Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Образование
Сеть трансляции опыта и ноу-хау российских и международных проектов
(№21 [51] 08.11.2000)
Автор: Николай Пелихов
Николай Пелихов
Постепенно, но все более и более уверенно проявляется настоятельная потребность вузов в согласовании действий в рамках образовательной системы на региональном уровне. Период сильного сепаратизма, хотя и очень медленно, но начинает уступать естественной необходимости выработки стратегии, тактики и механизмов адаптации системы высшего образования к новой социально-экономической ситуации, всесторонне учитывающей региональные особенности среды ее обитания.

В сфере развития академической мобильности и международного сотрудничества вузовская среда отреагировала на происходящие изменение созданием более двух десятков соответствующих региональных центров (РЦАМ). Это явление вызвало растущий интерес к подобным объединениям вузов территориальных органов власти и управления, международных организаций, а также получило поддержку Минобразования России.

Учитывая большие потенциальные возможности формируемой сети и то, что она аккумулировала в себе знания и опыт ведущих специалистов международного сотрудничества высшей школы России, появляется возможность постановки целой совокупности совершенно новых комплексных задач, требующих высокого уровня профессионализма.
Примером таких задач могут служить:
     Создание среды динамичного распространения информации, результатов и ноу-хау совместных российских и международных проектов.
     Формирование полноценной сети академической мобильности на федеральном и региональном уровне, отражающей новые запросы университетов, компаний, органов власти и управления различных регионов России.
В настоящий момент в системе российской высшей школы создано более 20 РЦАМ и РЦМС. В 1997 году наиболее развитыми региональными центрами (РЦ) Санкт-Петербурга, Юга России, Центрально-Черноземного региона и Татарстана был учрежден Российский Совет академической мобильности (РОСАМ). Постепенно к РОСАМ начали подтягиваться и РЦ других регионов. В октябре 1999 года развиваемая сеть РОСАМ-РЦАМ получила одобрение Коллегии Минобразования России.
Некоторые РЦАМ во взаимодействии с органами власти и управления различных субъектов Федерации приступили к разработке целевых проектов, ориентированных на активизацию использования образовательного и научного потенциала университетов в интересах социально-экономического развития региона. Учитывая растущий интерес к подобным объединениям вузов территориальных органов власти и управления, международных организаций, а также поддержку Минобразования России, развиваемая сеть представляется в высокой степени реалистичной в реализации своих долгосрочных целей.

Среди важных возможностей, открываемых сетью РОСАМ-РЦАМ-университеты, следует, пожалуй, особенно выделить возможность аккумулирования и динамичного распространения опыта и ноу-хау российских и международных проектов. Здесь сформировался ряд объективных трудностей, оптимальное решение которых может быть найдено сегодня, по-видимому, лишь в рамках формируемой сети.
Так, например, при реализации совместных европейских проектов (СЕП) постепенно сформировался комплекс текущих проблем, существенно снижающих эффективность работ и вкладываемых ресурсов, направляемых на проекты с вузами России. Среди них:
     Реализация первых совместных европейских проектов (СЕП), дала неплохие результаты, но последние сосредоточились главным образом в вузах участниках и получили весьма ограниченное распространение, как опыт, в других вузах России.
     Подготовленный на первом этапе в рамках СЕП персонал существенно рассеивается, ввиду естественного оттока кадров, рассеивая и приобретенный опыт. Отсутствие целевой системы аккумулирования, обобщения и трансляции опыта и ноу-хау предыдущих проектов не позволяло скомпенсировать существенный отток ноу-хау.
     Вузы-лидеры по первым проектам ЕС не только не были заинтересованы, но иногда и сдерживали трансляцию опыта, поскольку приобретенные новые знания позволяли им обеспечить приоритетные позиции при розыгрыше новых проектов ЕС.
     Большинство вузов в регионах все еще мало знают о проектах и программах ЕС, не имеют практического опыта работы над международными проектами.
     Замыкание опыта в пределах отдельного вуза ограничивало возможности постановки комплексных проектов, ориентированных на развития взаимодействия вузов с окружающей социально-экономической средой.
Построение в рамках формируемой сети РОСАМ-РЦАМ-университеты системы аккумулирования и трансляции опыта и ноу-хау, с привлечением на первом этапе ведущих региональных центров и наиболее подготовленный, в вопросах развития данной сети, кадровый потенциал, позволит:

/Минобразованию России и РОСАМ/
- сохранить накапливаемый опыт; сформировать методологические и организационные основы обобщения и трансляции лучшего опыта и ноу-хау СЕП; включить передовой международный опыт в программы переподготовки управленческого состава вузов и лекционные курсы студентов; использовать профессиональные аналитические возможности Совета экспертов РОСАМ в обобщении опыта и поиске новых организационно-методических решений; заложить основы регионального представительства университетов в программах академической мобильности студентов с партнерами ЕС.

/РЦАМ/:
- получить доступ к источникам опыта и ноу-хау, а также их аналитическому обобщению; получить возможность подготовки и переподготовки «учителей» в области управления международным сотрудничеством и становления новых форм академической мобильности для организации обучения на местах; с учетом развивающейся методологии, подойти к постановке и реализации сетевых проектов среди субъектов Федерации своих регионов и близлежащих государств; освоить методологию «привязки» программ академической мобильности и международного сотрудничества к социально-экономическим интересам своих регионов и оптимизировать возможности использования новых программ ЕС; развить формы прямого взаимодействия от лица вузов региона с европейскими партнерами для постановки целевых программ академической мобильности.

Созданию на базе формирующейся сети РОСАМ-РЦАМ-университеты динамичной системы обобщения и трансляции опыта совместных европейских проектов и программ будет способствовать аккумулированный в Совете экспертов РОСАМ потенциал высококвалифицированных специалистов-международников и уже зарождающаяся межрегиональная сеть. Привлечение дополнительных ресурсов, создание системы информационного обмена (включая каналы Интернет, электронной почты, постановку системы периодических изданий и повышения квалификации) позволит существенно сократить влияние рассеивания опыта из-за высокого уровня перемещения подготовленного кадрового потенциала; создать условия эффективной трансляции опыта, одновременно ослабив влияние проблем межвузовских конкурентных взаимоотношений; расширить представительство вузов в сетевых кооперационных проектах.
Ряд РЦАМ начали приобретать первичный опыт разработки межвузовских проектов, ориентированных на решение различных задач социально-экономического развития регионов. Дополнение его системой трансляции европейского опыта и соответствующей переподготовкой кадров позволит расширить спектр целевых задач для разработки новых сетевых и иных СЕП, сделать существенно более доступным участие в них вузов регионов.

Описанный круг задач представляется значимым для:
- руководителей региональных центров академической мобильности, заинтересованных в получении оперативной информации о международном опыте, ее профессиональном обобщении и методологической обработке, регулярном повышении квалификации, построении сетевых кооперационных проектов, становлении региональных программ академической мобильности;
- различного уровня специалистов в области международного сотрудничества, администраторов университетов и региональных органов управления образованием;
- субъектов социально-экономической инфраструктуры региона, заинтересованных в динамичном изменении образовательных программ вузов, ориентированных на подготовку и переподготовку кадров этих институтов;
- на студентов вузов, обучающихся вопросам управления международной деятельностью.
Трудности и благоприятные факторы реализации поставленной задачи представляются следующим образом:
- Неожиданные повороты во внешней политике представителей власти могут на определенных этапах как усиливать, так и ослаблять эффективность этой работы. Однако, общая тенденция развития, как правило, положительных взаимосвязей и взаимодействий профессиональных объединений должна оказать в ближайшей перспективе благоприятное воздействие на последующее развитие сети.

Уже наметившийся в настоящий момент рост поддержки таких программ органами федеральной и региональной власти и управления создает благоприятные возможности развития и должен обеспечить устойчивость формируемых сетей.
Еще слабая, но уже обозначившаяся возможность спонсорской поддержки при ориентации в развитии на решение отдельных задач социально-экономического развития региона, также закладывает благоприятные условия развития сети.
Отсутствие единства мнения руководства вузов в осознании необходимости кооперационных процессов играет сдерживающую роль, однако постепенно ситуация сглаживается. При выходе на более стабильную фазу экономического развития страны система имеет тенденцию не только к устойчивости, но и к активному развитию, поскольку развитые кооперационные процессы являются атрибутом развитых экономических отношений. Если дать вузам быстрый практический результат, ситуация достаточно быстро изменится в лучшую сторону.

Организационно-экономическая слабость РОСАМ и РЦАМ, являющаяся следствием того, что они произрастали, главным образом, в инициативном порядке в сложных внешних социально-экономических условиях. Однако, их практическая ориентация на содействие решению вопросов социально-экономического развития регионов и официальное одобрение в минувшем году их деятельности Коллегией Минобразования России, а также в отдельных регионах территориальными органами власти и управления закладывают хорошие перспективы их успешного развития уже в ближайшее время.
Высокий профессиональный уровень, аккумулируемый посредством Совета экспертов РОСАМ, дает неплохие основания ориентироваться на успех проекта.
Высокий уровень мотивации участников формирующейся сети - они создавали и отстаивали ее создание, наполняя ее содержание своими знаниями.

Формирование модели развития академической мобильности студентов России и ЕС с использованием интеграционных возможностей сети РОСАМ-РЦАМ в значительной степени зависит от встречного интереса родственных объединений в странах ЕС и возможных внешнеполитических коллизий. Европейские организации еще мало знают о формируемой сети, хотя хорошо знают персоналии, которые за ней стоят. Возможна повышенная осторожность на начальном этапе. Однако их возможная активная встречная ориентация на содействие развитию сети может привести к ее быстрой стабилизации и успешному развитию.

На получении положительных результатов описываемого подхода и дальнейшее развитие сети может оказать свое влияние ряд факторов:
Еще недостаточная устойчивость позиций РЦАМ в большинстве регионов.
Растущая поддержка основной идеи формируемой сети в университетах регионов.
Возрастающий интерес к сетевым формам работы.
Высокая потребность в принципиально новых знаниях и информации.
Развивающийся сетью квалифицированный персонал, транслирующий результаты, методологию и привлекательных опыт, а с ним и интерес к сети в глубь страны.

Апробированная в ряде регионов повышенная результативность кооперационных действий вузов. Опыт уже начал распространяться, повышая мотивацию.
Работающая сеть аккумулирования и регулярного распространения наиболее перспективных результатов и ноу-хау совместных европейских проектов, адоптированных к местным условиям функционирования университетов может включать в себя следующие механизмы и пути трансляции:
Открытие на сервере «Информика» Минобразования России Web-страницы РОСАМ с аналитическим разделом «Опыт участия российских университетов в европейских проектах и программах».
Открытие аналогичной рубрики в журнале «Международное сотрудничество», издаваемом Минобразованием России.

Согласованная модель продвижения /как вертикального, так и горизонтального/ адаптированной информации по информационным сетям РОСАМ - РЦАМ - Университеты, предполагающую параллельную профессиональную обработку передовой информации, разработку методик и рекомендаций, организацию семинаров, подготовку рекомендаций для новых сетевых или иных проектов.
Развитая система мобильных курсов повышения квалификации управленческих кадров по вопросам разработки, мониторинга и управления международными проектами, охватывающая широкую географию университетов различных регионов России.
Ежеквартальное издание бюллетеней с опытом реализации текущих СЕП и информацией о новых проектах ЕС.

Создание постоянно действующего аналитического центра с использованием, в том числе, профессиональных знаний и навыков членов Совета экспертов РОСАМ, для обобщения результатов СЕП, адаптации их в качестве рекомендаций для практического применения в вузах с учетом региональной специфики, методологическая обработка для подготовки циклов лекций повышения квалификации и т.п.
Последний пункт предполагает организацию постоянного планомерного финансирования Минобразованием России высокопрофессиональной исследовательской и методической работы, определив при этом спектр своих приоритетных направлений, в развитии которых Министерство имеет целевой интерес.

Важно отметить, что формируемая таким образом сеть открывает принципиально новые возможности взаимодействия региональных центров в сети РОСАМ - РЦАМ. Становится возможной постановка комплекса целевых кооперационных сетевых и иных проектов, качественно меняющих и расширяющих представительство в европейских программах университетов различных регионов России /включая развитие сетей взаимодействия с другими странами/, отражающих социально-экономическую специфику регионального развития, а также особенности межрегиональной кооперации. _______________________________     
© Пелихов Николай Владимирович     

Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum