Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Наука и техника
Стратегия ГАЗа – не продаваться другим, а покупать других
(№1 [146] 15.01.2007)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
Нынешняя ситуация в автомобильной промышленности сложилась таким образом, что отдельные, пусть даже и достаточно крупные национальные компании, не могут составлять реальную конкуренцию ведущим транснациональным корпорациям, объединившим в своих рядах практически все наиболее известные в мире автомобильные бренды. По-видимому, это отлично понимает и новое руководство старейшего отечественного автопроизводителя – Горьковского автомобильного завода. Причем задачу превращения ГАЗа в глобального игрока международного авторынка
решено осуществлять отнюдь не путем организации в России сборки чужой продукции из ввозимых машино-комплектов. Созданная лишь в прошлом году «Группа ГАЗ» в нынешнем уже активно приобретает и адаптирует для своих целей зарубежные предприятия и технологии. Любопытно, что и само существование ГАЗа началось именно с тесного и плодотворного сотрудничества с одной из ведущих автомобилестроительных компаний того времени.

Как все начиналось
После разрушительной гражданской войны, автомобильный парк нашей страны в конце первой четверти прошлого века оказался не только весьма разномарочным, но и очень изношенным. В то же время поставленная тогда задача превращения СССР в индустриальную державу требовала значительного развития транспорта, в том числе и автомобильного. С этой целью 4 марта 1929 года ВСНХ издал приказ № 498 о строительстве автомобильного завода под Нижним Новгородом. А уже 31 мая того же года было заключено соглашение с американской фирмой Ford Motor Company об оказании последней технической помощи в организации массового производства легковых автомобилей типа Ford-A и грузовиков типа Ford-AА.
Год спустя в районе деревни Монастырка под Нижним Новгородом состоялась церемония закладки первого камня в фундамент нового завода. Ну а первый грузовой автомобиль сошел с его конвейера 29 января 1932 года, в декабре же началась сборка и легковых машин. Несмотря на то, что ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам фирмы Ford, они отличались от своих американских прототипов: на отечественных автомобилях были усилены картер сцепления и рулевой механизм. В дальнейшем конструкторы ГАЗа сумели сами создать целый ряд весьма удачных модификаций базовых моделей.
Яркой вехой в истории завода стала разработка полностью нового легкового автомобиля – ГАЗ-М1. По соглашению 1929 года этой машине также был определен фордовский прототип. Однако конструкторы ГАЗа с учетом полученного опыта производства и эксплуатации в наших условиях первой модели предложил вместо двигателя V8 с американского аналога устанавливать на «эмку» модернизированную версию уже выпускаемого четырехцилиндрового. Кроме того, были разработаны рама повышенной прочности и новая конструкция подвески. В итоге ГАЗ-М1 получился очень прочным, выносливым и неприхотливым, а на ГАЗе родилась собственная конструкторская школа.
Великая Отечественная война потребовала переориентации на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству абсолютно новые машины: полноприводные командирские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67; броневики БА-64, БА-64Б и даже… легкие танки Т-60 и Т-70. Наряду с автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и военного снаряжения.

По пути развития
Война еще не закончилась, когда на Горьковском автозаводе началась разработка новых моделей грузовых и легковых автомобилей, в первые послевоенные годы изменивших практически весь модельный ряд завода. Для этого всего за один год пришлось смонтировать заново и перемонтировать 4036 единиц оборудования.
Первым в ряду новинок стал грузовик ГАЗ-51, массовый выпуск которого начался в январе 1946 года. Этот автомобиль, прославившийся своей надежностью и экономичностью, продержался на конвейере 29 лет и до сих пор еще встречается на дорогах. Вторым был освоен ГАЗ М-20, легендарная «Победа», вписавшая яркую страницу в историю не только отечественного, но и мирового автомобилестроения. Ее несущий кузов оригинальной формы, имевший рекордно малое аэродинамическое сопротивление, в дальнейшем послужил отправной точкой для создания новых моделей многих известных автопроизводителей. «Победа» экспортировалась не только в страны Восточного блока, но в Западную Европу, и по советской лицензии под маркой «Варшава» 23 года производилась в Польше.
В 1953 году на смену ГАЗ-67 пришел более современный внедорожник ГАЗ-69, а в конце 1956 года с конвейера начали сходить автомобили ГАЗ-21 «Волга», ставшие для множества людей своеобразным символом целой эпохи. Еще три года спустя место выпускавшегося с 1950 года представительского ГАЗ-13 «ЗИМ» занял весьма совершенный по тем временам автомобиль ГАЗ-13 «Чайка».
Начиная со второй половины 50-х годов прошлого века, ГАЗом начался процесс создания мощных специализированных предприятий, в результате чего сам завод преобразовался в крупнейшее производственное объединение. Модели ГАЗ-52, ГАЗ-53А и ГАЗ-66 образовали семейство третьего поколения грузовых автомобилей, а в 1970 году на конвейер встала новая легковая модель ГАЗ-24, быстро ставшая очень популярной.
В марте 1981 года был выпущен 10-миллионный автомобиль марки «ГАЗ», в декабре 1995-го – 15-миллионный. В ноябре 1992 года Горьковский автозавод преобразован в открытое акционерное общество.

Авто на все случаи
В настоящее время ОАО «ГАЗ» производит автомобили самого разного предназначения – легковые, автобусы, грузовики для сельского хозяйства и армии, специальную автотехнику и внедорожники. Модель ГАЗ-31105, с нынешнего года получившая американский двигатель Chrysler 2,4 L DOCH, и полностью обновленный интерьер, по видимому станет последней в истории «Волгой».
А вот популярнейшим «Соболям» и «ГАЗелям» с самыми различными типами кузовов (автобусы, фургоны, легкие коммерческие грузовики, автомобили «Скорой медицинской помощи» и т.д.) реальной замены пока не видно. Поэтому идет процесс их дальнейшего совершенствования. Так, например, с сентября нынешнего года часть этих машин комплектуется силовыми агрегатами Chrysler, заметно повышающими их потребительские качества (увеличение надежности, снижение расхода топлива, лучшая приспособленность к экстремальным температурным условиям при зимней и летней эксплуатации).
Крупным успехом ГАЗа в 2006 году стала победа в общероссийском тендере на поставку автомобилей «Скорой медицинской помощи» в рамках выполнения национального проекта «Здравоохранение». За шесть с половиной месяцев медики из различных регионов России получили 6723 специализированных автомобиля, оснащенных в полном соответствии с современными требованиями к таким машинам. Завод выполнил государственный заказ полностью и точно в срок. Докладывая 13 ноября Президенту России о ходе реализации национального проекта, председатель президиума Совета по реализации нацпроектов Дмитрий Медведев отметил: «Программа по поставкам машин «Скорой помощи» выполнена полностью. Качество машин – отменное. И в следующем году будет тот же объем».
Кроме того, автомобили Горьковского автозавода пополнили и автопарк МВД России. Среди них 80 «ГАЗелей»-оперативная часть, «Соболи», оборудованные для работы кинологов и 13 уникальных бронированных спецавтомобилей-внедорожников «Тигр». «Мы убедились, что отечественные автомобили ничем не уступают мировым образцам и позволяют качественно решать задачи по охране правопорядка» – сказал прибывший в Нижний Новгород на торжественную передачу машин Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.
Не остается без внимания руководства завода и грузовое направление. Еще в декабре 2004 года началось серийное производство городских грузовиков «Валдай», отличающихся современным дизайном, отличной маневренностью, низкой погрузочной высотой, большой грузоподъемностью и хорошими динамическими показателями. Уже произведено порядка 5000 таких машин, а в августе нынешнего года начат выпуск длиннобазных версий «Валдая» с однорядной и двухрядной кабинами.
ГАЗ – первое российское предприятие, на котором уже три года действует новая производственная система организации труда, принятая в крупнейших автомобилестроительных компаниях мира. С момента ее внедрения возрос суточный темп выпуска продукции, повысилось качество, снизились издержки и объемы незавершенного производства.
Предприятие имеет достаточно разветвленную дилерскую сеть. В настоящий момент продукция марки «ГАЗ» представлена как в России и странах СНГ, так в 30 других странах мира. В 2006 году состоялись презентации новых дилерских центров автозавода в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Казани, Ставрополе, Перми, Пятигорске, Волгограде, Нижневартовске, начато строительство автоцентра в Новосибирске. Новые подходы к системе реализации, повышение качества гарантийно-сервисного обслуживания, создание новых дилерских центров, соответствующих требованиям завода по фирменному оформлению и техническому оснащению позволили увеличить объемы продаж, в том числе и на экспорт (см. табл. 1). Так, например, в октябре заключен контракт с компанией «Iran Khodro Disel» на поставку в Иран микроавтобусов «ГАЗель». Дистрибьюторское соглашение предусматривает экспорт автомобилей в течение ближайших трех лет на сумму более 200 млн. долларов.

Объем реализации продукции ОАО «ГАЗ» в 2005 – 2006 годах на рынках России, СНГ и дальнего зарубежья
Шесть месяцев 2006 года Шесть месяцев 2005 года
Автомобили, шт.: Рынок РФ Рынки СНГ и ДЗ Рынок РФ Рынки СНГ и ДЗ
- легкие коммерческие 54 540 14 516 48 389 12 748
- легковые 21 387 2 747 21 655 2 712
- грузовые 8 019 3 016 6 869 1 799


С 1 сентября цены на автомобили марки «ГАЗ» стали едиными по всей территории России. Вследствие этого заметно снизилась стоимость машин в географически удаленных регионах. Например, на Дальнем Востоке цена на легковые автомобили уменьшилась на 17 тыс. рублей, а на коммерческую технику – от 24 до 55 тыс. рублей. Цель изменения ценовой политики – максимальное приближение продукции к покупателям и дальнейшее совершенствование комплекса услуг сервисно-сбытовой сети. Теперь клиенты кроме обычного посещения дилерского центра могут оформить заказ у дилера по новой цене из офиса или дома, ознакомившись с фактическим наличием автомобилей в Интернет-магазине «ГАЗ» на сайте производителя.
В настоящее время доля ГАЗа в производстве автомобилей в России составляет: 5 % - легковых; 55,6 % - грузовых; 47,9 % - автобусов. Годовой объем производства составляет более 230 тысяч автомобилей, из них – 53,4 % грузовые, 17,2 % - автобусы, 26,7 – легковые, остальные – спецтехника.

Реорганизация…
На самом рубеже веков ОАО «ГАЗ» вошло в холдинг «РусПромАвто», организованный концерном «Сибирский алюминий». А в марте 2005 года путем реструктуризации производственных активов «РусПромАвто» создана «Группа ГАЗ», в состав которой вошли: ОАО «ГАЗ» и его дочерние предприятия; четыре автобусных завода (ПАЗ, ГолАЗ, КавЗ, ЛиАЗ); Саранский завод автосамосвалов; Канашский автоагрегатный завод; ярославские заводы по производству дизелей и топливной аппаратуры; а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние и снабженческие организации.
Год спустя в «Группе ГАЗ» был создан коллегиальный управляющий орган – правление, заменившее единоличный исполнительный орган – Генерального директора компании. Эти изменения, направленные на повышение качества корпоративного управления, завершили важный этап реорганизации бизнеса – формирование матрично-дивизионной организационной структуры группы. Председателем правления был назначен Петр Золотарев, генеральный директор ОАО «Русские машины» – мажоритарного акционера ОАО «ГАЗ». В состав правления вошли ключевые функциональные менеджеры и руководители дивизионов.
10 июня 2006 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «ГАЗ». На состоявшемся в тот же день заседании Совета директоров ОАО «ГАЗ» Председателем Совета был избран Петр Золотарев. Новым Председателем правления «Группы ГАЗ» назначен Эрик Эберхардсон, занимавший ранее пост заместителя Председателя правления по стратегическому развитию. Как сказал Петр Золотарев: «Эрик Эберхардсон – один из уникальных профессионалов в отечественной автомобильной отрасли, который сочетает опыт работы в одном из крупнейших международных автомобилестроительных концернов с длительной практикой работы в России и странах СНГ. Под его руководством осуществлялась разработка пятилетней стратегии «Группы ГАЗ», а также были приняты многие важные решения по реорганизации управления компании. Акционеры ОАО «ГАЗ» уверены, что, встав во главе компании, г-н Эберхардсон обеспечит выполнение стоящих перед ней амбициозных задач по повышению эффективности работы, внедрению лучших международных практик организации бизнеса и увеличению его акционерной стоимости».

…и ее первые плоды
Первым шагом в международной экспансии «Группы ГАЗ» стало подписание соглашения с корпорацией DaimlerChrysler о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant (штат Мичиган, США), где производятся легковые автомобили Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а также лицензии на это производство. Оборудование уже поступает на Горьковский автомобильный завод, где будет организовано выделенное сборочное предприятие, полностью соответствующее мировым стандартам, что позволит «Группе ГАЗ» осуществлять производство и продажу этих моделей под собственным брэндом.
В будущем году, в соответствии с планом, начнутся монтаж оборудования и пуско-наладочные работы. Сопровождать создание производства, системы качества, запуск и процесс сборки будут американские специалисты. Первые автомобили сойдут с конвейера нового завода в 2008 году. Первоначально мощности завода составят 65 тыс. легковых автомобилей ежегодно. Также планируется заключить эксклюзивное долгосрочное соглашение на поставку двигателей производства DaimlerChrysler из г. Салтилло (Мексика), которые будут использоваться для установки на легковые и коммерческие автомобили.
Как отметил вице-президент по слияниям и поглощениям DaimlerChrysler Джон Стелман, «продажа лицензии за рубеж обеспечивает эффективное продолжение жизни качественного продукта и производственных мощностей». Эрик Эберхардсон подчеркнул намерение российской компании «существенно поднять технический уровень производимого нами продукта, в том числе и коммерческих автомобилей. Мы предложим новое качество за вполне разумные деньги и уверены, что потребители это оценят».
Подтверждением сказанного является приобретение «Группой ГАЗ» 100 % акций компании LDV Holdings – производителя легких коммерческих автомобилей (LCV). Приобретение LDV – часть стратегической программы «Группы ГАЗ», включающей в себя приобретение новых технологий, заключение стратегических альянсов с зарубежными автомобилестроительными корпорациями, увеличение масштабов бизнеса и выход на новые экспортные рынки.
Продукция LDV Holdings – автомобили семейства Maxus получили несколько престижных наград в Великобритании, в том числе – первый приз в конкурсе Motor Transport Awards в июле этого года. «Группа ГАЗ» планирует развивать производство Maxus в Бирмингеме, расширяя модельный ряд, наращивая объёмы продаж и выходя на новые рынки сбыта. В дальнейшем планируется также организовать производство модели на Горьковском автомобильном заводе в Нижнем Новгороде.
Внедрение новой модели позволит в кратчайшие сроки предложить клиентам новый продукт, который дополнит существующую продуктовую линейку «ГАЗелей/Соболей» в более высокой ценовой группе, получить доступ к новейшим технологиям и опыт конструирования и производства современного продукта, а также базу для разработки нового поколения LCV, ориентированного и на российский, и на глобальный рынки.
Для управления производством в Великобритании и развития экспортных направлений «Группа ГАЗ» привлекла на работу двух британских менеджеров, входящих в число наиболее авторитетных руководителей отрасли. Должность председателя Совета директоров LDV Holdings займёт Мартин Лич, в прошлом – президент и директор по оперативным вопросам Ford Europe и генеральный директор Maserati SpA. Генеральным директором станет Стив Янг, в прошлом работавший главой автомобильного направления в международной консалтинговой компании A.T. Kearney, а также занимавший руководящие должности в компаниях British Leyland и Ford Europe.
Владельцем 100 % акций LDV стала специально созданная британская компания GAZ International, которая, в свою очередь, является 100 % дочерним предприятием ОАО «ГАЗ». Помимо управления существующим бизнесом компания будет заниматься поиском и анализом возможностей для расширения деятельности группы за рубежом.
Комментируя своё решение войти в число руководителей международного бизнеса «Группы ГАЗ», Мартин Лич заявил: «ГАЗ – компания с огромным потенциалом, которая имеет реальную возможность войти в число глобальных международных игроков на рынке коммерческой техники. Занимая отличные позиции на быстрорастущем российском рынке, будучи готовой к инвестициям и внедрению лучших управленческих практик, группа может стать одним из наиболее впечатляющих примеров трансформации и быстрого роста в современной автомобилестроительной отрасли».
Также «Группа ГАЗ» собирается подписать соглашение о партнерстве с канадским предприятием Magna, в рамках которого планируется организовать современное производство комплектующих. Собранные на новом СП детали будут устанавливать в первую очередь на Chrysler Sebring и Dodge Stratus. По предварительным данным, в Нижегородской области будет организован выпуск широкой гаммы комплектующих, включая пластиковые детали (бамперы, панели салона и так далее).
На пресс-конференции «Группы ГАЗ» в рамках Московского международного автосалона - 2006 Председатель правления «Группы ГАЗ» Эрик Эберхардсон сказал: «Мы представляем сегодня не просто образцы новой техники, а новую компанию, не похожую на ту, что вы видели в прошлом году».
По его словам, группа выполнила все основные задачи, которые предусматривала ее стратегия: завершается реструктуризация компании, реорганизовано управление, создается объединенный конструкторский центр.
Учитывая все вышесказанное, вполне можно предположить, что уже через несколько лет транснациональная корпорация GAZ может уверенно войти в число ведущих мировых автопроизводителей.

Наша справка

Эрик Эберхардсон родился в 1970 году в Стокгольме. Окончил Технологический институт в Стокгольме и Университет Уппсалы по специальности «Международное бизнес-администрирование». Работал в компании Ferronordic AB - дистрибьюторе Bombardier Transportation в Швеции.
В 1996 году — создал и возглавил представительство Volvo Truck Corporation на Украине. С 1998 года — генеральный директор Volvo Ukraine. Затем – глава представительства Volvo Construction Equipment в России (производство строительной техники).
С 2005 года - заместитель Председателя правления по стратегическому развитию «Группы ГАЗ», с 2006-го - Председатель правления.

Наша справка

Компания LDV Holding расположена в Бирмингеме, Великобритания. Занимается разработкой, производством и распространением легких коммерческих автомобилей семейства MAXUS. Планируемый объем продаж в 2006 году – 10 000 автомобилей, планируемый оборот – 140 миллионов британских фунтов. На предприятии работает около 850 человек.
Технические характеристики автомобилей семейства MAXUS:
- передний привод, несущий кузов;
- полная масса: 2,8 / 3,2 т. / 3,5 т.;
- грузоподъемность: 1074 – 1616 кг.;
- модельный ряд включает: фургон, комби, автобус 14+1 мест;
- двигатели: 95 л.с. или 120 л.с. (оба – дизельные).

____________________________
© Костянов Александр Аркадьевич
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum