Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Культура, эстетика, политика. Культурологическая концепция
(№3 [148] 25.02.2007)
Автор: Юрий Русинов
Юрий Русинов
Если с позиции пешехода при взгляде на улицу мы увидим только архитектурные и дизайнерские формы, а пешеходов не заметим, значит, архитекторы и дизайнеры были ориентированы на ценность своих изделий, а про человека забыли. Если увидим только пешеходов, то можем заметить: идет роскошная шуба по улице, а вот идет прекрасная женщина (шубу, в которую она одета, не заметили!). Это образно-эстетическая информация, в которой выражены две ценностные ориентации архитекторов и пешеходов - в одном случае ценностями являются улица и шуба, а в другом - человек. Ценностная ориентация в одном случае - признак потребительской культуры, а в другом - признак... Здесь мы остановимся в затруднении. Как же назвать (определить) культуру, в которой значителен человек, а улица и шуба - всего лишь паспарту, преподносящее человека?

В истории человечества было множество культур, и все отличались ценностной ориентацией. У Эллинов свободный гражданин был на равных с богами, и это достоинство было подтверждено, после победы над властолюбивым царьком, сооружением Парфенона, который и поныне воспринимается как символ гармонии мира и величия человека. Это было естественное мироощущение, которое без усилий выражалось как само собой разумеющееся во всех творениях эллинов (таково свойство культуры).

Свободный римлянин свое гражданское достоинство тщательно оберегал ограничением власти двух консулов, избираемых на два года. (Считалось, что за два года они не успеют обрасти коррупцией.) Гай Юлий Цезарь силой заставил сенат признать себя единственным консулом всех городов, и всюду культивировал свое возвышение за счет унижения толпы. По версии, изложенной в [1], эта технология возвышения за счет унижения человека запрограммировала разрушение Рима и была причиной провала цивилизации в темноту средневековья. (Эстетически признак разрушения Рима выразился, например, в архитектонике Пантеона.) Потребовалось более тысячи лет для возрождения чувства собственного достоинства человека, и это чувство стало эстетической доминантой во всех творениях эпохи Возрождения - в архитектуре, в изобразительном и декоративном искусстве, в литературе и музыке.

Заметим, ни одна культура, основанная на унижении человека, не была устойчивой. А вот культуры, ориентированные на ценность природы устойчивы. Северные народы Сибири и Аляски помнят затопления и осушения материков, произошедшие десятки тысяч лет назад. В современной Японии поклоняются природе такой, какая она есть (ее символы: ветка сакуры, вулкан, каменные сады и т.д.), и этот культ природы дополняется культом мастера. Примечательно, что ценностная ориентация на природу и человека-мастера остается в Японии неизменной при всех политических и научно-технических революциях. Значит, устойчивость культуры обеспечивается устойчивостью ценностей, на которые культура ориентирована.

Природа создавала экосистему планеты миллиарды лет, а разрушить ее можно за сто лет. Еще в моем детстве вода была первозданно чистой в реках и озерах. Сегодня мы имеем чистую воду только в бутылочках. Еще с высоты ТУ-104 Ангара выделялась изумрудной чистотой, а с ТУ-134 стала мутно-серой. С Боинга она, наверное, уже стала мутно-желтой, как Енисей или Обь. При Пушкине осетры водились в Москве-реке. Бывшие в изобилии в реках и озерах Сибири - хариус, караси, щуки - сегодня быстро вытесняются маленькой зубастой черной рыбкой типа пираньи. И даже человек - самое удивительное творение природы - уничтожался в войнах и отборном геноциде ХХ века десятками миллионов, непонятно, кем, зачем и почему. (Рабочая версия - эхо от провала в средневековье.)

Известный публицист Вильям Олтманс (Голландия), в частном разговоре с автором в 1977 году, выразил беспокойство, что человечество уронило свое достоинство до уровня "плесени, разрушающей планету". После этого памятного разговора автор вернулся к исследованиям критериев гармонии (понял их чрезвычайную актуальность), и при первой возможности приступил к изложению результатов в монографии (рукопись до сих пор не издана). Сегодня автора преследует образ сверкающей фейерверками потребительской магистрали, ведущей цивилизацию в катастрофу, где прозревшие и остановившиеся вытесняются в кювет. Мы явно заблудились. Необходимо срочно остановиться, посмотреть вокруг себя, сориентироваться, кто мы и где мы, и успеть повернуть на магистраль устойчивого развития. К этому нас призывают резолюции саммитов в Рио-де-Жанейро (1992) и в Йоханнесбурге (2002) [2].

Президент Римского клуба Аурелио Пиччеи, в книге "Человеческие качества" (эта книга тоже написана по настоянию Вильяма Олтманса), на конкретном материале показал, что цивилизация может выйти из кризиса посредством культуры. На это значение культуры обращал внимание Коптюг (представитель от СССР на конференции ООН в Рио-де-Жанейро, в 1992 году). Надежда на культуру возлагалась и на семинаре "Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз" (Томск, 2002). В частности, В.Е. Хиценко [3] в своем докладе выразил ситуацию, примерно, в таких тезисах:
- исключение человека из экосистемы планеты может произойти по незнанию "точки
бифуркации" (по незнанию "границы гомеостазиса" [4]);
- социальные манипуляции чиновников формируют проблемы и катастрофы;
- культура - сильный фактор - оставляет надежду;
- сращивание капитала и политики - не оставляет надежду;
- доступ к полю информации в Интернете - оставляет надежду.

Из этой расстановки сил можно сделать вывод, что познание законов природы и ценностная ориентация на природу и человека - условие выживания. Поскольку мы действуем - как знаем, то распространение знания законов природы через Интернет и развитие знания в ориентиры социума может трансформироваться в культуру отношений.

Но современная наука не готова для этой культурообразующей роли. В господствующей парадигме законы природы определены на уровне явлений, где сущность (причинно-следственные связи, механизмы самоорганизации) упускается из внимания [5], и, значит, остается неизвестным фундаментальный закон природы, показанный в [1]. Как следствие этого неведения, науке неизвестен физический смысл простейших в природе явлений - пространства, массы, гравитации и электромагнетизма. (Это в технических решениях создается впечатление известности.)

В условиях опережения развития техники относительно науки (в условиях перекоса в развитии) незнание незнания чрезвычайно опасно. Арал - это маленький сигнал по сравнению с возможными следствиями. Когда Эдвард Теллер "знал", что космос "пустой", то решительно требовал снять запрет на ядерные взрывы в космосе (Снежинск, 1994). Но когда узнал, что "пустота" космоса содержит в себе основную массу Вселенной и может взрываться также как атом (взрывы планет, звезд и галактик наблюдаются), то публично заявил о недопустимости ядерных взрывов в космосе (2004). Знание существенно определяет отношение человека к среде и, значит, определяет его культуру.

Не менее активным культурообразующим фактором является гражданская и ценностная ориентация всех, кто причастен к формообразованию среды обитания человека. Дело в том, что эстетическая информация - это метаязык природы, программирующий отношения. Вспомним фильм "Мужчина и женщина" (Франция, 60-е годы). Фабула совершенно забыта, даже образы забыты, а чарующее отношение к женщине осталось как прочная эстетическая установка на всю жизнь (установка культуры!).

Фашизм был внедрен в сознание нормальных людей посредством театрализованных выступлений Гитлера и факельных шествий. Социализм - посредством "наглядной агитации", "монументальной пропаганды" и праздничных "демонстраций". В том и другом случае эстетическую информацию контролировали политики-манипуляторы, и успешно превращали "народ" в стадо. Нельзя больше оставаться в неведении этой силы эстетической информации - опасно для всей цивилизации и для каждого человека.

Архитектура, по известному определению, - это музыка в камне. В отличие от телевизора, который многие, в порядке самосохранения, не смотрят, архитектура определяет эстетику города, и значит, определяет отношения в социуме на столетия. Соответственно, и ответственность архитектора за культуру социума решительно выше, чем у продюсера телевидения. Но, к сожалению, в современной архитектуре обстоят дела, примерно, так же, как в телевидении. Например, в городе Томске это выражено кандифлюгерами для кандебоберов. Впечатление такое, что авторы кандифлюгеров видят, например, в балете не духовную песню человека, а только технику - она и так может дрыгать ножкой и эдак.

В отличие от анархии и неопределенности эстетических ориентиров в современной архитектуре (отражает состояние социума!) советская архитектура, в порядке подсознательного выражения культуры, была отчетливо ориентирована на советские отношения в социуме. Я видел Новосибирск в 60-е годы - это строгие большие темно-серые параллелепипеды и черные волги: не сворачивать, всех давить! (Может быть, сейчас город стал другим?) Эстетика многих поселений в России стихийно выражает униженное и оскорбленное состояние "народа". Но может выражать конкретную идеологическую ориентацию социума - идею, и может, работая на подсознание, исполнять роль стабилизатора той или иной культуры.

Культивирование человека и элементов природы на улицах и в интерьерах должно быть обычной работой архитекторов и дизайнеров. Такие задачи, как подать панораму естественного ландшафта или неба, превратить в символ живое дерево, белку или цветок, подать человека на улице или в интерьере - в принципе не отличаются от задач подать зрителю здание или парковую скульптуру в городской среде. Кроме того, есть множество способов массового творческого участия в закреплении ориентиров. Но, к сожалению, культурология, ценностная ориентация и эстетика совершенно упускаются из внимания художественных вузов. Современные профессионалы, стихийно подчиняясь потребительской культуре, успешно ориентируют социум на ценность вещей и сооружений, и тем самым загоняют кризис цивилизации еще глубже в подсознание.

Чтобы понять сложившуюся ситуацию необходимо космическое мировоззрение, которое также упускается из внимания в системе образования. Автор попытался возместить упущение попыткой издания серии общедоступных по цене книжек для малышей "Про тебя и про космос". Идею высоко оценили внучки и дети соседей. Департамент образования тоже одобрил. Однако макет первой книжки, изрисованный малышами (в книжках запроектирована активизация участия), лежит без движения, наверное, уже в десятом издательстве. Кто-то сказал: "Если бы ты сделал книжку про кровавую Мери, она давно бы была издана".

Заполнение информационного поля социума преступлениями, авариями, драками и войнами - это индикация напряжения бунта. Причина напряжения - особая культура российского чиновника [1]. Выражение этой культуры - куражи, взятки, ограничение свобод, гиперболизированная отчетность и другие формы унижения "народа" от имени государства. А следствиями являются - болезни, восстания, революции, войны, отборный геноцид, разрушительное браконьерство и "утечка мозгов" (Нобель, Сикорский, Гамов, и массовая "утечка" в настоящее время). Экологически чистые естественные волновые технологии, открытые автором в России, скоро будем покупать за рубежом - они не прошли барьеры чиновников в вестибюле на Бережковской набережной в 70-е годы, и не проходят в настоящее время ни на финансирование в российских конкурсах, ни в печать.

Превышение смертности над рождаемостью в России, преступность, алкоголизм и наркомания, беспризорность детей (большая, чем в Отечественную войну!) - показывают величину современного напряжения бунта в России, близкого к очередному социальному взрыву. Погасить это напряжение, точнее, переориентировать с разрушения на созидание, можно только восстановлением справедливости в процессе планового высвобождения потенциала социума на строительство гражданского общества. И только тогда, вероятно, будет издана серия книжек для малышей "Про тебя и про космос", и тогда будет возможна установка культуры, ориентированной на ценность природы и человека.

"Будет так, как ты веришь" - это слова Хорхе Анхеля Ливраги - основателя философской школы "Новый Акрополь". В этом поучительном опыте проектирования культуры, мы, возможно, найдем резонансы с ценностной ориентацией на природу и человека. В одной из лекций Ливраги утверждает: "Пришло время возвысится, время создавать новое человечество и нового человека. ...Мы должны создать новую историю, историю возвышенную. ...Человек есть великая загадка, а ответ находится во Вселенной" [6].

Через познание Вселенной мы когда-нибудь поймем, что планета Земля - уникальное явление. На этой планете возникло чудо - жизнь, и человек - самое удивительное творение природы в Солнечной системе, а может и во всей Вселенной. Через человека природа впервые на Земле начала осознавать самое себя, и восхищается своими творениями. Нам бы, как части творящей природы, продолжить эти успехи, а мы увлеклись разрушением. Но если познать и соблюдать закон природы [1] (объединяющий нас с природой!), то в совместном развитии можно приумножать чудеса до бесконечности. (По Циолковскому: если природа бесконечна, то и человек может развиваться до бесконечности.)

Очевидно, что ценностная ориентация на природу и человека может быть принятой всеми как объективная данность. Но как назвать культуру, основанную на этой ценностной ориентации? Вопрос остается открытым. Образ и обоснование культуры, вроде бы есть, а интеллектуального определения (кода) нет.


Литература:

1.     Русинов Ю. Самоорганизация социумов по алгоритму сохранения. RELGA, № 23(145) 25.12.2006.
2.     ООН, обзоры конференций .
3.     Хиценко В.Е. К вопросу формирования экологического мышления. // "Проблемы устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз". - Томск: ТГУ, 2002. С.303-306.
4.     Моисеев Н.Н. Динамика биосферы и глобальные модели. // "Число и мысль". Выпуск 5. "Знание", М., 1982. С.56-113.
5.     Кулигин В., Кулигина Г., Корнева М. (группа "Анализ"). .
6.     "Новый Акрополь. Философия, психология, наука, искусство", № 3(32), 2001, с.25-31.

________________________
© Русинов Юрий Ильич
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum