Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Коммуникации
К вопросу о некоторых тенденциях развития зарубежных СМИ в современный период
(№13 [158] 15.09.2007)
Автор: Наталья Ярыгина
Наталья Ярыгина
Новый век со стремительным всплеском прогрессивных технологий и появлением новых профессий трансформировал основы медиаиндустрии, поставил новые вопросы, предъявил новые требования к масс-медиа, в том числе к системе законодательства в области СМИ, к профессиональной этике, к психологии журналистского творчества. С одной стороны, характерной приметой стало появление у человечества общих глобальных проблем, которые возможно разрешить лишь всем миром. С другой стороны, несмотря на смену эпох и веяний времени, человек остается человеком - с запрограммированными личностными концептами психики и веками сложившейся национальной ментальностью, сформированными государством идеологиями и потребительскими вкусами.

Динамичность развития зарубежных СМИ, постоянная изменчивость ситуации на медиарынке, связанная с процессами изменчивости мира, требует пристального внимания со стороны исследователей истории журналистики. Попробуем определить основные тенденции этого процесса.
В последние два-три десятилетия планета Земля оказалась свидетелем уникального переплетения гигантских по масштабам явлений и процессов, каждый из которых в отдельности можно было бы назвать эпохальным событием с точки зрения его последствий для всего мирового сообщества. В совокупности они создали качественно новую инфраструктуру мироустройства. Как следствие этого, и все мировые СМИ становятся причастными к обсуждению общих проблем, которые затрагивают интересы всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: терроризм, военные конфликты, угроза мировой войны, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и другие. Журналисты разных стран наряду с политиками, учеными, экономистами ратуют за согласованное совместное использование экономических, интеллектуальных, научно-технических ресурсов. Гораздо активнее, плодотворнее, чем в прошлом веке, они участвуют в решении конкретных общественных и политических вопросов. Благодаря их усилиям население получает информацию о наиболее значимых для его жизни явлениях и процессах, формируется общественное мнение, и под его давлением принимаются необходимые законы и решения, меняется ход развития событий. При этом, отражая суть глобальных проблем, мировые СМИ пестрят предложениями о путях предотвращения грозящих человечеству катаклизмов и последствий от них.

Сегодня неважно, где ты живешь: далеко ли, близко ли от происходящих конфликтов, потому что глобализация, рано или поздно, вовлечет тебя в водоворот событий. И, конечно, лучше своевременно наблюдать за их ходом, чем потом вынужденно переживать разрушительные последствия. Поэтому журналисты всего мира освещают многочисленные локальные конфликты, так называемые "малые" войны на Кавказе, Ближнем Востоке, Средней Азии, грозящие перерасти в глобальную войну религиозных фундаменталистов. Среди "горячих точек", вовлекающих в свою орбиту интересы и судьбы огромного количества стран и народов, – Израиль, где израильтяне и арабы регулярно возвращаются к новому витку военного противостояния, Ирак, где американское руководство пытается диктовать свою волю не только местному населению, но и мировому сообществу. Судя по публикациям, оппозиционность политике своего правительства, как во мнениях, так и в концептуальных идеях становится характерной чертой современной зарубежной журналистики в большей степени, чем это было в прежние годы.
Процесс глобализации коснулся и организации медиаструктур, для которой в настоящее время характерно создание масштабных медиапроектов. Наиболее успешно совместные международные проекты реализуются крупнейшими медиакорпорациями, зарекомендовавшими себя в течение длительного времени. Так, в России весьма популярна газета «Ведомости», выпускаемая совместно с «Financial Times», «The Wall Street Journal» и «Independent Media». Международными стали «International Herald Tribune», «Financial Times Deutschland» и другие издания. Концентрация капитала осуществляется через создание медиа-холдингов, информационных империй. Это позволяет реализовывать масштабные и дорогостоящие медиа-проекты, кооперирует и специализирует журналистский труд, углубляет содержание журналистских расследований, что объективно приводит к повышению качества работы специалистов этой сферы. Так, например, в Великобритании, несмотря на наличие частных газет, большинство изданий принадлежат крупным медиа-корпорациям. Популярная воскресная газета «The Sunday Times» сейчас принадлежит «New Corp», которая также владеет станцией спутникового телевидения. При этом редакторы очень горды тем, что они не зависят от владельца газеты, хотя думается, что речь идет скорее о компромиссе.

В развитых странах, несмотря на постоянный диктат коммерческой выгоды, увеличение тиражей, усиление роли рекламы, издатель или редактор по-прежнему ориентируются на потребителя информации, будь-то читатель, зритель, слушатель, пользователь электронных сетей. При обилии так называемой «желтой прессы», на Западе в лучших, авторитетных периодических изданиях высока гражданская ответственность журналистов, пытающихся адекватно отразить общественные интересы, представить плюрализм мнений как фундаментальную основу современной демократии. Нередко полемика разворачивается в рамках одного СМИ, что трудно себе представить, например, в российских, даже самых продвинутых, редакциях. В Великобритании, политическая поддержка газетами определенных партий не является обязательной, они могут высказывать альтернативные мнения. Сами англичане чаще всего выделяют пять серьезных газет: «The Times», «The Independent», «The Telegraph», «The Guardian», «Financial Times». Эти газеты имеют колоссальное влияние на выбор избирателей при голосовании в органы власти, хотя только первые две считаются независимыми изданиями, тогда как «The Telegraph» поддерживает Консервативную партию, а «The Guardian» популярна среди либерально настроенных читателей, особенно среди учителей и ученых. Еженедельник "Обсервер" рассчитан на более широкие круги населения. Тем не менее, по мнению и теоретиков, и практиков журналистики, обратная сторона концентрации и монополизации в области СМИ – некоторые ограничения, по сравнению с предыдущими периодами, свободы слова, плюрализма мнений, что снижает результативность формирования общественного мнения.

Еще одной особенностью сегодняшней зарубежной журналистики является использование интерактивных технологий, изучение общественного мнения с помощью социологических опросов, психологических и маркетинговых исследований и активное использование результатов этих исследований при подготовке публикаций. Весьма профессионально в этой связи работают американские журналисты, особенно в области расследований. Ярким примером может служить описание недавних трагических событий в штате Виргиния, где студент расстрелял 32 человека. За несколько дней страна узнала о виновнике то, что, как выяснилось, не было известно даже родной матери. Журналисты переворошили кучу документов, побывали даже в Корее, где тот вырос. На голубых экранах шел перекрестный полилог не только с родными, но и с врачами, педагогами, учениками, полицейскими и др. Были поминутно расписаны все последние дни перед трагедией. Информация концентрировалась, передавалась некими сгустками, но воспринималась как нечто экстремально важное для США, сжатое, краткое, ненавязчивое, как говорят американцы, «straight to the point». Главное, что ситуация обсуждалась с выходом на глубину, разносторонность проблемы, как частной, так и общественной, да еще и в межкультурном аспекте. Дело в том, что преступник сам запечатлел плоды своего деяния и успел отправить фото- и видеоматериалы на NBС, но из моральных соображений эти материалы в эфир журналисты не поставили, в то время, как другие каналы их демонстрировали. Вокруг этой истории началась полемика о моральной ответственности журналиста. Сейчас в США активно обсуждается вопрос о том, что есть журналистика, а что «story telling». Что такое новости для журналистов, а что – для обывателей. Например, Myspace.com запустил проект, который позволяет пользователям помещать свои мнения, наблюдения, восприятия, суждения на своем сервере. Их можно просмотреть, вступить в диалог и т.д. Таким образом, различные интерактивные технологии становятся все более популярными.

Скорость и объем информации узаконили и новый тип СМИ – электронные газеты и журналы. Кроме собственно сетевых периодических изданий, большинство иностранных СМИ имеют свою электронную версию в Интернете, где выставляют архив издания и ленту последних новостей. Все большее развитие получают форумы на сайтах СМИ, где читатели имеют возможность обсудить с единомышленниками то, что их волнует, видение проблем, высказывают свое мнение по поводу прочитанного, приглашают к соразмышлению. Вместо традиционной подписки предлагается электронная, причем с рассылкой подборки материалов по электронному адресу пользователя. Появились новые специализации журналистской профессии: мультимедийные редакторы и журналисты. Мультимедийная коммуникация все прочнее обосновывается в этом мире, объединяет людей разных стран, социальных и общественных групп, возрастов. Во всех странах Интернет выходит на первую позицию среди всех видов СМИ.
Однако процесс глобализации мира и СМИ, использование новых технологий и методик не отменили своеобразия национальных изданий. Для того чтобы оценивать ситуацию с прессой конкретно по странам, прежде всего, кроме очевидных, внешне понятных для анализа данных, необходимо учитывать ментальность наций, учитывать веками сложившиеся предпочтения. Это и происходит в лучших зарубежных периодических изданиях, как печатных, так и сетевых.

Не соглашусь с теми, кто пытается и сегодня представить зарубежную журналистику только в аспектах масс-культуры и коммерциализации, шаблонов и стереотипов. Отечественной журналистике есть что перенимать у западных, восточных и американских коллег. Не идеализируя иностранное, предлагаю обратить внимание на те тенденции, что происходят за рубежом, чтобы, помня о своих ментальных особенностях, взять на вооружение лучшее и не повторять худшего.
______________________________
© Ярыгина Наталья Степановна


Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии авторов Релги, друзей в фейсбуке – авторские и в порядке поделиться
Мозг и ничего кроме: существует ли человеческое «я» объективно?
Философские рассуждения о сущности и мышлении
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum