Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Общество
Апрельское небо Валерия Корзуна
(№4 [82] 15.03.2002)
Автор: Лариса Сыроваткина
Лариса  Сыроваткина
Наша последняя встреча с ним (а было это два года назад) была яркой и короткой, словно промелькнувшая в ночном небе комета, светлой и наполненной душевным теплом. Такие уникальные моменты общения редки у провинциальных журналистов, и потому их ставят в разряд особых. Незабываемых. В самых сокровенных уголках память хранит не только хронологию беседы, но и весь букет эмоций. Дух. Атмосферу общения.


Валерий Корзун - человек в нашем городе легендарный. Каждое нечастое его появление на родине поднимает жизненный тонус красносулинцев. Многочисленные друзья и просто знакомые мечтают приблизиться к знаменитому земляку, поздороваться с ним за руку, увидеть его вне связи с космосом. Просто обычным земным человеком. Но оказаться вне ауры его редчайшего обаяния очень трудно, а удивительная энергия и способность всегда и везде быть великолепным собеседником давно заслужили искреннюю любовь красносулинцев.

Еще никто не знал о его приезде в город, когда я совершенно случайно увидела Валерия Григорьевича выходящим из вагона. А минутой раньше я встретила отца космонавта - Григория Андреевича, который, зная журналистские повадки, спросил, кого я жду. На мой аналогичный вопрос загадочно улыбнулся: "Не скажу... Только никому не говорите. Он так устал...". В тот день я так и не решилась подойти к Валерию Корзуну. Но упустить шанс подготовить интервью для своей газеты не смогла. Уже на следующий день, буквально вырвав Валерия Григорьевича из рук друзей, я беседовала с ним на самые различные темы. Он с удовольствием поделился с читателями своими планами и рассказал, что нового произошло в его "звездной" судьбе за последние месяцы.

- Валерий, все мы были косвенными свидетелями затопления станции "Мир", много лет служившей российской космонавтике. Что произошло потом? И как вы восприняли такое событие?

- Да, "Мир" затонул, и вокруг этого был создан такой ажиотаж, столько разговоров, споров. Но совершенно напрасно. Станция отслужила свой срок и технически устарела. Ее просто нельзя было эксплуатировать дальше. В то же время мы потеряли часть своей работы и ничего подобного сейчас не имеем. Финансирование потихоньку улучшается, но нет своевременных поступлений. Финансовые возможности позволяют нам пока участвовать лишь в международном проекте.

- Что это за проект?

- Это создание новой международной космической станции, в которой участвуют много стран: Россия, США, Канада, Япония, страны европейского содружества (Франция, Италия, Германия, Бельгия, Голландия). Каждая из них создает свой сегмент станции. Канадцы, к примеру, сооружают сложную робото-техническую систему. Это, как бы проще сказать, нечто похожее на 70-метровые рельсы, где стоит транспортер, на нем установлена специализированная система с манипулятором, на который ставится еще один маленький манипулятор.

- Это очень сложно понять...

- Словом, все для технического обслуживания станции. Японцы создают свой модуль - "Кибо". Европейцы - модуль "Колумбус". Итальянцы работают над сегментом для доставки научного оборудования.

- Получается интернациональная космическая станция! Сколько она будет строиться?

- По планам - около 5 лет и еще 15 - летать. Но, думаю, что работать она будет не менее 20-25 лет.

- Валерий, каковы будут размеры станции?

- В объеме - 1200 кубометров, размерами 100 на 100 м.

- Какова сумма, которая будет затрачена Россией на создание своей части корабля?

- На этот год выделено около 9,5 миллиардов рублей. Это больше, чем в прошлом. Но если сравнивать с американцами, - это немного. Они тратят на космос до 90 миллиардов долларов в год.

- Валерий, чем сегодня занимаетесь вы?

- Закончил дублирование третьей экспедиции, которая полетит в августе. Я - командир экипажа, бортинженер - Сергей Трещев. С нами - женщина, американский астронавт - Пегги Уитсон.

- Где вы проходите дублирование?

- В США, мыс Канаверал - американский космодром во Флориде. В сентябре начнется подготовка к полету, который мы планируем в апреле. Полетим на шаттле - американском космическом корабле. Кстати, у каждого шаттла есть свое название. Месяц тренировок проведем в России, будем заниматься на российском сегменте. Это служебный модуль, стыковочный отсек, а в перспективе - научно-энергетическая платформа. Станция сейчас состоит из американского сегмента, который называется "НОУД", аэрлона - отсека для выхода в открытый космос, российского модуля, американской лаборатории и других частей. Станция летает в таком виде вокруг Земли на высоте 400 километров со скоростью 8 километров в секунду. Это первая космическая скорость.

- Чем конкретно занимается экипаж?

- Для каждого экипажа создается программа полета. Но какова она в точности, сейчас трудно сказать. Мы узнаем о ней месяца за четыре до полета. А основное сегодня - тестирование новых программ. Около 30 процентов рабочего времени уходит на научные эксперименты. Выходы в открытый космос планируются только в случае аварийной ситуации, целевых задач по выходу нет.

- Где вы живете во время тренировок в США?

- В одном из районов Хьюстона. Это один из крупнейших городов Америки. Квартиры на два человека, две спальни, два туалета, холл, кухня... Сигнализация. С двадцать седьмого августа в России начнется конкретная подготовка к полету, на неделю слетаем в Канаду и США.

- Валерий, у вас, несомненно, определенный режим не только дня, но и питания.

- Конечно, форму держать необходимо. "Живой" вес должен быть не более 85 килограммов. Бывало, приходилось бороться с лишними килограммами. Тогда "сажусь" на голодную диету, исключаю хлеб, картофель и вообще уменьшаю объем пищи.

- А любимые блюда есть?

- Борщ, вареники с творогом, вишнями.

- Там, в Америке, русского борща, наверное, не найдешь?

- На станции есть сублимированные борщи.

- Свободное время астронавта - возможно ли оно? Гуляете ли вы по Хьюстону?

- Конечно. Мы свободно прогуливаемся по городу, в субботу, воскресенье смотрим культурные программы. Вот недавно была выставка автомобилей - более 1000 моделей. Такие выставки проводят только в двух точках мира. В машинах можно сидеть, включать, только не ездить. В Техасе проводилось родео, выставка оружия. Собрано все оружие, что имеется в мире. Интересны фестивали "Ренессанс". В парке в течение двух месяцев идет демонстрация старинной одежды, в которую можно одеться или купить. Продают костюмы, доспехи средневековых рыцарей, а также дают напрокат. Распространены авиационные шоу, имитируются картины налета самолетов. Меня, знаете, что поразило? Я увидел летающие модели наших военных самолетов!

В Хьюстоне проводят даже фестивали "Россия в Хьюстоне", где можно купить русские сувениры. Сами американцы постоянно посещают спортивные залы, которые открыты в любое время суток.

- Валерий, скажите, пожалуйста, чем занята Ваша семья?

- Сын Никита закончил Государственную академию управления и работает на телеканале "Культура" в Москве. Супруга - научный сотрудник центра подготовки полетов...

Говорить с российским космонавтом можно было до бесконечности, но задерживать его далее я не решилась. Всего несколько дней отдыха в родительском доме было у Валерия Корзина. Во время беседы я обратила внимание на синие отметины на некоторых пальцах рук Валерия. "Это - от скафандра, перчаток", - пояснил он и улыбнулся. В десятый, сотый раз. И я, "спасаясь" от обаяния красносулинского покорителя космоса, поспешила уйти.

Ну, что ж, Валерий Корзун, в апреле мы будем смотреть на небо!

______________________________
© Сыроваткина Лариса Александровна
Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum