Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
Disco 3 – комфортабельный "проходимец"
(№21 [143] 21.11.2006)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
В настоящее время почти все наиболее известные в мире автопроизводители имеют в своем модельном ряду внедорожники различных размеров и конструкции. Однако существуют и такие фирмы, у которых машины для off-road являются основным и единственным видом продукции. К их числу относится уже ставшая легендарной английская компания Land Rover, освоившая в последние годы целый ряд новинок, среди которых и модель Discovery третьего поколения.

Армейские автомобили

Нажмите, чтобы увеличить.
Как и большинство предприятий по выпуску внедорожников, свою историю фирма Land Rover начала в далеком 1948 году с производства утилитарных полноприводных автомобилей, предназначенных в основном для нужд армии. Конструктивными особенностями первых машин Land Rover, буквально сразу же принесшими им популярность во всем мире, стали очень прочная стальная рама коробчатого сечения, алюминиевые панели кузова, срок службы которых составляет 30 лет, а также жесткие ведущие мосты спереди и сзади, соединенные с кузовом винтовыми пружинами. Эти надежные автомобили во многом были очень похожи на отечественные УАЗы, правда, качество их изготовления было лучше, салон более просторным, да и комфорт при движении явно повыше. А вот по уровню проходимости английский и российский внедорожники находились практически на одном уровне. В дальнейшем же судьбы их изготовителей сложились по-разному.

Фирма Land Rover очень оперативно отреагировала на появление на мировом автомобильном рынке высококомфортабельных полноприводников – в 1970 году состоялся дебют люксовой внедорожной модели Range Rover, удачно сочетающей превосходную проходимость с хорошими ездовыми качествами на дорогах с твердым покрытием и очень высоким уровнем базового и заказного оснащения. Именно поэтому Range Rover и стали называть «фермером во фраке».

А в марте 1983 года на автосалоне в Женеве дебютировало очередное, четвертое поколение легендарных утилитарных внедорожников из Солихалла, наконец-то получившее собственное имя – Defender («Защитник»). После модернизации в 2001 году автомобили Defender выпускаются до сих пор в трех версиях по величине колесной базы: 90, 110 и 130 дюймов (соответственно 2360, 2795 и 3226 мм), а также с открытыми или закрытыми кузовами, имеющими от шести до двенадцати мест, и с двумя типами трансмиссии. Для коммерческих и военных версий предназначена классическая трансмиссия part-time с подключаемым передним мостом и жесткими блокировками дифференциалов. «Гражданские» же версии оснащаются постоянным полным приводом, жестко блокируемым межосевым дифференциалом, свободными межколесными дифференциалами и электронной системой помощи при спуске HDC (подробнее о ней будет рассказано ниже). В некотором роде функцию блокировки межколесных дифференциалов может выполнить предлагаемая в качестве дополнительного оснащения электронная противобуксовочная система 4ETC (Electronic Traction Control), автоматически подтормаживающая одно из буксующих колес с помощью штатной тормозной системы. В настоящее время идет работа над принципиально новой моделью Defender, дебют которой намечен на 2007 год.

Семейство внедорожников

Через шесть лет после появления «Защитника» компания Land Rover представила мировой автомобильной общественности новую модель – Discovery, призванную стать более комфортабельной версией утилитарной серии машин. Как и Defender, автомобили Disco оснащались рамным шасси с цельными балками мостов и пружинной подвеской. Однако новинка имела более просторный и комфортабельный кузов, а также заметно лучший уровень оснащения. Как и предполагалось, Discovery стал одной из самых успешных моделей в истории Land Rover. Начиная со второго поколения машин, дебютировавшего осенью 1998 года, на них стала применяться разработанная совместно со специалистами BMW электронная система АСЕ с автоматическим регулированием стабилизаторов поперечной устойчивости и амортизаторов, призванная существенно уменьшить крены кузова при прохождении виражей. В дальнейшем более совершенную версию этой системы стали устанавливать также на Range Rover и некоторые версии автомобилей BMW.

Во второй половине 1990-х годов, когда компания Land Rover входила в BMW Group, появился принципиально отличающийся от всех предыдущих моделей автомобиль Freelander, впервые в истории компании получивший несущий кузов, поперечно расположенный двигатель и независимую подвеску всех колес. Кроме того, уже впервые в мире на Freelander стала использоваться электронная система HDC (Hill Descent Control), предназначенная для автоматического ограничения скорости автомобиля на крутом спуске до величины 9 км/ч за счет поддержания оптимального соотношения тяговых и тормозных усилий на колесах. Осенью 2003 года была представлена модернизированная версия Freelander с обновленным дизайном экстерьера и интерьера, а также с некоторыми усовершенствованиями в конструкции. В частности, на автомобиле появилась промежуточная понижающая передача (IRD), а вискомуфта включения привода задних колес доработана.

В то же самое время совместными усилиями английских и немецких инженеров было создано третье поколение флагмана модельного ряда компании – автомобиля Range Rover, отличительной особенностью которого стал оригинальный дизайн (шеф-дизайнер Дон Уайт), удачно сочетающий классический стиль с элементами hi-teck. Дебют этой машины состоялся зимой 2002 года в Детройте. А уже в 2005 году начат выпуск еще одной интересной новинки – спортивного кроссовера Range Rover Sport, представляющего собой гибрид Discovery 3 (шасси) и Range Rover (двигатели и кузов). Таким образом, количество моделей Land Rover уже достигло пяти, причем эта пятерка закрывает практически все ниши современного мирового рынка внедорожников.

Discovery выходит на новый уровень

С 2000 года компания Land Rover вошла в состав транснационального концерна Ford Motor Company (отделение люксовых автомобилей Premier Automotiv Group), поэтому основной акцент был перенесен на американский рынок. В апреле 2002 года на автосалоне в Нью-Йорке состоялся дебют рестайлинговой версии второго поколения легендарного внедорожника модели Discovery. В частности, передняя часть машины была выполнена в новом фирменном стиле – с двумя раздельными круглыми фарами-прожекторами, почти в точности также, как и у «старшего брата» – Range Rover. Кроме того, специально для американского авторынка на Discovery стали устанавливать V-образную «восьмерку» производства Ford рабочим объемом 4,6 литра с нижним расположением распредвала (217 л.с., 407 Нм). Для поставок на все остальные рынки по-прежнему предлагались два типа двигателей: четырехлитровый бензиновый V8 (185 л.с., 340 Нм) или пятицилиндровый турбодизель (2,5 литра, 139 л.с., 300 Нм).

Кузов имел два варианта по вместимости – обычный пятиместный или семиместный с двумя складывающимися сиденьями третьего ряда.

Однако уже в апреле 2004 года опять таки на автосалоне в Нью-Йорке был выставлен абсолютно новый Discovery третьего поколения, созданный на базе платформы Range Rover. Продажи новинки в странах Европы, в том числе и в России, стартовали осенью того же года под названием Land Rover Discovery 3, а на рынке США автомобиль продается под новым названием – LR3, что недвусмысленно призвано подчеркнуть существенное повышение его статуса.

Если втрое поколение машин почти полностью повторяло дизайн самых первых Disco, завоевавших всемирную популярность благодаря участию в легендарных рейдах Camel Trophy, то третье поколение – это поистине революционный прорыв в плане дизайна. И это даже несмотря на то, что ключевые элементы экстерьера предшественников (практически горизонтальная линия капота, ступенчатая линия крыши, заходящие на крышу задние боковые окна и ассиметричное окно двери задка) шеф-дизайнером проекта Джеффом Алексом были принципиально сохранены. Передняя часть Disco 3 выполнена в новом корпоративном стиле, причем фары, оснащенные ксеноновыми лампами, поворачиваются вместе с передними колесами.

Салон стал не только более просторным, но и гораздо более удобным как для водителя, так и для всех пассажиров. А последних может быть или четыре, или шесть – в качестве опции автомобиль по-прежнему может оснащаться третьим рядом сидений. По хорошей традиции компании Land Rover водительское сиденье имеет увеличенную высоту посадки и смещено ближе к двери, благодаря чему легче контролировать положение машины при езде в тяжелых дорожных условиях. Ну а сиденья второго и третьего рядов расположены как бы амфитеатром, для улучшения внешнего обзора пассажиров.

Складываются сиденья обоих задних рядов, при этом получается огромное (объемом 2476 литров) багажное отделение с ровным полом. Дверь задка, запасное колесо с которой «перекочевало» под пол кузова, разделено на две части – верхняя открывается вверх, нижняя, соответственно, вниз. Последнюю можно использовать в качестве скамейки или столика, прикрывшись от дождя верхней частью, что наверняка по достоинству оценят любители семейного отдыха на природе.

И в князи, и в грязи

Кстати о выездах на природу. Перед конструкторами Discovery 3 стояла сложная задача – сохранив превосходные показатели проходимости предшественников, сделать новый автомобиль более приспособленным для эксплуатации на хороших дорогах. Решалась она несколькими путями.

Так, использование несущего кузова с интегрированной в него прочной рамой (технология Body-Frame) позволило существенно повысить жесткость кузова на кручение и изгиб, что, в свою очередь, заметно улучшило управляемость машины. Ну а полностью независимая подвеска всех колес с пневмоэлементами, позволяющая водителю прямо с рабочего места регулировать уровень жесткости и величину дорожного просвета, обеспечивает отличную приспособляемость автомобиля к самым различным дорожным (да и внедорожным тоже) условиям.

Кстати, описанная выше подвеска является одной из составных частей новой фирменной системы полного привода Terrain Response. Водителю достаточно с помощью расположенного на тоннеле пола селектора задать один из пяти режимов движения (обычная дорога; скользкая дорога – «трава/гравий/снег»; «грязь»; «песок»; «камни») и система сама автоматически выбирает необходимые режимы работы пневмоподвески, полноприводной трансмиссии с межосевым дифференциалом Torsen, противобуксовочной системы ЕТС и системы спуска HDC.

Необходимые динамические показатели на шоссе и бездорожье обеспечит один из трех двигателей: либо модернизированный от Jaguar (4,4 литра, 299 л.с., 427 Нм); либо от Ford Explorer (4,0 литра, 213 л.с., 339 Нм); либо превосходно приспособленный для off-road турбодизель с системой питания common rail и изменяемой геометрией турбины (2,7 литра, 190 л.с., 440 Нм).

Несмотря на то, что Discovery 3 в среднем на 35 процентов дороже своих предшественников, он уже стал весьма популярным – благодаря возросшему классу автомобиля и его универсальным ездовым характеристикам к традиционным приверженцам бренда добавилось немало новых.

Технические характеристики автомобилей Land Rover Discovery 3

Модификация V8 TD V6
Тип кузова универсал
Количество мест/дверей 5-7/5
Габаритные размеры, мм:
- длина 4835
- ширина 1915
- высота 1887
Колесная база, мм 2885
Колея, мм:
- передних колес 1605
- задних колес 1613
Дорожный просвет, мм максимальное значение – 240
Угол въезда/съезда, град 36,2/28,6
Снаряженная масса, кг 2536 3230
Полная масса, кг 1800 3180
Тип двигателя бензиновый, с распределенным впрыском топлива турбодизель с непосредственным впрыском топлива
Количество цилиндров/клапанов 8/32 6/24
Рабочий объем двигателя, л 4,394 2,720
Максимальная мощность, л.с. 299 190
При об/мин 5500 4000
Макс. крутящий момент, Нм 427 440
При об/мин 4000 1900
Тип коробки передач 6АКП 6МКП/6АКП
Максимальная скорость, км/ч 195 180
Разгон с места до 100 км/ч, с 8,6 12,8
Емкость топливного бака, л 86 82
Объем багажного отделения, л 1260/2476*
Размер шин 255/60R18 235/70R17


Примечание: * – в числителе значение с разложенными задними сиденьями, в знаменателе – со сложенными.
______________________________
© Костянов Александр Аркадьевич

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum