Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Творчество
Нина Русланова
(№11 [41] 08.06.2000)
Автор: Лариса Сегал
Лариса Сегал

"Гляжу в озера синие,
в полях ромашки рву,
зову тебя Россиею,
единственной зову…"


Когда слышишь эту песню, перед глазами сразу предстает героиня телефильма "Тени исчезают в полдень", которую пронзительно, до предела достоверно сыграла Нина Русланова. Когда спрашиваешь об этой актрисе, многие вспоминают ее роль в телесериале "Цыган" по роману Анатолия Калинина. Очень уж фактурно она сыграла сельскую женщину: беспутную, взбалмошную, но добрую и несчастную. Ее Катька-аэропорт подкупала зрителя неубывающим оптимизмом и искренним задором.

Запомнились также работы Руслановой в кинофильмах "Афоня", "Собачье сердце", "Небеса обетованные", "Забавы молодых", "Знак беды", "Не стреляйте в белых лебедей". Мне очень нравится ее роль в нашумевшем фильме "Зимняя вишня". Героиня Нины Руслановой - зав. автобазой Лариса, шибко деловая, грубоватая, но независимая и верная. Она полюбилась зрителям не меньше, чем главная героиня в исполнении томной Елены Сафоновой, теперь живущей в Париже.

Русланова привносит в создаваемые образы много своего эго, в них проглядывают отголоски ее детдомовского детства. Особенно это чувствуется в острохарактерных ролях.
Как она мудро сделала, что ступила на актерскую стезю! А ведь могла пойти по другому пути после окончания строительного училища. Подсказать было некому: выросла в детском доме. Там ее окрестили на всю жизнь Руслановой за громкий и сильный голос, как у известной русской певицы Лидии Андреевны Руслановой.
Годы, проведенные в детдоме, наложили отпечаток на все ее дальнейшее существование: умение постоять за себя, целеустремленность, лошадиная работоспособность и желание сделать что-то стоящее в этой жизни. Все это удалось ей сполна!

Первая работа Руслановой в кино - роль деревенской девушки в кинофильме режиссера Киры Муратовой "Короткие встречи". Читатель, возможно, помнит, что ее партнером был совсем молодой Владимир Высоцкий. Широкое знакомство с актрисой состоялось в многосерийном телефильме по роману Анатолия Иванова "Тени исчезают в полдень". Сериалы только входили в моду, и вся страна напряженно следила за перипетиями судеб героев. Нина Русланова играла первую "председательшу" таежного колхоза Марью Воронову, статную красавицу "с ясными глазами цвета вызревающей черемухи".
В кинофильме режиссера Алексея Германа "мой друг Иван Лапшин" она играет актрису Наталью Адашову. Ее героиня просто шикарна: изысканные манеры, элегантная внешность, ну, прямо Муза. Партнерами Руслановой выступили два Андрея - Миронов и Болтнев, беспредельно талантливые и неповторимые, но, увы, рано ушедшие из жизни.


Впрочем, я чуть-чуть отвлеклась. Вернемся в столицу Удмуртии, в март 1998 года. Именно в это время должны были проходить гастроли Московского драматического театра им. Рубена Симонова (худ. руководитель - народный артист СССР Юрий Яковлев). Театр приезжал в Ижевск уже не первый раз, но интерес к нему не ослабевает. Высокий профессионализм мастеров сцены и талантливая молодежь - вот главный секрет успеха.
В тот памятный вечер давали старинные русские водевили "Девушка-гусар" Федора Кони и "Дайте мне старуху" Василия Савинова. Русланова была занята во втором водевиле в главной роли - московской дамы Прасковьи Петровны Клецкиной. Как она играла! Нет, не играла, она жила в образе! Шквал эмоций, водопад энергии обрушивается на зрителя, когда Нина Русланова у рампы.

Внезапно я вспомнила, что она прежде работала в театре им. Вахтангова, где смогла сыграть за 15 лет лишь 3 роли. Подумать только! Хорошо, хоть кинематограф оценил ее по достоинству. Начиная с 1967 года Русланова постоянно занята на съемочной площадке, сыграла более чем в 60 лентах. Она показала, что ей по плечу любая роль - от крайне комедийной до крайне трагичной. Ей подвластны и гротеск, и фарс, и высокий драматизм.
Читатель, безусловно, согласится со мной, если интересуется творчеством актрисы. Свой неповторимый талант она доказала в недавних киноработах. В кинофильме "Я свободен, я - ничей" у Нины Ивановны превосходный дуэт с Валентином Гафтом, в телефильме "Бедная Саша" (премьера состоялась в канун Нового, 1998 года) - не менее прекрасный дуэт с Александром Збруевым. В 1998 году ей было присвоено звание "Народная артистка России".

… После спектакля мне было не совсем удобно задерживать надолго любимую актрису, а она легко и просто согласилась.
И вот мы сидим рядышком в гримерной. Я - млея от восторга, она - устало затягиваясь сигаретой. Очень красивое русское лицо: высокий открытый лоб, добрый, но твердый взгляд, милая улыбка. "Наверное, с таких женщин писал портреты Венецианов", - подумалось мне.

- Что считаете важным в своей работе, Нина Ивановна? - не очень удачно поинтересовалась я.
- К зрителям надо идти с открытой душой, - не раздумывая долго, ответила она. - Только тогда они оценят твое творчество по достоинству.
- А какая Вы в жизни - больше задумчивая или больше затейница?
- Разумная. Люблю свободу. Жизнь такая непредсказуемая. Не умею, да и не хочу раскладывать все по полочкам. Так скучно…
- Стать актрисой - это мечта детства?
Нина Ивановна вздохнула:
- Скорее, юности. В г. Богодухове Харьковской области работала штукатуром, а втихомолку мечтала о театре.
Непростым был ее путь в Щукинское училище, зато никогда не пожалела, что выбрала именно его. Какие ребята учились рядом! Борис Галкин, Леонид Филатов, Александр Кайдановский. Их успехам не завидовала, а тянулась за ними. Поначалу в напряжении и сомнении, но жизнь доказала лучше любого адвоката: правильно сделала выбор! Как говорят, талант - его не скроешь…
- Нина Ивановна, я слышала, что Вы стали преподавать в родном училище. Что это Вам дало?
- Многое. Я учу ребят и учусь сама.
- Это как?
- Очень просто: учу их быть профессионалами, обожаю это слово! И сама стараюсь повышать свой творческий уровень.
- Но Вы уже доказали свой талант! Своими ролями и в театре и в кино много раз! - разгорячилась я.
- Спасибо за похвалу, хотя, честно говоря, я это не особенно люблю.
В этой связи мне припомнилось высказывание ее партнера по кинофильму "Афоня" Е.П.Леонова, к сожалению, ушедшего из жизни: "Мастерство в любом деле хорошо. Но опасно, когда, научившись всему, молодой актер впадает в гордыню, дескать, я мастер, мне все подвластно. Тут и первый шаг к профессиональной гибели…"

- Знаешь, профессионализм и талант неразрывно связаны, - убеждала меня Нина Ивановна. - Вы покажите мне талантливого человека и чтобы он не был профессионалом. Нету такого!
- А среди коллег есть у Вас кумиры?
- О, я обожаю и преклоняюсь перед Фаиной Раневской и Людмилой Целиковской! Они истинно талантливы и самобытны! Жаль только, что кинематограф мало их снимал.
- А чтобы Вы хотели сыграть сейчас?
- Теперь мало возможности нормально работать: то сценарий не устраивает, то денег нет на съемку. Но я не отчаиваюсь. Будет и на нашей улице праздник, вот увидите!
- А я и не сомневаюсь. Разрешите традиционный вопрос: Ваши увлечения?
- Чтение романов. Только вот урывками читаю, сейчас некогда. С дочкой, ей 21 год, строим дачу, насадили цветов. Я их обожаю!
- Поэтому, видимо, ОРТ и пригласило Вас выступить в рекламе "В мире цветов", да? - улыбнулась я.
- Ну, точно угадала! - лукаво прищурилась Нина Ивановна.
Я возвращалась домой, переполненная чувствами и эмоциями. Какая женщина! Какая умница! В ней столько таланта и сердечности, что с лихвой хватило бы на троих. Я очень благодарна судьбе за эту встречу.
___________________________
© Сегал Лариса Илларионовна

Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху
Статья об уникальных природных явлениях на территории Ростовской области, в том числе образцах первобытного ис...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum