Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Общество
Коррупция как угроза для цивилизованного развития гражданского общества
(№21 [143] 21.11.2006)
Автор: Георгий Рогозин
Георгий  Рогозин
(Из выступления на заседании круглого стола Фестиваля «Вся-Россия-2006». Дагомыс, 26 сентября 2006 г.)

1. Отличие коррупции от организованной преступности

Корыстные моменты в осуществлении как организованной преступности, так и коррупции являются схожими по мотивам совершения этих деяний. Организованная преступность формирует коррупционные связи в целях обеспечения безопасности со стороны государственных и муниципальных органов.
Однако имеется внутреннее расхождение в целях и задачах, которые ставит перед собой коррупционер со стороны государственных органов и коррупционер со стороны организованной преступности. У одного мотивом совершения преступления является прямое личное обогащение, у второго – обеспечение своей преступной деятельности, которая приносит личное обогащение. В связи с этим затраты на подкуп чиновников уменьшают общий преступный результат, так называемый "общак", который создается преступной группировкой, в том числе и для подкупа должностных лиц.
Во взаимодействиях между коррупционерами и организованной преступностью в России существовали различные состояния:
•     - связь коррупционеров с "цеховиками";
•     - изменение отношения преступных группировок к сотрудничеству с властью – от полного отрицания к возможностям в сотрудничестве;
•     - расколы в среде преступных группировок;
•     - образование новых видов преступных сообществ, более тесно связанных с органами государственной власти и управления.
Однако во всех этих взаимоотношениях имеются и внутренние противоречия между коррупционером и организованной преступной группировкой. Часть организованной преступной среды соблюдает "неписанные воровские правила", по которым членам преступных группировок запрещается сотрудничать с представителями власти, если это не приносит выгоды. Коррупционер же выпадает из открытой экономики и не попадает в криминальное сообщество в связи с несоблюдением его основных правил, оставаясь один на один с организованной преступностью. В связи с этим в отношении коррупционера не действуют ни законы государства по соблюдению его безопасности, ни правила криминального мира по соблюдению порядка разрешения спорных ситуаций, так как он находится вне этих социальных образований.

2. Определение понятия "коррупция".

2а. Деяния, относящиеся к коррупции и наказуемые уголовным законом.


Наиболее интересным является определение коррупции, данное Н.Маккиавели: использование публичных возможностей в частных интересах.
Corrumpire – в римском праве понималось как разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов " correi " – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и " rumpere " – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, обозначающий участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.
Дальнейшее развитие этого понятия в юридической науке суживает сферу его обозначения и определяется как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption).
Международные публичные нормативные документы дают разные определения коррупции. Некоторые из них охватывают совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие. Однако все они (международные публичные нормативные документы) подчеркивают, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом.
В документах ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной власти для получения выгоды в личных целях, т.е. коррупция выходит за пределы взяточничества. Это понятие включает в себя также:
•     - взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиций долга);
•     - непотизм (покровительство на основе личных связей);
•     - незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Междисциплинарная группа по коррупции Совета Европы дала еще более широкое определение:
коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других. В данном случае субъектом коррупционных деяний может быть не только должностное лицо.

Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции:
а) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;
б) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ) в результате неофициального использования официального статуса;
в) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

2б. Деяния, относящиеся к коррупции, но не наказуемые уголовным законом.

Исходя из рекомендаций 8-го Конгресса ООН (Куба, 1990 г.) и анализа ситуации в субъектах Российской Федерации, помимо таких традиционных проявлений коррупции, как получению взятки и злоупотребление служебным положением дополнительно можно выделить следующие признаки подобного рода деяний, не наказуемых уголовным законом:
•     - использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры и обналичивание денег;
•     - предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;
•     - использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;
•     - бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их "переброски" в иные предпринимательские организации, политические партии;
•     - "лоббирование" при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп);
•     - различного рода злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые) в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании, квотировании.

3. Негативное влияние коррупции на развитие экономики РФ.

3а. Угрозы со стороны коррупции цивилизованному развитию экономики.


Становление коррупции негативно влияет на развитие экономики фактически во всех странах мира. Так проникновение коррупции во многие структуры государственного управления ведет к безудержному росту стоимости различных товаров , к увеличению долга страны, что в свою очередь влечет уменьшение требований к стандартам, как товаров, так и технологий, поскольку коррупционерам выгодно увеличение капитала, а не увеличение рабочей силы при производстве.
При движении инвестиций из-за коррупции общая цена инвестиционного проекта может увеличиваться на 10-20% за счет коррупционных взяток, а иногда и на все 100%, когда решаются проблемы по нецелесообразному и непроизводительному инвестиционному проекту.
Коррупция в органах государственной власти также ведет к экономической неэффективности и неоправданным расходам из-за своего влияния на распределение фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или поступает в иностранный банковский сектор, что влечет за собой утечку капитала из экономики страны.
Кроме того, коррупция генерирует несправедливое распределение, разрешая наименее эффективному контрагенту, имеющему возможность покупать чиновников, быть гарантированно получателем государственных контрактов. И поскольку затраты на взятку включаются в цену произведенного товара или услуги, в целом требования к продукции уменьшаются, вследствие чего структура продукции ухудшается и падает потребление товаров и услуг.

Таким образом, общее негативное влияние коррупции на экономику состоит в уменьшении общего благосостояния народа.
Развитие коррупции тесно связано с существованием бюрократии. Эта руководящая каста внутри государственного аппарата, создающая систему поддержки своего собственного господства путем неэффективного управления, волокиты, бумаготворчества, не выполняет свои основные функции. Опасен не отдельный бюрократ, а бюрократия как система. "Самый полноправный член бюрократической машины, дерзнувший в чем-то не подчиниться ее писанными неписанным законам, поглощается этим монстром без остатка. Управляет жизнью в конечном итоге не бюрократ (сколь бы своеволен он ни был), а бюрократия, и даже не сама она, а вызвавшие ее к жизни объективные исторические факторы. Специфика развития бюрократии в условиях переходной многоукладной экономики заключается в том, что, проявляясь в виде фетишизма документа, она является инструментом обогащения чиновников, т.е. превращается в фетишизм денег.
Основные последствия существования бюрократизма – администрирование и волюнтаризм "руководящих" работников, их некомпетентность, безответственность, что делает экономику практически неуправляемой при формальном существовании государственного аппарата управления. В переходной экономике сохраняются и прежние проявления бюрократии – в виде искажения официальных статистических данных. О крупных расхождениях в экономических оценках свидетельствуют многие факты, касающиеся стран с переходной экономикой.
Например, в марте 1993 года Министерство внешней торговли Польши на основе таможенной статистики опубликовало информацию о торговом дефиците страны в 1992 году в размере 2,5 млрд.долларов США. Это противоречило цифрам, представленным ранее Национальным банком, о положительном торговом сальдо в размере 512 млн.долларов США.
В Венгрии в августе 1992 года по данным МВЭС, торговый дефицит страны за первое полугодие составил 800 млн.долларов США, а по данным НБВ – около 100 млн.долларов США.
В феврале 1993 года бывший премьер-министр СССР В.Павлов в открытой печати заявил, что правительству страны удалось привлечь крупные честные инвестиции под несуществующие золотые запасы.

В результате господства бюрократии в стране получают развитие фактически неподконтрольные управляющим органам хозяйственные процессы, а сами чиновники становятся участниками и даже идеологами теневой экономики.
Бюрократизм – это не набор недостатков в работе аппарата управления, а общественное отношение, которое разваливает экономику. Монополизируя функции управления экономикой и обществом, бюрократия оказывается в прямой зависимости от уровня их развития.
Таким образом, начинается очередная кампания борьбы самой бюрократии с бюрократизмом. Наиболее яркий пример начала этой борьбы – перестройка 1985 года, результатом которой стал распад СССР и снижение жизненного уровня во всех странах образованного Содружества.

3б. Последствия влияния коррупции на экономику очевидны:

•     - продажность чиновников служит основанием формирования отрицательного отношения населения к результатам всех реформ правительства;
•     - коррупция затрудняет работу частного сектора из-за того, что возникает необходимость нести затраты на взятки, не вкладывая их в инвестиции;
•     - коррупция повышает цену государственного управления (налогоплательщик должен оплачивать несколько раз одну и ту же услугу, выплачивая налоги и оплачивая взятки должностным лицам для совершения конкретных положительных действий);
•     - если коррупция приобретает форму вымогательства, она уменьшает социальные общедоступные ценности для населения;
•     - коррупция оказывает влияние на административное управление в стране. Продажность служащих разрушает нравственные критерии должностных лиц, которые должны придерживаться высоких этических стандартов;
•     - коррупция в правительстве влияет на восприятие населением легитимности правления и формирует негативное отношение как к законности издаваемых правительством нормативных актов, так и к законности действий правительства;
•     - если известные политики и высшие должностные лица используют свои публичные возможности в целях личного обогащения, то остальные должностные лица и население в целом не видят для себя сдерживающих факторов для личного обогащения;
•     - коррупция влияет на отношение населения к непопулярным решениям, которые могут быть направлены на стратегическое улучшение в стране, в связи со складывающимися убеждением, что продажный чиновник или политик действует в личных интересах и маловероятно, что он работает на процветание страны;
•     - коррупция устанавливает несправедливость в обществе, что неизбежно ведет к судебным делам и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на этой волне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях благоприятствования экономическим интересам определенных лиц;
•     - наиболее распространенные формы коррупции в некоторых странах (неконтролируемая возможность быстрого обогащения или крупные вознаграждения) вызывают для должностных лиц необходимость решать вопросы, рассматривая их с точки зрения личного обогащения, а не общественных потребностей.

4. Области государственной деятельности, наиболее уязвимые для коррупции.

Наиболее уязвимыми для коррупции являются следующие области государственной деятельности:
•     - общественные поставки;
•     - распределение земли;
•     - доходные сборы;
•     - назначения на государственные и муниципальные посты.
Приемы коррупционных связей в этих областях во многих странах не отличаются друг от друга – это клановые объединения, семейные участники и родственники, взносы в политические компании, включение сумм взяток в цены государственных контрактов (заключая при этом субконтракт консультирования), мошенничество всех типов.
Продажные чиновники берут проценты от сумм государственных контрактов, которые им часто платят, переводя деньги на счет в иностранном банке или предоставляя иные услуги, например обучение детей в иностранных учебных заведениях.
Чиновники сокращают государственное управление некоторых секторов экономики, чтобы через посреднические компании оказывать там свои услуги в качестве консультантов. При заключении каких-либо договоров часто используются зарубежные поездки с выплатой произвольных командировочных расходов, превышающих нормативы.
При попустительстве со стороны правительства в области налогообложения ее представители могут угрожать, что в случае невыплаты взяток будут наложены финансовые санкции или будет введен дополнительный налог. В этом случае сумма взятки оказывается намного меньше штрафных санкций. Представители, владеющие правами взимания лицензий или сборов, требуют взятки для ускорения процесса их оформления. Лица, уполномоченные по сбору финансовых средств, требуют взяток от своих подчиненных для передачи их вышестоящим должностным лицам.
Коррупция развивается в основном в таких системах государственного управления, где, с одной стороны, имеются многочисленные неурегулированные законодательными актами проблемы, и монопольные права исполнительной власти или правительства – с другой.
При плановом хозяйстве, где многие цены ниже рыночных, взятка может повлиять на распределение дефицитных товаров и услуг. При этом чиновники дополнительно создают проблемные места как пути извлечения взяток.
Чиновники могут создавать препятствия и менять условия. Фундаментальная проблема существования коррупции в таких условиях – не просто существование управляемых цен, установленных ниже рыночного уровня, а в монопольных функциях государственных представителей, которым не угрожает выход более эффективного и дешевого конкурента.

Состояние экономики при советском управлении государством дало должностным лицам возможность использовать должностное положение в личных целях. Коррупция в советский период была всеобщей, поскольку провозглашенная борьба со взятничеством не поддерживалась беспристрастной юридической системой. Взамен этого решения по осуждению конкретного чиновника выносились вышестоящими лицами как ведомственной, так и партийной принадлежности, и имели под собой интерес лица, принимающего решение. Подчиненные же не могли обратиться к закону для защиты своих прав. Система была не просто жесткой, а произвольно жестокой. Нерациональность требований вышестоящего руководства (в основном партийного) часто шла вопреки закону. Широко распространенный принцип соучастия в продажных сделках – круговая порука – становился методом общественного управления. Выявленные случаи коррупции часто использовались, чтобы наказать инакомыслящих, не улучшая систему государственного управления в целом.
В течение переходного периода, если ценам разрешают достигнуть рыночных уровней, вроде бы нет необходимости оплачивать взятки, чтобы получить какие-либо выгоды по поставкам. Приватизация как процесс может первоначально быть источником продажной деятельности должностных лиц, но и должна уменьшить коррупцию, сокращая государственное участие в экономике.
Переходному этапу реформ недостает как нормативной базы, так и прочности административных и политических структур. Население, живущее во время реформ, теряет веру в структуру государственного управления. В такой неблагоприятный период граждане и деловые люди просто выходят из сферы легальной экономики и полагаются на организованную преступность, чтобы обеспечить защиту своей собственности и конкурентоспособности. Коррупция вследствие этого может быть механизмом для зарождения общественного мнения о другом пути развития, а не о соответствующем целям управления экономикой. Конечным результатом такого разрушительного воздействия может быть возрастание общественного давления, направленного на ограничение роли рынка и возвращения плановой экономики.
Драматические изменения в управлении экономикой, которые произошли на переходном этапе, вызвали новое препятствие: недоверие населения правительству. Решить эту проблему можно реформой законодательства и установлением "прозрачных" прав и обязанностей всей государственной системы управления экономикой. Необходимо провести либеральные изменения во всех областях этого управления, уменьшая при этом стимулы для взяточничества и устраняя субсидии, торговые ограничения и льготные поставки для государственных потребностей. Для этого необходимы законы, регулирующие правовые отношения в области загрязнения окружающей среды, охраны труда, защиты потребительского рынка, рынка финансов и ценных бумаг, обеспечения социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. Новое законодательство должно разрабатываться так, чтобы в нем не было лазеек для коррупции, чтобы установились открытость и гласность государственного управления во избежание злоупотреблений власти. Однако одни рыночные преобразования не могут решить все проблемы: структурные и моральные реформы также должны быть частью решения.

В рассуждениях в нынешнем состоянии дел с коррупцией в государствах России и других участников СНГ масштабная коррупция стала одним из основных тезисов. Например, только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной российской прессе было опубликовано свыше 3 тысяч статей, посвященных коррупции, по телевидению показано свыше 150 материалов на эту тему.
При проведении различных социологических опросов более 60% респондентов относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России, свыше 70% опрошенных согласны с утверждением о том, что сегодня Россия относится к числу государств с высоким уровнем коррумпированности властных структур.

Состояние дел с коррупцией в дальнем зарубежье.
Тем не менее, думается, абсолютно неправомерно деление стран по степени коррумпированности государственной власти по принципу Восток-Запад. Коррупция – проблема интернациональная и свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня экономического развития.
Так, в 1994 г. Швейцария, которая гордится неподкупностью своих государственных служащих, была просто потрясена гражданским скандалом, связанным с чиновником из кантона Цюрих. Этому государственному мужу, трудившемуся на благодатной ниве ревизии ресторанов и баров, инкриминировались взятки на сумму почти в два миллиона долларов.
Во Франции систематически происходят массовые расследования случаев коррупции с участием известных бизнесменов и политиков. "Ситуация во Франции постепенно меняется, ведь еще 10 лет назад здесь запрещалось расследование случаев взяточничества и коррупции", - утверждает французский судья Жан-Пьер Твери.
В сентябре 1996 года в Берлине прошла специальная конференция по проблемам борьбы с коррупцией. В 1995 г. в ФРГ было зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества, к судебной ответственности привлечено более двух тысяч человек, причем немецкие эксперты считают эти цифры "вершиной айсберга".
По словам руководителя Счетной палаты Земли Гессен Удо Миллера, взятки в области государственных заказов и закупок составляют до 20% от общей стоимости заключаемых сделок. При этом наиболее сильно коррупцией поражена немецкая строительная индустрия. По утверждению генерального прокурора Франкфурта-на-Майне, стоимость около 40% всех зданий, возводимых по заказу федеральных, земельных и коммунальных властей, завышена в среднем на 30%, а ежегодный ущерб от "приписок" составляет более 1- млрд.марок.
Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, уже давно стали во всем мире притчей во языцех.
В одном из своих бюллетеней международная общественная организация " Transparency International " (TI), целью которой является борьба с коррупцией, утверждает: "Она (коррупция) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное в 1995 году филиалами TI в различных странах мира, показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит это в развитой или в развивающейся стране".
Любопытна также сложившаяся практика ведения зарубежными фирмами бизнеса в нашей стране. С одной стороны, многие иностранцы оправдано сетуют на мздоимство отечественных чиновников, препятствующее нормальному экономическому сотрудничеству (более 70% опрошенных бизнесменов, имеющих дела с Россией и странами СНГ). С другой – многие представители иностранных компаний не брезгуют взятками для получения преимуществ в конкурентной борьбе за перспективные рынки. Надо сказать, что налоговое законодательство ряда зарубежных стран не препятствует или даже поощряет подобные "традиции" (исключением служат США, чье законодательство недвусмысленно запрещает дачу взяток на территории других государств).
Без преувеличения можно утверждать, что иностранный бизнес в государствах-участниках СНГ вносит весьма существенный вклад в развитие отечественной коррупции. Сравнивая сегодняшние республики бывшего Советского Союза с развитыми индустриальными странами, обладающими многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что наши страны переживают не просто период "модернизации", а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Неудивительно, что они следуют общим, в том числе и негативным закономерностям развития.

5. Природа современной коррупции.

5.1. За рубежом.


Природу современной коррупции за рубежом объясняют по-разному. Одни видят причину в плохих законах, усугубляющих деградацию личности. Известный шведский экономист и дипломат Г. Мюрдаль, возглавлявший одно время Европейскую экономическую комиссию ООН, сетовал, например, что «из-за плохих законов мы стали народом ловкачей». Некоторые, впрочем, утверждают, что нынешние законы ни при чем, а взяточничество есть лишь отражение извечных пороков, что и подтверждается документальными ссылками на Цицерона, древнерусские летописи и т.д.
Еще большее число специалистов считают главной причиной разрастающуюся армию чиновничества, бюрократизацию общественной жизни, неоправданное расширение роли государства. Взятки должностным лицам оказались одним из условий успешного ведения дел. Нередко сам характер должности таков, что использование подкупов входит в обычные "правила игры". Важным "поставщиком" коррупционной практики является широко распространенный метод правительственной политики регулировать рыночные проблемы нерыночными средствами – здесь тоже открываются многочисленные возможности для взяток и вымогательства.
Третьи на первый план выдвигают причины, лежащие в экономике. Прежде всего, называют монополизм во всех видах. Указывают и на эволюцию рынка, который на глазах меняется, в результате чего сотни миллиардов циркулируют бесконтрольно. Появился, например, большой сектор, так называемой теневой экономики, которую у нас предпочитают считать своего рода "незаконным рыночным формированием", в то время как на Западе там выделяют, по крайней мере, три вида экономики, каждая из которых вносит свой вклад в проблему коррупции:
•     а) не учитываемую, не наблюдаемую (unobserved);
•     б) незарегистрированную (unrecorded);
•     в) незаконную, подпольную (illegal, underground).
Кроме того, с организационным усложнением предпринимательства, особенно с появлением ТНК, увеличилась роль посредников. В предпринимательство пришло большое число людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь "делать деньги", а не зарабатывать их. Наконец, меняются стандарты законных требований к методам хозяйственной деятельности.
У каждого из указанных трех направлений, объясняющих природу современной коррупции, есть свои основания. К тому же они не отделены друг от друга. Большинство специалистов признают, что в современных условиях на первый план вышли факторы, упомянутые в третьей группе причин, т.е. рынок, развивающиеся рыночные отношения, связанные с этим неизбежные расхождения складывающейся новой общественной практики с существующими правовыми стандартами, которые нужно либо подкрепить, либо должным образом скорректировать как изжившие себя.

Анализ публикаций о взяточничестве в России показывает, что корни этого явления следовало бы искать в сохранении многоуровневой монополизации экономики, в неупорядоченном становлении бизнеса, в отсутствии четкого юридического оформления прав и обязанностей участников рыночных отношений, законодательного их гарантирования, в чиновничьем беспределе, в том числе со стороны новой номенклатуры в лице сановников из быстро перерождающегося депутатского корпуса.
В качестве другого примера может быть названа такая типичная для современного бизнеса категория хозяйственных операций, как всякого рода трансфертные переводы, которая предполагает фактическое выведение не только из-под общественного контроля, но также из области добропорядочной рыночной конкуренции огромных многомиллиардных ценностей, в том числе с целью уклонения от налогов. В современной практике внутрихозяйственных операций в СНГ, в том числе и в России, трансфертные переводы – неотъемлемая часть формирующегося рынка. В мировой практике взятки – составная часть таких трансфертных переводов.
__________________________
© Рогозин Георгий Георгиевич
Опубликовано на сайте: www.frip.ru

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum