Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Проблемы массовой коммуникации объединили теоретиков журналистики
(№8 [153] 05.06.2007)
Автор: Наталья Сергунина
Наталья  Сергунина
11 -12 мая 2007 года на факультете журналистики ВГУ прошла очередная ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы массовой коммуникации". На этот раз она объединила исследователей из 30 городов России, более 130 авторов опубликовали свои материалы в сборнике тезисов.
Участники могли выступить с докладами на одной из шести секций – "Теория и практика журналистики", "История отечественной журналистики", "Зарубежная журналистика", "Реклама и связи с общественностью", "Электронные СМИ" и "Язык и стиль массовой коммуникации".

Нажмите, чтобы увеличить.

Отличительной чертой данной конференции стало единодушное признание ее участниками, что почти вся современная система массовых коммуникаций находится в кризисе. В каждой сфере он проявляется по-своему. Именно об этом говорили докладчики на пленарном заседании. Но в целом можно сказать, что кризис современных отечественных средств массовой коммуникации состоит в отрыве от аудитории и утрате её доверия. Проще говоря, наши СМИ не чувствуют настоящих потребностей своего читателя (а также зрителя или слушателя).

Декан воронежского журфака Владимир Васильевич Тулупов, открывший пленарное заседание, говорил о причинах, по которым современная отечественная журналистика все больше погружается в кризис. Одна из главных – в том, что в последние годы она выполняет преимущественно функции пропаганды и политического или коммерческого обслуживания разных структур, забывая о своих главных задачах – посредничестве между народом и официальной властью, полном и точном информировании населения о происходящих событиях.
Нажмите, чтобы увеличить.
Отсюда и рождается недоверие людей к средствам массовой информации. "А если нет доверия, то обществом легко манипулировать, – отметил В.В. Тулупов. – Когда нация не говорит на важные для нее темы, она не может нормально развиваться". Единственный выход из сложившегося кризиса, по мнению декана, заключается в развитии качественной прессы, которая, вопреки многочисленным пессимистическим оценкам, пока еще не умерла в России. Хорошая профессиональная пресса сегодня существует и в столице, и в провинции. "Здесь появляется все больше оперативных новостей и серьезной аналитики", – отметил в заключении В.В. Тулупов.
Проблему падения доверия, интереса, а, следовательно, и тиражей к местным периодическим изданиям затронул в своем выступлении руководитель управления по делам печати и СМК Воронежской области Иван Александрович Щелоков. Правда, на его взгляд, эта тенденция связана со стремлением СМИ зарабатывать на размещении коммерческой информации. А проплаченными материалами, понятно, читательского доверия не заработаешь. Выстроить же правильную коммерческую политику под силу далеко не каждому провинциальному изданию. Стать конкурентоспособными участниками современного медиарынка и получать прибыль провинциальная российская пресса за годы демократии так и не научилась. Большинство газет, теле- и радиоканалов российской глубинки убыточны. "Почти все районные местные издания находятся вне интересов бизнеса", – заметил г-н Щелоков. Нормально живут только те, которые получают субсидии от государственной власти.
Нажмите, чтобы увеличить.

Таким видят выход прессы из кризиса чиновники… Только решатся ли подобным образом все профессиональные проблемы отечественной (и конкретно - провинциальной) прессы? Или, наоборот, государственная поддержка приведет к засилью финансово (и идейно) контролируемых СМИ, не борющихся за внимание и доверие читателей? Когда-то Сергей Довлатов говорил о том, что в США редакционные коллективы, наоборот, всячески пытаются избегать опеки государственной власти.
О том, какие именно взаимоотношения складываются сегодня между капиталом и СМИ на Западе, рассказал доцент кафедры телевизионной и радиожурналистики ВГУ Владимир Игоревич Сапунов. Его тема звучала так: "Финансиализация капитализма и ее влияние на медиа-сектор".

Профессор Белгородского государственного университета Александр Петрович Короченский говорил о внутренних проблемах журналистской профессии. В частности, он указал на то, что некоторые позиции этического кодекса российского журналиста 1994 года невыполнимы. Как, например, положение о невозможности публиковать заказные материалы. Ведь во всем мире, да и в России, секретом преуспевания средства массовой информации становятся грамотно выстроенные отношения с рекламодателями. "Для многих газет или каналов соответствие такому этическому принципу было бы смерти подобно", – описал ситуацию Александр Петрович.

Но если профессиональный журналистский кодекс требует серьезных доработок, то это еще не значит, что сотрудник СМИ не должен чувствовать ответственности за произнесенное или написанное слово. Роль нравственно-этического регулятора в нынешней российской журналистике должна играть медиакритика. Профессор Короченский выделил три ее вида – (1) академическая, или научно-экспертная, представленная теоретиками от журналистики, (2) внутрикорпоративная, "местами обитания" которой являются журналы "Журналист" и "Журналистика и медиарынок" , (3) массовая, реализующаяся в форме публичных обращений журналистов-профессионалов к своим коллегам через публикации в СМИ.
В провинции, заметил Александр Петрович, медиакритике существовать гораздо сложнее, чем в крупных столичных центрах – работники средств массовой информации здесь, как правило, хорошо знают друг друга и любые замечания переносят в сферу личных взаимоотношений.
И тем не менее, медиакритика, вероятно, – единственное, что может повлиять на образ нынешних СМИ. В качестве примера Александр Петрович привел, правда, не профессиональную, а общественную организацию "Ассоциацию родителей телезрителей". Самым активным мамам и папам юных поклонников телеэкрана Украины удалось добиться вывода из эфира нескольких неэтичных и опасных для детской психики рекламных роликов. Если уж простые люди смогли повлиять на телевизионных боссов, то профессиональное журналистское сообщество при желании может быть гораздо более эффективным.
Нажмите, чтобы увеличить.

Однако профессор кафедры теории и практики журналистики ВГУ Алла Михайловна Шестерина заметила в своем выступлении, что далеко не со всеми пагубными чертами телевидения можно бороться. Существование многих из них обусловлено природой самого ТВ. И ни юридические законы, ни жесткая критика профессионалов не смогут изменить ситуацию. Необоснованными при ближайшем рассмотрении оказываются, например, обвинения в искажении реальности, ее виртуализации и семиотизации. Ведь и профессионалы-телевизионщики, и зрители требуют от передач ярких сюжетов, необычных событий и характеров. Для ТВ – это норма и закон существования. Хотя последствия нестандартной – в частности, агрессивной, шокирующей или небрежной – подачи фактов могут быть самыми страшными. И здесь выход из кризиса, отрицать наличие которого в современном российском телевидении трудно, видится в установлении новых взаимоотношений с аудиторией, основанных на взаимном уважении.
Как оказалось, проблема потери связи с человеком является сегодня причиной кризиса и в сфере рекламы и связей с общественностью. По мнению преподавателя кафедры рекламы, к.ф.н. Любови Сергеевны Щукиной, сегодня сложилась такая ситуация, когда большинство товаров не отличаются друг от друга по качеству, а их реальные свойства можно легко выяснить (например, при помощи неформального общения в Интернете). В этом случае наиболее успешными могут стать те бренды, которые смогут приобщить человека к некой социальной группе, донести до него позитивную систему взглядов на мир, создать у потребителя иллюзию причастности к людям высокого духовного уровня. Более того, современный потребитель рекламы ждет честного и прямого диалога с экспертами и производителями товара. На Западе эти принципы уже активно применяются, в России же о них пока что только начинают говорить. И то все больше в академических кругах.

Закрывала пленарное заседание доцент кафедры стилистики и литературного редактирования ВГУ Мария Яковлевна Запрягева докладом "Разговорная речь и ее отражение в современных СМИ". Приведенные ею примеры из публикаций, вышедших даже в самых авторитетных СМИ современной России, наводили на мысль о том, что многим журналистам порой не хватает грамотности для того, чтобы точно выразить свою мысль на правильном русском языке. Сможет ли аудитория доверять такому автору и его материалам? Вряд ли. И это тоже один из ответов на вопрос о том, почему нынешние средства массовой информации нашей страны находятся в кризисе.
Нажмите, чтобы увеличить.



Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum