Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
Любовь на сцене театра Горького
(№5 [35] 07.03.2000)
Автор: Инна Звездина
Инна  Звездина
26 февраля в ростовском академическом театре драмы имени М.Горького состоялся бенефис народной артистки России Тамары Алексеевны Яблоковой. И поскольку о датах в жизни женщины говорить не принято, то и в течение всего вечера со сцены не прозвучала ни одна цифра. Отмечался просто жизненный и творческий юбилей Женщины, Актрисы.
В этот вечер много говорилось о сыгранных Тамарой Алексеевной ролях на сцене ростовского театра, а до этого были роли и в Рыбинском, и в Таганрогском, и в Минском драмтеатрах. Коллеги - ростовчане вспоминали её работы: Аксинью в "Тихом доне" Шолохова, Комиссара в "Оптимистической трагедии" Вишневского, Анну Андреевну в "Ревизоре" Гоголя, Раневскую в "Вишнёвом саде" Чехова. И все без исключения приходили к выводу, что бенефициантка - бесспорно, драматическая героиня.


Специально для бенефиса Тамары Алексеевны в театре была поставлена пьеса Дж. Голдмена "Лев зимой", которая и была представлена в праздничный вечер. Здесь у актрисы "королевская" роль.
Действие происходит в 1183 году в английском королевском дворе. Король Генри II ( засл. артист России И.Тельнов) озабочен выбором наследника трона и выполнением условий договора с королём Франции, по которому, чтобы сохранить все свои земли, он вынужден выдать замуж французскую принцесу Элис (Е. Подуст) за одного из своих сыновей, будущего короля Англии. Решение этой проблемы оказывается для короля вдвойне трудным: во-первых, Элис уже несколько лет является его любовницей и сама отказывается выходить замуж, а во-вторых, не так-то просто объявить наследником того, кого уже давно наметил, - любимого младшего сына Джона (П. Черноусов).

Королева - Элинор Аквитанская (нар. артистка России Т.Яблокова), уже заброшенная и 10 лет живущая в неволе, вступает в борьбу за престол для старшего сына - Ричарда (А.Шкрабак).
Весь внешний конфликт спектакля разворачивается вокруг того, кто же, наконец, получит долгожданную власть и трофей в виде французской принцессы в придачу.
Но режиссёр И.Зубжицкая (г. Санкт - Петербург) делает акцент не на историческом, а на человеческом факторе. И в данном смысле абсолютно всё равно, где и в какую эпоху происходит действие. Зритель видит не внешнюю, историческую сторону событий, а внутреннюю. Абсолютно неважно, что в 1183 году в Англии решался вопрос наследия трона и дружеских отношений с Францией. Важно другое - отношения в королевской семье. А они, когда присмотришься к ним поближе, просто ужасают. Три брата, которые ненавидят друг друга и смотрят друг на друга, как на соперников в борьбе за власть, и стремятся хитростью, а иногда и подлостью эту власть из рук других выхватить. В отце они видят лишь преграду и помеху для достижения цели и, не испытывая никаких сыновьих чувств, готовы предать его, готовясь объединиться против него с французским королём (В.Соколовский). Сомнения и минутные терзания испытывает лишь младший Джон, но и он попадает под влияние самого тихого и незаметного, но может быть, самого ужасного из братьев - Джеффри (Р.Нестеренко). Муж, который держит жену пленницей в своём же доме и которую рассматривает как умного и хитрого противника, с которой уже давно прекратил всякие человеческие отношения. И, наконец королева - мать, королева - жена. Это, на мой взгляд, самый сложный и самый трагический персонаж этой пьесы. Отверженная, низверженная в своём же доме королева, но ещё нужная для удержания земель, отлученная от своих детей мать, презираемая, ненужная, заброшенная. Но натура сильная, продолжающая бороться за своё положение, свою свободу, свою любовь. Борющаяся, как умеет, - интригами, кознями, стравливанием. Всеми своими действиями стремясь, чтобы на неё обратили внимание, заметили, отнеслись по-человечески. Она отлично понимает, что происходит в семье, она просит одуматься сыновей, говоря, что всё в мире определяется не историческими случайностями, не роком, а человеческими отношениями. Но тут же посылает Ричарда на переговоры с французским королём, чтобы обыграть отца и братьев.

Нажмите, чтобы увеличить.
Когда король Генри, узнав об измене сыновей, заточает их в темницу, осознавая, чем для него может обернуться их свобода, Элинор приносит своим детям под видом завтрака оружие, чтобы они могли бежать, и умоляет их скрыться, но в обозлённых умах братьев возникает замысел убить отца. И только сила любви королевы смогла предотвратить ужасные последствия: ни дети, ни отец не смогли поднять руку друг на друга. Генри отпускает сыновей.
Атмосфера лжи, недоверия, подлости не покидает пьесу почти до самого её конца. Отношения нелюдей доведены до такого предела, что не веришь ни одному слову, ни одному чувству. Всё кажется до невозможного циничным, сердце опутывают сети холода и зла. На такой лад настраивают даже декорации спектакля. Они изображают холодное, мрачное помещение замка того времени, да ещё и в зимнее время, поэтому вполне понятен тот серо-белый, холодный тон окружающей обстановки. Но декорации стен, за которыми виднеются оголённые, заиндевевшие ветки деревьев, представляют собой переплетение копий, остриё которых направлены во все стороны. Вот оно, состояние людей, живущих в замке, их холодные, "острые" отношения, их жизнь на гране преступления.
И вот ещё одна характерная деталь: действие происходит в канун Рождества, самого семейного праздника, когда вся семья собирается воедино. Это обстоятельство ещё больше подчеркивает этот ужасающий диссонанс человеческих, семейных отношений.
Нажмите, чтобы увеличить.


Но как раз в Рождество в семье восстанавливается если не мир, то хотя бы спокойствие. Тут на сцену впервые выходит любовь, не завуалированная, не с примесью мести, а настоящая любовь, которую эти два человека - Генри и Элинор, пронесли через всю жизнь. Любовь двух очень сильных людей, которые не хотели сдаваться и признавать себя побежденными, а потому с оттенком борьбы сначала на поле боя, а потом и в собственном доме.
Самое важное и главное свершилось: к людям вернулись настоящие, искренние чувства, а это, как доказывает спектакль, и есть единственно возможное условие человеческого бытия.
__________________
© Звездина Инна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum