Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Наука и техника
"Вибрируйтесь на здоровье!"
(№2 [80] 30.01.2002)
Автор: Алексей Гарматин
Алексей Гарматин
Видеть и слышать для поклонников современного кинематографа нынче недостаточно. Мир цифровых технологий внушает нам, зрителям, уверенность, что нет ничего невозможного. Мы уже верим в то, что посмотреть на мир глазами главного киногероя и пережить те же события, что и в фильме, - дело не десятилетий, не лет, и даже не месяцев.
Трудно сказать, кто больше повлиял на новую технологию, описываемую в приводимом ниже интервью: зрители, жаждущие хоть на секунду попасть в виртуальный мир киноискусства или мастера, шаг за шагом помогающие нам осуществить самые сокровенные мечты - не только видеть и слышать то, что происходит на экране, но и ощущать это всем телом. Приоткрыть завесу этого новшества согласилась директор кинотеатра "Буревестник" Ирина Ивановна Кранк.

- Ирина Ивановна, расскажите, пожалуйста, о технологии "bass-shaker"

- Это достаточно редкое технологическое устройство, которое до сих пор редко используется. В кинотеатре "Буревестник" эти устройства вмонтированы в спинки кресел, которые собраны в центре зала. Кроме того, на этих VIP-местах (от англ. Very Important Persons - очень важные персоны - А.Г.) оптимальным образом сбалансирован звук. Звук поступает в зал по 18 колонкам. Используется технология Dolby Digital Surround EX: левый и правый канал, заэкранный и низкочастотный сабвуфер, заэкранные и тыловые колонки на задней стенке, которые тоже разделены по каналам. Особенности нашего зала заставили поставить вместо стандартных 16 колонок, еще две для тех, кто находится на балконе. Одновременно с заэкранным сабвуфером включается "bass-shaker" (от англ. shake - трясти, вибрировать - А.Г.).

- А замечает что-либо необычное человек, который садится в такое кресло?

- Различие человек замечает сразу в цене (VIP-места стоят на 10-15% дороже, чем обычные - А.Г.). В зале, когда кресла откинуты, он может под сиденьем увидеть устройство диаметром 10 см. Это устройство никак себя не проявляет до тех пор, пока на экране не начинают происходить какие-либо экстремальные ситуации, то есть, в момент включения низкочастотного сабвуфера, который дает мощные низкие частоты и заставляет кресло вибрировать. Данное устройство реагирует на взрывы, землетрясения, падения метеоритов, что создает у зрителей максимальный эффект присутствия.

- Что же ощущает человек в этот момент?

- Это ощущение трудно передать. Это не просто вибрация. Если, например, на экране падает метеорит, то человек ощущает, что метеорит упал прямо под его кресло, если происходит землетрясение, то зритель оказывается в эпицентре этого события. Даже в таком мягком и романтичном фильме, как "Амели", был эпизод, в котором герои фильма едут в поезде, и это ощущение от поездки в метро передавалось зрителям на VIP-местах. Кстати, перед каждым показом фильма у нас демонстрируются фирменные видеоролики, которые предназначены показать все возможности "bass-shaker".

- Не считаете ли вы это шагом на пути к виртуальной реальности?

- Может быть. Хотя было достаточно любопытное, но такое тупиковое ответвление, как стереокино. Оно было очень интересным, но, тем не менее, прекратилось. Технологии, которые использовались в стереокино, предполагали съемку двумя статичными камерами. Отсюда появлялись долгие статичные планы, которые приводили к монотонным фильмам. Сначала люди шли смотреть на этот эффект и поражались, а потом стереопрокат сошел на нет. Людям надоели статичные сцены, им нужно действие и ощущение этого действия в зале. А технология "bass-shaker" позволяет ощутить действие в любом современном фильме.

- Влияет ли данная технология "bass-shaker" на подборку репертуара "Буревестника"? Делаете ли вы упор на боевики, фильмы со спецэффектами?

- Нет. Мы стараемся подбирать репертуар таким образом, чтобы он был интересен зрителям практически любого возраста и мировоззрения. У нас есть и мягкие, и жесткие фильмы. В любом случае, те, кто сидит на VIP-местах, воспринимают хороший, сбалансированный звук. А в случае с фильмами со спецэффектами, такими как, например, "Гонщик", "Королевская битва", эти ощущения просто усиливаются.

- Если я вас правильно понял, зрители на VIP-местах слышат более качественный звук, чем все остальные?

- Нет, я не могу сказать, что человек, сидящий справа, не услышит пролетающий метеорит. Просто зрители на VIP-местах слышат звуки в сбалансированном отражении, именно так, как запланировано режиссурой фильма. То есть, если на экране показан пролетающий метеорит, то сидящие на VIP-местах услышат, как этот метеорит пролетает как раз мимо них.

- Технология "bass-shaker" возможна только с Dolby Surround EX?

- Не могу сказать ни "да", ни "нет". Вряд ли кинотеатр, будет внедрять достаточно дорогую технологию "bass-shaker", а потом делать хороший звук. Думаю, все происходит как раз наоборот.

- Где еще в России используется "bass-shaker"? Были ли случаи использования данной технологии в Ростове?

- В Москве, в Прибалтике в Вильнюсе. В Ростове "bass-shaker" используется впервые. Я практически уверена, что такого нет по всему югу России. Гарантии дать не могу, потому что в частном порядке такое устройство можно установить и дома, но в общественных кинотеатрах юга России такая технология еще не применялась.

- Была ли у вас возможность сравнить эффект, полученный от данной технологии в Ростове и в других городах?

- Это было бы довольно трудно сделать, так как нужно было бы смотреть один и тот же фильм, находясь в одном и том же месте, и в одной и той же одежде, которая может также влиять на ощущения. Скажем, человек, который придет на сеанс в ватнике, вряд ли почувствует вибрацию…

- Помогает ли эта технология в конкуренции с другими киноплощадками Ростова?

- Дело в том, что мы стали использовать эту технологию сравнительно недавно, с момента открытия кинотеатра "Буревестник" после капитального ремонта. Рекламная компания пока не проводилась, a мы два месяца отслеживали реакцию зрителей и присматривались к новинке. Кроме этого, я не думаю, что 16 кресел могут сыграть большую роль в конкурентной борьбе, которая ведется в Ростове. Я думаю, это только поможет кинопрокату вообще. Лишний раз обратить внимание на кинопрокат - это всегда интересно. Если завтра кто-либо из конкурентов введет еще более интересную технологию, я буду только рада, потому что общее внимание к кинопрокату увеличится. Ведь если мы рассчитываем на ту же аудиторию, что "КиноМакс" или будущий "Ростов", то мы не считаем их из-за этого своими антагонистическими конкурентами.

- Вы планируете увеличение количества VIP-мест? Не бывает так, что зрители сидят вокруг пустующей VIP-зоны?

- Бывает как раз наоборот: зал пустует, а VIP-места заняты. Много людей приходит именно ради новых ощущений. Спрос на VIP-места достаточно высок и мы его удовлетворяем, но нельзя сказать, что мы на этом остановимся.

- Бываeт, что мест не хватает?

- Конечно. Наш небольшой зал на 125 мест часто бывает полностью заполнен. У нас практикуется заказ билетов по телефону, и иногда еще задолго до сеанса можно не попасть на необычное кресло.

- Известно ли о том, что другие киноплощадки Ростова в будущем оборудуют свои залы креслами с "bass-shaker"?

- Такой информацией я не располагаю. Но уже сейчас, садясь в такое кресло, каждый ростовчанин должен испытывать гордость за столицу Южного федерального округа.

- И в заключение: как бы вы в трех фразах охарактеризовали технологию "bass-shaker"?

1) Эффект присутствия, 2) шаг в будущее и …3) вибрируйтесь на здоровье!
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum