Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
А в это время в Ижевске…
(№8 [153] 05.06.2007)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
В последнее время многие российские печатные и электронные СМИ то и дело, к месту и не очень вспоминают об отечественном автопроме. Как правило, в разговорах о его перспективах противопоставляются отметившее в прошлом году свое сорокалетие ОАО «АВТОВАЗ» и возникшие сравнительно недавно предприятия, расположенные на территории России, но производящие автомобили известных мировых брендов. А в это время без лишних разговоров и дискуссий на Ижевском автозаводе, чья история началась даже немного раньше ВАЗа, осваивается выпуск все новых моделей, причем как отечественных, так и зарубежных марок.

«Москвичи» родом с Урала


В начале шестидесятых годов прошлого века началась коренная реконструкция одного из старейших в нашей стране автопроизводителей – московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК, ранее МЗМА) под выпуск более двухсот тысяч легковушек в год. Одновременно в провинциальном, но промышленно развитом Ижевске развернулось строительство практически аналогичного завода, приказ о создании которого был подписан 21 октября 1965 года.

Генеральным подрядчиком нового предприятия выступила известнейшая фирма «Рено». В 1968 году начался монтаж прессового оборудования фирм «Блисс», «Клиринг» и «Шпирц», а также нескольких автоматических линий фирмы «Комацу» (Япония). К технологическому оснащению завода были привлечены многие немецкие, итальянские и шведские специалисты. Однако первый автомобиль — «Москвич-408» с эмблемой «ИЖа» на радиаторе был собран из комплектующих, поступивших с АЗЛК уже в ночь на 12 декабря 1966 года. А со следующего года началась сборка более современной модели «Москвич-412» с двигателями увеличенной мощности, производимыми Уфимским моторостроительным заводом.

В период с 1966 по 1990 г.г. Ижевский автозавод выпустил свыше 3 млн. автомобилей. Причем его специалисты на базе «Москвича-412» сумели самостоятельно разработать новые модели – универсал ИЖ-2125 (начало выпуска – 1973 год), а также легкие развозные грузовички ИЖ-2715 (фургон) и ИЖ-27151 (пикап), производство которых началось годом ранее. А к середине девяностых годов была готов абсолютно новый автомобиль с пятидверным кузовом типа «хэтчбек» – ИЖ-2126 «Ода».

Однако как раз в то же время, на фоне общего кризиса российской экономики, завод начал испытывать промышленный спад. Объемы производства на «ИжАвто» резко снизились – завод выпускал всего 7 – 9 тысяч автомобилей в год. И лишь после того, как на предприятие пришла команда управляющих менеджеров Группы «СОК», объемы производства стали повышаться: если в 1999 году было выпущено 9 370 автомобилей, то в 2000 году – уже 27 400 штук. В 2001 году с конвейера завода сошло 47 800 автомобилей, в 2002 – 78 246, в 2003 – 93 505 автомобилей. В 2004 году на ОАО «ИжАвто» было произведено 96 497 автомобилей. В это количество помимо фактически возрожденной «Оды», заднеприводных моделей ВАЗ-2106 и ВАЗ-21043 вошли полноприводный ИЖ-2126-060 4х4, универсал ИЖ-21261 «Фабула» и малолитражный грузовой автомобиль ИЖ-2717 с кузовом типа «фургон».

С 2000 года на «ИжАвто» была проведена модернизация: установлены линии известных компаний, поставляющих оборудование ведущим мировым автопроизводителям (Kuka, Demag, Kodama, IPSEN, ERFURT, Durr и др.). Сегодня предприятие имеет современные прессово-штамповочное, сварочно-кузовное, окрасочное, сборочное производства и производство по выпуску пластмассовых деталей.

Казалось бы, что все идет гладко, однако в начале нового века было принято решение снять с производства низкорентабельные автомобили ИЖ, заменив их современными зарубежными моделями. Выбор пал на южно-корейскую фирму KIA. В 2004 году на «ИжАвто» была собрана опытно-промышленная партия из 598 автомобилей KIA Spectra и началась подготовка для полномасштабного производства этих автомобилей.

«Лады» и KIA «в одном флаконе»


История ижевских ВАЗов начинается в 1999 году, когда здесь собрали первые 50 автомобилей ВАЗ-21213 «Нива». С 2001 года на «ИжАвто» налажен выпуск вазовских «шестерок», которых всего было собрано 133 тысячи (ныне эта модель уже снята производства). В 2002 году также было освоено производство универсала ВАЗ-21043. К июню 2006 года количество произведенных «четверок» достигло 60 тысяч. А 17 июля прошлого года в ОАО «ИжАвто» был выпущен 200-тысячный автомобиль, собранный из комплектов АВТОВАЗа, которым как раз и стал очередной ВАЗ-21043.

«Освоение при поддержке Группы «СОК» вазовской «классики» на Ижевском автозаводе стало важным этапом в истории предприятия и во многом способствовало оздоровлению нашего производства после кризиса 90-х, – считает первый заместитель генерального директора «ИжАвто» Андрей Маслов. – Опыт производства заимствованных моделей помог нам в кратчайшие сроки реализовать проект по выпуску автомобилей KIA Spectra».

Ряд узлов и агрегатов, а также конструктивных решений четвертой модели ВАЗа используются при производстве нового ижевского фургона ИЖ-27175. Его выпуск начался в декабре 2005 года, а уже весной 2006-го новинка завоевала титул «Лучший отечественный коммерческий автомобиль» журнала «КомТранс». ИЖ-27175 пришел на смену снятому с производства ИЖ-2717 на базе «Оды» и позволил сохранить традиционную для ОАО «ИжАвто» рыночную нишу легкого коммерческого автомобиля.

«У нового фургона сохранены все ключевые характеристики, позволявшие его предшественнику, автомобилю ИЖ-2717, пользоваться у потребителей устойчивым спросом: грузоподъемность – 650 кг, размеры багажного отсека, база, количество мест в кабине», – говорит ведущий конструктор проекта ИЖ-27175 Сергей Задворных.

Кроме готовых автомобилей, с 2003 года и по сей день осуществляется выпуск разобранных серий (автокомплектов) для поставки на сборочные предприятия Украины – их произведено около 20 тыс. штук. Вазовские автомобили, выпускаемые на Ижевском автозаводе, подвергаются постоянному аудиту качества, в основе которого – корейский стандарт KQS 2000, применяемый на всех предприятиях стратегического партнера «ИжАвто» KIA Motors Corporations. Автомобили ВАЗ-21043 и ИЖ-27175 проходят антикоррозионную обработку (катафорез) и окраску на новом оборудовании, установленном на «ИжАвто» в рамках модернизации производства под проект KIA Spectra. В апреле 2006 года принято решение об увеличении срока гарантии от сквозной коррозии на кузова автомобилей ВАЗ-21043 (до 4-х лет) и Иж-27175 (до 3-х лет). А в июле автозавод приступил к серийному производству автомобилей ВАЗ-21043 и Иж-27175, двигатель которых соответствует экологическим нормам «Евро-2». При этом «четверка» теперь оснащается двигателем ВАЗ-21067 объемом 1,6 литра.

22 августа 2005 года, в рамках сотрудничества Группы «СОК» и KIA Motors Corporations, в Ижевске началось еще и полномасштабное производство автомобилей KIA Spectra. Ижевский автозавод стал первым в России предприятием, работающим в режиме промышленной сборки (Постановление Правительства РФ №166 «О промышленной сборке») и единственным российским заводом, производящим автомобили KIA по схеме CKD (включает сварку, окраску кузовов и сборку автомобилей).

Объем инвестиций Группы СОК в проект по производству на ОАО «ИжАвто» автомобиля KIA Spectra составил $100 млн. Основная часть инвестиций направлена на обновление технологий предприятия. Контракт на поставку и монтаж оборудования для комплекса окраски, рассчитанного на весь модельный ряд ОАО «ИжАвто», был подписан с компанией Durr, поставщиком большинства технологических комплексов для окраски автомобилей Mercedes, BMW, Hyundai. В качестве основного поставщика оборудования для сборки автомобилей KIA выбрана компания Dong Hee Industries Korea, поставщик линий сборки на зарубежных производствах KIA в Канаде, Египте, Китае и Турции. Основным поставщиком комплекса сварки стала компания KIA Motors Corp., поставившая в Ижевск оборудование компаний Оbara, Wooshin, Nimat (Ю.Корея, Япония). В строительно-монтажных работах и реконструкции на «ИжАвто» было задействовано до 2 тысяч человек. Площадь реконструкции превысила 40 тыс. кв. метров.

В октябре 2005 года, в канун 40-летия предприятия премьер-министр России Михаил Фрадков поздравил коллектив ОАО «ИжАвто» с юбилеем и началом производства «современного российского легкового автомобиля KIA Spectra». Освоение производства автомобилей KIA Spectra на мощностях Ижевского автозавода было включено специалистами Минпромэнерго России в список 50 важнейших событий отечественной промышленности и энергетики 2005 года наряду с началом серийного выпуска автомобилей «Патриот» Ульяновского автозавода, подписанием Постановления Правительства РФ по снижению таможенных пошлин на ввоз ряда автокомпонентов в режиме «промышленной сборки» и началом строительства в Ленинградской области нового завода «Тойота».

По итогам 2005 года Ижевский автозавод, входящий в Группу «СОК», стал одним из победителей состоявшегося в Удмуртии конкурса инвестиционных проектов, получив в качестве награды льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Проект «Производственное развитие ОАО «ИжАвто» на 2005 – 2011 г.г.» признан самым крупным и перспективным из числа включенных в Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики. Льготы по налогу на имущество в 105 млн. рублей (с 2006 года) и льготы по налогу на прибыль в 133 млн. рублей (с 2007 года) позволят эффективнее осуществлять техническое перевооружение предприятия. Высвобожденные средства направлены, в частности, в расширение сотрудничества с корейской корпорацией KIA Motors.

Гарантией стабильной работы производства автомобиля KIA Spectra является система «встроенного качества», применяемая на всех предприятиях KIA Motors Corp. (стандарт KQS 2000), базирующаяся на международных стандартах качества ISO и адаптированная под российские условия. Производство автомобилей KIA Spectra на Ижевском автозаводе сертифицировано Межотраслевым фондом «Сертификация автотранспорта САТР». По результатам аудита «САТР-Фонда» в мае 2006 года и полигонных испытаний (ФГУП «НИЦИАМТ», г. Дмитров) завод получил ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на KIA Spectra сроком на 3 года. Также ведется работа по подготовке производства KIA Spectra к аудиту норвежской компанией Det Norske Veritas, занимающейся сертификационной деятельностью в области автомобильной промышленности, судостроения, авиации и нефтегазодобычи.

Высокий уровень качества является одним из основных конкурентных преимуществ KIA Spectra, позволяя давать гарантию на автомобили – 3 года или 100 тыс. км пробега.

«В 2006 году ижевская KIA Spectra стала бестселлером среди модельного ряда KIA в России, объем ее реализации по итогам первого полугодия превысил 11 тысяч автомобилей. В настоящее время на эту модель приходится порядка сорока процентов всех российских продаж KIA Motors. Во многом именно благодаря проекту Spectra, за 2005-й год концерну KIA Motors удалось увеличить свое присутствие на рынке России с 4 до 7 процентов, а компании SOKIA - стать крупнейшим в стране дистрибьютором KIA, с долей рынка - более 70 процентов», - отметил генеральный директор SOKIA Сергей Шабанов.

«Для нашей компании Россия является ключевым рынком, и мы очень довольны тем, что производство автомобиля Spectra в Ижевске обусловило существенный рост продаж автомобилей KIA в этой стране. Мы уверены, что Spectra и далее будет пользоваться популярностью у Россиян благодаря своему привлекательному дизайну, высокому качеству сборки и конкурентоспособной цене», - заявил исполнительный вице-президент концерна KIA Motors Джанг-Мун Парк.

Достижения и планы


В первом полугодии 2006 года выручка ОАО «ИжАвто» по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилась более чем в 2 раза и составила 8 569 436 тыс. рублей. Прибыль составила 203 071 тыс. рублей, против 13 736 тыс. рублей за 2005 году.

За 6 месяцев 2006 года было произведено 31 475 автомобилей (производство за весь 2005 год составило около 53 тысяч машин). Столь впечатляющих производственных и финансовых показателей удалось добиться за счет успешной реализации проекта по выпуску автомобилей KIA Spectra, серьезного сокращения издержек и оптимизации организационной структуры.

Как сказал генеральный директор Ижевского автозавода Михаила Добындо, «по итогам июня 2006 года завод вышел на объем производства – 1,3 млрд. руб. и превысил уровень апреля 2004 года, наиболее успешного месяца с момента возрождения и начала стабильной работы завода до смены модельного ряда. Это – доказательство того, что реализация проекта KIA Spectra в 2005 году не только позволила сохранить завод, но и заложила основу для дальнейшего развития «ИжАвто».

В соответствии с планом производства на 2007 году Ижевский автозавод выпустит более 60 тысяч автомобилей KIA, в том числе 45 тысяч KIA Spectra, 7 тысяч KIA Rio JB и до 10 тысяч третьей модели KIA. С учетом выпуска 40 тысяч отечественных моделей ВАЗ-21043 и ИЖ-27175 фургон общий объем производства «ИжАвто» в 2007 году может составить около 100 тыс. автомобилей.

«Выпуск автомобилей KIA Spectra, доказал, что Группа выбрала правильную стратегию, – подчеркнул на встрече с журналистами вице-президент Группы «СОК» Андрей Фролов . – По итогам первого полугодия российский рынок автомобилей вырос к уровню прошлого года на 45 – 50%. При этом необходимо отметить, что продажи автомобилей KIA Motors на российском рынке в несколько раз опережают темпы развития самого рынка. Во многом это стало возможным благодаря началу производства в России автомобиля KIA Spectra. В наших планах стоит задача максимально локализовать производство KIA в России».

В соответствии с Соглашением, подписанным между ОАО «ИжАвто» и Министерством экономического развития и торговли РФ, уровень локализации производства автомобилей KIA Spectra на Ижевском автомобильном заводе в июне 2007 года должен составить не менее 10 процентов всех комплектующих (около 50 позиций из общего перечня). К настоящему времени на автомобилях KIA Spectra уже используются российские аккумуляторы, шины и эксплуатационные жидкости. Также в настоящее время локализованы динамики аудиосистем и легкосплавные диски колес. По этим позициям предприятия-поставщики уже завершили подготовку производства и готовы к поставкам. В программе локализации задействован ряд производителей автокомпонентов, входящих в Группу «СОК»: в конце 2006 года ижевская Spectra получила российские климатические системы, в том числе, отопитель и кондиционер, которые производятся на тольяттинском «ВАЗинтерСервисе»; подписан договор на поставку амортизаторов со Скопинским автоагрегатным заводом (СААЗ).

В первой половине 2007 года прекращен импорт пружин подвески и боковых стекол. Продолжаются переговоры с KIA Motors Corporation о приобретении оснастки для изготовления комплекта бамперов, одной из наиболее затратных с точки зрения транспортной составляющей позиций. В плане локализации на нынешний год также значатся: воздушный фильтр, адсорбер, коврик багажника, ряд резинотехнических изделий, комплект жгутов проводов.

«Локализация компонентов происходит при поддержке со стороны группы локализации KIA Motors Corporation, - говорит начальник отдела локализации «ИжАвто» Игорь Лазарев . – Сейчас с корейской стороной ведутся переговоры о содействии в поставках комплектующих первого уровня, возможность производства которых в России ограничена или нецелесообразна».

Выпуск ряда компонентов планируется освоить на площадях «ИжАвто». В частности, ведутся работы по организации производства выхлопной системы. Один из крупных проектов связан с организацией на Ижевском автозаводе участка сборки сидений. На ряд компонентов, входящих в состав сидений, уже определены поставщики и ведется активная подготовка производства.

Как заявил вице-президент Группы «СОК» Андрей Фролов , – «Программа локализации выпуска автокомпонентов по проекту KIA будет двигателем развития партнерства предприятий Группы с иностранными производителями комплектующих. По мере роста объемов выпуска моделей KIA в Ижевске привлекательность проектов по локализации для российских поставщиков будет расти. А значит, будут расти и темпы локализации, и сложность изделий, изготовление которых целесообразно с экономической точки зрения».

Вслед за Spectra – Rio


22 декабря 2006 года на Ижевском автозаводе началась сборка еще одной модели KIA – Rio JB. Первоначально производство этого автомобиля будет осуществляться в цехе крупноузловой сборки площадью 6 тысяч кв. метров, оснащенном универсальным оборудованием, способным в односменном режиме обеспечить выполнение годовой программы по сборке KIA Rio (7 тысяч в 2007 году). При постановке на производство новых моделей KIA, имеется возможность повысить мощность до 20 тысяч автомобилей в год (10 автомобилей в час). «Таким образом, DKD-производство превращается в самостоятельное направление работы, необходимое для мультибрендового завода, каким и является «ИжАвто», – считает генеральный директор предприятия Михаил Добындо . Инвестиции в организацию крупноузловой сборки составили 60,7 млн. руб.

Спустя 18 месяцев с начала крупноузловой (DKD) сборки автомобиля KIA Rio, во втором квартале 2008 года, в Ижевске будет открыто полномасштабное (CKD) производство данной модели, включающее сварку, окраску и сборку.

Автомобиль KIA Rio JB на Ижевском автозаводе будет производиться в семи комплектациях, с двумя типами кузова – седан и хетчбек, с 4-ступенчатой автоматической или 5-ступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль получит более тридцати позиций базового оснащения, среди которых: кондиционер, гидроусилитель руля, регулируемая рулевая колонка, регулировка водительского сидения по высоте, подушки безопасности водителя и пассажира, обогрев и тонировка стекол, электростеклоподъемники, декоративные колпаки колес. Опционально будут предлагаться АБС, климат-контроль, электропривод наружных зеркал с обогревом, подогрев сидений, передние противотуманные фары. На все автомобили, независимо от комплектаций, будут устанавливаться 1,4-литровые бензиновые двигатели, мощностью 97 л.с., соответствующие нормам токсичности Евро-3.

Стоимость автомобиля, в зависимости от комплектации, будет варьироваться от 390 тысяч рублей до 460 тысяч рублей. В общем объеме производства наибольший «удельный вес» (21%) придется на вторую по стоимости комплектацию LX (400 тыс. рублей) - седан, с механической КПП и люксовым вариантом исполнения салона.

Автомобили KIA Rio JB, собираемые на ОАО «ИжАвто» по DKD-схеме, будут окрашиваться металлизированными и перламутровыми эмалями: «Чистое серебро», «Полярное серебро», «Кашемировый беж», «Оранжевый закат», «Тропический оранжевый», «Сапфир», «Оливковый серый», «Черная полночь». После перехода на полномасштабное производство окраска кузовов KIA Rio будет осуществляться на оборудовании компании Durr (Корея), установленном на «ИжАвто» в рамках модернизации под проект KIA Spectra и рассчитанном на программу 220 тысяч автомобилей в год. На этом этапе цветовая гамма может измениться и станет более гибко зависеть от заказов конечного потребителя.

Продвижение автомобиля KIA Rio на российском рынке будет организовано через дилеров компании SOKIA – официального дистрибьютора KIA Motors в РФ.

Вот как комментируют начало производства в России модели KIA Rio топ-менеджеры KIA и Группы «СОК».

Джанг-Мун Парк, ведущий исполнительный вице-президент и член совета директоров KIA Motors Corporation : «Партнерские отношения между KIA Motors и Группой «СОК» в последние годы интенсивно развиваются. Это происходит благодаря тому, что KIA Motors постоянно работает над улучшением дизайна, технических характеристик, экономичности своих автомобилей, а Группа «СОК», в свою очередь, осуществляет активные инвестиции в современные производства и развивает дистрибьюторскую сеть, отвечающую самым высоким стандартам. Уверен, что включение в производственный ряд Группы «СОК» высококонкурентной и перспективной модели KIA Rio полностью удовлетворит запросы россиян, заинтересованных в приобретении доступного по цене автомобиля B-класса».

Андрей Фролов, вице-президент Группы «СОК» : «Стратегической задачей Группы «СОК» является производство конкурентоспособных автомобилей на российских предприятиях и для российского потребителя в партнерстве с ведущими мировыми автопроизводителями. Эта задача имеет государственное значение, и Группа «СОК» располагает всеми необходимыми ресурсами для ее реализации».

Михаил Добындо, генеральный директор ОАО «ИжАвто» : «Расширение сотрудничества с нашим стратегическим партнером, KIA Motors Corp., способствует увеличению объемов выпуска Ижевского автозавода и загрузке производственных мощностей. Уже в 2007 году на ОАО «ИжАвто» будет произведено 60 тысяч автомобилей KIA, что практически равно общему объему выпуска нашего предприятия в 2006 году».

Сергей Шабанов, генеральный директор компании SOKIA : «Обновленная версия KIA Rio уже сегодня вызывает интерес у российских покупателей. С января по ноябрь 2006 года только через дилерскую сеть нашей компании по прямому импорту в России было продано около 3000 таких автомобилей. Запуск производства автомобилей KIA Rio на Ижевском автозаводе c их последующим распространением через дилерскую сеть SOKIA позволит удовлетворить покупательский спрос на эту модель. Благодаря интересному дизайну, широкому набору предлагаемых опций, а также высокому качеству сборки и конкурентной цене, у ижевской KIA Rio есть все шансы занять достойную позицию на рынке».


Справка:

KIA Motors Corp. – один из самых быстрорастущих автопроизводителей в мире. Концерн, входящий в группу Hyundai-KIA, имеет 14 производственных и сборочных предприятий в 9 странах мира с общим количеством персонала свыше 32,5 тысяч человек. Ежегодно KIA Motors производит порядка 1,3 млн. автомобилей. Дистрибьюторская сеть компании охватывает более 160 стран. В 2005 году объем продаж составил 1,27 млн. автомобилей, годовой оборот – 16,5 млрд. долларов США, чистая прибыль – 700,4 млн. долларов США.

Группа «СОК» – одна из крупнейших частных компаний России, которая объединяет несколько десятков промышленных предприятий, занятых в различных отраслях отечественной экономики. Приоритетными направлениями деятельности Группы являются: производство автомобилей и автокомпонентов, мостостроение.
Годовой оборот предприятий, входящих в Группу «СОК» по итогам 2005 года составил 2.3 млрд. долларов США. На предприятиях Группы трудятся более 63 тысяч человек.

ОАО «ИжАвто» - один из ведущих автопроизводителей России. Проектная мощность - 220 000 автомобилей в год. С августа 2005 года осуществляет промышленную сборку автомобилей KIA Spectra по лицензии KIA Motors Corporation. Также производит автомобили ВАЗ-21043 и ИЖ-27175 «фургон».

Компания SOKIA входит в Группу «СОК». С марта 2005 года компания является официальным дистрибьютором KIA Motors, поставляющим на российский рынок полный модельный ряд автомобилей KIA. За это время SOKIA создала эффективную дилерскую сеть из 98 автосалонов, полностью соответствующих стандартам KIA Motors.

_____________________
© Костянов Александр Аркадьевич
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum