Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Современная система школьного и университетского филологического образования (тенденции и принципы формирования).
(№5 [35] 07.03.2000)
Автор: Николай Маевский
Николай Маевский
Язык и литература - неотъемлемая, важная часть национальной духовной культуры. Правильная постановка дела в одном из важнейших направлений гуманитарного образования - филологии, верное и четкое представление места, целей, задач, содержания и путей филологического образования в школе и вузе позволит решить важнейшую современную глобальную проблему гуманизации личности. Совершенно справедливо и предостерегающе в связи с этим звучит сегодня утверждение, что "общеобразовательная школа с минимизированным гуманитарным компонентом означает дегуманизацию общества" (Н.Б. Мечковская, 1996).

При решении этой проблемы необходимо помнить слова акад. Д.С. Лихачева: "Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки, она нужна историкам искусства, ибо в основе каждого из искусств… лежит слово и связь слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры" (Об искусстве слова и филологии // О филологии, 1989).
Именно поэтому образовательная (предметная) область "Филология" ("Языки и литература") занимает в настоящее время одно из ведущих мест в ГОС основного и среднего (полного) образования и в структуре Базисного учебного плана (БУП) общеобразовательных учреждений РФ, входя в его инвариантную часть в виде федерального компонента и включая: русский язык, литературу, иностранный язык (в учебных планах (УП) для средних общеобразовательных учреждений РФ с русским родным языком обучения) и русский язык (как государственный), русскую литературу, родной язык и литературу, иностранный язык (в УП с русским (неродным) или родным (нерусским) языком обучения).

К основным положительным тенденциям, определяющим, например, современное состояние лингвистического образования в средних общеобразовательных учебных заведениях, отнесем следующие:
1) расширение объема предмета "Русский язык" и соответственно объема содержания изучаемого материала не только в связи со сближением школьного и научного (вузовского) курсов, но и за счет включения в его орбиту дополнительных лингвистических дисциплин: культуры речи, стилистики, риторики, часть материала которых традиционно (особенно с 70-х годов) включается как составная часть основного курса "Русский язык";
2) расширение временных рамок (по количеству часов, по годам обучения) изучения предмета "Русский язык", всей лингвистической подготовки, связанное с указанными содержательными изменениями предмета и возможностями, предоставляемыми действующим БУП, что позволяет выстраивать как бы две параллельные образовательные линии: основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в образовательной области "Филология", и дополнительную углубленную (при необходимости непрерывную) лингвистическую подготовку в области родного и иностранного(-ых) языков, осуществляемую за счет обязательных, по выбору (элективных) и факультативных курсов на разных образовательных ступенях (II и III), в соответствии с профилем учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся, что позволяет реализовать принцип личностно-ориентированного образования. Все базовые и факультативные лингвистические дисциплины имеют хорошее программно-методическое обеспечение.

Следует отметить, что русскому языку отводится главенствующее место в образовательной области "Филология" БУП. Во многих регионах, включая Ростовскую область, русский язык введен как обязательный предмет (1-2 часа в неделю) в старших классах. Это особое положение определяется, с одной стороны, теми важнейшими функциями, которые он выполняет "и как родной язык русского народа, и как государственный язык РФ, и как один из языков межнационального (международного) общения в ближнем и дальнем зарубежье", с другой, тем, что он "является средством общения и передачи прагматической информации, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства" (О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. Информационно-метод. письмо Минобразования РФ от 22.05.98 г.);

3) усиление в образовательном процессе принципа интегративности. Последняя тенденция, в настоящее время лишь частично реализуемая, должна, на наш взгляд, постепенно нарастать с развитием альтернативных учебных заведений и усилением уровневой и профильной подготовки на III образовательной ступени (особенно при переходе к 12-летнему образованию по структуре 4+6+2). Ярким примером такой интеграции является лингволитературоведческий курс "Русская словесность", обогащенный через сто лет новыми идеями и опять занявший достойное место в филологическом образовании школьников. Примером могут служить курсы технического или художественного перевода, построенные на сопряжении лингвистических знаний разных языков; курсы лингвокраеведения и лингвострановедения, этнолингвистики, социо- и психолингвистики;
4) усиление текстоцентрического подхода в лингвистической подготовке.

В целом школьный курс русского языка имеет линейно-концентрическое построение (три концентра, соответствующие трем ступеням школьного образования, и линейное расположение материала внутри каждого концентра). Однако существующие тенденции лингвистической подготовки настоятельно диктуют необходимость создания единого, цельного школьного курса русского языка, построенного по принципу расширяющейся спирали (непрерывной в отличие от концентрических кругов и сохраняющей линейность), что должно обеспечить подлинную реализацию важнейших принципов преемственности и перспективности в формировании знаний. Этот же принцип должен получить дальнейшее развитие в построении курса иностранного языка.
Переход в современной школе к концентрическому построению литературного образования (от существовавшего ранее линейного его построения), закрепленный в новых обязательных минимумах содержания образовательных программ для основной и средней (полной) школы, дал, на наш взгляд, веские основания (из-за его сжатия, сокращения) для тревоги представителей педагогической общественности, учителей-словесников. Полагаем, что принцип расширяющейся спирали следует положить и в основу построения полноценного и цельного школьного курса литературы.

Концепция филологического университетского образования базируется на непреходящих, вечных специализациях, определяемых филологией как наукой и вытекающих из нее и основного назначения "филолога как интерпретатора текста" (С.С. Аверинцев): филолог - это педагог (преподаватель, учитель родного, иностранного, классических языков, а также соответствующей литературы); филолог - это переводчик; филолог - это хранитель информации (библиотекарь, библиограф, редактор, патентовед, документовед, референт, литературный краевед, музеевед).
Именно эта концепция положена в основу подготовки современных филологов, по направлению - 520300 и специальности - 021700 - "Филология", осуществляемой с 1993/94 уч. года по новой системе многоступенчатого (многоуровневого) образования на факультете филологии и журналистики РГУ, что нашло соответствующее отражение как в обновлении содержания филологического образования, так и в изменении самой его структуры (подробнее об этом см. статью Е.А. Корнилова и Н.Н. Маевского "Многоуровневая система современного университетского образования (опыт факультета филологии и журналистики РГУ)" в предыдущем номере нашей газеты).
Рассмотрению проблем координации школьного и университетского филологического образования была посвящена научно-методическая конференция "Университетская филология - средней школе", проходившая в рамках XII Пленума НМС по филологии УМО университетов РФ на базе Кабардино-Балкарского ГУ (г. Нальчик, сентябрь-октябрь 1999 г.), где был обсужден широкий круг вопросов.

В настоящее время завершена работа по созданию профильными НМС УМО университетов РФ ГОС "второго поколения" по всем направлениям и специальностям высшего образования, включая "Филологию". Назрела необходимость обсуждения вопроса о возможности создания скоординированных "сквозных" образовательных стандартов, связывающих основные уровни национальной образовательной системы по соответствующим направлениям (профилям) подготовки на основе преемственности и перспективности, заложенных в их содержании и структуре, что должно способствовать (после перехода школы на 12-летнее образование, а высшей школы - на многоступенчатую систему) реализации идеи формирования непрерывного (периодического, систематического) образования, важными составляющими которого станут также переподготовка, повышение квалификации, самообразование.
_____________________________
© Маевский Николай Николаевич

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum