительством Волжской ГЭС и позднее – Волжского автомобильного завода. Детально проникнув в процесс возникновения прессы и наполнения её содержанием, Л.В. Иванова вывела как историко-типологический признак развития города – наряду с территорией, природными ресурсами, экономическими характеристиками, – также и создание соответствующего СМИ (радио, газеты) как условия для развития городской среды. 

    Преподаватель кафедры Елена Раскатова, имея опыт радиожурналиста, создавшая студенческое радио на профессиональной основе, занялась глубокими исследованиями в сфере типологии. Елена Робертовна впервые разработала и обосновала типологические признаки радиовещания как типа СМИ. Углубившись в теорию, она создала фундаментальную классификацию радиостанций по выведенным ею типологическим признакам, использовав их в качестве признаков деления. Её диссертация – «Типологический анализ современного российского радиовещания», без сомнения, продемонстрировала новый уровень научного исследования, позволивший реально  углубиться в детали изучаемого объекта.

     Людмила Иванова и Елена Раскатова защитили с блеском свои диссертации в том же Диссовете факультета журналистики Воронежского университета 22 декабря того же 2005-го года, получив отличные отзывы  и единогласное голосование. 

Нажмите, чтобы увеличить.
22 декабря 2005 г. Воронеж. А.И.Акопов и В.В. Тулупов с защитившимися преподавателями ТГУ Еленой Раскатовой и Людмилой Ивановой.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
22.12.2005. В кабинете декана факультета журналистики ВГУ проф. В.В.Тулупова Елена Раскатова и Людмила Иванова после защит.
 

     Следует отметить, что ректор очень сильно поддерживал защищающих диссертации: им оплачивали поездки на конференции накануне защит, поездки на предзащиту и защиту, оплату за всё, что требовалось для нее. К счастью, в Воронеже в то время не брали плату за саму защиту и публикации в ваковских журналах, но все остальные расходы, включая печать и переплет, командировки, – оплачивались ТГУ. А после утверждения степени ВАКом ректор выплачивал заметные премии как получившим ученые степени, так и их руководителям. Ничего подобного в других вузах не было и, думаю, нет!

       Первые защиты укрепили кафедру. Нужно отметить, что принятые в аспирантуру или в соискатели на кафедру из других городов, наряду с тольяттинцами, содействовали ее развитию тем, что преподавали свои спецкурсы, вели практические занятия, руководили студенческими работами и естественно способствовали научной и учебной статистике.

          Исходя из этого, я согласился взять в соискатели еще двоих своих бывших выпускников из РГУ – Виктора Борзенко и Эльвиру Могилевскую. Приехав в Тольятти, они тоже стали участвовать в работе кафедры, затем сдали кандидатские экзамены. Виктор Борзенко еще с школьных лет интересовался театром, будучи студентом, работал зав. литературной частью Ростовского драмтеатра и созданием его музея. Поэтому и тема исследования для диссертации ему назначена была в соответствии с его интересами и ко времени защиты выглядела так:  «Историко-типологический обзор российской театральной периодики от ее зарождения до завершения советского периода (1808-1991)». 

   Эльвира Могилевская окончила филфак Ростовского университета с отличием по специализации «Телевидение». Однако научный интерес проявила к интернет-СМИ. К этому времени уже были защищены несколько диссертаций по этому направлению, но Эльвира хотела изучить новое явление – только начинающие создаваться Информационные агентства. Понятие это известно было в журналистике больше ста лет, однако в условиях сетевых технологий оно приобрело новый смысл. Явление уже существовало, но совершенно не было известно, как его развивать, как информагентства смогут существовать на рынке, когда доступ к информации есть у всех пользователей? Какова должна стать его сущность, структура, особенности информационных сообщений? Об этом она написала диссертацию: «Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования». 

         Диссертации Виктора Борзенко и Эльвиры Могилевской были защищены в один день на том же Диссовете ВГУ 13 мая 2008 года. Защиты прошли с большим успехом при единогласном одобрении. Этому способствовали весьма уважаемые оппоненты из числа известных ученых по журналистике, а также авторитетных экспертов по анализируемой тематике. Одним из оппонентов по диссертации Борзенко стал кандидат искусствоведения, директор Фонда Мейерхольда, приехавший на защиту из Москвы, а на диссертацию Могилевской, наряду с отзывами официальных оппонентов, поступил отзыв от информагентства.

     Следует отметить по поводу всех семи защит за 3 года очень важное обстоятельство. Каждая из них оказала прямое влияние на дальнейшую судьбу соискателей, вызвала интерес в научном мире, имела в дальнейшем сотни ссылок и широко использовалась как в научных исследованиях, так и в учебном процессе. 

                                                     * * *

    Важный этап в учебном процессе начался с приходом Галины Ивановны Щербаковой. По странному стечению обстоятельств она оказалась в Тольятти и преподавала в частном университете, но о ней каким-то образом не знали. И познакомил меня с ней В.В.Тулупов в Воронеже! Знакомство с ней, как со специалистом по истории журналистики, а главное с тем, как она читает лекции и обращается со студентами, ее эрудиция и талант педагога – всё это не оставило сомнений в том, что ее надо переманить в ТГУ на кафедру журналистики. Дело в том, что история русской журналистики – это классическая составляющая подготовки специалистов по журналистике высшего звена. 

     Высшее образование журналистов в то время опиралось по-крупному на три части – теория, история и практика. Вот истории в классическом понимании – с углублением в в формирование и сущность профессии на фоне истории общества как раз и нехватало. Галина Ивановна сразу показала высокий уровень лекторского искусства, продемонстрировала богатство русской культуры и подход к серьезному образованию вообще. 

   После переговоров с ректором и разных процедур Г.И. Щербакова стала работать на кафедре, чем ее укрепила. В последующем этому способствовало завершение и успешная защита ее докторской диссертации в Санкт-Петербурге.           
Нажмите, чтобы увеличить.
Зав. кафедрой журналистики ТГУ проф. Галина Ивановна Щербакова
 

    Наряду с основными обучающими предметами очень важное значение имели курсы вспомогательного цикла. В частности, курс фотодела вел Михаил Игоревич Желтухин. Он, будучи юристом по образованию, создал отличную профессиональную фотолабораторию, преподавал с большим интересом, прежде всего, основывая занятия на практическом обучении всему фотографическому процессу от съемки до печати художественных фотографий и портретов, которые затем украшали (и сейчас, спустя годы, украшают) помещения кафедры и многие аудитории факультета, а позднее и Гуманитарного института.  

   При этом он демонстрировал все элементы доцифровой фотографии, что позволило студентам понять физическую сущность параметров и характеристик, заложенных в цифровой фотографии и профессионально ими пользоваться. Умение вести съемку и обрабатывать фотографии, затем использовать их в печатных и электронных публикациях оказало важное влияние на формирование будущих журналистов, а для некоторых стало профессиональной специализацией.

    Предмет «Информатика» также был поставлен на хорошем уровне. Его вела Марина Борисовна Железцова, затем –Василий Викторович Ефросинин, математики по образованию. 

    С созданием в Тольяттинском университете Гуманитарного института,  объединившего шесть факультетов и несколько лабораторий, кафедра журналистики заняла значительное место в его деятельности: в работе Совета института, в создании, а затем редактировании и издании научного журнала института и во всех других научно-организационных мероприятиях. 

    Особо следует отметить  прошедшее в сентябре 2006-го пятилетие университета по лозунгом: «ТГУ – городу: 55 на «5», что означало, наряду с пятилетним юбилеем создания университета, 55 лет высшего образования в городе – от создания вечернего отделения Куйбышевского индустриального института. 

     Мероприятие сразу было объявлено городским, а фактически было областным, поэтому там побывали и многие члены правительства Самарской области, и ее жители, узнавшие о нем из хорошо распространенной с помощью студентов рекламе во всех видах СМИ. Но главными посетителями были жители города, которые в течение трех дней приходили на Выставку в спортивном комплексе «Олимп». Ручаюсь, что никогда и нигде высшее учебное заведение так представлено не было!   

     В гигантском пространстве спортивного комплекса, где в любое время можно было разместить несколько полей для разных спортивных игр, уникальном по размеру и техническим возможностям (ведь Тольятти – город большого спорта!), расположились всевозможные офисы ТГУ, подобные тем, что создавались на бывшей ВДНХ в период, например, международных книжных выставок-ярмарок в Москве. Каждая кафедра, факультет, лаборатория были представлены в своем локальном участке со своими стендами, содержащими фотографии, информацию о деятельности и достижениях подразделения и - продукцией. Последняя была в самых разных видах – от продуктов питания, разрабатываемых соответствующей кафедрой, до автомобилей, представленных Автомеханическим институтом, как содержащие разработки университетских ученых и студентов. 

       Художественно-графический факультет представил не только свои картины, но и устроил рисование студентами портретов по желанию посетителей. Огромное количество иллюстраций, эксперты и гиды усиливали впечатление от размаха мероприятия. Кроме офисов, в разных участках Выставки демонстрировались на огромных экранах фильмы, профессорами университета читались лекции на особо актуальные темы с компьютерной презентацией.

    Весь ход выставки постоянно сопровождался радио- и телетрансляциями, которые по прямому эфиру передавались в различные СМИ. Думается, такому мероприятию мог позавидовать любой университет, в том числе Московский…

        Что касается кафедры журналистики, то она вела информационное обеспечение, была представлена и стендом, и моей открытой лекцией для городской аудитории об интернет-журналистике, с презентацией слайдов Александром Долгополовым.

Нажмите, чтобы увеличить.
2006. Тольятти. Дворец спорта. Выставка к юбилею высшего образования в Тольятти - 55 лет.
 

Нажмите, чтобы увеличить.
2006. Юбилей высшего образования в Тольятти во Дворце спорта. Лекция по интернет-СМИ
 

      Одна из больших проблем в журналистском образовании в стране постоянно был вопрос о связи практики и теории. Работавшие в редакциях журналисты считали, что образование далеко от нужд практики и толку от него практикующим журналистам мало. В этом смысле кафедра всегда старалась сохранять связи с редакциями СМИ: опытные журналисты, при небольшом уровне оплаты, вели занятия со студентами, а преподаватели сотрудничали с редакциями. Во время одной из конференций, когда приехали видные вузовские специалисты – профессора Л.Е. Кройчик, В.В. Тулупов из Воронежа, Д. Стровский из Екатеринбурга и другие, кафедра организовала их встречу с сотрудниками газеты «Семь верст» под руководством главного редактора Сергея Удалова. Состоялись, как минимум, две встречи, на которых было высказано много идей и конкретных советов, состоялось обсуждение путей дальнейшего развития газеты, вышедшей за рамки вазовской  газеты и фактически ставшей городской.

Нажмите, чтобы увеличить.
Тольятти. В редакции газеты "Семь вёрст". Слева направо: проф. Л.Е.Кройчик (Воронеж), проф. Д. Стровский (Екатеринбург), проф., декан ф-та журналистики ВГУ В.В.Тулупов (Воронеж), гл. ред. газеты Сергей Удалов.
 

      Ориентация учебного процесса на профессиональном уровне осуществлялась педагогами кафедры путем вовлечения студентов в общественную жизнь в разных формах. Например, силами студентов был создан сборник ветеранов ВОВ «Связующая нить», первый выпуск которого вышел еще в 2001 году и продолжился в 2004-м. Издание его осуществлялось кафедрой полностью на общественных началах преподавателями, под руководством которых студенты занимались поисками ветеранов, записью с ними интервью и написанием очерков, которые затем дорабатывались и редактировались Г.В. Чевозеровой. 

   Доцент кафедры, Н.С. Ярыгина, продолжая преподавать, стала проректором ТГУ, предприняв ряд инициатив, в каждой из которых принимали участие преподаватели кафедры. Это, например, создание филиалов ТГУ в Самаре и Сызрани, благодаря чему удавалось дополнительно выискивать по одному способных абитуриентов, затем создание  Института непрерывного профессионального образования с весьма продуктивной идеей расширить рамки представлений об образовании разнообразными формами профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации в различных сферах деятельности.      

     И другие формы и методы общественной жизни тольяттинцев работали на подготовку журналистов, что мне представляется крайне важным, поскольку журналистика – единственная из гражданских профессий, где любое знание и умение работает на формирование профессионала. 

* * *

       Я вспомнил и попытался рассказать о кафедре в период моего заведования, дальнейшее развитие и конкретные дела, новые формы преподавания и науки, роль и значение кафедры в системе образования в университете, городе, области и стране – это уже более глубоко и подробно расскажут Галина Ивановна Щербакова и Наталья Ивановна Тараканова, заведующие кафедрой после меня.

    Что касается меня лично, то нынче, уже с высоты прожитых лет, говорю без всякого преувеличения: безусловно, работа и жизнь в Тольятти – это лучшие годы моей жизни. Конечно, были огорчения и разочарования, и тяжелые страдания от безвременных утрат (С.Ф. Жилкин, Ольга Березий, Михаил Желтухин, Саша Долгополов). Но если подытожить, только в Тольятти я встретил столько прекрасных людей, честных, бескорыстных, искренних. И только в Тольятти мне удалось прожить и поработать несколько лет так, как хотелось. За это низкий поклон всем друзьям, коллегам, ученикам – спасибо, что продлили, как пел Вертинский, «мои бренные дни».

     И, хотя на ум приходит постоянно есенинское – «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», это как бы само собой, точнее звучат во мне другие строчки поэта Павла Когана, погибшего в 42-м: «А если к горлу — смерти сила,/Стихи и дни перелистав,/Я вспомню лучшее, что было, —/Сквозь ночь бушующий состав»…

________________________

© Акопов Александр Иванович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum