Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Масштабы катастрофы на Таймыре пытаются замалчивать. Заявление СМИ, входящи...
Заявление СМИ, входящих в «Синдикат-100» о воспрепятствовании законной деятельно...
№07
(375)
01.07.2020
Общество
TEMPORA MUTANTUR ET LEGES MUTANTUR IN ILLIS - ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ И ЗАКОНЫ МЕНЯЮТСЯ ВМЕСТЕ С НИМИ
(№13 [158] 15.09.2007)
Автор: Галина Туник
Галина Туник
(осмысление геральдики в нормах российского регионального права на примере Костромской области)

В 2006 году в Костромской области были приняты законы «О гербе Костромской области» и «О флаге Костромской области». С точки зрения геральдико-правовых норм законы новые, обеспечивающие доступность, обозримость и точность правовых требований в сфере территориальной геральдики. Эти законы продолжают череду нормативных правовых актов Челябинской, Липецкой, Московской областей, являющих собой пример четкой правовой регламентации геральдического обеспечения субъекта Российской Федерации.

Чтобы быть последовательными в нашем исследовании, вернемся на несколько лет назад.
Точкой отсчета работы по геральдическому обеспечению Костромской области и муниципальных образований Костромской области можно считать 10 октября 2002 года, когда по инициативе автора данной статьи при поддержке администрации области была образована геральдическая комиссия при администрации Костромской области и проведен семинар по вопросам геральдики для руководителей муниципальных образований области.
Прежде всего, руководителям районов и области нужно было дать общий «геральдический» обзор по Центральному федеральному округу. В этом ряду Костромская область, имевшая только два зарегистрированных герба – областной и города Волгореченск, среди 18 областей была практически в конце. После нее были только Брянская, Липецкая и Тамбовская с одним гербом каждая, Орловская с согласованным региональным гербом, и Курская область без символов. А лучшей была Рязанская область, имевшая 29 гербов и 4 флага.
Для того, чтобы начать диалог с руководителями городов и районов, необходимо было провести анализ тех материалов, которые были предоставлены нам для дальнейшей работы по геральдическому обеспечению муниципальных образований области.

В результате рассмотрения предоставленных документов выявилось следующее:
города Кострома и Галич, являющиеся геральдическими преемниками, могли установить исторические гербы в качестве официальных символов без переработки рисунков, но с исправлением нормативных правовых актов;
Галичский район использовал исторический двухпольный герб города Галича без нормативного утверждения;
город Буй утвердил 26.07.1997 исторический двухпольный герб уездного города Буй 1779 года, Макарьевский район 25.04.1997 утвердил исторический двухпольный герб, высочайше утвержденный в 1779 году уездному городу Макарьев. Оба эти муниципальные образования утвердили свои символы без учета современных геральдико-правовых норм, т.е с воспроизведением губернского герба в верхней половиной;
Кадыйский, Кологривский, Чухломский районы, Нерехта и Нерехтский район тоже утвердили исторические двухпольные гербы без учета современных геральдико-правовых норм, при этом закрепили эту норму в своих уставах;
Солигаличский район пользовался историческим двухпольным гербом 1779 года уездного города Солигалич без нормативного его утверждения;
Судиславский район символов не имел. В этом случае для Судиславского района возможно было разработать символы на основе проекта исторического герба 1867 года;
Без учета геральдических правил и геральдико-правовых норм утвердили свои гербы Буйский район (28.06.2002), Вохомский район (04.04.1997), Красносельский район (04.06.2002), город Мантурово (18.09.1997), Мантуровский район (20.11.1998), город Нея и Нейский район (03.09.1898), Павинский район (10.04.1997), Сусанинский район (04.11.1998), город Шарья (30.11.2001), Шарьинский район (21.02.2002),
Костромской район разработал герб, но не утвердил его;
Антроповский, Островский и Пыщугский районы в 2002 году объявили конкурс на разработку своих официальных символов;
Межевской, Октябрьский, Парфеньевский и Поназыревский районы не представили материалов.
Геральдический процесс в муниципальных образованиях тема нашего последующего исследования. Отметим только, что все вышеуказанные города и районы сегодня имеют официальные муниципальные символы.

Ситуация с официальными региональными символами была следующей. Первый закон о гербе был принят в ноябре 1995 года, с января 1999 года второй - «О гербе Костромской области», с октября 2000 - «О государственной символике Костромской области».
К принятию новых законов область шла достаточно сложно. Чтобы изменить концепцию закона, необходимо было, прежде всего, убедить область в том, что употребление слова «Государственный» в региональном законе некорректно. Необходимо было также внести изменения в Устав (Основной закон) Костромской области.

В 2003 году мы подготовили служебную записку на имя главы администрации В. Шершунова с предложением внести поправки в Закон Костромской области от 19.10.2000 № 1046 «О государственной символике Костромской области» в форме, которую приводим полностью:
«В состав Костромской области, в соответствии с административно-территориальным устройством области входят города и районы, имеющие статус «муниципального образования», которые в свою очередь, в соответствии с федеральным законодательством, вправе иметь свою собственную символику.
Работа по геральдическому обеспечению муниципальных образований Костромской области претерпевает затруднения, связанные с отсутствием в законе Закон Костромской области от 19.10.2000 № 1046 «О государственной символике Костромской области» нормы, регулирующей в муниципальных герба обозначение административно-территориальной принадлежности к Костромской области.

В связи с этим, Геральдическая комиссия при администрации Костромской области, руководствуясь возложенными на нее задачами по геральдическому обеспечению Костромской области, ходатайствует перед главой администрации Костромской области, обладающим в соответствии с п. 5 ст. 32 Устава Костромской области правом законодательной инициативы в областной Думе, выйти в областную Думу с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в Закон Костромской области от 19.10.2000 № 1046 «О государственной символике Костромской области».
Сами изменения и дополнения в Закон Костромской области «О государственной символике Костромской области» заключались в следующем:
В названии закона слова «О государственной символике» заменить словами «Об официальных символах»;
в статье 1 слова «государственной символики» заменить словами «официальными символами»;
в статье 2 слова в названии статьи «Государственная символика» заменить словами «официальные символы»; слова начала абзаца «Государственной символикой» заменить словами «Официальными символами»;
в пункте 5) статьи 11 слово «государственных» - исключить.;
статью 12 после пункта 10 дополнить новым абзацем следующего содержания: «Муниципальные образования Костромской области, для обозначения административно-территориальной принадлежности к Костромской области, вправе включать в состав своих гербов вольную часть – четырёхугольник, примыкающий изнутри к верхнему краю щита лазоревого (синего, голубого) цвета с воспроизведёнными в нём фигурами из герба области»;
в статье 14, в первом абзаце, после слов «при использовании» слова «государственной символики» заменить словами «официальных символов»; во втором абзаце после слов «порядка использования» слова «государственной символики» заменить словами «официальных символов», слово «ее» заменить словом «их».
Данные предложения были рассмотрены на очередном заседании Геральдической комиссии и направлены главе администрации. Между тем, работа по геральдическому обеспечению Костромской области продолжалась. Проекты законов о гербе и флаге Костромской области были разработаны автором данного исследования в 2004 году. Основу текста костромского законопроекта составили тексты законов о гербе и о флаге Челябинской области, действовавших с 2001 года, автором-разработчиком которого также является автор данной статьи. Необходимо отметить, что нами изначально предлагалось разработать два законопроекта – о гербе и о флаге. Однако по просьбе руководства области был разработан «совместный» законопроект, дабы «не отступать от традиций».

Текст законопроекта был составлен с применением новых технологий разработки законопроекта, разграничивался на главы с наименованием глав и статей. В нем присутствовали такие положения как внесение герба в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Вводились специальные узкопрофессиональные термины, устанавливались три равнодопустимые версии герба Костромской области: полный герб, коронованный гербовый щит и гербовый щит. Соответственно каждая из трех версий герба должна была иметь свой правовой режим, что и было закреплено в законопроекте.
Текст был предложен как рабочий вариант. Предполагалось, что созданная рабочая группа по законопроекту проведет дальнейшую необходимую и всем юристам знакомую по его дальнейшей проработке в соответствии с законодательством области. Вместо этого юридические службы администрации Костромской области, не готовые к такому тексту, пошли по иному пути, совершенно не коррелирующимуся с правовой этикой. Проект подвергся заключению, которое начиналось словами «По данному проекту имеются следующие замечания» и заканчивалось фразой «Правовое управление администрации Костромской области проект закона «О гербе и флаге предлагает отклонить». Заключение подписано начальником управления Н.М.Константиновской.
Это заключение, которое мы рассмотрим в контексте законов о гербе и о флаге Костромской области, принятых в 2006 году, лишь отдалило работу над официальными региональными символами.
Что же не понравилось региональным законодателям? Приведем некоторые выдержки из заключения, подготовленного специалистом правового управления В.Н.Шмелевым. Именно эти принципиально важные нормы привели законопроект к отклонению. И именно они, включенные в действующие законы о гербе и о флаге, ставят Костромскую область в ряд лучших законов в сфере геральдики.

Из текста заключения: «Установление статьей 3 законопроекта разных версий герба Костромской области (9 приложений) приводит к излишней загруженности законопроекта. Следует установить рисунки герба Костромской области в двух вариантах многоцветном и одноцветном».
Частью 4 статьи 2 действующей редакции закона установлены три равнодопустимые версии воспроизведения герба области:
1) полный герб области - совпадает с геральдическим описанием герба области;
2) средний герб области - коронованный щит (без щитодержателей, подножия и ленты ордена Ленина);
3) малый герб области - гербовый щит (без золотой российской Императорской короны, щитодержателей, подножия и ленты ордена Ленина). [1]
Из текста заключения: «Полагаем целесообразно было бы разработать два законопроекта «О гербе Костромской области» и «О флаге Костромской области». Об этом см. выше.

Из текста заключения: «Использование герба Костромской области в многоцветном варианте на бланках документов и правовых актов органов государственной власти Костромской области (статья 7 законопроекта) повлечет значительные финансовые и материальные затраты - на изготовление подобных бланков, в связи с отсутствием специальной техники».
Согласно статьи 4 действующего закона о гербе полный герб области в многоцветном варианте помещается на бланках подлинников:
1) кодексов Костромской области и законов Костромской области;
2) постановлений губернатора Костромской области;
3) постановлений Костромской областной Думы;
4) постановлений администрации Костромской области;
5) решений избирательной комиссии Костромской области;
6) почетных грамот и дипломов органов государственной власти Костромской области.

Полный герб области в многоцветном или одноцветном варианте помещается на бланках:
1) губернатора Костромской области;
2) Костромской областной Думы;
3) депутатов Костромской областной Думы;
4) администрации Костромской области;
5) избирательной комиссии Костромской области.

Средний герб области в многоцветном или одноцветном варианте помещается на бланках подлинников:
1) распоряжений губернатора Костромской области;
2) распоряжений администрации Костромской области;
3) распоряжений председателя Костромской областной Думы;
4) распоряжений заместителей главы администрации Костромской области, руководителя аппарата администрации Костромской области, управляющего делами главы администрации Костромской области.

Из текста заключения: «Часть 3 статьи 7 проекта устанавливает помещение герба Костромской области на печатях должностных лиц государственной власти и организаций и учреждений независимо от форм собственности, что, на наш взгляд, недопустимо».
Статьей 5 действующего закона о гербе Костромской области полный герб области может помещаться на печатях органов государственной власти Костромской области, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

Из текста заключения: «Законопроектом устанавливаются новые правоотношения в области символики Костромской области, при этом разработчик законопроекта не упоминает о Законе Костромской области от 27 октября 2000 года № 114-ЗКО «О государственной символике Костромской области», тем самым может возникнуть двойное правовое регулирование одних и тех же отношений».
Именно с этой целью - новыми правоотношениями в сфере геральдики Костромской области - и разрабатывалась новая версия закона. И, как следует из статьи 11 Закона Костромской области, со дня вступления в силу настоящего Закона признаны утратившими силу положения Закона Костромской области от 27 октября 2000 года N 114-ЗКО «О государственной символике Костромской области» в части описания и порядка официального использования герба области.
В итоге герб и флаг обрели каждый свое правовое поле.
Вот такие геральдико-правовые новшества в сфере геральдического обеспечения Костромской области были предложены автором-разработчиком, отклонены юридической службой и в итоге - установлены региональным законом.

Новеллой этого Закона Костромской области «О гербе Костромской области» в числе вышеуказанных является обоснование символики герба Костромской области, также составленное автором данной статьи: За основу герба области взят герб Костромской губернии, Высочайше утвержденный 5 июля 1878 года, подлинное описание которого гласит (приводится в оригинале): «Въ лазуревомъ щитъ, на серебряной водъ, золотой древнiй Варяжскiй корабль, съ орлиной головой и крыльями на носовой части, съ парусомъ, флагомъ, на которомъ Императорскiй орелъ и съ семью гребцами. Щитъ увънчанъ Императорскiй короною и окруженъ золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».
Герб области отражает богатую событиями историю области, неразрывно связанную с важнейшими этапами истории Российского государства.
Современная территория Костромской области образована 13 августа 1944 года и включает в себя основную часть территории бывшей Костромской губернии, образованной в декабре 1796 года по указу Павла I.

Главной фигурой герба области является золотой корабль - символ движения, достижения цели, украшенный орлиной головой - символ разума, индивидуальности и духовной жизни, и.крыльями -- символами полета, духовности, воображения, аллегорически показывает Костромскую область, расположенную в центре Европейской части России, в северо-восточной части Центрального экономического района, имеющую выгодное транспортно-географическое положение, что способствует экономическому развитию Костромской области. Основная река - Волга и впадающие в нее крупные реки Кострома, Унжа, Ветлуга показаны в гербе области серебряной волнистой оконечностью.
Серебро символизирует совершенство, благородство, великодушие, чистоту, веру, мир.
Красоту и богатство природы Костромской области аллегорически передает лазоревое поле герба области.
Лазурь символизирует истину, честь, великодушие, возвышенность, славу, верность, безупречность, добродетель.
Императорская корона указывает на статус Костромской области как субъекта Российской Федерации.
Костромская земля сыграла особую роль в становлении династии Романовых. Вполне справедливо названная «колыбелью дома Романовых», именно костромская земля стала первой ступенью к восхождению юного Михаила Романова на российский трон. Костромскую землю неоднократно посещали «Величайшие Особы» - Екатерина II, Николай I, Александр II, Александр Ш, великие князья. Об этом аллегорически говорят щитодержатели - символические животные грифоны, имеющие голову, когти и крылья орла - царя птиц, а тело льва - царя зверей и, таким образом объединяющие две жизненные области - земли и воздуха.

Одним из крупнейших костромских промыслов стало ювелирное дело, показанное в композиции герба узорным золотым подножием. Мастера-ювелиры создали оклады икон и Евангелий, кресты, церковные сосуды, броши и серьги. Изделия с любовью украшались растительным орнаментом, гравировкой, сканью.
Золото символизирует знатность, могущество, богатство, прочность, интеллект, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Лента ордена Ленина, которым Костромская область награждена в 1967 году, символизирует заслуги области.
Червлень (красный цвет) символизирует мужество, труд, жизнеутверждающую силу, красоту.

Оригиналы текстов Закона Костромской области «О гербе Костромской области» и Закона Костромской области «О флаге Костромской области» и приложений к ним предоставлены автору в распоряжение Первым заместителем Костромской областной Думы В. ИЖИЦКИМ.



Герб Костромской области. 2006.

Нажмите, чтобы увеличить.


Флаг Костромской области. 2006.

Нажмите, чтобы увеличить.

____________________________
© Туник Галина Александровна
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху
Статья об уникальных природных явлениях на территории Ростовской области, в том числе образцах первобытного ис...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum