Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Наука и техника
Эти разные Chevrolet Niva
(№22 [144] 05.12.2006)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
Количество автомобилей с иностранными названиями, производимых на территории России, растет год от года. Причем некоторые всемирно известные бренды уже подводят первые итоги такого рода присутствия на нашем рынке. 22 сентября нынешнего года на заводе GM-AVTOVAZ в Тольятти состоялась праздничная церемония по поводу четырехлетия начала выпуска внедорожника Chevrolet Niva. В торжественном мероприятии приняли участие генеральный директор СП Ричард Свандо, Председатель совета директоров GM-AVTOVAZ Виктор Баунов, Управляющий директор General Motors по России и СНГ Уоррен Браун, глава представительства ЕБРР в РФ Виктор Пастор и другие руководящие лица. «Вы – пионеры Chevrolet на российском рынке и должны гордиться этим», – обратился к работникам предприятия Уоррен Браун, а затем добавил на русском языке: «Спасибо большое!».

В тот же день прошел и совет директоров СП, на котором, по словам Ричарда Свандо, «было принято много позитивных решений». В частности, скорректирован в сторону увеличения (!) годовой план производства – до 48 тысяч автомобилей. Тенденция к росту выпуска машин в СП не может не радовать – ведь GM-AVTOVAZ является одним из первых совместных автомобильных производств в России и за его деятельностью наверняка очень внимательно следят многие потенциальные инвесторы.

Как все начиналось

В 1995 году на Волжском автозаводе началась работы по созданию нового внедорожника, призванного прийти на смену популярнейшей «Ниве». Задача перед конструкторами стояла весьма сложная – при сохранении феноменальной проходимости LADA 2121 добиться более высокого уровня комфорта, лучших ездовых качеств на дорогах с твердым покрытием, а также соблюдения заметно ужесточившихся требований к безопасности, экологичности, уровню шума и топливной экономичности автомобилей. Коллектив Дирекции по техническому развитию сумел решить ее успешно – уже к началу ХХ века была полностью подготовлена к массовому производству модель LADA 2123 (ведущий конструктор В. Доманский, дизайнер В. Семушкин).
Концептуальные решения, доставшиеся ей от предшественницы, – несущий кузов и постоянный привод всех колес – соседствуют с рядом весьма важных нововведений. Среди них можно отметить двигатель с распределенным впрыском топлива, механизм переключения передач измененной конструкции, удлиненный промежуточный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой, использование шестерен мелкомодульного зацепления в раздаточной коробке, управление «раздаткой» одним рычагом вместо двух, унифицированные передний и задний карданные валы, «отвязанный» от двигателя редуктор переднего моста, гидроусилитель рулевого управления и мощный отопитель. А пятидверный кузов «двадцать третьей» с увеличенной на 250 миллиметров колесной базой не только гораздо более привлекателен, но и рассчитан на достаточно комфортное размещение водителя и четырех пассажиров.

Кроме базового автомобиля с кузовом универсал, были также созданы экспериментальные образцы пикапа LADA 2323 и фургона LADA 2723 (ведущий конструктор Ю. Овчинников, дизайнер В. Семушкин). Двухместный пикап призван был помочь представителям малого бизнеса и фермерам решить проблему доставки грузов массой 450 – 500 килограммов в сложных дорожных условиях. Полный привод, большая величина дорожного просвета, достаточно вместительный кузов, малая погрузочная высота – вот основные преимущества этого автомобиля. А откидывающийся в горизонтальное положение задний борт пикапа позволял перевозить в нем и довольно длинномерные грузы.

У фургона грузовой отсек объемом два кубических метра был отделен от кабины застекленной перегородкой, благодаря чему при отсутствии груза открывался неплохой обзор назад через стекло двери задка. Прорабатывались варианты с пластиковой и металлической надстройкой, а также с цельной задней дверью или состоящей из двух частей. Кроме бензиновых двигателей на обеих грузовых версиях предусматривалась установка тяговитых и экономичных турбодизелей.
Мелкосерийный выпуск LADA 2123 освоило Опытно-промышленное производство ВАЗа, однако этой машине (во многом благодаря ее очень удачной конструкции) была уготована совсем другая судьба – впервые в истории отечественного автостроения, она начала изготавливаться в совместном предприятии GM-AVTOVAZ под названием Chevrolet Niva.

По пути развития

Итак, 23 сентября 2002 года с конвейера нового СП сошел первый автомобиль Chevrolet Niva – комфортабельный и безопасный российский внедорожник. Ведь даже в базовой версии L (стоимость на сегодняшний день – 333 300 руб.) в качестве стандартного оборудования предусмотрены гидроусилитель рулевого управления, центральный замок, иммобилайзер, электростеклоподъемники передних дверей, наружные зеркала с электроприводом, воздушный фильтр салона и регулируемая по высоте рулевая колонка. Люксовая версия GLS (365 300 руб.) дополнительно оснащается противотуманными фарами, подогревом передних сидений, тонированными стеклами, электрообогревом наружных зеркал и подголовниками задних сидений. А по результатам теста на безопасность по европейским стандартам EuroNCAP автомобиль получил 4 звезды!
В 2002 году на заводе было собрано 456 автомобилей Chevrolet Niva, в 2003 – уже 25 235.
По результатам деятельности компания получила Гран-При журнала «За рулем» в номинации «Прорыв года».

В сентябре 2004 года на той же сборочной линии предприятие запустило в производство еще и переднеприводную модель класса «С» с кузовом седан – Chevrolet Viva, базирующуюся на платформе одного из популярнейших европейских автомобилей
Opel Astra T-3000. Всего в 2004 году с конвейера СП сошло 55 150 автомобилей, которые продавались уже не только в России, но и в странах СНГ. Итоги производства 2005 года – 51 810 автомобилей.
Продажи автомобилей Chevrolet Niva и Viva осуществляются через сеть собственных дилеров, которые полностью отвечают требованиям и стандартам СП. До конца 2002 года с дилерами были заключены 16 соглашений. В 2003 году дилерская сеть увеличилась до 38 дилеров, в 2004 – до 98, а к концу 2005 года она составила119 дилеров в 73 городах России и 11 в странах СНГ, включая Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, Армению, Грузию и Молдавию.
План развития дилерской сети в 2006 году предусматривает работу 125 дилеров в России, а также открытие дилерских центров в Таджикистане и Туркменистане.
Нажмите, чтобы увеличить.


Первоначально цены на Chevrolet Niva были установлены в долларах США, затем произошел переход на евро, что негативно отразилось на объемах продаж. Сейчас цены указываются только в российских рублях и периодически корректируются. Niva пользуется достаточно стабильным спросом – по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ в 2004 и 2005 годах она стала самым продаваемым внедорожником на российском авторынке. И это вполне объяснимо – по сочетанию уровня оснащения и цены реальных конкурентов у Chevrolet Niva среди моделей с постоянным полным приводом практически нет!

Еще одним подтверждением сказанного является то, что в конкурсе «Внедорожник года – 2006», как «Профессиональное жюри», состоящее из журналистов и тест-пилотов ведущих автомобильных СМИ («Club 4x4», «5 колесо», «Автомир», «Quattroruote», «Top Gear», «Автопанорама», «За рулем», «What Car», «Автопилот», «Клаксон»), так и «Большое жюри», состоящее из обычных потребителей, признали Chevrolet Niva лучшим внедорожником в номинации компактных SUV.

Год новинок

Нынешний год стал для GM-AVTOVAZ годом новинок. Во-первых, в самом начале года в продажу поступили основательно обновленные машины Chevrolet Niva уже ставших привычными комплектаций L и GLS. Использование в системе электронного впрыска топлива процессора последнего поколения Bosch 7.9.7 с новыми калибровками позволило заметно улучшить топливную экономичность двигателя и повысить эластичность его работы, что очень важно при езде по плохим дорогам и бездорожью. А благодаря изменениям в ходовой части внедорожники стали более устойчивыми и управляемыми.

Салон машин 2006-го модельного года более нарядный и комфортный, а модернизированная система отопления и вентиляции обеспечивает более благоприятные климатические условия для водителя и пассажиров, как зимой, так и летом. Кроме того, существенно повысилось качество машин, практически все «детские болезни» в настоящее время уже изжиты.

А на III-ей Московской международной выставке «Салон полноприводных автомобилей», прошедшей с 18 по 21 мая в выставочном центре «Крокус Экспо», внимание посетителей привлекали две новые версии Chevrolet Niva – Trophy и Hit. В первой машине оригинального цвета хаки усилены внедорожные качества за счет использования межколесных самоблокирующихся дифференциалов повышенного трения, устанавливаемых в переднем и заднем мостах, съемной электрической лебедки, «зубастых» шин увеличенной размерности 215/75R15, шноркеля (выведенного на крышу воздухозаборника двигателя), шаровых опор и наконечников рулевых тяг повышенной прочности, а также амортизаторов с оптимизированными характеристиками. Внешне Chevrolet Niva Trophy выглядит очень агрессивно благодаря кованным колесным дискам, дополнительным фарам и специальному экспедиционному багажнику.

Доработка версии Trophy осуществляется рекомендованным GM-AVTOVAZ дилером – тольяттинской компанией «Крумб-Сервис», однако в настоящее время выпуск этих автомобилей уже осваивается и на заводском конвейере.
В Chevrolet Niva Hit акцент сделан на комфорт и дизайн. Ярко-желтый цвет Brilliant Yellow, эффектный комплект навесного оборудования «Ниагара», 16-дюймовые легкосплавные колесные диски колес Vicom с шинами размерности 215/65R16 делают экстерьер автомобиля оригинальным и узнаваемым. А отделанный кожей салон, удобные сиденья с выраженной боковой поддержкой и кондиционер обеспечивают повышенный уровень комфорта. Доработка версии Hit осуществляется компаниями «Юрол Тюнинг» (Тольятти) и «Аден» (Самара).

Автомобили Niva Trophy и Hit призваны расширить круг потребителей тольяттинского внедорожника за счет привлечения новых категорий автовладельцев – любителей охоты, рыбалки, экстремальных поездок по бездорожью (Trophy), а также ведущей активный образ жизни молодежи и тех, кто не хочет на дороге оставаться незамеченным (Hit).
А в августе дилерам были отгружены первые 40 автомобилей Chevrolet Niva комплектаций LC (357 500 руб.) и GLC (389 500 руб.) – уже на заводском конвейере оснащенных кондиционерами. Поставщиками основных компонентов являются известные фирмы Delphi (Италия), Bosch (Германия), Contitec (Германия), MFT (Германия), Schaffler (Германия). Кондиционер полностью интегрирован в алгоритм работы контроллера двигателя – его калибровки учитывают наличие кондиционера и позволяют минимизировать нагрузку от компрессора при старте и ускорении. До конца года планируется произвести около 2,5 тысяч автомобилей комплектаций LC и GLC.

Еще одна приятная новость: уже в самое ближайшее время планируется начать серийный выпуск долгожданной модели Chevrolet Niva GLX с двигателем Opel объемом 1,8 литра и оригинальной трансмиссией. Первая пробная партия таких машин была выпущена в первом полугодии (цена 538 000 руб.) для изучения покупательского спроса и мгновенно была раскуплена. В нынешнем году в продажу должно поступить 100 – 150 автомобилей Niva GLX, оснащенных антиблокировочной системой тормозов, регулируемым по высоте сиденьем водителя, кондиционером, подушками безопасности водителя и переднего пассажира.
Из всего вышесказанного видно, что четыре года работы не прошли для GM-AVTOVAZ даром – выпущено уже более 165 тысяч автомобилей, появились преданные поклонники марки, завоеваны престижные награды, вовсю идет освоение новых моделей и модификаций. Хочется надеяться, что в дальнейшем это предприятие подготовит российским автомобилистам еще много приятных сюрпризов.

Технические характеристики автомобилей Chevrolet Niva
_______________________________________________________________________
Модификации L, LC, GLS, GLC GLX
Тип кузова универсал
Количество мест/дверей 5/5 4/5
Габаритные размеры, мм:
- длина 4048
- ширина 1770
- высота 1652
Колесная база, мм 200
Минимальный радиус поворота, м 5,7
Снаряженная масса, кг 1350 1450
Полная масса, кг 1800 1850
Тип двигателя бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Количество цилиндров/клапанов 4/8 4/16
Рабочий объем двигателя, л 1,7 1,8
Максимальная мощность, л.с. 80 125
При об/мин 5200 5600
Макс. крутящий момент, Нм 127,5 167
При об/мин 4000 4600
Тип коробки передач 5МКП
Максимальная скорость, км/ч 140 165
Разгон с места до 100 км/ч, с 19,0 12,0
Емкость топливного бака, л 58
Объем багажного отделения, л 320/650*
Размер шин 205/70R15, 205/75R15 205/75R15

________________________________________________________________________
Примечание: * – в числителе значение с разложенными задними сиденьями, в знаменателе – со сложенными.
____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum