Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
«С дипломом в жены скорей возьмут!»
(№2 [147] 05.02.2007)
Автор: Александр Обертынский
Александр Обертынский
Ежегодно журналистские факультеты вузов «выбрасывают» на рынок труда сотни юных «мастеров пера». И где ж они? «Исчезают в житейском море». Похоже, что в газеты и журналы прямой дороги им нет. А в Москве ли, в Барнауле, у нас в Ростове-на-Дону, в какую редакцию ни загляни, всюду стон: «Где взять молодого журналиста?»

Как не вспомнить тут Владимира Яковлева, основателя издательского дома «Ъ», который дважды и успешно объявлял набор кадров в газету с единственным условием – без журналистского диплома. Тогда выяснилось, что любой образованный человек за полтора месяца научится писать вполне пристойные корреспонденции, брать интервью и т.п. Было б желание! Кстати, «золотое перо» нашей газеты «Крестьянин» Виктор Иванович Шостко имеет диплом железнодорожного инженера…

Дошло до то того, что прославленный факультет журналистики МГУ объявлен был в газете «Известия» «ненужным», а публицист Максим Соколов предложил профессиональную подготовку газетчиков перевести из вузов в училища, типа ремесленных (см. журнал «Эксперт», № 49, 2006).

Что следует отсюда? Высшее наше образование очевидно оторвано от реальных потребностей жизни. Речь, конечно, не об одной только журналистике. Послушайте врачей, экономистов, инженеров, музыкантов, архитекторов – та же печаль, молодые дипломированные специалисты не готовы к труду. А вузов у нас теперь - хоть отбавляй…

Если согласиться, что у высшего образования несколько задач и целей, то сегодня оно не справляется с самым простым и понятным: не готовит юношей и девушек зарабатывать себе на хлеб. Будущие журналисты, приходящие в наш издательский дом на студенческую практику, не знают, как добыть информацию, не умеют ясно излагать мысли и общаться с людьми (главные составляющие профессии).

Но вот что поразительно: сама вузовская молодежь отнюдь не спешит получить элементарные полезные навыки в газете. Из десяти студентов-практикантов к редакционному заданию серьезно относится один, в лучшем случае – два. Остальные из года в год приходят к нам на практику, чтобы отметиться. Работать по специальности они, судя по всему, не собираются и реального представления о выбранной профессии совершенно не имеют. Свидетельство о высшем образовании нужно им для престижа. «С вузовским дипломом в жены скорей возьмут!» - смеются практикантки.

Наверно, им видней, но вузовский диплом едва ли цементирует семью и вообще достойную человеческую жизнь. Вообще диплом, дающий право на деятельность, к которой человек не подготовлен, - опасная бумага. Говоря ученым языком, он подталкивает к ложной социальной самоидентификации. А если просто сказать: к пусканию пыли в глаза – себе и другим.

Слышу, юный дипломированный газетчик, не умеющий писать (а также - читать, понимая прочитанное) важно рассуждает о «журналистской неприкосновенности», якобы необходимой, «чтобы исполнить свой долг». Долг же свой он разумеет в духе девиза на здании старинного американского университета: «Учитель жизни, несущий свет». Когда объясняешь ему, что журналистика – это услуга, и не «учить» людей следует, но по возможности удовлетворять читательские потребности, - когда ему это говоришь, он слушать не желает, обижается. Еще бы! В вузе ему внушили, что, получив диплом, он встал в ряды «четвертой власти» и будет теперь «контролировать чиновников, оппонируя администрации».

Кто объяснит ему, что журналисту приходится сегодня работать в пустом общественном пространстве, где резонанс невозможен, и критические публикации превращаются в отдельные скандальные выкрики, от которых власть только досадливо морщится?

Да, журналист призван «контролировать и оппонировать», но притом полезно помнить, что власть прислушивается прежде всего к доводам, исходящим от собственных ее структур, но не от прессы, а читатели склонны с помощью газетной критики компенсировать ущербность своего социального положения («как хорошо, что врезали начальству!»). Вообще читатели с трудом воспринимают информацию, противоречащую той картине мира, которую они для себя создали…

Кто объяснит будущему газетчику, что работа в печати связана с тяжелыми нравственными нагрузками, и серьезный журналист всегда стоит перед выбором: как сохранить верность себе, своей читательской аудитории, своим коллегам, своим работодателям? У журналиста ведь есть право не только говорить, но и молчать, и этим правом тоже следует достойно пользоваться...

Пока в вузы не придут – на правах главных действующих лиц! – практические работники СМИ, факультеты журналистики останутся глухими к вызовам жизни. Наверное, разумно будет к вступительным экзаменам на такие факультеты допускать людей, уже имеющих некий жизненный опыт (так делается, сколько я знаю, на Западе). Уместны будут и «Творческие мастерские», возглавляемые авторитетными журналистами, которые сами наберут себе слушателей.

Конечно, к этому делу надо подступаться «осторожно и задумчиво» (пользуюсь словами незабвенного Михаила Зощенко). Проблема в чем: кому доверить отбор будущих наставников молодежи? Какими общими критериями руководствоваться?

Но пора уже и пробовать! Иначе журналистский диплом, и правда, вскоре станет разве что пропуском в свадебный салон. Благо на факультетах журналистики сегодня учатся в основном девушки.
_____________________________
©Обертынский Александр Яковлевич
Опубликовано в журнале "Журналист".
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum