Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Ключ к успеху – образование и культура
(№12 [157] 25.08.2007)
Автор: Юрий Русинов
Юрий Русинов
Любая культура происходит от ценностной ориентации личности, социальной группы, общества или цивилизации в целом. Ориентация, в свою очередь, основывается на знании "что есть что" и "кто есть кто". Когда культура еще не сформировалась, то отношение к предмету может определять любой случайный ярлык. Это хорошо знают политики, поэтому в предвыборных кампаниях вместо программ выдвигают "компроматы" друг на друга. Но попробуйте ребенку заявить, что крокодил Гена – злодей. Отношение к крокодилу, запрограммированное известным мультфильмом, не изменится. Такова сила эстетической информации.

Эстетическая информация программирует отношения, правила игры, стиль жизни - на уровне подсознания. Это очень мощное средство образования той или иной культуры, и это тоже знают политики. Театрализованные выступления Гитлера и массовые факельные шествия по улицам Германии обратили нормальных людей в фашистов. Театрализованные "праздничные демонстрации" и "наглядная агитация" в России обратили людей в коммунистов. Во что нам обошлись эти эстетические программирования - помним. И сегодня установки, случайно возникшие в подсознании, полученные в разных географических, исторических, социальных и политических условиях, навязываются друг другу или защищаются гранатометами и "ядерными зонтиками": каждая сторона считает свои ценности и правила игры единственно истинными. Мы все должны получить достаточное художественное образование, чтобы понимать механизмы возникновения и инерции той или иной культуры, и чтобы не проваливаться в ямы истории по воли политиков-авантюристов, знающих силу эстетической информации.

Из исторического опыта очевидно, что культура, основанная на случайно подвернувшихся эгоцентрических ценностях, не может быть общепринятой и не может быть устойчивой в принципе. Все эгоцентрические культуры отличались насилием и разрушались противодействиями. И наоборот, культура, ориентированная на объективные ("вечные", "непреходящие") ценности, каковыми являются планета со всеми ее чудесами и человек, может быть общепринятой и может развиваться устойчиво до бесконечности. Для вхождения в этот масштаб ценностей необходимо вернуть астрономию в школьные программы России и ввести обязательный час астрономии каждый день, в каждом классе, с первого по одиннадцатый. Потому что только через познание Вселенной можно осознать, что планета Земля, каждая травинка и каждый человек - уникальное чудо природы. Тогда отношение к планете Земля и людей друг к другу будут соответствующие, тогда и культура будет соответствующей.

Но что мы имеем в системе российского образования для решения этой культурологической задачи? В первые годы советской власти Ленин неоднократно в речах и статьях выдвигал тезис: "Мы должны поставить учителя на высшую ступень общественной лестницы и обеспечивать это материально, материально и еще раз, материально". Однако на практике все было сделано наоборот, возможно, в порядке "грамотной" диверсии Луначарского, а возможно, лицемерил Ленин. Лет пятьдесят или более российский учитель еще держался на высоте силой естественной инерции культуры (вспомним ауру российского инженера, российского профессора и сельского учителя). Возможно и сейчас, по той же инерции культуры или в силу гражданского самосознания, имеются подвижники. Но в основной массе современная ситуация призывает нас, российских граждан, к всеобщему и обязательному повышению уровня образования - пока не поздно. Очевидно, что первый шаг должен быть политический - необходимо вернуть учителя на "высшую ступень общественной лестницы и обеспечить это …", чтобы абитуриенты поступали в педагогические институты и отсеивались в технические, а не наоборот. Однако если критерием оценки подготовленности абитуриента останется величина взятки, то эффект от этого первого шага будет еще более разрушительным для России.

Что можно ожидать от российского учителя, озабоченного проблемой выживания? Напряжение бунта возникает объективно по алгоритму самоорганизации социума [1], и естественным образом распространяется на учащихся. Это один из катализаторов "успешного" культивирования средствами массовой информации куражливых подонков и эстетизации "стрелялок". В 1993 году, на родительском собрании в классе, где учился сын, спектакль учащихся состоял сплошь из конфликтов и драк. (Это через год после замещения информационно-аналитического поля россиян "желтой прессой"!) Главного героя в этом спектакле играл отличник по всем предметам и неформальный лидер в классе. Через некоторое время этот отличник убил одноклассника и по всем правилам телевизионной драматургии требовал выкуп с родителей за выдачу тела. В камере предварительного заключения он повесился. Аналогичный случай произошел в США. Настрелявшись в компьютере, школьник распространил правила игры на практику – перестрелял одноклассников и себя.

Еще Гомер знал, что унижение даже одного человека может привести к катастрофе цивилизацию в целом. Но современные политики Гомера не читают и поэтому не знают, что уважение чувства собственного достоинства каждого человека, не важно - маленького или большого, слабенького или сильного - фундаментальное условие устойчивости любого социума. Любое унижение человека или социума – неизбежно наказуемо. Нервные напряжения, возникающие при унижениях и возвышениях, имеют столь же объективную природу, как электромагнитные в физике [1]. Они сами по себе исчезнуть не могут, они разряжаются либо на восстановление чувства собственного достоинства, либо на разрушение социума.

Предполагается, что наблюдаемое противопоставление российского чиновника "народу", "массам" поставлено на подсознание еще, когда служивые люди Ивана I собирали со своего "народа" дань для Золотой Орды. Потом это противопоставление было узаконено крепостным правом, и в советское время выразилось самым страшным геноцидом за всю историю человечества. Сегодня ответственность за состояние страны снова взял на себя чиновник. В результате – "процветает коррупция", "поляризация социума растет", "демографическая катастрофа", "беспризорников больше чем в Великую Отечественную", "деревня спилась", молодежь смотрит на мир "рыбьими глазами", настойчивая и отупляющая барабанная дробь хитов, болезни, преступность, наркомания. Все это – признаки роста нервных напряжений противостояния (поляризации) в социуме. Нервные напряжения могут накапливаться веками, как в конденсаторах [1], а разряжаются непредсказуемо во времени и по форме. Разрядку можно ожидать в форме стихийного или спровоцированного (управляемого) бунта, как это многократно происходило в России, или в форме тлеющего разрушения, как это происходит сейчас, и как это происходило в Риме (там тоже "разделяли и властвовали"). Нервные напряжения предсказуемы, а время и формы бунта непредсказуемы.

Из алгоритма самоорганизации социумов [1] следует, что решение проблем на уровне следствий бессмысленно, они еще более разветвляются и, в конечном счете, приводят к разрушению. Но если проблемы решать на уровне причин, то во всех следствиях они снимаются автоматически. Если, например, причина проблем - в средневековой культуре чиновников, то для решения проблем во всех следствиях достаточно сменить эту культуру на современный менеджмент. Это чрезвычайно сложная задача. (Попробуйте, например, сменить культуру цыган.) Поэтому заменять необходимо всех чиновников одновременно (не унижая, при этом, человека [1]!). В начале ХХ века это проделала Турция и быстро превратилась из средневековой страны в европейскую. Стержнем условий капитуляции Западной Германии и Японии была свобода, которую тоже можно было обеспечить только одновременной сменой всего аппарата чиновников. Результаты мы знаем - в условиях защищенной свободы нервные напряжения социумов переориентировались на реализацию созидательных проектов.

Господствующая ныне потребительская культура (если ее можно назвать культурой) ориентирована на уровень человека-животного. У нас это выразилось хватательными ("законными") успехами чиновников за счет обнищания "масс" и за счет ограбления ресурсов окружающей среды (законы и ресурсы контролировали те же чиновники). Мало того, что чиновники отняли у человека естественное (данное от природы!) чувство ответственности за состояние среды, они эту среду еще и присвоили. Браконьерство, пожары, загрязнение среды - следствия этого отчуждения, и это - до полного разрушения социума и среды. Эта же проблема имеется у планеты в целом. Ее высказал сэр Криспин Тикелл (специалист по проблемам окружающей среды, Англия): "Проблемы, которые мы сами создали, включая пропасть между богатыми и бедными, - известны. Но мало кто хочет этим заниматься. Чтобы это произошло, мы должны заново продумать систему ценностей". Действительно, ценностная ориентация – ключ к успеху, но как сообщить человеку, что он чудо Вселенной, что мир прекрасен и удивителен, в тот момент, когда его грабят или отчуждают землю под ногами?

В условиях напряжений противостояния трудно рассчитывать на создание позитивной ценностной ориентации. Попытки мыслящей интеллигенции внедрить в социум ориентацию на вечные ценности здесь же заглушаются грохотом взрывов из экранов, стрельбой, грабежом и насилием, которые в резонансе с напряжением бунта "масс". Эта проблема непосредственно связана с проблемой опасного опережения развития техники относительно развития науки и культуры. (Вообразим орангутанга, увешенного гранатами, бомбами и плеерами.) Это проблема всей цивилизации, и она может быть решена только средствами культуры. Известен опыт, где девочка из дикого племени, выросшая в Париже, не отличается от прочих горожан в интеллектуальном и культурном развитии, и наоборот, мальчик из цивилизованной семьи, выросший в джунглях, превратился в дикого зверя. Значит, "среда определяет сознание".

Система ценностей зависит от знания, а знание – от состояния образования и науки. Наука сегодня раздроблена на специализации так, что не способна отражать сложные причинно-следственные связи, необходимые для определения "что есть что" и "кто есть кто". (Официальной науке неизвестен смысл простейших явлений природы - пространства, массы, гравитации и электромагнетизма.) Средневековая культура российского чиновника проникла в науку и систему образования как метастаза. Чиновники исключили из школы астрономию и осторожно заменяют ее христианской религией (не подумав, как на это отреагируют представители других религий). Научные идеи, ориентированные на решение проблем, не публикуются, экспериментальные исследования блокируются (из тридцатилетнего опыта автора). У нас трудно представить, чтобы российский чиновник искал творческую инициативу и раскручивал ее в интересах социума. В его культуре заложена программа на ограничения всякой инициативы "масс", и Нобели "утекают" за границу.

Может быть, наука могла бы сформулировать проблему и найти выход из этого глубокого системного кризиса, но в господствующей методологии нарушена естественная гармония художественного и научного мышления - запрещено "измышлять гипотезы", запрещено "верить глазам своим". Запрещена естественная гармония, где художественное мышление имеет параллельную структуру, а научное – последовательную. Они дополняют друг друга и вместе образуют систему "образ-код" – знание [2]. Об опасности нарушения гармонии души и ума предупреждал известный авиаконструктор И.И. Сикорский: "Если тот или иной вид не достигает в своем развитии такой высоты чувств и побуждений, которые необходимы при уровне уже достигнутого им уровня умственного развития, то он обречен на деградацию или вымирание" [3]. (Показанная выше трагедия в школе, где учился мой сын, – подтверждение этой теории в опыте.) "Пока гром не грянул" необходимо переориентировать социум с потребительских ценностей на вечные - посредством всеобщего художественного образования, начиная с ясельного возраста. "Общество, которое учит детей рисовать, преуспеет во всем" (Ж. Руссо). Опыт Японии подтвердил это.

В истории отчетливо прослеживается волевой фактор в создании и разрушении культур. И в нашем случае выход из кризиса возможен по воле прозревших политиков, научной и творческой интеллигенции. Мы должны успеть переориентировать нервные напряжения социума на становление гражданского общества ДО их реализации в непредсказуемые разрушения. Тем более, что создание гражданского общества как-то обозначено в идеологии государства. Когда каждому человеку будут возвращены чувство собственного достоинства и чувство ответственности за все, поставить вечные ориентиры развития не составит труда. Объективные ориентиры не нуждаются в навязывании, они заложены в природе человека, поэтому-то цивилизация и возрождалась после каждого провала в темноту истории. И в нашем случае интеллигенция бережно сохраняет опыт Античной культуры и эпохи Возрождения, чтобы при первой же возможности вновь возродиться, как птица Феникс из пепла, на более высоком уровне.

Возрождение на более высоком уровне может быть обусловлено расширением масштаба ценностей через интеллектуальное и художественное познание Вселенной. В этом направлении имеется замечательный опыт компании ВВС (Англия), популяризирующей научное мировоззрение художественными средствами. Гармонизация научного и художественного мышления в образовании - это путь становления вечных ориентиров на уровне, который цивилизация еще не знала. И заметим, с развитием ориентации на ценность планеты и человека в масштабе Вселенной, качество жизни будет определяться не владением вещью, как это принято в потребительской культуре (если ее можно назвать культурой), а способностью познавать мир, способностью удивляться, сохранять и творить чудеса в гармонии с миром и собой. Это уже культура творцов, а не потребителей. Это магистраль фантастического развития цивилизации до бесконечности. И.И. Сикорский предвосхищал этот путь еще в 1949 году [3]: "Совершенствование человеческой души в подготовке к тайне перехода на высший уровень жизни – это самое важное из того, что происходит на Земле. Именно это наполняет высоким, прочным смыслом земную жизнь".

Источники:

1.     Русинов Ю. Самоорганизация социумов по алгоритму сохранения. "Релга", № 23, 2006; www.relga.ru.
2.     Русинов Ю. Культура, эстетика, политика. Культурологическая концепция. "Релга", № 3, 2007; www.relga.ru.
3.     Сикорский И.И. Эволюция души. "Русский мир", №2, 2000; www.russkymir.ru.
______________________
© Русинов Юрий Ильич

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum