Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Образование
Ностальгия по настоящему
(№3 [148] 25.02.2007)
Автор: Александра Быкадорова
прощальный мониторинг прессы по знаменитому вузу, которого уже нет


В начале этого года не стало очень близкого мне друга, моего родного вуза – нет больше Ростовского госуниверситета. И хотя говорят, что сменилось только название, и остались те же преподаватели и сотрудники, их даже стало больше, потрепанные стены и грустные окна вроде бы на месте и тот же дух безрассудного студенчества, но нет дорогой моему сердцу аббревиатуры «РГУ» и ее расшифровки – классический университет на юге России. Она осталась в прошлом: в документах, на страницах газет и журналов. И в будущем ученые-историки будут рассуждать о том, каким был университет, читая пожелтевшие полосы с журналистскими публикациями. Наверное, сконструированный образ будет отличаться от реально существовавшего. Уже сегодня можно описать его количественные черты, на основании которых автор этих строк попытается «воссоздать» РГУ.

Девяностолетний молодой

В 2006 год РГУ вошел, отметив юбилей, в радужных надеждах, связанных с созданием национального университета. Мониторинг печатных изданий, которым занималась сначала редакция газеты «Ростовский университет», затем Отдел связей с общественностью (PR) РГУ, велся уже седьмой год. Первый и самый главный критерий, отсеивающий материалы, – наличие в них аббревиатуры или полного названия Ростовского госуниверситета. Даже если автор вскользь упоминал РГУ, материал уже попадал в мониторинг. Далее фиксировались следующие параметры публикаций:

1.     Периодическое издание, в котором опубликован материал.
2.     Дата опубликования.
3.     Номер газетной (журнальной) полосы, на которой материал расположен.
4.     Название публикации. Особое внимание уделялось материалам, в которых аббревиатура РГУ вынесена в заголовок.
5.     Автор публикации – статус, как часто журналист интересуется деятельностью университета.
6.     Знак публикации: под этим критерием подразумевается отношение автора к самому университету, проявляющееся в словах и выражениях, а не эмоциональный посыл всей публикации.
7.     Жанр публикации. В мониторинге различают следующие жанры: заметку, корреспонденцию, интервью, репортаж, отчет, комментарий, статью, зарисовку, очерк, некролог. Такие жанры как корреспонденция и интервью не разделялись на информационные и аналитические. Остальные журналистские жанры за все 7 лет не встречались.
8.     Объект публикации. Этот критерий определяет ту конкретную проблематику, которая заинтересовала журналистов.

Количество газет и журналов, отсматриваемых сотрудниками, постепенно увеличивалось: так в 2000 г. их было только 10, в 2005 г. – 33. Соответственно, с каждым годом возрастало количество материалов.

Палитра периодических изданий

В период с 2000 по 2006 гг. отслежено и проанализировано 2287 печатных материалов, в том числе 730 в 2006 г.
За 2006 г. большинство материалов опубликовано в массовых городских и областных ежедневных изданиях - «Вечерний Ростов» (32% или 235 шт.), «Наше время» (21% или 152 шт.) и «Молот» (11% или 81 шт.), региональной вкладке «КП-на-Дону» (6,8% или 50 шт.). Их первенство связанно, прежде всего, с периодичностью. Остальные газеты и журналы никак не могли бы перепрыгнуть их показатели по формальному признаку.

Вторая группа газет, публиковавших материалы об РГУ, - вкладки еженедельных массовых общероссийских газет: «МК-Юг» (2,7%) и «Аргументы и факты» (1,9%). Затем идут городская вузовская газета «Академия» (21% или 152 шт.), специализированные общероссийские еженедельники «Поиск» (1,9%) и «Вузовский вестник» (1%); «суровые» еженедельные городские «Город N» (4,7%), «Ростов официальный» (3,2%), «Приазовский край» (0,8%), газеты городских районов «Мой Ростов» (1%) и «Наш район» (0,8%). Особняком стоят молодежные издания «Кактус» (1%) и «АМА-пресс» (1,9%). Менее 0,5 % (от 1 до 4-х) публикаций отсмотрено в общероссийских изданиях «Российская газета», «Коммерсантъ», донских «Новая городская газета», «Южный репортер», «Неделя Дона», «Крестьянин», и в общероссийском женском журнале «Гламур». Если судить по количественному распределению публикаций, то общероссийские издания нечасто обращали внимание на РГУ.
Временные обстоятельства

Динамика публикаций в течение года распределяется между двумя пиками: в феврале (13,7% публикаций) и в декабре (13%). Вполне закономерно, что на летние месяцы приходится спад количества публикуемых материалов – специфика учебного заведения.

