Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
От снарядов до комфортных внедорожников
(№10 [155] 15.07.2007)
Автор: Александр Костянов
Александр Костянов
Рождение Ульяновского автомобильного завода пришлось на трудные военные годы. Причем выпускал он сначала отнюдь не автомобили, а… боеприпасы. Да и в дальнейшем судьба УАЗа долгое время была самым тесным образом связана с армией – именно она являлась потребителем подавляющей части продукции предприятия. Нынче же ситуация коренным образом изменилась – земляки «вождя мировой революции» основную ставку теперь делают на достаточно комфортабельный по отечественным меркам внедорожник с символичным названием Patriot (да, да – именно так, латиницей пишут создатели машины ее имя) и на японские грузовики ISUZU…

Героическое начало

23 сентября прошлого года Ульяновский автомобильный завод отметил 65-летие со дня основания. История одного из старейших российских предприятий автомобильной отрасли началась в суровом 1941 году, когда руководством страны было принято решение эвакуировать в Сибирь, на Урал и на Волгу крупнейшие промышленные объекты Москвы. Основой для нового завода в Ульяновске послужили цеха московского ЗИСа. Начал же УАЗ свою трудовую биографию с выпуска боеприпасов и авиационных снарядов, но уже в мае 1942 года переключился на автомобили – были собраны первые грузовики ЗИС-5, знаменитые «трехтонки». А всего через два месяца производство грузовиков возросло до 20 – 30 единиц в сутки. Двигатели и коробки передач для них поступали из Миасса, куда также была вывезена часть оборудования с ЗИСа, другие узлы и детали – с предприятий ЗИС в Челябинске и Шадринске.
После окончания войны УАЗ сначала переориентировали на выпуск полуторатонных грузовиков ГАЗ-ММ, а в 1956 году в Ульяновск было полностью передано с ГАЗа производство легковых полноприводных автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, которые оказались весьма востребованными в стране, где зачастую вместо дорог приходится ездить по направлениям. За свою высокую надежность, простоту в эксплуатации и неприхотливость этот внедорожник завоевал большую известность не только в СССР, но и за рубежом. Только в одном 1959-м году ульяновские вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира.
С 1958 года на Ульяновском автозаводе начато изготовление также и целого семейства малотоннажных грузовых, пассажирских и специализированных автомобилей повышенной проходимости собственной конструкции (фургон, микроавтобус, санитарный автомобиль, грузовик), максимально унифицированных с ГАЗ-69. Эти машины впервые в стране имели компоновку с кабиной, расположенной над двигателем. А 15 декабря 1972 года с главного конвейера УАЗа сошли первые серийные автомобили модели УАЗ-469. За время выпуска этот автомобиль успел стать по-настоящему легендарным благодаря превосходной проходимости, надежности, неприхотливости и ремонтопригодности. Так, в 1974 году автомобиль всего за 38 минут чистого времени покорил одну из вершин Эльбруса и самостоятельно спустился вниз. В 1975 году ульяновский автомобиль первым в своем классе принял участие в пробеге по пустыне Сахара, в 1979 – по пустыне Каракумы. А в 1978 году УАЗ-469 стал обладателем «Серебряного домкрата» – первого приза чемпионата Италии по автокроссу в Сан-Ремо.
В 1992 году Ульяновский автозавод преобразуется в акционерное общество открытого типа «УАЗ». За историю своего существования завод был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также дипломом торгово-промышленной палаты СССР. В октябре 1994 года заводу вручен международный приз «Золотой глобус» за выдающийся вклад в развитие экономики страны и интеграцию в мировую экономику, а также за конкурентную и качественную продукцию, которая неоднократно удостаивалась государственного Знака качества, а также медалей и дипломов. Всего за 65 лет существования УАЗа им было выпущено около 4 млн. автомобилей. На сегодняшний день на предприятии работают 19,5 тысячи человек, оно является градообразующим для Ульяновского региона.

Оптимистическое продолжение

12 октября 2000 года крупный пакет акций УАЗа приобрело ОАО «Северсталь». Два года спустя, в процессе реструктуризации бизнеса с целью повышения эффективности работы отдельных дивизионов, доли в уставных капиталах УАЗа и Заволжского моторного завода, принадлежавшие «Северстали», были переданы в уставный капитал вновь образованной компании ОАО «Северсталь-авто», которая стала в последствии управляющей компанией этих заводов. В настоящее время «Северсталь-авто» принадлежит 66% уставного капитала УАЗа.
Таким образом, в самом начале нового века для Ульяновского автозавода наступил и новый период развития. В 2003 году были успешно реализованы два инвестиционных проекта: по созданию собственных производственных мощностей для выпуска мостов типа «Спайсер» и косозубой раздаточной коробки. Спустя год, в декабре 2004 года, был введен в эксплуатацию новый плавильный комплекс фирмы АВВ (Германия), а в январе 2005 года начал работу новый окрасочный комплекс немецкой компании «Eisennman». Одновременно ОАО «Северсталь-авто» передало прессово-штамповочное производство УАЗа в управление известной компании Stadco. Перед Stadco была поставлена задача совершенствования и оптимизации процессов штамповки на заводе для повышения качества производимых кузовов. Кроме того, в соответствии с достигнутыми договоренностями, Stadco занимается развитием производства мелкой штамповки на УАЗе с целью использования существующих мощностей не только для потребностей Северсталь-авто, но и для потребностей других автопроизводителей, работающих на территории России.
А 23 сентября 2006 года, в день празднования юбилея, был введен в эксплуатацию новый контрольно-испытательный участок основного конвейера, рассчитанный на весь существующий модельный ряд автомобилей, а также перспективные модели. Инвестиции в реализацию проекта составили 2 млн. евро. На участке, площадь которого составляет 2800 кв.м., а пропускная способность – до 90 тысяч автомобилей в год, установлено современное оборудование известных немецких и итальянских производителей – Durr, Froude Hofmann, Nova Verta. Это стенд проверки и регулировки углов установки колес, камеры дождевания и обдува, окрасочная камера по устранению мелких дефектов лакокрасочного покрытия. Новая комплексная система диагностирования и контроля качества исключает выпуск автомобилей со скрытыми дефектами в системе электрооборудования, в тормозной системе и системе управления двигателем, а также обеспечивает ведение статистики по отклонениям, что обеспечит оперативное устранение выявленных несоответствий. Генеральный директор ОАО «Северсталь-авто» Вадим Швецов заявил, что открытие нового участка конвейера является важным этапом в развитии завода. «Оборудование, которое здесь установлено, выводит УАЗ на новый уровень качества. Сегодня мы исключаем выпуск автомобилей со скрытыми дефектами, что заметно повысит конкурентоспособность ульяновских внедорожников», – отметил, в частности, г-н Швецов.
16 января 2004 года представители немецкой фирмы «TUV Менеджмент Сервис» вручили руководству автозавода сертификат соответствия системы качества требованиям ISO 9001:2000. А в конце ноября 2006 года УАЗ успешно прошел аудит по двум системам управления качеством: в национальной системе сертификации и в системе сертификации «Военный регистр». Аудит проводился экспертами ЗАО «Монолит-Серт» (г. Москва) и показал, что СМК на ОАО «УАЗ» полностью соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и требованиям стандарта ГОСТ РВ 15.002. Проверке подверглись служба качества, производство, персонал, технические службы и закупки. Успешно пройденный аудит в системе «Военный регистр» дает право на получение лицензии для производства военной техники, обеспечивает для предприятия более надежную работу с силовыми структурами и с предприятиями, которые включены в Гособоронзаказ. «В ходе аудита было выявлено, что основные элементы СМК функционируют результативно и постоянно контролируются, по многим показателям растут. В целом, один из основных принципов системы менеджмента качества — постоянное улучшение — достаточно четко реализуется на предприятии», — отметил главный эксперт органа по сертификации ЗАО «Монолит-Серт» Виктор Шишкин. По сравнению с 2005 годом в рамках госзаказа поставка продукции ОАО «УАЗ» военным увеличилась на 30%. Силовые структуры в 2006 году заказали около 4000 автомобилей традиционного модельного ряда. С получением сертификата поставки могут значительно увеличиться.

Патриотическое настоящее

27 апреля 2000 года начался выпуск новых автомобилей УАЗ-3162, получивших в дальнейшем собственное имя Simbir. Год спустя на VII Московской промышленной выставке-ярмарке UAZ Simbir был награжден золотой медалью. А по итогам 2002 года он стал одним из победителей Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России» и получил право носить серебряный значок в течение двух лет.
20 ноября 2003 года с конвейера стал сходить UAZ Hunter. Кстати, теперь для всех новых моделей завода вместо буквенно-цифровых обозначений будут использоваться звучные запоминающиеся имена, защищенные патентами.
В ноябре 2005 года была изготовлена первая опытная партия из двадцати UAZ Hunter с дизельным двигателем ЗМЗ-5143, соответствующим экологическим нормам EURO-II. С
сентября 2006 года производство дизельных версий UAZ Hunter выросло до 500 штук в месяц. Это стало возможным благодаря завершению соответствующего инвестиционного проекта, в ходе которого были разработаны и изготовлены 24 новых штампа, в том числе 5 крупных, доработаны рама автомобиля и компоновка моторного отсека, труба турбокомпрессора и ряд других элементов конструкции автомобиля. А серийный выпуск дизелей 5143 был освоен на Заволжском моторном заводе, также входящем в «Северсталь-авто».
И, наконец, 17 августа 2005 года на УАЗе началось производство автомобиля UAZ Patriot – принципиально новой модели современного, комфортабельного внедорожника. Эта машина адресована для людей ведущих активный образ жизни и предназначена как для поездок по городу на работу и за покупками для всей семьи, так и для отдыха большой компанией на природе. Patriot вобрал в себя все лучшие технические решения, разработкой которых УАЗ занимался на протяжении последних 10 лет. Это и новая подвеска, узлы трансмиссии и рулевого управления, удобный салон и современный дизайн экстерьера. Причем многие узлы и решения были взяты от известных мировых автопроизводителей (всего в машине применено более 20 % импортных комплектующих). Для производства новинки на заводе была пущена новая сварочная линия, построен новый окрасочный комплекс и модернизирован главный конвейер. Кроме того, была внедрена система «бережливого производства» на основе философии постоянных улучшений Кайдзен, впервые примененная концерном Toyota, а персонал завода прошел специальный курс обучения.
24 августа 2006 года в Москве состоялось вручение ежегодной профессиональной премии автомобильных журналистов «Внедорожник года», в которой принимают участие все внедорожники, официально продающиеся на российском рынке. Победителей в многочисленных номинациях определяло два жюри – профессиональные автомобильные журналисты и «большое жюри» - читатели автомобильных СМИ. По итогам голосования «большого жюри» победителем в номинации «Классический внедорожник» стал UAZ Patriot. Это вторая победа внедорожника – в 2005 году автомобиль выиграл звание «Дебют года».
В 2003 году ОАО «УАЗ» перешло на новую форму договоров с дилерами, которая позволила точнее планировать объемы производства (строго в соответствии с дилерскими заявками), а также улучшить финансовую дисциплину за счет упорядочения условий расчетов за поставляемую продукцию. Начал проводиться технический аудит дилеров, были разработаны и стали поэтапно вводиться в практику работы сбытовой сети
С 2005 года ведется активная работа по репозиционированию бренда. Вместо прежнего слогана «УАЗ – победители бездорожья» появился более четко позиционирующий компанию – «УАЗ – Природа Движения» (для зарубежных рынков «UAZ - Natural Drive»).
В рамках программы репозиционирования также изменены корпоративные цвета. Вместо бело-голубой палитры при изображении логотипов и слоганов компании используются зелено-бежевые цвета. Новое цветовое решение наилучшим образом отражает суть компании, поддерживая смысловое значение корпоративного слогана.

Интернациональное будущее

В течение 2006 года было продано 10 000 автомобилей UAZ Patriot, а в декабре стартовали продажи машин 2007 модельного года. Благодаря ряду технических доработок и инноваций автомобиль стал более современным и технологичным. В частности, на Patriot ’07 полностью изменилась тормозная система – использованы главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов компании Continental Teves (Германия). Применение новых комплектующих обеспечило значительное повышение информативности педали тормоза и снижение на ней усилий. Впервые в истории российской автомобильной промышленности компания Bosch, специально для Patriot ’07, доработала антиблокировочную систему тормозов (АБС) и систему распределения тормозных усилий (EBD) последнего 8-го поколения, которые вошли в базовое оснащение внедорожников в максимальной комплектации Limited, а также в виде опций в другие комплектации. Точно такие же системы на сегодняшний день используются всеми мировыми автопроизводителями для своих моделей последнего поколения.
Для обновленного Patriot конструкторы автомобильного холдинга «Северсталь-авто» адаптировали новые передние кресла и заднее сиденье, которые также используются для комплектации внедорожника SsangYong Rexton (выпускаются в России по лицензии корейской компании Daewon). Новые кресла обеспечивают более высокий уровень комфорта водителя и пассажира и снабжены всеми необходимыми регулировками. Так, водительское кресло помимо стандартных регулировок снабжено отдельными регулировками передней и задней частей подушки, а также регулировкой поясничного подпора.
На Patriot ’07 используется новый блок управления двигателем Микас-11. Основное отличие новой детали — функция отслеживания и запоминания неисправностей двигателя, в частности губительных для свечей и каталитического нейтрализатора пропусков зажигания. Кроме того, новый блок управления абсолютно герметичен и размещен в подкапотном пространстве.
Значительное увеличение доли импортных комплектующих значительно повысило безопасность и комфорт водителя и пассажиров UAZ Patriot ’07. Но и это еще не предел. По словам руководителя управления маркетинга «Северсталь-авто» Даниила Проскурина, для улучшения автомобиля и в дальнейшем будет использоваться принцип синергии, то есть Patriot еще больше будет унифицироваться с другими продуктами компании. По всей видимости, под этими продуктами понимаются внедорожники SsangYong Rexton и SsangYong Kyron, производство которых освоено «Северсталь-авто» на ЗМА в Набережных Челнах.
Мало того, и сам УАЗ уже стал объектом иностранной экспансии. На его производственной площадке, в рамках соглашения с одним из мировых лидеров в производстве коммерческих автомобилей японской компанией Isuzu, с
11 июля 2006 года началась сборка грузовых автомобилей ISUZU NQR71P грузоподъемностью 5 тонн, конструкция шасси которых была специально доработана для использования в российских условиях. Таким образом, бывший производитель боеприпасов достаточно уверенно интегрируется в мировой автопром, что наверняка пойдет на пользу и самому заводу, и потребителям его продукции.


Производство легковых автомобилей УАЗ

Модель автомобиля 2003 г. 2004 г. 2005 г.
УАЗ-3151 588 891745
УАЗ-31512 5 4173 0281 588
УАЗ-315146 3492 762 3 316
УАЗ-31519 14 8644 272 4 131
УАЗ-3159 «Барс» 196 98 35
УАЗ-3160 1 504
UAZ Hunter (315195) 1 964 17 83813 519
UAZ Hunter Long (3153)783557 247
UAZ Simbir (3162)1 083 1 685 715
UAZ Patriot (3163) -5156
Спецавтомобили --156
ВСЕГО32 74831 13629 297



Наша справка. ОАО «Северсталь-авто» - российская компания, владеющая контрольными пакетами акций ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ) и ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (ЗМА). Предприятия ОАО «Северсталь-авто» представляют известные автомобильные бренды и занимают прочные позиции в своих сегментах рынка. ЗМЗ – крупнейший в России производитель 4-х и 8-цилиндровых бензиновых двигателей для автомобилей класса E, внедорожников, автобусов, легких грузовиков и автомобилей специального назначения. ЗМА – одно из самых современно технологически оснащенных предприятий России, занимающееся лицензионной сборкой мировых автомобильных брендов SsangYong и FIAT.
В декабре 2004 года ОАО «Северсталь-авто» подписало лицензионное соглашение с корейской компанией SsangYong Motor Company о производстве в России внедорожника SsangYong Rexton. В июне 2005 г. была официально завершена сделка по приобретению 99,6% акций ОАО «ЗМА», производственная площадка которого была выбрана как наиболее эффективное решение с точки зрения инвестиционных затрат и сроков подготовки проекта SsangYong Rexton. Запуск серийного производства внедорожников на мощностях ОАО «ЗМА» в г. Набережные Челны состоялся в конце 2005 года.
В октябре 2006 года между компаниями было также подписано лицензионное соглашение о производстве в России нового внедорожника - SsangYong Kyron. В соответствии с этим соглашением 21 ноября 2006 года на мощностях производственной площадки ОАО «ЗМА» запущено серийное производство SsangYong Kyron.
Компания «Северсталь-авто» также получила от SsangYong Motor Company права официального дистрибутора автомобилей в России. С сентября 2005 года в России начались продажи всего импортируемого модельного ряда SsangYong, и была создана сеть дилерских центров, которые представляют полный спектр услуг по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей этой марки.
В декабре 2005 года компания «Северсталь-авто» подписала соглашение с Fiat Auto о производстве в России автомобилей FIAT, сборка которых будет также осуществляться на ОАО «ЗМА». Сборка седана FIAT Albea стартовала на ЗМА 1 декабря 2006 года. Эта модель стала первой из линейки автомобилей FIAT, выпуск которых будет налажен в России в 2006 – 2007 гг. В 2007 году на ЗМА будет также запущено производство многофункционального грузопассажирского автомобиля FIAT Doblo и новейшей модели FIAT Linea. Кроме того, в соответствии с достигнутыми договоренностями «Северсталь-авто» является дистрибутором всего модельного ряда FIAT в России. Продажи импортируемых автомобилей итальянской марки стартовали одновременно на всей территории России 1 сентября 2006 года.
______________________________
© Костянов Александр Аркадьевич

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum