Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Метаморфозы Эроса в зеркале футурологии (читая С. Лема)
(№12 [157] 25.08.2007)
Автор: Сергей Выгонский
Сергей Выгонский
Когда футуролог заявляет о том, что он в поисках материала для своих прогнозов обращается к беллетристике, выполненной в жанре Science Fiction, такое положение вещей, безусловно, следует считать дурным тоном. Однако, если отнестись без предупреждения к любым художественным текстам как к своего рода отчетам, написанным экспертами после экспериментов с собственным воображением, результат использования таких источников может оказаться вполне сносным.

Поэтому я, как психотерапевт, имеющий опыт психологической интерпретации подобных произведений, решил пренебречь общественным мнением и пустился во все тяжкие. На этот раз отправной точкой анализа стала книга Станислава Лема "Фантастика и футурология". Не менее сомнительной оказалась и тема, выбранная для комментирования. Любовное чувство и футурология - что общего между ними? Не судите автора слишком строго - он пишет, как может.

ВОЗМОЖНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОТДАЛЕННОМ БУДУЩЕМ

Согласитесь, только в собственном психоаналитическом блоге автор может себе позволить написать пост с интригующем названием "Эротика как предмет футурологических изысканий". В публикации же, которую будут индексировать целомудренные поисковики, надо быть посдержаннее. Поэтому - речь дальше пойдет о популярном ныне гендере, под которым обычно понимают социальное выражение интимных взаимодействий. Впрочем, давайте по-порядку.

В разделе "Эротика и секс" (т.2 вышеозначенного сочинения) польский литератор обращается к роману Наоми Митчинсон "Воспоминания женщины-космонавта", где описываются похождения этнолога Ольга, путешествующей по экзотическим просторам вселенной. Судя по всему, у главней героини накопилась масса ярких впечатлений от своей профессиональной деятельности.

В одном из эпизодов рассказывается, что марсиане используют свои гениталии самым живейшим и неожиданным образом, а именно - для повседневного общения, заменяющего обычные речевые контакты. Лем при этом отмечает то, что инопланетяне "двуполы, но их пол проявляется только в периоды размножения". Все остальное время жители "красной" планеты интенсивно взаимодействуют друг с другом именно таким коитальным способом. Объясняется такой порядок взаимодействия тем, что наши соседи по планетной системе значительную часть своего эволюционного времени провели под землей, где особое значение приобрели способы коммуникаций через поверхность.

Безусловно, выбранный пример носит гротесковый характер. Однако для нас эти фрагменты несут вполне определенную смысловую нагрузку. Они призваны напомнить нам о том, что в отдаленном будущем самым радикальным образом могут измениться самые привычные и очевидные способы повседневного бытия.

УНИСЕКС КАК ВЕДУЩИЙ СТАНДАРТ БУДУЩЕГО?

Станислав Лем прав, указывая на то, что общество, которое оторвется от своих инстинктивных корней, ожидают потрясения. Польский фантаст пишет: "когда дети появляются на свет под опекой автоматических устройств (что может быть идеально в смысле ликвидации осложнений, вызванных плодовым развитием или родами), то уже невозможно считать, что гомосексуальность - это абберация, а гетеросексуальность - это норма. Ведь при таком положении вещей никакие половые контакты, как гетеро-, так и гомосексуальные, прокреационных последствий не имеют".

Говоря другими словами, сколько-нибудь значимые изменения в будущем главного способа воспроизводства себе подобных (например, после перехода к клонированию) неизбежно приведут к девальвации самого фундаментального принципа, определяющего формирование социальных ролей.

Дело в том, если в наши дни любые отклонения полового чувства так или иначе приводят к отказу от выполнения своей эволюционной миссии - рождения детей, то в отдаленном будущем эта ситуация достигнет своего апофеоза.

И тогда все девианты (лица с сексуальными отклонениями), включая представителей самых маргинальных групп (некрофилы, зоофилы, серийные убийцы и т.д.), будут уравнены с лицами без оных. Дополнительное условие подобной социальной динамики - должна быть решена проблема безопасного удовлетворения извращенных потребностей, для чего будут использоваться технологий виртуального моделирования. Вероятнее всего, на этот путь станут и те, кого в наши дни причисляет себя к традиционному большинству.

Но и это еще не все. Переход на заместительные формы интимного общения с виртуальными кокотками или жиголо неизбежно повлечет за собой и определенные анатомо-физиологические изменения. В результате генитальные системы приобретут декоративный характер либо исчезнут вовсе, поскольку вся буря чувств будет закипать исключительно в специфических центрах мозга. Человечество же в целом с высокой долей вероятности перейдет при этом на заместительное получение гормонов. Ведущим стандартом телесной красоты в будущем станет унисекс.

ИЗМЕНИТСЯ ЛИ В БУДУЩЕМ МИРОВОЙ БАЛАНС ИНСТИНКТОВ?

Есть еще один аспект в этой проблеме. Отказ от традиционного способа воспроизводства людей и переход к виртуальным формам удовлетворения инстинктивных побуждений приведет к полному или частичному уничтожению чувства любви. А тогда неминуем распад общества на людей, изолированных эмоционально друг от друга и погруженных в виртуальные эротические фантазии.

Дело в том, что либидо, инстинктивная энергия влечения людей друг к другу, имеет разные формы и обличия. Ее самый нижний уровень - биологический аспект. Его предназначение - продолжение рода человеческого. Социальный аспект такого переживания более разнообразен. Это и поддержание коммуникаций, и интерес людей друг к другу вообще, и обучение подрастающего поколения, и развитие собственных задатков через творчество, и многое другое.

Конечной целью этого инстинкта является выживание всего человечества, приспособление его представителей к изменчивой окружающей среде. По сути, это инстинкт родового самосохранения. Фрейд назвал эту психическую стихию Эросом.

В противоположность этому существует Танатос - инстинкт смерти. Он проявляется в агрессивных действиях, в том числе направленных в некоторых случаях против самого себя. Фрейд считал, что за такими проявлениями стоит стремление организма вернуться в неорганическое состояние. Однако более вероятно, что за подобной агрессивностью прячется инстинкт индивидуального самосохранения. Очевидно, что импульсы саморазрушения в этом случае появляются тогда, когда личность пытается избежать больших угроз своему "Я".

Фактически мы существуем в социальном мире, где правит диалектика - равновесие между энергией либидо (Эросом) и агрессивными побуждениями (Танатосом). До сих пор в результате исторических циклов это зыбкое равновесие сохранялось. Нарушение баланса психосоциальных течений, собственно, и приведет мир к хаосу и деградации.
___________________________
© Выгонский Сергей Иванович
Авторская web-страница
http://sv-psycho.narod.ru



Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum