Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
RUSOLGA. RU или «ЗОЛОТОЙ ИГЛОЙ В УГОЛКЕ ГЛАЗА…». Художник Ольга Русанова.
(№13 [158] 15.09.2007)
Автор: Нина Огнева
Нина  Огнева
«Историю о столь редких чудесах следует записать кончиком золотой иглы в уголке глаза» – подобным вступлением предварялись свидетельства восточных летописцев о творениях удивительных мастеров – подлинных художников своего дела.

Талантливую выпускницу Ростовского-на-Дону художественного училища им. Грекова Олю Ерохину помнят ростовчане и новочеркассцы. В Москве, Питере, в странах западной Европы и Японии Ольга приобрела известность как Русанова: несколько лет назад в память о дорогом человеке художница взяла фамилию матери.

В среде «галерейщиков» и искусствоведов имя Ерохиной-Русановой в комментариях не нуждается. Интернет-пользователям художница известна как RUSOLGA. Но рядовой любитель изобразительного искусства не откажется получить о художнице дополнительную информацию.

Лет пятнадцать назад студенческие курсовые работы одаренной девушки буквально поражали воображение знатоков. И не только зрелым техническим мастерством. Ольгины графические листы несли в себе явные признаки глубочайшего творческого потенциала.

Неординарность виденья и осмысления визуального пространства, глубокая философичность и утонченная интеллектуальность – вот отличительные черты этой удивительной художницы. Оценочные категории «хорошо», «отлично» или даже «великолепно» относительно серии иллюстраций к такому сложному произведению, как «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсиа Маркеса, выполненных восемнадцатилетней Ольгой, попросту неправомерны. Адекватность гениальному тексту (и по уровню мастерства, и по философской и эмоциональной насыщенности) – вот достойная оценка работы молодой художницы. Дипломной работой Ольги стало уникальное произведение полиграфического искусства. Текст знаменитого памятника русской старины «Путешествие Иоанна Новгородского в Иерусалим и обратно» был не только проиллюстрирован, но и стилизован под манускрипт на старославянском языке. В качестве основного инструмента послужило настоящее гусиное перо. Иллюстрации, маргиналии, буквицы и прочее художественное оформление составили с текстом единое и неразрывное целое, будучи подчинены единой концепции, единому художественному замыслу.
Нажмите, чтобы увеличить.

Экстравагантность, непредсказуемость, парадоксальность мышления характерны для художницы. Творчество Русановой глубинно пронизано фантасмагоричностью, да и сама RUSOLGA фантасмагорична в своем роде: масштабность комплекции этой красивой, подвижной, энергичной женщины в сочетании с подлинным артистизмом её натуры ассоциируется с образом Монтсеррат Кабалье. Что нисколько не мешает Ольге сохранять изумительную пластику жеста, выразительность мимики и стремительность походки: черное длинное облачение, напоминающее одновременно и монашеское рубище и концертное платье; каштановые «врубелевские» волосы и многочисленные «фенечки» из бисера, поделочных камней. Безукоризненный вкус и профессиональный подход обнаруживается и в изготовление бижутерии…
Нажмите, чтобы увеличить.


Искусствоведы издавна поделили предмет своего интереса – искусство – на две неравные части: «чистое» и «прикладное». Притом, изрядно принизив престиж и значение последнего. Однако грань между этими подразделениями неуклонно стирается. Предметная живопись теряет свои позиции с тех пор, как запечатление окружающего мира стало возможным с помощью фотографии, кино, видео и компьютерных цифровых способов. Эстетика в чистом виде – изумительные сочетания красок, линий, фактур и текстур, лишь с намеком на конкретные образы, – вот что возобладало сейчас в изобразительном искусстве. Ольга Русанова (исходно – художник-график), однако же, не пренебрегает популярным нынче «декоративным монументализмом», привнося в это направление свои, поистине неповторимые особенности, в частности – выполняя большеформатные работы с ювелирной изощрённостью. Высочайший уровень профессионализма и богатейший опыт работы в традиционном ключе только способствует полноценному самовыражению художника в новых, экстравагантных формах. Особо привлекательным в произведениях Ольги Русановой является отсутствие обширных монохромных плоскостей, чем грешат подчас современные живописцы дизайнерского толка. Необычайные цветовые и световые эффекты достигаются мозаичной детализацией абстрактно-декоративного сюжета. Такой прием визуально ассоциируется с ткаными узорами, бисерными россыпями и утонченным шитьем. А при выполнении ряда работ в достаточно известной технике «граттаж», основным инструментом является и в самом деле настоящая золотая игла. Новаторство, авангардный подход не только к эстетической и содержательной части произведения, но и к способу изготовления – характерен для Ольгиного творчества. Кроме ультрасовременных и традиционных технических приемов и материалов художницей используются совершенно оригинальные, честь изобретения которых принадлежит ей самой.

Но традиционная черно-белая графика Русановой (тушь, перо), на мой взгляд, представляет несравнимо большую ценность – выходящую за пределы понятий в рамках «оценочных листов» и сертификатов, поскольку содержит в себе компонент, который способен существовать только в пределах той самой – трудноуловимой – границы, всё же отделяющей «чистое» от прикладного (утилитарного, как теперь говорят). Речь о подлинном (не формальном!) и на редкость глубоком проникновении в философскую сущность натуры – будь то натюрморт, пейзаж, мимолётная зарисовка либо тщательно проработанный полиграфический лист.
Дизайнеры, желая лаконично выразить высшую степень восхищения совершенством некой композиции, говорят: «Это – звенит!..». Графические работы Русановой явственно свидетельствуют о том, что биокомпьютер художницы исходно оснащен Генератором Вибраций Высшего Порядка…
Нажмите, чтобы увеличить.

Для галерейщиков, коллекционеров, книгоиздателей и пр. – дополнительная информация.
Работы художницы находятся в частных коллекциях и музеях германии, США, Японии, России, Швейцарии, Канады, Великобритании и др.
С 1992 по 2007 г.г. цветную и чёрно белую графику Русановой, а также произведения прикладного характера можно было увидеть на российских вернисажах – Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Азов, а также на персональных выставках и ежегодных Пасхальных ярмарках в Германии – Нордхаузен, Дрезден, Ганновер, Кёльн, Лейпциг, Дрезден, Бонн…
Нажмите, чтобы увеличить.


Нажмите, чтобы увеличить.


Нажмите, чтобы увеличить.


http://www.rusanova.com/
rusolga@yandex.ru

_______________________
© Огнева Нина Сергеевна

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum