Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Культура
Не делайте театру больно, господа!
(№22 [52] 22.11.2000)
Автор: Инна Звездина
Инна  Звездина
Скажите, как бы вы себя чувствовали, если бы с некоторого времени вас с завидной постоянностью стали бы убеждать, что вы ни на что не годитесь? Да, причем, не только вам бы об этом говорили, но и всем окружающим. Я думаю, очень неприятные ощущения.
А теперь скажите, что должен чувствовать любимый и известный театр, когда каждая его постановка влечет за собой выплеск яда на страницы известных, не знаю только, любимых ли газет? И это все после того, как премьера проходит при полном зале и при том, что зал этот после окончания спектакля кричит "браво" и стоя аплодирует.

В последнее время очень модно стало сравнивать театр им. М.Горького с новым Музыкальным театром. И сравнения эти оказываются не в пользу первого. Особенно распространились такие сравнения после того, как оба театра открыли новый сезон премьерами: "Дети Ванюшина" в Театре драмы и опера "Царская невеста" в Музыкальном. Вот тут и понесся поток слов под общим девизом: театр Горького никуда не годится. Неприятно и обидно слышать это. Обидно и тем, кто непосредственно связан с театром и душу в него вкладывает, и тем, кто сидит в зрительном зале и переживает вместе с героями спектакля. Но вдвойне обидно то, за что театр ругают. Везде только общие слова: неудавшийся спектакль, непродуманный, без режиссерского стержня. Все, что говорится о спектаклях, говорится вскользь, необдуманными словами, больно ранящими сердца тех, кто душу отдает созданию сценического произведения. Без разбора, без обоснованного мнения и оценки, только тенденциозные замечания. Оказывается, основной признак сравнения, по которому проигрывает драматический театр музыкальному, это его внешний вид. Как бедненько и серенько смотрится "трактор" по сравнению с роскошным "роялем", где и декорации богатые, и полы натертые, и мрамор блестит. Что же получается? Единственный критерий того, что опера получилась лучше драмы, только в том, что декорации и костюмы шикарнее? Или дело все же в искусстве? Не ясно. А ясно только, что люди, прочитав или услышав подобное, и сами пойдут, и знакомых поведут, конечно, в Музыкальный театр. Пойдут неосознанно, не для того, чтобы увидеть и оценить мастерство и насладиться искусством, а чтобы посмотреть на богатство и элиту, которая, как говорят, с удовольствием тусуется в новом театре, игнорируя драму. Я вовсе не хочу принизить или обидеть новый театр. Мне просто непонятно: неужели театр тем лучше, чем он богаче выглядит, а спектакль тем успешнее, чем роскошнее у него декорации?

Театр им. М.Горького сейчас оказался в ситуации, в которой оказывается старый фаворит с появлением нового, перед которым преклоняются все, а старого стараются извести своими злобными нападками.
За всеми этими разговорами как-то теряется действительная проблема: нехватка хорошей режиссуры в театре. Денежная проблема. И вот в связи с режиссурой, в частности, в связи с работой МХАТовского режиссера "Дети Ванюшина", которую все оценили как провальную, возникает закономерный вопрос: как же такого непутевого режиссера во МХАТе держат?

Наша пресса напоминает мне журналистику времен "Милого друга" и "Утраченных иллюзий", когда то, что говорят в партере и делают за кулисами, становится важнее того, что показывают на сцене. Не с этим знакомят читателя, у которого возникает много вопросов: и как играли актеры, и каков оригинальный режиссерский замысел, и в чем выражается его отсутствие.

В общем, вопросов много возникает, а ответов на них наша пресса не дает. Она только бьет, а за что - не объясняет, не считает нужным объяснять ни самому театру, ни читателям, потенциальным зрителям, которые, проглотив общее неприятное впечатление, не захотят сходить в театр. Как иначе могут прореагировать люди на маленькую заметку в газете "Вечерний Ростов" о комедии "Маляр" в том же театре драмы: "В сущности, есть лишь одна причина, по которой театр обратился к творчеству турецкого писателя,- очень хочется попасть в Стамбул на фестиваль турецкой пьесы. А то засиделись актеры в Ростове… К тому же турецкая диаспора нашего города выделила на постановку тысячу долларов". А то, что зал стоя аплодировал, смеялся с первой минуты до последней, что спектакль очень энергичен и динамичен, знать никто не будет. Но на всякий случай не пойдет, поверив газете, и знакомым об этом расскажет.
А вообще, во что упираются все подобные публикации: то в театре денег нет, то работают для коммерческой выгоды. Неэтично такое поведение. Это все равно, что все время упрекать калеку в его физическом недостатке.

А насчет того, что весь бомонд перебрался в новый театр, а прежнему фавориту грозит забвение после стольких неудачных премьер в новом сезоне: не сглазить бы нового фаворита. А то ведь серьезное мероприятие - опера, ставшая предметом гордости ростовчан, превратится в массовое зрелище, тусовку, куда будут ходить не ради искусства, а ради моды. А мода ведь так скоротечна и изменчива! Много в истории есть примеров, когда бывший фаворит терпит лишения в изгнании, а новый превращается в избалованную игрушку, заласканную льстецами, которые, опустошив его до конца, отправят в то же изгнание, что и прежнего.
________________________
Звездина Инна


Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum