Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Ориентиры на гармоничное образование
(№1 [146] 15.01.2007)
Автор: Юрий Русинов
Юрий Русинов
(Комментарий к статьям, посвященным высшему образованию в России)

Если мы выбрали идеологию гражданского общества, то жестокая правда о состоянии высшего образования в России [1] обязывает каждого сделать все, чтобы исправить ситуацию, и как можно быстрее. Наши самые симпатичные в мире девочки (каждая вторая - модель!) ругаются матом в коридорах университетов - в порядке стихийной разрядки напряжения бунта после оценки не знания, а величины взятки. Чиновники занесли заразу в университеты, а студенты вынесут ее в социум с преобразованием инертной культуры чиновников в инертную культуру социума. Это уже не те российские университеты, где в основной массе были студенты при шпагах, и "честь имели" как офицеры. Сын отказался продолжить образование в вузе, мотивируя свой отказ вопросом: "А чему они нас там научат?!". И семейный бюджет не выдержал бы этого испытания. Критерий отбора в вуз - не уровень подготовленности абитуриента, а платежеспособность семьи.

Расставляя ориентиры для нового федерального университета, Анна Князева, в статье "Городской университет: назначение, устройство, организация" [2], сознательно упускает из внимания ситуацию. Педагоги знают, во что обходится оплошность в организационном моменте. (Если бы в российской "перестройке" был организационный момент, то мы не имели бы столь глубокого провала в анархию.) Поэтому Анна Князева расставляет ориентиры четко и однозначно, независимо от уровня их разработки и от ситуации. Перечислю только те ориентиры, которые запомнились.

"Государственный университет - фактор развития города - центр подготовки ответственных и компетентных граждан. ... Элемент стратегии взаимодействия города и мирового сообщества" на основе Болонской декларации.

"Высшая школа - важнейший фактор развития начального и среднего образования".

Учебный процесс должен проходить параллельно с производством знаний, где "проектные группы активизируются по ключевым направлениям".

"Учебный процесс - это смена представлений о себе, окружающем мире, способах работы". ... Это "формирование у студентов навыков осознания, осмысления и самоопределения в построении образовательной и профессиональной траектории".

Такие ориентиры - явно не для замордованной тоталитарным режимом серой массы. "Самоопределение в построении образовательной и профессиональной траектории" - это для гражданского общества, где свобода "построения" - условие гармоничного (красивого, соразмерного, устойчивого) развития социума [3].

Но это ориентиры в самом общем приближении. При более тонком разрешении остаются без ответа вопросы, поставленные Анной Князевой в статье "Инновационное инженерное образование". "Что необходимо современному инженеру, чтобы создать человеческую среду? Представителями каких сфер возможно обсуждение этого вопроса, непротиворечивое трепетным представлениям об устройстве социума?" [4].

Частично в той же статье Анна Князева ответила на этот вопрос словами Маяковского: "Если на технику не надеть эстетического намордника, то она перекусает все человечество". А в 1949 году, в статье "Эволюция души" [5], это же предостережение высказывал И.И. Сикорский: "Если тот или иной вид ... не достигнет в своем ... развитии такой высоты чувств и побуждений, которые необходимы при уровне уже достигнутого им умственного (технического) развития, то он обречен на деградацию или вымирание".

Мышление человека устроено по закону сохранения симметрии приращений "художественного" и "научного" мышления [3], где нервное напряжение, сохраняющее симметрию при отсутствии того или другого, реализуется на решение проблемы, но если решения нет, то - на разрушение. (Если противотоку создается помеха, то симметрия приращений сохраняется диссипативным распадом (вихревыми токами) [8].) Благодаря гармоничному развитию "художественного" и "научного" мышления И.И. Сикорский был преуспевающим конструктором сложнейших летательных аппаратов и преуспевающим предпринимателем в США (заметим, в России не получилось).

Федеральные университеты объединяют в себе "технические" и "художественные" вузы. Если факультеты будут по-прежнему отгорожены друг от друга априорными заборами специализаций, то студенты будут лишены возможности гармоничного развития "художественного" и "научного" мышления. Это все равно, что, располагая двумя ногами, одни будут прыгать на левой ноге, а другие - на правой. (У одних студентов активизируется левое полушарие, у других - правое [6].) На вопрос, как обеспечить гармоничное развитие тех и других специализаций, у господствующей парадигмы ответа нет. Но то, что это условие выживания - выражено в ответах Маяковского и Сикорского.

Для определения стратегии образования необходимо адекватно сориентироваться в ситуации, в которой очутилась наука. В известной индийской басне мудрецы с завязанными глазами нащупывают ноги слона и заявляют, что перед ними отдельные деревья. Так появился целый лес специализированных наук, и обнаружить слона на месте этого леса - задача современной науки. ("Пришло время смотреть физику от основания, не полагаясь на пути прошлого" [7].) Автор увидел "слона" в форме единого поля волн [8] с общей волновой механикой для астрофизики, физики, химии, биологии, энергетики, информатики и техники (это развитие идей Шредингера и Джинса). Отсюда - волновые технологии в промышленности с теми же степенями свободы, которыми владеет природа, и отсюда - фундаментальное образование, из которого производны все специализации.

С гармонизацией "художественного" и "научного" мышления нам будут понятны слова Сикорского: "Совершенствование человеческой души в подготовке к тайне перехода на высший уровень жизни - это самое важное из того, что происходит на Земле. Именно это наполняет высоким, прочным смыслом земную жизнь" (Нью-Йорк, 1949) [5].

Литература:

1.     Акопов А. Российская высшая школа накануне реформы. Какой? "RELGA", № 11[133] 04.06.2006.
2.     Князева А. Городской университет: назначение, устройство, организация. "RELGA", № 20[142] 07.11.2006.
3.     Русинов Ю. Самоорганизация социумов по алгоритму сохранения. "RELGA", № 23 [145] 25.12.2006.
4.     Князева А., Волков В. Инновационное инженерное образование в городе. "RELGA" №18[140] 01.10.2006.
5.     Сикорский И.И. Эволюция души. "Русский мир", №2, 2002. .
6.     Русинов Ю. Закон сохранения симметрии, метаметодология.// Интернет-конференция "Гуманитарная методология в контексте модернизации российского образования". 15.10.04 - 15.01.05. .
7.     Dynes R., Shapero D.S. BRA, USA. .
8.     Rusinov Yu.I. Fundamental character of the field structure in formation of atmospheric and ionospheric layers: unified field of waves.// Proc. SPIE Vol. 5397, Part II, p.355-363. (2003).
_______________________________
© Русинов Юрий Ильич

Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum