|
|
|
Он обладает волшебным даром - внушать радость. И уж точно верит в чудеса и светлые стороны жизни. Он родом из самой прекрасной и печальной земли на карте современной Европы. Он - “победитель никто и ниоткуда”, Эмир Кустурица. По профессии - режиссер, по национальности - югослав, по состоянию души - печальный оптимист. Самого себя он относит к вымершему типу режиссеров, "которых с нами нет уже лет двадцать". Наверное, это и в самом деле так. Кустурица - последний подлинный романтик и сказочник современного кино. В его мире рыбы наделены даром философствовать, а люди - летать и в мгновения покрывать пространства между повседневностью и мечтой. А мечты у Кустурицы всегда сбываются, так как реальность и воображение, подсознание он уравнивает в правах. Рядом с ним лучшие режиссеры-фантасты - лишь умелые фокусники, потому что Эмир Кустурица - волшебник.
“Победитель никто и ниоткуда”, - так окрестил его еще в начале 90-х журнал Time, комментируя только что полученного Кустурицей Золотого Льва - главную награду Венецианского кинофестиваля. Думается, все же не случайно проездом из ниоткуда в никуда режиссер оказывался в Каннах, Берлине, снова в Венеции и еще ни разу не уходил с пустыми руками. Кустурица не зря носит прозвище цыганского Феллини. В его картинах1 вновь оживают не сами образы, но атмосфера фильмов великого итальянца, и, быть может, он из тех гениальных учеников, которым порой удается затмить своего учителя. Эмир Кустурица на экране - это желтые цветочные дожди, загадочные герои и магический реализм Маркеса на книжных страницах, и постоянное упоминание имени писателя в разговоре об истоках отнюдь не случайно. Маркесу же, по-видимому, принадлежит и чудесная формула взаимопревращения реального и фантастического миров: на практике - парадоксальное слияние мистицизма и политизированности в некоторых произведениях обоих авторов. Обвинения в политизированности Кустурица, впрочем, отвергает. После фильма “Подполье”(“Underground”) - правдивой и страшной истории о судьбах Югославии, который был назван просербским, о режиссере заговорили не только кинокритики, но и политические обозреватели. В качестве протеста Кустурица вновь ушел …в никуда. Да и сами актеры, надо сказать, тоже весьма необычны. В бесшабашном цыганском хаосе порой бывает трудно разобрать, кто же здесь все-таки играет, а кто нет, то ли потому, что все актеры Кустурицы - цыгане, то ли потому, что все цыгане по природе своей - актеры. В экранных реалиях Кустурицы они оказываются столь гармоничными, что тут же забываешь об их вопиющем несоответствии канонам киношной красоты. Лишь однажды Кустурица нарушает эту гармонию. И с тех пор не может больше зваться “принцем ЕВРОПЕЙСКОГО кино”. Потому что есть “Мечта Аризоны”. Картина, сделанная в Америке и об Америке, в которой встретились икона плакатного формата поколения “Х” - Джонни Депп, юношеский кумир самого Кустурицы - Джерри Льюис, forever young Фэй Данавэй и Лили Тэйлор, как всегда, прекрасная в своей демонстративной непривлекательности, с горящими глазами, гротескными гримасами, отталкивающая и трогательная одновременно. В разговоре о Кустурице на “Arizona dream” нельзя не остановиться подробнее вот по какой причине: в этой картине режиссер изменил своей югославской тематике, однако именно ее герои, по признанию Кустурицы, носят на себе бремя его автопортрета. Тем, кто любит разлинованные сюжеты с завязкой, логикой действия и развязкой (конечно же счастливой), “Мечта Аризоны” может показаться фильмом ни о чем. Но ведь жизнь тоже ни о чем? Или иначе - о многом. А “Arizona dream” именно о жизни. Каждый герой фильма одержим поиском собственного воплощения. Только не в реальности(что в кинодискурсе Кустурицы значит - не совсем в реальности), а через свою мечту. Главный персонаж по имени Аксель Блэкмар (Джонни Депп) работает в рыбном патруле, ночует в лодке и довольствуется рыбой в качестве собеседника. Волею судьбы в лице своего дяди Лео сирота Аксель попадает из Нью-Йорка в Аризону. У потомственного торговца кадиллаками Лео Свитти две мечты: заставить племянника пойти по своим стопам и построить из машин башню, которая достала бы до Луны. Его помощник Пол Леже бредит Голливудом и мечтает очутиться внутри своего любимого кинофильма. Так “Arizona dream” частично приоткрывает в чем-то больную, в чем-то наивную американскую мечту. Грезы детей первобытной эпохи тотального помешательства на кинозвездах и кадиллаках. А где-то далеко, среди бесконечных выжженных солнцем пространств Аризоны, между небом и землей, в пустыне стоит одинокий дом, где живут Элейн и Грэйс Стокер (Фэй Данавэй и Лили Тэйлор), мачеха и падчерица, одержимые своими собственными мечтами. Элейн, уверенная, что может летать, рвется в облака на самодельных самолетах, а Грэйс постоянно думает о самоубийстве, позволившем бы ей вернуться в образе черепахи. Вместе с Акселем они составляют любовный треугольник, который, в конце концов, рвется в самом слабом месте, так как первая часть мечты Грэйс все же осуществляется. “Мечта Аризоны” - это, как говорится, фильм на любителя, кино, которое вряд ли когда-нибудь покажут в кинотеатре - формат не тот. Однако, будучи безоговорочно влюбленной в Кустурицу и его сумбурные мечтания, могу только сказать: слава Богу, что такие фильмы еще случаются и их энергии хватает и на споры, и на мысли, и на слезы, и на радость! _____________________ © Аношина Ирина |
|