«Как вы яхту назовете…»

Названия, в основном, не указывает на принадлежность материала к РГУ. Тем не менее университет упоминается в 51 газетном заголовке. Например: «РГУ подпрыгнул на 11 ступенек», «Выпускник РГУ стал во главе и "ТВ-Центра"», «РГУ теперь будет ЮФУ» (газета «Вечерний Ростов»), «РГУ: дворец для царицы наук» («Академия»), «Фонд Потанина поставил РГУ на десятое место», «В РГУ внедряют европейский менеджмент», «“Информатика” и РГУ: наука - наше будущее!» («Город N»); «В РГУ хорошо владеют языком», («МК-Юг»); «200 бронзовых марафонцев РГУ» («Наше время») и др. В материалах, касающихся вопроса объединения вузов, заголовки программировали отрицательную оценку создания ЮФУ: «Письмо в редакцию: почему… ЮФУ?» (газета «Кактус» от 15.05.2006), «Почему закрывают РГУ?» («КП-на-Дону» от 01.12.2006), «Университеты станут больше, а студентов будет меньше?» («МК-Юг» от 06.12.2006).

Авторские характеристики

По данным мониторинга, большая часть материалов - 30% (216 шт.) - опубликованы без подписи. Авторами основной части публикаций об университете являются:
•     Выпускники различных факультетов, в том числе факультета филологии и журналистики - С. Сапега, Ю. Уракчеева, А. Голубничий, К. Щербинин и др. – ок. 20% всех публикаций (141 шт.)
•     Студенты факультета филологии и журналистики РГУ, проходящие практику или уже являющиеся внештатными сотрудниками изданий С. Семенов, В. Филиппов, Ю. Шеварихина, Т. Фролова, Е. Иванова, М. Харченко, Т. Ромас, И. Самойлов, Г. Бенгела и др.
•     Сотрудники пресс-центра РГУ.
•     Сотрудники университета.


Эмоциональный подъем?

В 61% публикаций автор тем или иным способом выражает свое одобрение деятельности вуза. 35% публикаций не содержат авторской или какой-либо иной оценки РГУ. В 5% случаев РГУ становится объектом критики журналистов.

Жанровое однообразие

Как правило, публикации об РГУ написаны в информационных жанрах: заметки составляют 46% (330) публикаций, отчет – 5,7%, репортаж – 1,2 %. Им значительно проигрывают аналитические жанры: интервью – 8,6% (62 шт.), корреспонденции (информационные и аналитические) – 21% (151 шт.) Зарисовки (2,5%) и очерки (2,3%) перемежаются статьями (ок. 3%), комментариями (4,3%). Совсем редко (1% и меньше) встречаются обзоры, письма, некрологи, эссе.

Грани университетской жизни

Простое упоминание университета обнаружено в 5,25% (38 шт.), 2,49% (18 шт.) публикаций написаны сотрудниками университета, что указано в подписи.
Статус Ростовского госуниверситета как уважаемого образовательного учреждения подтверждает то, что в 8,84% публикаций его сотрудники выступают в качестве экспертов по тем или иным вопросам.

Самые популярные темы из университетской жизни для журналистской братии распределились следующим образом. На первом месте расположились темы студенческого досуга (Союз студентов РГУ, вечеринки и праздники, конкурсы красоты) и быта (общежития и т.д.) - 18,2% публикаций (132 шт.), следом, с незначительным отставанием, расположилась научная проблематика в университете: открытия, преподавательские и студенческие научные гранты, разработки и инновационные проекты, научные семинары и конференции, - 17,8% (129 шт.). Вопросам высшего образования в целом и университетским лекциям, практикам, сессии и др. в частности посвящено 12,3% публикаций (89 шт.). Образование Южного федерального университета стало главной темой для 8,7% публикаций (63 шт.).

В 6,22% (45 шт.) случаев авторы уделили внимание выпускникам и празднику выпускника РГУ, несмотря на то, что его в 2006 г. не было. Столько же материалов написано о сотрудниках университета, и такое же количество публикаций посвящено так называемым проблемным подразделениям РГУ вместе взятым – спортивно-оздоровительному лагерю «Лиманчик», Ботаническому саду, Зональной научной библиотеке. Большинство материалов критикуют материально-техническое оснащение. Абитуриентская кампания университета стала темой для 4,28% (31 шт.). Тематику 2,35% публикаций (17 шт.) однозначно определить не удалось.

РГУ в 2006 году…

…предстает уважаемой бюджетной организацией с высоким научным потенциалом. Вместе с тем на поверхности лежали финансовые и материально-технические проблемы университета. Такой образ университета по большей части прочувствован изнутри сотрудниками, выпускниками и студентами РГУ, которые являются либо героями, либо авторами публикаций. Для его создания спонтанно (не намеренно) использовался потенциал факультета филологии и журналистики, и, конечно, на имидж работала 90-летняя репутация университета.

В 2007 году РГУ еще помнят таким, но на смену ему пришел Южный федеральный университет (ЮФУ), руководство которого сразу же объявило о создании исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа. Вполне естественная реакция общественности – неприятие создания ЮФУ. Другое дело, что ни университет, ни журналисты не стремятся изменить эту ситуацию.
_____________________________
© Быкадорова Александра Сергеевна


Мозг и ничего кроме: существует ли человеческое «я» объективно?
Философские рассуждения о сущности и мышлении
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии авторов Релги, друзей в фейсбуке – авторские и в порядке поделиться
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum