Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости
(№12 [18] 21.06.1999)
Автор: В. Смирнов
Существующий спектр образовательных услуг имеет сегменты, которые не совсем четко ориентированы на базовые рынки, имеющие место в рыночной экономике: рынок товаров и услуг; рынок капитала; рынок труда и рынок недвижимости.

Наиболее отчетливо этот недостаток проявляется по отношению к рынку недвижимости. В определенной мере из-за того, что до настоящего времени учебные заведения (в своем подавляющем большинстве) стремились утвердиться на рынке образовательных услуг с помощью охвата как можно большего количества направлений и специальностей профессионального образования разного уровня. При этом, как закономерное следствие подобной универсализации, недостаточно внимания обращается на формирование образовательной и научной среды в вузе по проблемам конкретного базового рынка из числа вышеназванных.

После нескольких лет рыночных реформ в нашей стране осенью 1998 года наступило то время, когда значительное число потенциальных обучаемых, прежде всего из числа тех, что уже осознали и ощутили, что значит быть востребованными рынком, стали крайне остро заинтересованы в получении в процессе обучения более конкретных знаний в отношении процессов, происходящих на соответствующем рынке. Например, после краха рынка ГКО-ОФЗ у банков в данное время нет объемного, выгодного и надежного инструмента для вложения средств. Поэтому они объективно будут эволюционировать к более традиционной банковской деятельности и значительная часть из них станет серьезно и надолго заниматься ипотечным жилищным кредитованием. В этом случае без прочных знаний закономерностей, по которым функционирует рынок недвижимости, специалисту, занимающимся ипотечными операциями, не обойтись.

Подобный прагматизм в виде появления
требования на удовлетворение спроса на целевое обучение и получение в ходе его системных знаний связан с тем, что обучение (тем более за достаточно высокую плату) должно реально помогать специалисту в его становлении в качестве настоящего профессионала. Мало того, оно должно быть качественным, т.е. уровень предоставляемых образовательных услуг не должен быть зависим от места получения знаний. Надо с сожалением признать, что, прежде всего из-за наличия так называемого географического фактора, еще нередко сказывающемся на качестве обучения, стала возможной экспансия столичного заочного образования (преимущественно экономической направленности) на периферию под лозунгом "столичное образование - каждому".

С этим можно было смириться и признать имеющееся положение как неизбежность, если бы не наличие инновационных технологий в образовании. Они позволяют обучить специалиста таким образом, что указанный географический фактор перестает быть значимым.

На этом фоне благоприятные перспективы для реализации поставленных целей имеет Международная программа по ипотечному кредитованию жилищного строительства в России "Дом для Вашей семьи".

Развертыванию ипотечного жилищного кредитования на просторах России должно в обязательном порядке предшествовать его организационное обеспечение. Прежде всего, за счет подготовки достаточного количества специалистов с требуемой квалификацией. В программе "Дом для Вашей семьи" данная задача не забыта, хотя в проекте концепции сформулирована чрезвычайно кратко: "разработка и проведение программ обучения и передачи знаний".

В этой связи, когда рынок недвижимости и, прежде всего, его сегмент, связанный с жилищным строительством, благодаря ипотеке имеет тенденцию выйти на совершенно новое количественное и качественное состояние, в настоящее время необходимо, чтобы в России наконец появилось для начала хотя бы несколько учебных заведений с ярко выраженной специализацией в предоставлении достаточно большого спектра образовательных услуг, ориентированных на всестороннее обслуживание рынка недвижимости. При этом охват максимально возможного спектра образовательных услуг связан с тем, что данный рынок масштабен и многогранен и он вбирает в себя огромное количество профессионалов, выполняющих в его рамках совершенно определенные задачи:

1) специалисты, работающие только на рассматриваемом рынке (риэлтеры, управляющие недвижимостью, девелоперы, оценщики, регистраторы прав, менеджеры по ипотечным операциям и другие);

2) специалисты, выполняющие на рынке недвижимости специфические функции, т.е. носящие ограниченный характер, поскольку предоставляют аналогичные услуги и в других сферах. К специалистам такого рода относятся: страховщики, нотариусы, юристы, банкиры, предоставляющие ипотечные кредиты, эксперты (аварийные комиссары) по расследованию причин и установлению размеров ущерба, нанесенных объектам недвижимости, и другие.

Культивируемые повсеместно в данное время традиционные очные формы обучения (с полным отрывом от работы), преимущественно в виде краткосрочных однотипных образовательных программ (семинаров) по начальной профессиональной подготовке по объективным и субъективным причинам утратили былую востребованность. Подобная ситуация также сложилась из-за того, что курсы (семинары) большей частью проводятся в Москве. Это удобно организатором, но только не обучаемым. Среднее расстояние, которое сегодня должен преодолеть обучаемый, чтобы добраться до места проведения занятий, составляет более полутысячи километров.

Поэтому вполне закономерно, что в настоящее время создалась ситуация, когда первоначальный спрос на основы профессиональных знаний в соответствующей области бизнеса на рынке недвижимости в целом удовлетворен и резко пошел на убыль.

Используемая в практике ряда образовательных учреждений традиционная заочная форма обучения также не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Во-первых, она ориентирована на то, что обучаемый по-прежнему обязан ездить к преподавателям в вуз на установочные и иные сессии, а не наоборот. Во-вторых, от обучаемого требуется на значительное время отрываться от основной профессиональной деятельности. В-третьих, на работодателя (всех форм собственности) возложена обязанность оплачивать отпуска обучаемых. В-четвертых, доставка информационных и учебных материалов к обучаемому, а также получение вузом от него выполненных контрольных заданий посредством почтовых отправлений значительным образом растягивает процесс обучения на неоправданно длительное время, а также не гарантирует получение указанных материалов тем или иным адресатом, т.к. в настоящее время из-за резкого сокращения перевозки почты в почтовых вагонах по распоряжению МПС, доставка почтовых отправлений осложнена более чем в 3/4 регионов России.

Проведенные исследования показали, что предпринимательской деятельности, осуществляемой на рынке недвижимости, присущие следующие характерные черты:

1) высокий уровень непрофильного образования у лиц, занимающихся теми или иными операциями с недвижимостью, поскольку они имеют специальности, полученные в вузе или ином учебном заведении, далеко отстоящие от требуемой квалификации по конкретной занимаемой должности в структурах, решающих соответствующие задачи на рынке недвижимости;

2) отсутствие базовых знаний (полученных на системной основе) именно у тех специалистов, что работают в областях, которые относят к основополагающим для соответствующего рода деятельности с недвижимостью (наиболее характерно для менеджеров по операциям с недвижимостью (риэлтеров), менеджеров по управлению недвижимостью (управляющих недвижимостью), менеджеров по ипотечным операциям);

3) предпринимательская деятельность ведется участниками рынка при недостаточном практическом опыте как во внутренней, так и внешней средах, которые еще очень далеко отстоят от правил, характеризующих цивилизованное ведение бизнеса на рынке недвижимого имущества;

4) пробелы в профильных знаниях за счет целенаправленного обучения не восполняются, прежде всего, из-за отсутствия предложений по образовательным технологиям, отвечающих следующим требованиям:

· были бы в максимальной степени актуализированы на потребности того или иного вида бизнеса, осуществляемого на рынке недвижимости вообще и конкретного региона в частности;

· не требовали бы существенного отрыва потенциальных обучаемых от производства (выполнения служебных обязанностей);

· продолжительность реализации разного рода учебных программ была бы сведена к обоснованному минимуму, а не преследовала бы открытый или завуалированный характер по удорожанию стоимости обучения без объективных на то причин.

Сложившаяся ситуация в сфере предоставления образовательных услуг для профессиональных участников рынка недвижимости требует, чтобы учебные заведения, которых изъявят желание действительно сориентироваться на подготовку такого рода специалистов, сделали следующее:

· приблизили среду обучения непосредственно к потребителям образовательных услуг;

· предлагали по-настоящему углубленное изучение проблем, интересующих профессиональных участников рынка недвижимости;

· обеспечили эффективность и альтернативность процесса получения необходимых знаний (информации);

· формировали интенсивные образовательные программы в виде компактного набора модулей;

· способствовали ведению предпринимательской деятельности обучаемыми за счет их участия в актуальных и эффективных образовательных программах;

· постоянно обновляли (модифицировали) учебные программы и оперативно представляли их потенциальным обучаемым в требуемый срок и в нужном месте.


Уже имеет место ситуация (к сожалению учебными заведениями не осознанная, а потому игнорируемая), когда в обучающей (информационно-консультационной) деятельности, особенно специалистов всех абсолютно профилей для рынка недвижимости, необходимо реализовывать следующий подход

Таким образом, отдельные курсы с четко выраженной теоретической и прикладной ориентацией, в совокупности образуют целостную учебную программу, позволяющую обучаемому получить соответствующее профессиональное образование.

Исходя из потребностей рынка недвижимости в специалистах, учебные планы программы профессиональной подготовки и переподготовки "Менеджмент в сфере недвижимости" (направление 521500 - Менеджмент) могут иметь несколько вариантов в соответствии с квалификациями (специализацией):

менеджер по залоговым (ипотечным) операциям;

менеджер по операциям с недвижимостью (риэлтер);

менеджер по управлению недвижимостью (управляющий недвижимостью);

менеджер по лизингу недвижимости;

менеджер по инвестициям в недвижимость;

менеджер (консультант) по налогообложению в сфере недвижимости.

Учебные планы и программы такого рода перспективно начать реализовывать в вузе, который уже качественно и полно освоил проблематику обучения менеджменту (управлению) и может на базе имеющего учебно-методического материала развернуть на системной основе целенаправленную работу в отношении подготовки специалистов для рынка недвижимости и в частности по подготовке менеджеров по ипотечным операциям. Поскольку именно это направление образовательной деятельности, наряду с другими, особенно актуально на сегодняшний день.

Программы обучения для рассматриваемых категорий специалистов для рынка недвижимости должны включать две составляющие:

1) базовый курс (основы менеджмента и функционирования рынка недвижимости);

2) специальный курс (специфика соответствующей профессиональной деятельности).

Очередность продвижения по освоению образовательных технологий в отношении указанных категорий специалистов необходимо выстраивать с учетом следующих основополагающих приоритетов (факторов):

1) исходя из востребованности конкретных специалистов рынком;

2) исходя из требований законодательства к уровню профессиональной подготовки профессиональных участников рынка недвижимости;

3) по мере внедрения той или иной специализации в учебный процесс данного вуза.

Например, системный кризис поразивший нашу страну еще более высветил неэффективность существующего процесса управления объектами недвижимости. Это еще более актуально для объектов жилого фонда, которые строятся и будут построены в рамках названной программы "Дом для Вашей семьи". Поскольку состояние дел в этой профессиональной области будет существенным образом сказываться на уровне платежеспособности соответствующих субъектов:

а) муниципальных органов власти (предприятий, организаций), выступающих в качестве гарантов (поручителей) по программе, и поэтому заинтересованных, чтобы стоимость выставленного ими гарантийного фонда, в виде принадлежащих им объектов недвижимости, в процессе реализации программы не снижалась и служила надежным обеспечением конкретных проектов;

б) граждан, являющихся заемщиками по ипотечным жилищным кредитам и прежде всего проживающих в домах, построенных в рамках программы, которые в виду имеющихся немалых обязательств перед кредитором заинтересованы, чтобы размеры их разного рода платежей за жилищно-коммунальное обслуживание зданий были минимальными за счет эффективного управления данной собственностью (во-первых, за счет максимального снижения издержек, необходимых на эксплуатацию здания; во-вторых, вовлечения в коммерческий оборот по схемам лизинга, аренды и совместной деятельности с целью получения максимального дохода, имеющихся в домах нежилых помещений).

Поэтому именно сейчас создалось гораздо больше объективных предпосылок по выделению управления недвижимым имуществом в самостоятельный и очень перспективный вид бизнеса, особенно в сложившихся условиях, когда необходимо с наибольшей выгодой распорядится теми объектами недвижимости, что уже имеются в распоряжении или будут построены в обозримом будущем, в том числе и посредством ипотечного жилищного кредитования. В связи с этим, при организации процесса обучения специалистов для рынка недвижимости, также следует обратить внимание на подготовку кадров по следующим специальностям:

· управляющий недвижимостью по комплексной эксплуатации недвижимого имущества для обеспечения эффективного содержания объектов;

· управляющий недвижимостью, переданной в управление собственником с целью сохранения стоимости объекта и извлечения дохода из его использования.

Дистанционное образование обладает одним принципиальным свойством, практически отсутствующим в системе заочного образования и недостаточно ярко выраженным для очного, а именно наличие сильной обратной связи между обучаемым и образовательной системой.

Это требует от преподавателей:

· большей ответственности и мобильности;

· постоянного обновления учебного материала (потому как предыдущий материал накапливается и хранится в электронном виде и общедоступен).

Осуществление обучения через информационное пространство, где виртуально соприсутствуют мощные и практически безграничные информационные источники, требуют не только высокой преподавательской квалификации и профессионализма, но и диктует особый личностный авторизованный стиль общения.

Принципиально важно, что позиция "учитель - ученик" в дистанционном процессе выстраивается не по вертикали, а по горизонтали, несмотря на авторитетность работающих в этой системе преподавателей. Это означает, что между преподавателем и обучаемым создаются коллегиальные (профессиональные), а не подчеркнуто иерархические отношения как при традиционном обучении.

Тем не менее, ролевое (функциональное) различие между ними в полной мере сохраняется, что является необходимым условием достижения одной из целей образования - соприсутствия обучаемых и преподавателей в одной культурной среде. Эта цель обеспечения причастности к интеллектуальной элите начинает занимать все более значительное место среди других жизненных целей личности.

Использование дистанционной формы обучения, а также и консультирования, поскольку услуги должны быть разнообразными и обязательно ориентированы на потребности потребителей, а не быть жестко "привязаны" к возможностям определенного круга преподавателей от головного вуза и региональных учебных центров (РУЦ), принимающих участие в учебном процессе по соответствующей программе.

Такой подход особенно актуален и наиболее предпочтителен сегодня в резко изменившихся условиях, связанных с кризисом, а также безусловно будет востребован в ближайшей и отдаленной перспективе. Выбор указанной формы обучения сделан по следующим основаниям:

· в силу ее прогрессивности и огромных возможностей, как по охвату изучаемых тем (вопросов, курсов), так по доступности для различных категорий обучаемых применительно к их профессиональным потребностям;

· в возможности получения знаний (информации, консультации), практически незамедлительно в любой точке России, а также за ее пределами в странах СНГ и государствах Балтии.

Сейчас, обсуждая в какой-либо аудитории преимущества ДО, разработчики делают упор в основном на использовании системы Интернет. По мнению авторов статьи, данная одномерная позиция с постоянными кивками лишь в сторону Интернета, явное забегание вперед. Всем нам без исключения не надо игнорировать имеющиеся реалии и потому выдавать желаемое за действительное. А они сегодня и в обозримом будущем таковы, что технические возможности (прежде всего по использованию системы Интернет) обучаемых ограничены, прежде всего из-за скудости финансов, которыми они располагают. Если конечно за обучаемым не стоит в достаточной степени платежеспособное юридическое лицо, которое возьмет такого рода немалые расходы на себя.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что Интернет не единственный и даже не основной транспортный информационный канал в системе ДО. Гораздо более предпочтительнее во всех отношениях способ обмена информацией, происходящий в многофункциональной образовательно-информационной корпоративной системе дистанционного обучения (МОИКС ДО), которую по силам создать каждому вузу. С ее помощью без дорогостоящих посредников (провайдеров услуг электронной почты в коммерческих сетях) осуществляется деловая связь абонентов. Для этого на базе компьютерной программы Union 2.00 используются традиционные персональные компьютеры, модемы и обычная телефонная сеть. Ее главное отличие состоит в том, что благодаря используемой технологии в ней минимизируется время эксплуатации телефонной сети, исключается несанкционированный доступ посторонних лиц к передаваемой информации, а также нет доступа взломщиков компьютерных сетей к ПЭВМ пользователей МОИКС ДО (обеспечивается защита информации от экономической диверсии (от проникновения в компьютерную сеть и единую базу данных), физической утраты и вирусного поражения).

Создание и использование МОИКС ДО даст необходимый эффект в том случае, если будет создана трехуровневая система ДО по принципу "вуз - РУЦ - обучаемый". Поскольку анализ практики комплекса организационных и методических проблем при создании системы ДО показывает, что двухуровневая система, созданная по принципу "вуз - обучаемый", недостаточна жизнеспособна в силу низкой своей эффективности. Делегирование вузом соответствующих своих полномочий в регионы исключает многие недостатки двухуровневой системы, поскольку на РУЦ возлагаются следующие основные задачи:

· консультационная работа с обучаемыми;

· транспортировка учебной информации;

· организация доступа к электронным средствам обучения (по объему и качеству идентичные головному вузу) и др.

Безусловно, роль РУЦ только названными задачами в процессе ДО не ограничивается. В наших очень непростых российских условиях РУЦ необходимы и для того, чтобы компенсировать слабость очевидных звеньев ДО. Поскольку только дистанционных контактов недостаточно, каналы связи слабые, а технические возможности обучаемых, большей частью, довольно скромные. Поэтому очень важно максимально использовать достоинства МОИКС ДО, которыми она обладает:

· время, затрачиваемое для передачи одной страницы текста в МОИКС ДО по сравнению с использованием электронной почты, в 100-150 раз меньше;

· стоимость одного часа работы в МОИКС ДО в 200-250 раз меньше, чем в коммерческих сетях.

Однако решение этой, казалось бы очевидной и сулящей большие выгоды задачи в настоящее время затруднено, т.к. в Российской Федерации нет ни одного учебного заведения, которое действительно системно (целостно) подходило бы к подготовке достаточно большого спектра специалистов для рынка недвижимости, особенно в регионах.

Для реального обеспечения учебного процесса в дистанционной форме обучения также необходимо наладить непрерывный процесс издания на малозатратной основе литературы.

Осуществление планов по указанным предложениям должно проводиться строго на системной основе. Применительно к издательской деятельности это значит, что одновременно с изданием учебно-деловой литературы надо решать вопрос об ее эффективной реализации, делая это только профессионально (значит иметь службу сбыта и маркетинга) и за счет чего иметь устойчивое влияние на определенной части как издательского, так книжного рынков. Здесь следует обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. В настоящее время в инфраструктуре, обслуживающей российский рынок недвижимости, отсутствуют следующие его специализированные представители:

· издательства, которые в своей деятельности стремились бы делать масштабный акцент на издание литературы, освещающей рынок недвижимости во множестве его аспектов;

· книготорговые точки (будь это книжный магазин или киоск), где была бы по максимуму представлена литература, изданная по проблематике рынка недвижимости. То есть такого рода торговых организаций, которые осознанно и целенаправленно стремились бы заполучить для реализации возможно большое наименование названных изданий;

· библиотеки, где были бы полно представлены разного рода издания (книги, журналы, газеты, бюллетени), освещающие разнообразные вопросы рынка недвижимости.

В силу названных и других причин получение как общей, так и частной информации о рынке недвижимости затруднено, что существенным образом сказывается на его текущем состоянии и дальнейшем развитии.

Поэтому разработку учебно-методических материалов для обеспечения учебного процесса в дистанционной форме целесообразно одновременно вести в двух направлениях: 1) в бумажном (печатном) варианте (базовые учебные пособия, максимально приближенные к деловой литературе; руководства по их изучению, методические указания) и 2) в электронном варианте (учебно-методические материалы, адаптированные к машинной реализации и дистанционному обучению, т.е. помещенные в специальную электронную оболочку.

Для того, чтобы вуз (учебное заведение) мог не только оперативно, но и значимо заявить о себе и таким образом начать формировать у потенциальных участников будущих образовательных программ положительное мнение об имеющихся у него возможностях, необходимо выработать приоритеты по очередности выполнения комплекса мероприятий:

1) первоочередные мероприятия по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ:

· разнообразное краткосрочное обучение разного рода специалистов: менеджеров по ипотечным операция, управляющих недвижимостью, девелоперов, риэлтеров и т.д., также страховщиков, банкиров и др. по актуальным темам (курсам) с освещением различных аспектов функционирования рынка недвижимости. В ходе его проведения должна проводиться апробация учебных материалов и методик, которые будут использоваться в программах более высокого образовательного уровня;

· среднесрочная подготовка специалистов по программам профессиональной переподготовки;

2) в перспективе предоставление возможности получить второе высшее, а затем и первое высшее образование, но только при условии реального создания адекватной интеллектуальной и материальной базы, которая образовалась через проведение активной и разнообразной реализации дополнительных профессиональных образовательных программ.

Данное направление в сфере подготовки специалистов для рынка недвижимости, благодаря тому, что есть возможность начинать не на пустом месте, позволит соответствующему вузу незамедлительно начать действовать на рынке образовательных услуг:

· готовить необходимых специалистов;

· устойчиво зарабатывать средства, необходимые как на обеспечение текущих нужд, так и для расширения сферы влияния в рассматриваемых областях деятельности (образовательной и издательской).

Такого рода деятельность, осуществляемая компетентно и динамично, в конечном итоге обеспечит формирование обоснованного и устойчивого имиджа у вуза в качестве истинного "законодателя моды" на рынке недвижимости.
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum