Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
ЮФУ: что за зверь такой растет на юге?..
(№5 [150] 05.04.2007)
Нацпроект «Образование» пророс в интеллектуальные недра Ростовского региона гораздо основательнее, чем многих других. Причина тут следующая… В начале декабря прошлого года был подписан приказ о создании Южного федерального университета. Ростов стал вторым городом в России, где был образован мегавуз (еще один национальный университет – Сибирский – создан в Красноярске). Первые шаги в новом южно-российском университете уже сделаны: изменен статус вошедших в него вузов, определены задачи на ближайшее будущее, рассчитана (и даже обнародована) смета расходов.

Что несет донской образовательной системе «ветер перемен»? Вот с прогнозами, анализом перспектив, порядочной аналитикой на эту тему у нас, кажется, обстоит дело еще напряженнее, чем с пониманием того, что на самом деле произошло с четверкой донских вузов. Не важно, кто виновен в непонимании: толи новоиспеченный вуз, не дающий обществу и СМИ пищи для размышлений (то бишь - информации), толи сами общество и СМИ, обнаружившие вдруг, что старых вузов нет и запаниковавшие, вместо того, чтобы просто посмотреть фактам в лицо. И вот первый из них: Южный федеральный университет существует. Позиция и аргументы тех, кто продолжает протестовать против этого факта, в чем-то сродни позиции, высказанной Егором Гайдаром.

Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода (июль 2006 года): Всегда это (слияние нескольких вузов – прим.авт.) вопрос деталей, конкретики, совместимости школ,
Нажмите, чтобы увеличить.
качества тех вузов, которые предполагается объединить, выбора лидера. Я вообще не большой поклонник идеи, что слияние или разделение решают большие стратегические проблемы. Обычно, когда ты не знаешь, что делать, ты начинаешь сначала что-то сливать, потом – разделять. Разделять – сливать, сливать-разделять… Это просто. Если базовая проблема, скажем, несовершенство организации учебного процесса, несовершенство механизма отбора абитуриентов, недостаточный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава, то оттого, что ты будешь сливать или разделять вузы, боюсь, что эту проблему не решишь.


Но все же, что за зверь скрывается за столь неблагозвучной, но уже достаточно привычной аббревиатурой – ЮФУ?

(N.B.: В материале приводятся мнения некоторых экспертов, все высказывания довелось услышать лично, так что за их достоверность ручаюсь.)

Весь прошлый год в Ростовских образовательных кругах только и говорили, что о создании нацуниверситета: каким он будет, для чего собирать под одной крышей несколько разных вузов, что изменится для студентов и преподавателей? Только мало кто понимал Великую Цель укрупнения вуза. И вот – Южный Федеральный университет создан. В каждом из 4 объединившихся вузов (три ростовских и один таганрогский) прошли заседания Ученых советов. Они-то и принимали решение о вхождении в ЮФУ. То есть легитимность, вроде, налицо. (Если не учитывать то, что никто не спросил у студентов, поступавших до того, как идея создания ЮФУ зародилась в светлых правительственных умах. А ведь по всем статьям они вправе получить те образовательные услуги (и ту «корочку»), за которые, простите, деньги уплачены. И этот вопрос особенно актуален для тех их них, кто заплатил за обучение, заключив договор с вузом – любым из четырех.)

Нажмите, чтобы увеличить.
Евгений Сабуров, научный руководитель Федерального института развития образования (его мнение по поводу современной системы российского образования уже публиковался в Релге, 5.12.2006): "Если это поможет кому-то встать на ноги, если это сможет подтянуть уровень некоторых вузов, то это очень хорошо. Нам необходимы университеты экстракласса, у нас их, к сожалению, слишком мало для такой большой страны. Я не занимаюсь сам этим проектом, но слежу с благожелательным вниманием. Опасностей очень много. Насколько я знаю, там такая отчетность!.. Я знаю проректоров, которые выключились из жизни: он каждую неделю должен сдавать отчет о потраченной копейке.

В состав ЮФУ вошли: бывший Педагогический университет Ростова (а ныне – Педагогический институт ЮФУ), ростовская архитектурная Академия (теперь - Институт Архитектуры и искусств ЮФУ), таганрогский радиотехнический университет (Технологический институт Южного федерального университета) и РГУ, на базе которого, собственно, и был создан мегавуз. А ректором был избран бывший руководитель таганрогского вуза Владислав Захаревич:

Владислав Захаревич родился 12 октября 1946 года в станице Ново-Минской Каневского района Краснодарского края. Он является основателем и руководителем научной школы по проблеме человек-машина. С 1980 по 1990 годы являлся директором, главным конструктором ОКБ "Ритм" при ТРТИ, известного своими разработками в области медицинской электроники.
Область научных интересов — информационное обеспечение человека-оператора в процессе профессиональной деятельности. Под его руководством защищены одна докторская и шесть кандидатских диссертаций, опубликовано свыше 80 работ, в том числе три монографии.
С 1990 г. — ректор Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Владислав Захаревич награжден медалью "За освоение целинных земель", орденом "Знак Почета".
Захаревич является действительным член Международной академии энергоинформационных наук, Российской академии медико-технических наук, Нью-Йоркской академии наук, Международной академии информатизации, доктор технических наук, профессор по кафедре "Инженерная психология". (http://www.viperson.ru/wind.php?ID=263124 )


Владислав Захаревич, ректор ЮФУ (пресс-конференция, 23.01.2007):

Проект создания ЮФУ - один из самых амбициозных в сфере образования за последние годы. Ничего похожего в России не было со времен организации Сибирского отделения академии наук в Новосибирске. Очень серьезные средства вкладывает бюджет федерации в то, чтобы высшее образование стало лучше и могло конкурировать с зарубежным. Это очень непростая задача. Если посмотреть документы, типа «Билль о правах», то все у нас нормально выполняется. А если посмотреть Декларацию ЮНЕСКО по высшему образованию, то возникают у российского образования проблемы. В декларации ЮНЕСКО написано: чтобы человек занял достойное место в обществе, студенту должно быть дано право выбора курсов, предметов в процессе обучения. У нас, в нашей технологии образовательной, с этим не все в порядке. Практически этих альтернатив нет.


Зато теперь – появятся, обещает ректор. И не только в этом. ЮФУ не будет ни прообразом МГУ, ни подобием Беркли-Кембриджа-Окфорда. По его словам руководителя нового вуза, идеология обновления состоит в создании ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА.

Владислав Захаревич: «Исследовательского» - потому что, если посмотреть историю возникновения университетов, то суть университета состоит в том, чтобы получать новые знания, и эти знания передавать студентам путем обучения, публикации статей и т.д. Вот мерило любого университета. «Инновационно-предпринимательский» он должен быть в том смысле, что нужно дать любому университетскому коллективу возможность сделать диверсификацию источников доходов. И это достаточно успешно свершается в ведущих университетах мира.

Ко второму программному аспекту – к разнообразию источников доходов вуза – мы вернемся чуть позже. Попробуем разобраться, о чем именно пытался сказать ректор, когда говорил о глубоко исследовательском вузе? Лично для себя ответ на этот вопрос я нашла в словах независимого столичного эксперта.

Нажмите, чтобы увеличить.
Евгений Гонтмахер, Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН (4.12.2006, семинар КРЖ, Москва): Наше высшее образование страдает полной оторванностью от науки. Возьмите американский университет, любые европейские университеты. Это центры науки. Кроме того, что они обучают, что там есть студенты, там еще идет большая научная деятельность. Все самые крупные открытия делаются в университетах. У них вообще нет понятия «академии наук», как у нас. У них академия наук – это общественная организация. Тебя туда за твои заслуги примут, и тебе ничего платить за это не будут, в отличие от Российской Федерации. У них это просто почетно. Поэтому-то задача как раз состоит, согласно мировым стандартам, привести науку в российские вузы. Пока еще, я не знаю, удастся это или нет…

Кстати, эксперт не очень доволен тем, что городом для южно-российского вуза был выбран Ростов. При этом никто не отрицает, что необходим он был особенно на юге страны. Университет такого типа мог бы стать одним из консолидирующих факторов в сложном многонациональном регионе. Но именно поэтому, считает Евгений Гонтмахер, с выбором Ростова, пожалуй, погорячились:

Евгений Гонтмахер: Это, с моей точки зрения, глубокая ошибка. Потому что, вообще-то, первоначально планировали этот национальный университет сделать в Ставрополе на базе Ставропольского (Ставропольский Государственный университет – прим.авт.) Это было бы более правильно. Потому что Ставрополь – чисто географически - ближе как раз к центру Южного округа. Да, формально Ростов – это центр округа, но очень важно было привлечь к работе этого национального образовательного центра республики Северного Кавказа, которые там рядом находятся. Потом, я так понимаю, в результате лоббизма, а также боязни рисковать, перенесли все это в Ростов.

Еще одна причина выбора Донской столицы – это присутствие в Ростове Академии наук и тот факт, что уже более 90 лет в городе находится классический университет – бывший РГУ. То есть, до Великой Цели – только шаг. Всего-то: соединить вузовские и научные базы, традиции, свести к общему знаменателю интересы. А еще очень важно – привести к академикам студентов, пронаучно настроенную молодежь. Чтобы была преемственность. Чтобы не уходил опыт с уходом наставников и академиков, не умирали научные школы.

Но и здесь есть одно серьезное «но»… Южный региональный Центр Российской Академии наук не горел желанием (и, видимо, так и не загорелся) идти к Великой Цели по одной с ЮФУ дорожке (пусть пока и не по красной…). Хотя кое-какие сдвиги в сторону друг друга у них уже есть. Не могло не быть, потому что – государство сказало.

Проректор по Научно-исследовательской работе ЮФУ Евгений Айдаркин (2007 год, в День Российской науки):
Нажмите, чтобы увеличить.

Наличие такого партнера, как Академия наук, это сильное направление. И мы естественно, сотрудничаем. Более того, в распоряжении правительства, которым мы реорганизованы, в 6 пункте предписано создание программы интеграции академической и вузовской науки. Поэтому мы сейчас формируем (есть предложения и от ЮНЦ) команду, научную группу, которая вставит это в наш план. И я надеюсь, в нем будут отражены и организационные моменты (создание кафедр, совместных лабораторий, совместных центров коллективного пользования, программ подготовки), и содержательные вещи с научными направлениями, которые можно будет интегрировать в рамках научного сотрудничества.


Вот такие планы… Кстати, все это имеет самое непосредственное отношение к инновациям (мы же строим исследовательский университет ИННОВАЦИОННО-предпринимательского типа!).

Евгений Айдаркин: Основа для научных исследований, это в первую очередь – НИИ, которых у нас в объединенных институтах порядка 12. Более того, есть мощная группа конструкторских бюро. Если раньше, скажем, в РГУ, было одно, то теперь с добавлением КБ ТТИ – порядка 7 КБ появилось. То есть это мощная система в создании новых знаний в НИИ. Последующая коммерциализация достижений… Кроме того, у нас есть большой фронт (или инновационный пояс) – это технопарки. Очень мощный технопарк в Таганрогском радиотехническом университете бывшем, который зарабатывает до миллиарда рублей в год (малые предприятия) и ростовский технопарк, который до 350 миллионов рублей в год зарабатывает. У нас уже формируются центры коллективного пользования по нанотехнологиям, есть центр трансферотехнологий. То есть как раз вся та система, инфраструктура, которая необходима для плодотворного развития и научных (как фундаментально-прикладных), и инновационных разработок, которые могли бы быть проданы и могли бы принести дополнительный доход для Южного федерального университета.

Вот и добрались мы до самого интересного… До финансов. Только в этом году на свое развитие ЮФУ получит 3 миллиарда рублей (и это треть общей суммы). По словам проректора, 2,2 миллиарда уйдут на приобретение нового оборудования, новых технологических линий для лабораторий, тех же КБ и НИИ. В основном процесс модернизации вуза пойдет через формирование центров коллективного пользования, которые позволят эксплуатировать дорогостоящее оборудование несколькими структурными подразделениями. Чтобы оно не простаивало.

А через 4 года (к 2010-му механизм Южного федерального университета, как часть национального проекта «Образование», должен быть налажен, сформирован, должен начать работать – как минимум!) университет выйдет на передовые научные рубежи, и сможет конкурировать на мировом рынке инноваций.

Да вот проблема… Три миллиарда рублей. Три года подряд по три миллиарда. А много это или мало?

Евгений Айдаркин: Если бюджет, скажем, Калифорнийского университета, 3 миллиарда долларов в год, то 3 миллиарда рублей, учитывая то, что мы не получали лет 20 никакой подпитки в этом отношении, естественно, это очень мало. И опыт показывает, что мы сможем оснастить ряд лабораторий, ряд кафедр. Но до полного и окончательного вывода всех технологических цепочек, как образовательных, как научно-исследовательских, инновационных, требуются еще дополнительные усилия. Для этого предусмотрено, что мы сами будем зарабатывать, вкладывать так называемые внебюджетные средства. У нас есть потенциал в этом плане. Но, я надеюсь, правительство нас не забудет и после 2010 года.

Итак, университет «…-предпринимательского типа». Здесь есть много рисков. Проект во истину амбициозный, а чем выше амбиции, тем сложнее их подтвердить. Опубликованная на сайте ЮФУ смета расходов на ближайший год по университету, например, свидетельствует о том, что вуз предполагает на обеспечение своих инноваций привлекать от 20 до 80% (по разным статьям) внебюджетных средств. Дифференциация доходов вуза планируется по словам ректора по следующим направлениям. Речь идет о поддержке из федерального бюджета, серьезной помощи местной власти, о грантах от научно-исследовательских фирм, о продаже инноваций и о жертвованиях, которые делают выпускники вузов, добившиеся успехов в жизни. Что касается государственной поддержки, то здесь все ясно. Со следующими источниками – достаточно туманно. В Южном научном центре РАН считают, что оптимизм по поводу продажи инноваций, необоснован. Рассчитывать на то, что отечественные предприниматели кинутся «покупать» достижения, разработки, методики, изобретения у науки, нельзя. Отечественная экономика не восприимчива к новшествам, которые предлагает ей наука. Однако в ЮФУ считают, что надо грамотно работать в этом направлении, надо создавать малые предприятия, которые и будут заниматься поиском «заказчиков» и «покупателей». Кстати, вопрос коммерциализации все-таки, наверное, решать огульно не стоит, потому что есть ведь исследования, проекты, эксперименты, результаты которых – история науки знает немало таких примеров – в ближайшее время не принесут прибыли, которые сложно продать, проведение которых требует больших затрат, которые вообще, как самые дерзкие и невероятные, скорее всего не завершатся каким-то открытием или мировым успехом, но такие исследования обязательно должны вестись. А «продукт», производимый в недрах гуманитарных факультетов, вряд ли можно назвать рентабельным вовсе… Но вот последний из перечисленных источников дохода - помощь от удачливых выпускников - в России практически не используется.

Владислав Захаревич: Но тут проблема не столько в менталитете, что за рубежом выпускники щедрее… Там законодательство к этому очень сильно подвигает, потому что то, что дарится университету успешными выпускниками, существенно меньше облагается налогами.

Но ведь образование студента в новом вузе, с учетом всех затрат на оборудование и переподготовку преподавателей, будет обходиться в три раза дороже, чем сейчас, рассказал ректор. В нынешнем ЮФУ обучаются 49 тысяч студентов и слушателей (и, по его мнению, это число будет только расти с тем, как будет расти престиж лейбла). Кстати, все они на выходе получат дипломы государственного образца, где будет написано, в какой вуз поступил студент (РГУ, ТРТУ и т.д.) и какой закончил (ЮФУ). В вузе работают 8,5 тысяч сотрудников. А вот зарплата профессорско-преподавательского состава – по-прежнему один из самых больных вопросов, подчеркивает ректор.

Владислав Зазхаревич: Это очень сложный вопрос. Потому что, если профессор, точно также работающий в ЮФУ за ту же технологию, за то же качество преподнесения материала будет получать в три раза больше… Минфин говорит: а почему, собственно, вам повышать? За что? Покажите новое качество! И вот здесь начинаются проблемы, потому что это проблема синхронного образования. Если в ЮФУ преподаватель хочет в три раза больше получать за то же, за что и в соседнем вузе, то мы не найдем поддержки у нашего учредителя (у государства – прим.авт. ).

Вообще, говорит ректор, еще одна задача слияния – это создание конгломератов на стыках наук. Именно там свершаются в наши дни величайшие открытия. И суть слияния есть в том, чтобы лучшие достижения таких разных вузов свести под одной крышей, чтобы ученые вместе работали на стыке междисциплинарных проблем: история и математика, психология и инжененрия и т.д. (Сам ректор и работает как раз на одном из таких стыков.)


Впрочем, во всей этой затее еще остается много вопросов. Не понятно, что мешало вузам, «жившим» в одном городе (кроме ТРТУ) до сих пор находить эти общие точки соприкосновения? Неужели, команда, данная сверху (ученые разных профилей – соединяйтесь!) действительно ведет к плодотворной работе?

Как можно вернуть из-за рубежа тех ученых, которые покинули родные берега и теперь трудятся на благодатных нивах науки в тех же беркли-оксфордах-кембриджах?

Застанут ли нынешние студенты и те, кто преподает сейчас в вузах, обещанные ректором стажировки за границей, придется ли им упражняться в использовании Wi-Fi-технологий в обучении?

Получит ли наконец многострадальная Зональная научная библиотека, заслуженный (и положенный памятнику архитектуры) исторический отдых (или хотя бы капитальный ремонт)?

В любом случае ответ может быть получен, только если вопрос будет задан. Кто его может задать?

Есть как минимум два органа (помимо учредителя), которые имеют право контролировать работу ЮФУ, запрашивать любую информацию, вносить рекомендации и т.д. Но к ним «простые смертные» наблюдатели доступ иметь, наверное, не смогут. Наблюдательный совет вообще не предполагает участие общественности. Попечительский – предполагает, но лишь «из числа ведущих политических, общественных и религиозных деятелей страны, представителей госсектора экономики, крупного бизнеса, культурной элиты, признанных научных авторитетов».


А ведь задать вопрос может любой представитель общественности юга России. Ведь социальный контроль за таким масштабным проектом просто должен быть. Обязательно. Просто необходимо создать дискуссионную площадку. Говорить, обсуждать... Думаю, самому вузу тоже важно иметь интерактивную связь, глаза, которые глядели бы со стороны. А у нас у всех, причастных к вузу и просто небезразличных людей, по крайней мере, есть возможность, получив некоторые обещания и гарантии, следить за их исполнением.

Было бы весьма интересно узнать: а как обстоят дела с созданием мегавуза в Красноярске?

__________________________________
Ссылки, которые могут быть полезны, чтобы понять, что за зверь такой – ЮФУ – растет на юге страны.
http://www.rsu.ru/docs/ufudoc/koncept_ufu.doc
http://www.rsu.ru/docs/ufudoc/progr_ufu_310107.doc
http://www.rsu.ru/docs/ufudoc/napr_realiz.doc
http://rsu.ru/docs/ufudoc/rec_stat_edu.doc
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum