|
|
|
Пианистке Анне Винницкой посчастливилось в самом начале своего музыкального образования встретиться со своим нынешним преподавателем Сергеем Ивановичем Осипенко. Профессору Ростовской консерватории С.И.Осипенко посчастливилось лет восемь тому назад обнаружить в Новороссийске талантливую девочку Аню Винницкую.
Недавний результат этого счастливого совпадения - третья премия, полученная Аней на Международном конкурсе пианистов имени Рины Сала Галло, проходившем в итальянском городе Манце в конце сентября - в начале октября. Среди 45 участников конкурса семнадцатилетняя первокурсница Ростовской консерватории была самой юной. - Сергей Иванович - удивительный педагог, другого такого нет,- говорит Анна Винницкая. - Аня - человек редкостный, не только по своей музыкальной одаренности, но и по целеустремленности и честности,- считает Сергей Иванович. Счастливое совпадение? Но среди учеников С.И.Осипенко - Соня Бугаян (первая премия международного конкурса в Волгограде), Саша Яковлев (вторая премия конкурса Владимира Горовица в Киеве и вторая - московских "Юношеских ассамблей"), Алеша Хевелев (вторая премия конкурса в Израиле)… Не слишком ли много случайностей? Похоже, что такие совпадения - участь одаренных людей. Была ли Аня в свои восемь-девять лет вундеркиндом? - Нет,- смущается Аня,- никогда себя вундеркиндом не чувствовала. - Думаю, была,- говорит С.И.Осипенко.- Но, слава Богу, сама она этого не осознавала. Наверное, все дело в семейном воспитании. Человека научили работать как следует, не особенно задумываясь о своей исключительности. О семье здесь нужно сказать особо. Мало того, что Анины родители - профессиональные пианисты, что они были и остаются ее постоянными учителями, экзаменаторами и помощниками, что мама Марина в течение многих лет сидела на всех дочкиных фортепианных уроках. Но, к тому же, дедушка Ани по отцовской линии был довольно известным дирижером, а родной дядя, Александр Винницкий - знаменитый скрипач, профессор Московской и Хельсинской консерваторий. Неудивительно поэтому, что, когда в 96-м году Сергей Иванович пригласил Аню в свой класс лицея при Ростовской консерватории, мама с папой просто снялись с места и переехали с дочерью и сыном из Новороссийска в Ростов. (Старший брат Ани сейчас учится в Московской консерватории по классу ударных инструментов). В том же 96-м году Анна Винницкая получила первую премию на московском международном фестивале "Юношеские ассамблеи". А дальше - гастроли в Финляндии, Норвегии, Шотландии, диплом и специальная премия конкурса в Италии. И, наконец, теперешний конкурс, тоже итальянский. Вот такой актив к семнадцати годам. - Сколько занимаюсь? - переспрашивает Аня.- Все свободное время. Когда шесть часов, когда больше. Ну, иногда, конечно, бывает и меньше. - Она работает так не потому, что ее кто-то заставляет,- говорит С.И.Осипенко.- И даже не из чувства долга. Она просто иначе не может. Это уже как наркотик: невозможно прекратить. Анин концертный репертуар своей обширностью, разнообразием и сложностью сделал бы честь даже опытному исполнителю. Только к конкурсу в Италии она подготовила огромную программу: пять туров, в каждом свои требования. Сонаты Скарлатти, Моцарта, Бетховена, Прокофьева, этюды Шопена и Рахманинова, "Карнавал" и концерт для фортепиано с оркестром Шумана, "Отражения в воде" Дебюсси, "Ундина" Равеля… - Ей было всего лет десять, когда она сыграла все "Времена года" Чайковского,- вспоминает Сергей Иванович. А между тем популярный фортепианный цикл заключает в себе сложности, которые по плечу не каждому студенту консерватории. Теперь Аня сама консерваторка, и, естественно, мечтает о карьере концертирующего пианиста. Об этом же наверняка мечтает и большинство ее однокурсников. Но их мечтам, скорее всего, суждено остаться мечтами. Для Ани же это вполне естественный вариант ее будущего. Другой вопрос, насколько он осуществим в пределах России и, тем более, провинциального Ростова. - Прежнее перепроизводство музыкантов, когда на курсе было 35-40 пианистов, привело к безработице, а многих - к разочарованию в музыке вообще,- считает С.И.Осипенко.- А просто любителей много лет подряд отвращала от классической музыки авторитарная и жесткая система начального музыкального образования. Ведь даже из детей с очень посредственными данными в музыкальной школе насильно делали профессионалов. Результат - полупустые концертные залы. Вместо того, чтобы воспитывать грамотных потребителей, пытались в массовом порядке фабриковать творцов. А творчество - товар штучный. Вот и пожинаем теперь плоды. Сейчас прием в консерваторию резко сокращен. И это правильно. Конечно, и пение в школе тоже должны преподавать образованные специалисты. Но это должно быть образование совсем другого рода. А когда человек готовится к артистической карьере, блестяще выступает на государственном экзамене, а потом попадает в школу (даже музыкальную), где все его таланты абсолютно невостребованы, ничего хорошего из этого не выходит. Семнадцать-восемнадцать лет напряженной работы оказываются напрасными. Остается надеяться, что ситуация выправится: признаки ее улучшения уже заметны. * * * С открытием лицея при консерватории, похоже, наметились пути решения проблемы. Консерваторские преподаватели готовят здесь профессионалов - своих же будущих студентов. А те, кто хочет научиться музицировать "для себя", идут в музыкальную школу. Благо, из-за колоссального недобора школе ничего не остается, как идти навстречу желаниям детей и их родителей. Эстрада так эстрада, джаз так джаз. Нет худа без добра. Педагог, умеющий только нудно долбить на мотив этюда Черни: "выше кисть - круглее пальцы - для кого диез написан", быстро потеряет нагрузку. А по-настоящему одаренные педагоги будут вознаграждены счастливыми совпадениями. Помните, как говорил Малыш из сказки о Карлсоне своей маме: "как хорошо, что мы с тобой встретились"? _____________________ © Колобова Анна |
|