У Максима Ильинова открылась выставка… Просто – очередная персональная выставка одного из сотен ростовских художников. И рассказать об этом можно было бы просто: такие-то образы представлены на полотнах, такая-то цветовая гамма, тем-то экспозиция отличается от предыдущей, такие-то отзывы профессионалов (и не совсем) она получила. Но как-то не хочется говорить чужими устами о Максе.
Может быть потому, что знаю его лично довольно давно. Может быть потому, что он мой ровесник. А может, все дело в том, что перед его картинами я, неискушенный любитель живописи, каждый раз стою как завороженная. Поэтому пусть говорит художник сам. Обычными словами, а не образами. После открытия выставки мы беседуем с ним о творчестве, о любви, о земле и небе. Словом, о вечном...
Итак… Перед нами Максим Ильинов, ростовский художник 24-х лет. Студент четвертого курса «худграфа» ростовского Педагогического института. Автор то ли семи, то ли восьми (он уже и сам не помнит, скольких именно) персональных выставок, лауреат нескольких всероссийских и международных конкурсов (не говоря уже о ростовских и областных).
Живет в полуподвальном помещении. Там же творит. Взахлеб рассказывающий о каждом полотне, он также взахлеб готов читать свои стихи и с упоением петь собственные песни под гитару. Он корчит рожи в фотокамеры, с диким восторгом встречает всех, входящих в выставочный зал, мол, спасибо, спасибо огромное, что пришли! А каждое представление картин превращает в праздник. (Искусствовед, директор ростовского Музея современного искусства Светлана Крузе, у которой не раз выставлялся Ильинов, сказала о нем: «Это настоящий шоу-мэн»). В прессе Максима уже окрестили Мальчиком-солнце. То ли за рыжую шевелюру, то ли за вечно праздничное настроение. Но все ли так просто?
«И буду тебе небо расписывать…»Лучше начну загодя… Когда мы только познакомились, Максим открывал очередную выставку, аккуратно снимая с полотен покрывала, целуя каждую, только что отданную на суд зрителя, картину. Даже вздохнуть страшно: магия ильиновского «таинства» завораживает.
- Я начал рисовать с раннего детства. Меня в пятом классе в художественную школу отдали. Я вначале хотел там учиться, потом - сбегал. В общем, меня плеткой доучили. Когда уже оканчивал художественную школу, меня преподаватели хвалили. (Я на международных конкурсах уже не раз побеждал.) Но, окончив ее, изрек, что стану кем угодно - только не художником! Жизнь распорядилась по-своему.
-
Когда специалисты в первый раз обратили внимание на Ваши работы? - По-настоящему это было, когда я еще учился на втором курсе училища имени Грекова в Ростове. Мы делали первую выставку в ДК «Красный Аксай». Как раз только выпустил первую колористическую серию натюрмортов, все работы написал валиком и пальцами. Буйство красок, цвета… В общем, многие уже тогда были поражены такой эмоциональностью. И с тех пор пошло как снежный ком: в том же году взял несколько премий на «Творце 21-го века» в Греково, потом побеждал и в других конкурсах… И, не знаю, наглостью ли своей, тем ли, что во всех конкурсах участвовал, и так успешно участвовал, но среди художников понемногу стали признавать.
-
Вы все время употребляете термин «колоризм». Что он обозначает, применительно к искусству?- Колоризм – это не столько способность самого человека писать, сколько способность положительной энергии, самой яркой, к буйству через человека, чуткого повествователя. Какой плюс есть у колоризма? Он не зациклен на картинах. По принципу колоризма пишутся стихи, музыка, кино сниматься может... То есть это определенная радость, но не без трагедии. Всегда человек должен четко понимать, что «хорошо», а что – «плохо». Не просто должен смотреть на вещь, но как на произведение искусства. Понимать суть, глубину всю… В мировом контексте – это выход. К сожалению, он пока маленький. Но я его расширю. Все получится, уверен. У меня дальтонизм вообще… Но не классический, а пульсирующий. Часто вместо одного цвета вижу три. Нет, чистые цвета вижу ясно. А оттенки - нет. Приходила как-то дама одна на выставку, модельер. Она спросила: «Как ты выстраиваешь цветовые композиции, это просто невероятно!» Объясняю. Сидит передо мной натура, я вижу несколько цветов локально. Всю остальную палитру, отношения цветов мозг достраивает сам. Колорит конечный я понять не могу, пока не посмотрю на натуру пару минут. Если бы я опирался на действительный цвет, который есть, все было бы гораздо скучнее. Так что, в колоризме мой дальтонизм является большим благом.
-
Чем эта выставка отличается от предыдущих?- Первые – это выставки эмоций. Нынешняя – другая совершенно! Потому что прежних импульсов стало мало: мне захотелось думать над работой. Уже не хватало натюрмортов-пейзажей. Захотелось полезть в самую суть, в глубину мира. Где это достать? Только в человеке. Вот, стал много писать натуры… Решил еще совместить с различными сюжетами: религиозными, историческими… Семья, сексуальность – меня стал интересовать весь спектр человеческих отношений, всё, что интересует не только меня, но и людей вообще… Это темы вечные. Мне было самому интересно, как я их смогу отобразить. Я не настраивался на эту выставку, но – работал. Много писал: больше ста полотен. Из них около тридцати выставил в Донской публичной библиотеке. И что получилось? Мое колористическое восприятие, моя эмоциональность плюс мысль (свершилось, наконец-то Ильинов подумал!) вызвало эффект взрыва. Удивлены были многие, так как до этого я писал картинки красиво, мощно, но в лоб. И здесь уже больше подтекста...
-
Отношения с предметами, которые пишите, как складываются?- Половина предметов из неживых, существуют благополучно, но часть – разбиваю. Потому что все предметы со мной по-разному разговаривают. Стакан говорит, что ему не нравится, как я его нарисовал. Тогда что с этим стаканом происходит? Правильно: разбиваю... С людьми сложнее. Не могу же я друга разбить, если он говорит: «Не нравится!» Людям я всегда показываю, как я пишу. Чтобы не строили иллюзий. Сложный этот вопрос взаимоотношений. С предметами-то еще ладно, а с людьми… Психологом надо быть.
-
А с полотнами со своими общий язык находите?- Есть работы-любовницы. Но в основном работы как дети. Почему их нельзя купить в галереях, а только через меня? Потому что ребенок должен жить в хорошей семье. Я говорю: «Ну что, сынок, написал я тебя, хороший ты получился, добрый. Езжай в другую семью, не балуйся». Все, отпустил.
-
Но жить-то на что-то надо… - Подрабатываю. Долго меня на одной работе не бывает, рутину ненавижу. Помогают друзья, мама еду присылает… Есть, что терять: я могу перейти на коммерческую основу, но сам себя за это буду ненавидеть. Мне легче жить вот в этом подвале, есть «анакомы» и тратить оставшиеся деньги на свои работы. Так я нахожу что-то истинное, большое, ради чего я живу. Могу и поголодать, но знаю, что получилась – настоящая работа! Может, потому что семьи пока нет, мне нечего терять, по сути...
-
Вы счастливый человек?- Счастливый… Правда, счастливый. Бывают, конечно, в жизни и трагические события. Бывает, и погрущу, но грусть какая-то благоверная... Всегда понимаю, что это период такой, и живу дальше… Бог любит испытывать людей. Особенно тех, кого любит.
-
А отношения с этим самым Богом как складываются?- Я крещеный. Но не привержен канонически: не знаю обрядов, даже «Отче наш» не знаю. Стыдно, конечно… Нет, я верующий, правда. Иногда хожу в церковь. Ничего не прошу, только сил, чтобы закончить то, что Господь мне предначертал. А потом, думаю, забирай меня к себе, и буду там тебе небо расписывать…
«Тормозов не знаю…»А нынче… Двери нараспашку, гитара и стихи, вино и ритмичная музыка… Вот так открылась очередная персональная выставка работ Максима Ильинова – «Золотая». Нет, вру… Открылась она двумя днями ранее, и называлась она «Рамы». А дело было так…
Льет дождь. Бегу по лужам, чтобы - пораньше, чтобы успеть, пока еще в зале не так много народа, полюбоваться (уже предвкушаю!) новыми глубинами новых ильиновских образов и мыслей. Вхожу и – ахаю: на стенах, в полном соответствии с названием выставки, одни рамы. А в них листки с пока еще непонятными мне текстами. Пустые рамы. Пустая форма… Недоумение. Смешно, немного стыдно: ведь жаждала удивления!…(«Бойтесь своих желаний, ибо они сбываются!») Спрашиваю: удалось ли художнику добиться желаемого эффекта?
- Нет, не удалось. Даже сам запутался во всем! Я хотел людей научить чему-то. Вот они пришли по дождю на выставку, увидели там рамы без картин… Они обиделись. Я им говорю, что это вас ждет, если вы не измените отношение к искусству. Когда вы будете приходить домой, там будут пустые рамы (в переносном смысле). А они - обиделись. И мне это стало странно. Куда они шли? Получается, на развлекаловку. А я им о чем-то большем хотел сказать…
А в рамах-то были выдержки из философа. И имя философа – тоже Максим Ильинов. Я не утрирую: это философское видение мира, коим может похвастаться каждый из нас. Он попытался рассказать о себе, о своих творческих идеалах, о своих чаяниях, и может, даже о страхах – словами, а не картинами. Вот, например: «Есть у меня мечта: собрать коллекцию картин Максима Ильинова…» И подпись: Максим Ильинов. Самонадеянно, глупо, слишком экстравагантно? Ну, думаю, не более, чем Сальвадор Дали, скачущий обнаженным на швабре под «Танец с саблями» перед Арамом Хачатуряном. Еще одно: «Когда я встаю перед дилеммой: купить вино или краски, то покупаю вино, ибо при покупке красок не должно возникать дилемм». Это уже серьезнее.
- Все так, как есть. Многие аспекты своей жизни я не хочу менять и не буду, потому что это – время. Лишние дела, мысли мешают, а я спешу. Я не хочу перелопачивать то, что, когда у меня было много времени, я уже перелопатил. Если со временем приду к этому снова - хорошо. А сейчас я на тех же позициях. Отношения с Богом, с людьми, с собой, с деньгами, с родителями, с миром вообще - все то же самое.
-
Куда Вы так спешите?- Не знаю, и меня это настораживает. Я тормозов не знаю: куда мне нажать, чтобы немножко приостановиться и пожить? Если в кафе сижу больше получаса, чувствую, что я теряю время.
-
Не возникает ужаса, паники? Ведь многие люди, которые вот так жили, не щадя себя, рано уходили. И примеров тому масса… - Нет, не пугает. Помощник мой в этом – это Господь. Я не беспокоюсь о том, сколько буду жить. Если я еще не там, значит, что-то на Земле пока не доделал.
Про личную эволюцию Максим Ильинов теперь говорить не любит. Потому что, поясняет, его творческий метод «колоризм» – это саморазвивающееся направление. Оно изменяется, как с течением времени изменяются мысли и чувства художника, зависит от того, в каком настроении приходит зритель на выставку. Это – игра восприятия. Колоризм, говорит Ильинов, невозможно отобразить на бумаге, ибо завтра он будет уже иной. Впрочем, некоторые изменения в мировосприятии у автора произошли:
- Я в последнее время стал возвращаться к пейзажу и натюрморту. Меня по-прежнему волнует человек. Но вот по-другому же стал видеть окружающую среду. Я насильно это чувство не вызывал, просто однажды захотелось писать натюрморты и пейзажи. Потому что нет в природе никакой психологии. Она индивидуальна, органична. Природа – это бриллиант. А в человеке столько чуши, столько проблем, комплексов! Но когда пишешь природу, просто наслаждаешься! Вот у меня появился момент, когда захотелось не искать, не бегать по огороду с лопатой в надежде на клад, а просто наслаждаться тем, что до нас Великим разумом было придумано.
Художник и человек. Один живет в мирах высших, необычных, сказочных. Другой вынужден соприкасаться с голой, как-она-есть реальностью, со всеми бытовыми проблемами; жить в мире, где течет труба, где есть чувство голода и холода, где нужно выстраивать отношения с разными людьми: родными и не очень, с одаренными и обывателями, с хозяйкой дома, с девушкой, бывшей девушкой, с массой поклонников.
- Меня вообще не устраивает то положение дел, которое есть. Скажу за себя: мне часто не с кем поговорить. Вот и все. Не с кем поговорить на уровне, который мне нужен. Здесь дело не в интеллекте, а, пожалуй, в душе. Потому что основная масса людей закрыта от меня. Потеря духовности, раскрепощенности, когда можно все излить человеку, поговорить, порассуждать – вот что беспокоит. Да я вообще много думаю, и это беда моя. Почему я так много произвожу на свет полотен? Потому что, когда занимаюсь этим, я спокоен. Я даже когда любовью занимаюсь, я спокоен. Наверное, это великие инстинкты: и первое, и второе. Наверное, если мы это переменим, то вообще потеряем тягу жить.
Задавая вопросы, забываю, что я – журналист, а Максим – мой герой. Иногда сбиваюсь с заданной роли, переходя с профессионального «вы» на бытовое «ты». В этом его особенность: Ильинов дурачится и веселится или он серьезен и печален, - но он близко, рядом. Он беседует с вами через свои картины, он беседует также лицом к лицу. Он – тот, кто радуется, как младенец, видя, как радуются его полотнам пришедшие, иногда – вовсе незнакомые люди. Но внутри, глубоко-глубоко, остается печален. Один из писателей-эмигрантов ХХ века сказал: «Настоящий художник идеально и страшно одинок». Наверное, мальчик-солнце, мальчик-праздник, как называют Ильинова, тоже одинок. Он тоже эмигрант среди нас. Помочь ему? Невозможно. Да и надо ли? Он – художник по сути: неважно, признают ли его полотна в мировом масштабе сейчас или потом, или вообще когда-либо. Он художник внутри. И даже изнутри: он видит мир, как художник. Лишите его этого, объясните, что мир этот – обыден и действителен, и может быть, он погибнет. Не надо ему такой – никакой – помощи. Равно: сочувствия и преклонения. Просто… посмотрите на его картины. СПРАВКА
Ильинов Максим Владимирович, художник, родился 29 декабря 1982 года в г. Запорожье. До 18 лет проживал в г. Кропоткин Краснодарского края, где окончил школу №11 без троек в аттестате, там же с похвалой окончил Детскую Художественную Школу. В 1995 г. стал лауреатом международного конкурса "Подводные Фантазии" в номинации "Скульптура" за работу "Подводный Самурай".
В 2000 г. поступил в Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова на факультет "Дизайн", которое окончил по специальности "Дизайн среды".
За 4 года обучения участвовал в более чем 30 выставках. Среди них в 2002-2003 гг.: "Творцы 21 века" (5 премий, в том числе за "Новаторство"), выставка "Говорить" совместно с А. Варлашиным; 2003 г. - "Мой Город" (3 место); 2004 г. - "Мелодии старого Ростова" (2 место); Областная выставка (1 место); организатор и участник фестиваля "Позитивное искусство", один из основателей ростовского Арбата, лидер творческого союза "Арт-Слобода". Неоднократно участвовал в оформлении областных праздников, среди них: "Шолоховская весна", "Фестиваль Дружбы народов", "День Победы", "65 лет Ростовской области".
В 2004 г. окончил РХУ им. М.Б. Грекова. Тема дипломной работы: "Старый Ростов. Вчера, сегодня, завтра". В том же году поступил в РГПУ на Художественно-графический факультет (отделение живописи).
Персональные выставки:
«В.Себе» (2005),
«Одеяния»(2005-2006),
«Любовь» (2006),
«История» (2006),
«Высота» (2006),
«Рамы» (2006),
«Золотая» (2006).
________________________
© Амирова Инна