Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
«Гамаюн» - центр народного творчества и художественных ремесел в Екатеринбурге
(№12 [157] 25.08.2007)
Авторы:
 Татьяна Белаш , Наталья Чикунова
Татьяна  Белаш
Наталья  Чикунова
Создание, становление и деятельность музея народного творчества «Центра «Гамаюн», созданного по инициативе общественного творческого союза самодеятельных мастеров и художников «Ассоциация «Гамаюн» проходили в самый сложный период для страны – период перестройки и перехода к рыночной экономике.
Все началось в декабре 1989 года, когда в Москве состоялся съезд мастеров народного творчества, созванный ЦК ВЦСПС. Результатом его стало создание Всесоюзной Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел. Такую же Ассоциацию мы создали в Свердловске, объединив мастеров города и области, на ее учредительной конференции 10 февраля 1990 года. Одной из основных целей этого общественного творческого союза являлось создание Музея народного творчества и передача его коллекций в дар городу Екатеринбургу.

Нажмите, чтобы увеличить.
Ассоциация «Гамаюн» начала свою деятельность с организации и проведения выставок и выставок продаж. 10 % от стоимости произведений отчислялись на нужды новой организации, и к 1991 г. на накопленные деньги были проведены первые закупки в создаваемый музейный фонд: графические работы Н.И. Варфоломеевой, А.И. Трофимовой, В.С. Белова и В.Б. Городилиной. Затем началось приобретение коллекции живописи, керамической и деревянной игрушки. Многие работы мастерами и художниками дарились, а если продавались, то часто за символическую цену. Конечно, все это стало возможным благодаря неустанному труду и поиску создателя этой музейной коллекции – Нины Арсеньевны Хадери. Талантливый искусствовед, она большую часть своей жизни посвятила работе с народными мастерами и художниками. Более 30 лет проработала она в научно-методическом центре областного Совета профсоюзов. Многие художники и мастера сформировались и стали известны на выставках, которые она проводила, а работы Н.И. Варфоломеевой и А.Н. Коровкина были включены и опубликованы во Всемирной энциклопедии наивного искусства, изданной в 1984 г. в Югославии.

25 марта 1994 г. на основе опыта работы Ассоциации «Гамаюн» было создано муниципальное учреждение культуры – Муниципальный центр народного творчества и художественных ремесел «Центр «Гамаюн» (В июне 2007 г. центр переименовали в Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»). 1 марта 1994 г. мы вошли в двери нашего дома, на первом этаже которого еще жили люди. Это памятник деревянного зодчества XIX в., в архитектуре которого видно сочетание раннего модерна и русского терема. Он имел только печное отопление, причем большинство печей не работало, на первом этаже было холодное водоснабжение, а свет нам давала одна лампочка на втором этаже. Нам предстояла большая работа по восстановлению этого памятника архитектуры. Затраты требовались очень большие. Достаточно сказать, что выезжавшие жильцы увезли с собой рамы, двери, электророзетки, а ради печной дверцы полностью обрушили русскую печь, которая обогревала первый этаж дома.
Нажмите, чтобы увеличить.

Наш рабочий день с сентября до июня начинался с пилки и колки дров. Воду брали из колонки и, натопив три комнатки второго этажа до 8 градусов тепла зимой, мы занимались работой с художниками, готовили выставки, расширяли нашу музейную коллекцию и делали те ремонтные работы по нашему зданию, которые могли выполнить сами, готовя его к приходу специалистов. При этом зарплаты у нас не было год, и только весной 1995 года были выделены первые четыре ставки. Но и это было для нас счастьем.

Основная реконструкция внутренних помещений была закончена к новому 2001 году. В конце 1999 г. были открыты выставочные залы «Центра «Гамаюн» и его мастерские: резьбы по дереву, художественного текстиля, керамическая, художественного литья и вспомогательной обработки камня.
Началась работа по подготовке постоянной экспозиции музея. И вот уже в мае 2001 г., когда была закончена экспозиция первого зала, и мы смогли войти в уже ожидавшую первых зрителей выставку, нас охватило необычайное волнение: мы понимали, что стоим одной ногой в будущем, а другой – в истории, и мы добились того, о чем только мечталось холодными зимними вечерами у тлеющих угольков в печке…
Нажмите, чтобы увеличить.
26 июня 2001 года музей народного творчества с постоянной экспозицией «Народная картина и игрушка» был открыт для посещения. Музейная коллекция впервые представила авторские работы народных художников и мастеров, чье искусство в последние десятилетия становится все более популярно и изучаемо во всем мире. В США, Европе, России (только в Москве в 90-х годах создано 2 музея наивного искусства), крупнейшие государственные и частные музеи начали коллекционировать непрофессиональную живопись и произведения мастеров художественных ремесел.

На данный момент в музее представлена коллекция народной картины и игрушки. Народная картина, особенно в той ее разновидности, в которой нашло отражение крестьянское мировосприятие, исчезает: мастера уходят из жизни, некоторые уже не работают из-за преклонного возраста. А ведь народная картина – важнейшая часть народного творчества, в ней с наибольшей полнотой выражен менталитет народа. Такие картины самобытны, они несут в себе элементы мифологизированного сознания. Народный художник не отделяет себя от мира, от природы. Для него свойственен
Нажмите, чтобы увеличить.
оптимистический взгляд на мир, неподдельная искренность и необыкновенное умение рассказывать о своих мыслях и чувствах. Поэтому художников, представленных в залах музея народного творчества, объединяет не набор внешних стилистических приемов, а более важное, глубинное качество – народное мироощущение, где точно разделяются позиции добра и зла, нет трагических интонаций, которому свойственна особая серьезность, когда определенное событие, описываемое в картине, воспринимается как неприкасаемое бытие, в котором ничего нельзя изменить, нафантазировать.

Народная игрушка создается более молодыми талантливыми мастерами, возрождающими и развивающими традиции народной игрушки из глины и дерева. Темы и сюжеты для своих работ они черпают из фольклора, из сказок и легенд, из пословиц и поговорок. Мастера народной игрушки несколько по-другому смотрят на этот мир: для них гармоничное соединение человека с природой выступает как нечто сказочное, но, тем не менее, очень привлекательное. В работах таких мастеров присутствует много юмора и даже насмешки не только над героями собственных произведений, но и над собой. Народные мастера, хорошо владеют материалом, из которого делают свои работы, они берут за основу народную уральскую игрушку, традиции дымки и создают уже свою, неповторимую авторскую игрушку.
Нажмите, чтобы увеличить.

Небольшая, но очень информативная и красочная экспозиция будет интересна и взрослому и ребенку. Красочное мировосприятие, бывшее всегда свойственно русскому народу нашло свое выражение не только в авторской игрушке из дерева и керамики, в работах художников-любителей, но и в кружевных изделиях мастериц-рукодельниц, а также в расписных подносах из Нижнего Тагила.

С 2002 года Музей народного творчества начал собирать коллекцию художественного текстиля, в которой на данный момент представлено 11 авторов. Яркие образы вязаных картин Р.Т. Классен, вышитых картин Ж.М. Корзняковой и В.Г. Финогеновой, невесомые затейливые кружева А.А. Кунгурцевой, Л.Н. Верещагиной, А.Ф. Литвяк, С.С. Хапаловой, лоскутные коврики Х.Д. Чупраковой и мастерски выполненное панно И.Н. Русаковой, рассказывающее нам о добром городе, в котором мы живем, открывают свой удивительно гармоничный мир, где нет ничего лишнего, где природа, красота и человек неотделимы друг от друга.
     Коллекция нижнетагильских подносов начала собираться не так давно, в 2004 году. Но за это время были собраны уникальные подносы, на примере которых можно проследить историю подносного производства на Урале в XX веке, а также узнать о том, как путем долгих проб и ошибок мастера творческой группы завода «Эмальпосуда» из простого бытового предмета возвели поднос в статус самого настоящего произведения искусства. В июне этого года посетители музея смогут увидеть эту замечательную коллекцию.
Нажмите, чтобы увеличить.

Музей народного творчества неотделим от выставочных залов и мастерских. В этом его неповторимость и уникальность. Пройдя по музейным и выставочным залам, зритель может увидеть, как рождаются произведения искусства в мастерской. Например, как отливают из бронзы фигурки, как полируют камень и создают удивительные вещи. Потом эти произведения попадают на выставки и в частные коллекции, так рождается искусство, которое несет людям радость и счастье созерцания и познания природы творчества.
Народное искусство – важнейшая часть национальной культуры, без него невозможно самопознание народа как нации. До XX века такое искусство было анонимным, XX век дал нам имена художников и мастеров, возможность по-другому посмотреть на их творчество, увидеть мудрость народа, вложенную в работы.
______________________________________________________
©Чикунова Наталья Николаевна, Белаш Татьяна Станиславовна






Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum