Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Ростовский художник Ильинов
(№1 [146] 15.01.2007)
Нажмите, чтобы увеличить.
Максим Ильинов
У Максима Ильинова открылась выставка… Просто – очередная персональная выставка одного из сотен ростовских художников. И рассказать об этом можно было бы просто: такие-то образы представлены на полотнах, такая-то цветовая гамма, тем-то экспозиция отличается от предыдущей, такие-то отзывы профессионалов (и не совсем) она получила. Но как-то не хочется говорить чужими устами о Максе.

Может быть потому, что знаю его лично довольно давно. Может быть потому, что он мой ровесник. А может, все дело в том, что перед его картинами я, неискушенный любитель живописи, каждый раз стою как завороженная. Поэтому пусть говорит художник сам. Обычными словами, а не образами. После открытия выставки мы беседуем с ним о творчестве, о любви, о земле и небе. Словом, о вечном...

Итак… Перед нами Максим Ильинов, ростовский художник 24-х лет. Студент четвертого курса «худграфа» ростовского Педагогического института. Автор то ли семи, то ли восьми (он уже и сам не помнит, скольких именно) персональных выставок, лауреат нескольких всероссийских и международных конкурсов (не говоря уже о ростовских и областных).

Живет в полуподвальном помещении. Там же творит. Взахлеб рассказывающий о каждом полотне, он также взахлеб готов читать свои стихи и с упоением петь собственные песни под гитару. Он корчит рожи в фотокамеры, с диким восторгом встречает всех, входящих в выставочный зал, мол, спасибо, спасибо огромное, что пришли! А каждое представление картин превращает в праздник. (Искусствовед, директор ростовского Музея современного искусства Светлана Крузе, у которой не раз выставлялся Ильинов, сказала о нем: «Это настоящий шоу-мэн»). В прессе Максима уже окрестили Мальчиком-солнце. То ли за рыжую шевелюру, то ли за вечно праздничное настроение. Но все ли так просто?
Нажмите, чтобы увеличить.
М. Ильинов на персональной выставке


«И буду тебе небо расписывать…»

Лучше начну загодя… Когда мы только познакомились, Максим открывал очередную выставку, аккуратно снимая с полотен покрывала, целуя каждую, только что отданную на суд зрителя, картину. Даже вздохнуть страшно: магия ильиновского «таинства» завораживает.

- Я начал рисовать с раннего детства. Меня в пятом классе в художественную школу отдали. Я вначале хотел там учиться, потом - сбегал. В общем, меня плеткой доучили. Когда уже оканчивал художественную школу, меня преподаватели хвалили. (Я на международных конкурсах уже не раз побеждал.) Но, окончив ее, изрек, что стану кем угодно - только не художником! Жизнь распорядилась по-своему.

- Когда специалисты в первый раз обратили внимание на Ваши работы?

- По-настоящему это было, когда я еще учился на втором курсе училища имени Грекова в Ростове. Мы делали первую выставку в ДК «Красный Аксай». Как раз только выпустил первую колористическую серию натюрмортов, все работы написал валиком и пальцами. Буйство красок, цвета… В общем, многие уже тогда были поражены такой эмоциональностью. И с тех пор пошло как снежный ком: в том же году взял несколько премий на «Творце 21-го века» в Греково, потом побеждал и в других конкурсах… И, не знаю, наглостью ли своей, тем ли, что во всех конкурсах участвовал, и так успешно участвовал, но среди художников понемногу стали признавать.

- Вы все время употребляете термин «колоризм». Что он обозначает, применительно к искусству?

- Колоризм – это не столько способность самого человека писать, сколько способность положительной энергии, самой яркой, к буйству через человека, чуткого повествователя. Какой плюс есть у колоризма? Он не зациклен на картинах. По принципу колоризма пишутся стихи, музыка, кино сниматься может... То есть это определенная радость, но не без трагедии. Всегда человек должен четко понимать, что «хорошо», а что – «плохо». Не просто должен смотреть на вещь, но как на произведение искусства. Понимать суть, глубину всю… В мировом контексте – это выход. К сожалению, он пока маленький. Но я его расширю. Все получится, уверен. У меня дальтонизм вообще… Но не классический, а пульсирующий. Часто вместо одного цвета вижу три. Нет, чистые цвета вижу ясно. А оттенки - нет. Приходила как-то дама одна на выставку, модельер. Она спросила: «Как ты выстраиваешь цветовые композиции, это просто невероятно!» Объясняю. Сидит передо мной натура, я вижу несколько цветов локально. Всю остальную палитру, отношения цветов мозг достраивает сам. Колорит конечный я понять не могу, пока не посмотрю на натуру пару минут. Если бы я опирался на действительный цвет, который есть, все было бы гораздо скучнее. Так что, в колоризме мой дальтонизм является большим благом.

- Чем эта выставка отличается от предыдущих?

- Первые – это выставки эмоций. Нынешняя – другая совершенно! Потому что прежних импульсов стало мало: мне захотелось думать над работой. Уже не хватало натюрмортов-пейзажей. Захотелось полезть в самую суть, в глубину мира. Где это достать? Только в человеке. Вот, стал много писать натуры… Решил еще совместить с различными сюжетами: религиозными, историческими… Семья, сексуальность – меня стал интересовать весь спектр человеческих отношений, всё, что интересует не только меня, но и людей вообще… Это темы вечные. Мне было самому интересно, как я их смогу отобразить. Я не настраивался на эту выставку, но – работал. Много писал: больше ста полотен. Из них около тридцати выставил в Донской публичной библиотеке. И что получилось? Мое колористическое восприятие, моя эмоциональность плюс мысль (свершилось, наконец-то Ильинов подумал!) вызвало эффект взрыва. Удивлены были многие, так как до этого я писал картинки красиво, мощно, но в лоб. И здесь уже больше подтекста...

- Отношения с предметами, которые пишите, как складываются?

- Половина предметов из неживых, существуют благополучно, но часть – разбиваю. Потому что все предметы со мной по-разному разговаривают. Стакан говорит, что ему не нравится, как я его нарисовал. Тогда что с этим стаканом происходит? Правильно: разбиваю... С людьми сложнее. Не могу же я друга разбить, если он говорит: «Не нравится!» Людям я всегда показываю, как я пишу. Чтобы не строили иллюзий. Сложный этот вопрос взаимоотношений. С предметами-то еще ладно, а с людьми… Психологом надо быть.

- А с полотнами со своими общий язык находите?

- Есть работы-любовницы. Но в основном работы как дети. Почему их нельзя купить в галереях, а только через меня? Потому что ребенок должен жить в хорошей семье. Я говорю: «Ну что, сынок, написал я тебя, хороший ты получился, добрый. Езжай в другую семью, не балуйся». Все, отпустил.

- Но жить-то на что-то надо…

- Подрабатываю. Долго меня на одной работе не бывает, рутину ненавижу. Помогают друзья, мама еду присылает… Есть, что терять: я могу перейти на коммерческую основу, но сам себя за это буду ненавидеть. Мне легче жить вот в этом подвале, есть «анакомы» и тратить оставшиеся деньги на свои работы. Так я нахожу что-то истинное, большое, ради чего я живу. Могу и поголодать, но знаю, что получилась – настоящая работа! Может, потому что семьи пока нет, мне нечего терять, по сути...

- Вы счастливый человек?

- Счастливый… Правда, счастливый. Бывают, конечно, в жизни и трагические события. Бывает, и погрущу, но грусть какая-то благоверная... Всегда понимаю, что это период такой, и живу дальше… Бог любит испытывать людей. Особенно тех, кого любит.

- А отношения с этим самым Богом как складываются?

- Я крещеный. Но не привержен канонически: не знаю обрядов, даже «Отче наш» не знаю. Стыдно, конечно… Нет, я верующий, правда. Иногда хожу в церковь. Ничего не прошу, только сил, чтобы закончить то, что Господь мне предначертал. А потом, думаю, забирай меня к себе, и буду там тебе небо расписывать…

«Тормозов не знаю…»

А нынче… Двери нараспашку, гитара и стихи, вино и ритмичная музыка… Вот так открылась очередная персональная выставка работ Максима Ильинова – «Золотая». Нет, вру… Открылась она двумя днями ранее, и называлась она «Рамы». А дело было так…

Льет дождь. Бегу по лужам, чтобы - пораньше, чтобы успеть, пока еще в зале не так много народа, полюбоваться (уже предвкушаю!) новыми глубинами новых ильиновских образов и мыслей. Вхожу и – ахаю: на стенах, в полном соответствии с названием выставки, одни рамы. А в них листки с пока еще непонятными мне текстами. Пустые рамы. Пустая форма… Недоумение. Смешно, немного стыдно: ведь жаждала удивления!…(«Бойтесь своих желаний, ибо они сбываются!») Спрашиваю: удалось ли художнику добиться желаемого эффекта?

- Нет, не удалось. Даже сам запутался во всем! Я хотел людей научить чему-то. Вот они пришли по дождю на выставку, увидели там рамы без картин… Они обиделись. Я им говорю, что это вас ждет, если вы не измените отношение к искусству. Когда вы будете приходить домой, там будут пустые рамы (в переносном смысле). А они - обиделись. И мне это стало странно. Куда они шли? Получается, на развлекаловку. А я им о чем-то большем хотел сказать…

А в рамах-то были выдержки из философа. И имя философа – тоже Максим Ильинов. Я не утрирую: это философское видение мира, коим может похвастаться каждый из нас. Он попытался рассказать о себе, о своих творческих идеалах, о своих чаяниях, и может, даже о страхах – словами, а не картинами. Вот, например: «Есть у меня мечта: собрать коллекцию картин Максима Ильинова…» И подпись: Максим Ильинов. Самонадеянно, глупо, слишком экстравагантно? Ну, думаю, не более, чем Сальвадор Дали, скачущий обнаженным на швабре под «Танец с саблями» перед Арамом Хачатуряном. Еще одно: «Когда я встаю перед дилеммой: купить вино или краски, то покупаю вино, ибо при покупке красок не должно возникать дилемм». Это уже серьезнее.

- Все так, как есть. Многие аспекты своей жизни я не хочу менять и не буду, потому что это – время. Лишние дела, мысли мешают, а я спешу. Я не хочу перелопачивать то, что, когда у меня было много времени, я уже перелопатил. Если со временем приду к этому снова - хорошо. А сейчас я на тех же позициях. Отношения с Богом, с людьми, с собой, с деньгами, с родителями, с миром вообще - все то же самое.

- Куда Вы так спешите?

- Не знаю, и меня это настораживает. Я тормозов не знаю: куда мне нажать, чтобы немножко приостановиться и пожить? Если в кафе сижу больше получаса, чувствую, что я теряю время.

- Не возникает ужаса, паники? Ведь многие люди, которые вот так жили, не щадя себя, рано уходили. И примеров тому масса…

- Нет, не пугает. Помощник мой в этом – это Господь. Я не беспокоюсь о том, сколько буду жить. Если я еще не там, значит, что-то на Земле пока не доделал.

Про личную эволюцию Максим Ильинов теперь говорить не любит. Потому что, поясняет, его творческий метод «колоризм» – это саморазвивающееся направление. Оно изменяется, как с течением времени изменяются мысли и чувства художника, зависит от того, в каком настроении приходит зритель на выставку. Это – игра восприятия. Колоризм, говорит Ильинов, невозможно отобразить на бумаге, ибо завтра он будет уже иной. Впрочем, некоторые изменения в мировосприятии у автора произошли:

- Я в последнее время стал возвращаться к пейзажу и натюрморту. Меня по-прежнему волнует человек. Но вот по-другому же стал видеть окружающую среду. Я насильно это чувство не вызывал, просто однажды захотелось писать натюрморты и пейзажи. Потому что нет в природе никакой психологии. Она индивидуальна, органична. Природа – это бриллиант. А в человеке столько чуши, столько проблем, комплексов! Но когда пишешь природу, просто наслаждаешься! Вот у меня появился момент, когда захотелось не искать, не бегать по огороду с лопатой в надежде на клад, а просто наслаждаться тем, что до нас Великим разумом было придумано.

Художник и человек. Один живет в мирах высших, необычных, сказочных. Другой вынужден соприкасаться с голой, как-она-есть реальностью, со всеми бытовыми проблемами; жить в мире, где течет труба, где есть чувство голода и холода, где нужно выстраивать отношения с разными людьми: родными и не очень, с одаренными и обывателями, с хозяйкой дома, с девушкой, бывшей девушкой, с массой поклонников.

- Меня вообще не устраивает то положение дел, которое есть. Скажу за себя: мне часто не с кем поговорить. Вот и все. Не с кем поговорить на уровне, который мне нужен. Здесь дело не в интеллекте, а, пожалуй, в душе. Потому что основная масса людей закрыта от меня. Потеря духовности, раскрепощенности, когда можно все излить человеку, поговорить, порассуждать – вот что беспокоит. Да я вообще много думаю, и это беда моя. Почему я так много произвожу на свет полотен? Потому что, когда занимаюсь этим, я спокоен. Я даже когда любовью занимаюсь, я спокоен. Наверное, это великие инстинкты: и первое, и второе. Наверное, если мы это переменим, то вообще потеряем тягу жить.

Задавая вопросы, забываю, что я – журналист, а Максим – мой герой. Иногда сбиваюсь с заданной роли, переходя с профессионального «вы» на бытовое «ты». В этом его особенность: Ильинов дурачится и веселится или он серьезен и печален, - но он близко, рядом. Он беседует с вами через свои картины, он беседует также лицом к лицу. Он – тот, кто радуется, как младенец, видя, как радуются его полотнам пришедшие, иногда – вовсе незнакомые люди. Но внутри, глубоко-глубоко, остается печален. Один из писателей-эмигрантов ХХ века сказал: «Настоящий художник идеально и страшно одинок». Наверное, мальчик-солнце, мальчик-праздник, как называют Ильинова, тоже одинок. Он тоже эмигрант среди нас. Помочь ему? Невозможно. Да и надо ли? Он – художник по сути: неважно, признают ли его полотна в мировом масштабе сейчас или потом, или вообще когда-либо. Он художник внутри. И даже изнутри: он видит мир, как художник. Лишите его этого, объясните, что мир этот – обыден и действителен, и может быть, он погибнет. Не надо ему такой – никакой – помощи. Равно: сочувствия и преклонения. Просто… посмотрите на его картины.


СПРАВКА

Ильинов Максим Владимирович, художник, родился 29 декабря 1982 года в г. Запорожье. До 18 лет проживал в г. Кропоткин Краснодарского края, где окончил школу №11 без троек в аттестате, там же с похвалой окончил Детскую Художественную Школу. В 1995 г. стал лауреатом международного конкурса "Подводные Фантазии" в номинации "Скульптура" за работу "Подводный Самурай".

В 2000 г. поступил в Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова на факультет "Дизайн", которое окончил по специальности "Дизайн среды".

За 4 года обучения участвовал в более чем 30 выставках. Среди них в 2002-2003 гг.: "Творцы 21 века" (5 премий, в том числе за "Новаторство"), выставка "Говорить" совместно с А. Варлашиным; 2003 г. - "Мой Город" (3 место); 2004 г. - "Мелодии старого Ростова" (2 место); Областная выставка (1 место); организатор и участник фестиваля "Позитивное искусство", один из основателей ростовского Арбата, лидер творческого союза "Арт-Слобода". Неоднократно участвовал в оформлении областных праздников, среди них: "Шолоховская весна", "Фестиваль Дружбы народов", "День Победы", "65 лет Ростовской области".

В 2004 г. окончил РХУ им. М.Б. Грекова. Тема дипломной работы: "Старый Ростов. Вчера, сегодня, завтра". В том же году поступил в РГПУ на Художественно-графический факультет (отделение живописи).

Персональные выставки:
«В.Себе» (2005),
«Одеяния»(2005-2006),
«Любовь» (2006),
«История» (2006),
«Высота» (2006),
«Рамы» (2006),
«Золотая» (2006).
________________________
© Амирова Инна
Галерея
Нажмите, чтобы увеличить.
Арлекин
Нажмите, чтобы увеличить.
Будущая учительница. Англия
Нажмите, чтобы увеличить.
Завистник
Нажмите, чтобы увеличить.
Лето
Нажмите, чтобы увеличить.
Материнство свято изначально
Нажмите, чтобы увеличить.
Олимпийская
Нажмите, чтобы увеличить.
Осень с детьми
Нажмите, чтобы увеличить.
Птенцы Неаполя
Нажмите, чтобы увеличить.
Хозяйка Лаувей
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum