Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Людмила Чурсина
(№6 [36] 22.03.2000)
Автор: Лариса Сегал
Лариса Сегал
Искусство требует, чтобы ему
Отдавались целиком.

В. И. Качалов


С этой замечательной актрисой я встретилась в Ижевске в 1985 году. Одна из творческих встреч должна была проходить в ДК им. Дзержинского. Какое везение! Сама Чурсина приехала в гости в столицу Удмуртии! Она давно входила в число моих самых любимых актрис, ее фотографии украшают книжную полку домашней библиотеки, лежат под стеклом на столе в служебном кабинете. Я пристально следила за творчеством Людмилы Алексеевны. Восхищалась и преклонялась. Еще бы! Кто не помнит ее Виринею или Журавушку, Любовь Яровую или Анфису в "Угрюм-реке"! Образы, созданные актрисой, навсегда врезаются в память своей достоверностью и выразительностью. Чрезвычайно жизненны ее героини - женщины трагической судьбы.

…Я приложила немало усилий, чтобы попасть на встречу с любимой актрисой. И не зря! Не успела я появиться в фойе, как тут же ко мне подошла Лидия Андреевна Безносова, начальник республиканского общества "Знание":
- Замечательно! Вы скажите после выступления Чурсиной слова благодарности и вручите цветы. Понятно?
Я кивнула в знак согласия. Она продолжала:
- А потом поедем провожать в аэропорт, ладно?
- С удовольствием!
Как можно было не согласиться!

… В действительности Людмила Алексеевна оказалась еще более красивой, чем на экране. Настоящая русская красавица: среднего роста, стройная фигура, соболиные брови вразлет, очень выразительные глаза, четко обозначенная линия губ. Гладко причесанные волосы делали ее похожей на учительницу. Подкупала ее непосредственность: никакого налета "звездности", чем грешат многие наши знаменитости. В движениях артистки отсутствовали нарочитая поза, а в словах не было и следа жеманства и высокомерия.

Родители Чурсиной, особенно дядя - летчик-испытатель, не одобряли стремление Людмилы стать актрисой. В Москву отпустили с условием: поступать в МАИ, поскольку она окончила с медалью школу и любила точные науки. Но судьба распорядилась по-своему.
Вместе с подружкой Чурсина подала (за компанию) документы в Театральное училище им. Щукина, которое успешно закончила. Много лет играла в Ленинграде.

Людмила Алексеевна рассказывала, как нелегко было ей, горожанке, сниматься в ролях деревенских женщин. Как сложно было работать с режиссером Владимиром Фетиным (ее первым мужем). Вместе они создали "Виринею", "Журавушку", но какой ценой! Фетин был талантливым режиссером, бесспорно, но очень капризным и несговорчивым, не шел ни на какие компромиссы.
Чурсина вспоминала , правда, совсем коротко, свои зарубежные поездки. Там были Испания и Аргентина. В последней ей подарили автомобиль "Ягуар" но наши власти не разрешили взять. Там были Кан и Сан-Себастьян.
- Я слышала, Вас приглашали в Голливуд, - спрашивала я Чурсину после встречи со зрителями.
- Да. Предложили сразу 15 сценариев и контракт на 3 года на выгодных условиях.
"Киношное" руководство встретила это в такие штыки, что Чурсина была вынуждена отказаться. А жаль. Кто знает, как сложилась бы ее творческая судьба.

По приглашению Московского театра им. Советской Армии Людмила Алексеевна стала москвичкой.
- С головой ушла в театр, - рассказывала она, - снимаюсь нечасто, но не жалею. Меня всегда привлекал театр, именно там школа для актеров, есть прекрасная возможность повысить свой уровень игры. От спектакля к спектаклю находишь все новые, иногда неожиданные нюансы своего персонажа. Это очень увлекательно!
- Мне понравилась Ваша работа в фильме Донская повесть", говорила я Чурсиной уже по дороге в аэропорт . -Образ казачки Дарьи , такой противоречивый, у Вас получился очень правдивым .
- Да. Это была интересная работа. Там сложная драматургия. Надо было сыграть не столько внешний рисунок, сколько показать внутреннюю борьбу героини с самой собой.
- Она же была подослана белобандитами и потом страдала, что вовремя не открылась Шибалку, - подсказала я.
- Мне нелегко было играть: предательство и неожиданную любовь, материнское счастье и скорую гибель. Так Шолохов все круто замесил! Сейчас нет подобной драматургии, - вздохнула Чурсина.- сценарии слабые, мелкие, темные, вынуждена отказываться от съемок. Мне нравится, когда страсти бушуют, идеи решаются…

Так вот почему восхищалась я актрисой! Мне это тоже по душе, очень ценю людей с сильным характером, одержимых проблемами. Всю дорогу мы тараторили о всякой всячине, перескакивая с одной темы на другую. От высоких материй, вроде влияния искусства на незрелые умы и профессиональной от ответственности актера до простых житейских. Например, о материнских заботах. Людмила Алексеевна очень волновалась за сынишку, тогда ему шел только седьмой годок…

За окнами машины показались строения аэропорта. Наша встреча подходила к концу, расставаться было жаль. Еще не все сказала я любимой актрисе. О том, как удачно сыграла она в фильмах "Открытая книга", "Личное счастье", "Собственное мнение". Как замечательно читала стихи на встрече со зрителями, как к лицу ей модный пиджак…

Как принято говорить, красоту не скроешь. Время совсем не отразилось на ее облике, не убавило шарма и обаяния. С восхищением я отметила, что задора и энергии тоже нисколько не уменьшилось. Она шла к сцене легкой походкой, мило улыбаясь, и все люди, сидящие в зале, улыбались ей. Марина Лаврентьевна прочитала свое стихотворение "Ромашки", которые росли на аэродроме и провожали ее в полет …
______________________________
© Сегал Лариса Илларионовна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum